34111

Принцип психоаналитической нейтральности. Реакции аналитика на пациента: рациональные аффективные, комплиментарные, эмпатические, контрпереносные

Реферат

Производство и промышленные технологии

Принцип психоаналитической нейтральности. В данной теме особое внимание следует уделить пониманию центрального базового значения психоаналитического понимания нейтральности. Слово НЕЙТРАЛЬНОСТЬ neutrlity и концепция ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ НЕЙТРАЛЬНОСТИ были амбивалентными с самого момента рождения психоанализа. Приветствуемая одно время как настолько фундаментальная что принимается как данность к нейтральности тут же стали тихо относиться как мифу.

Русский

2013-09-06

48 KB

0 чел.

Тема 8.  Принцип психоаналитической нейтральности. Реакции аналитика на пациента: рациональные аффективные, комплиментарные, эмпатические, контрпереносные.

Программные положения.

Пациент как объект для аналитика: текущий, ребенок, как объект контрпереноса. Формы контрпереноса. Различные состояния – реакции пациента на аналитика и аналитика на пациента. Через этот процесс демонстрируется сложная глубинная  конфигурация психического аппарата и демонстрируется основа терапевтического процесса – как многоуровневое взаимодействие двух психик, результатом которого и достигается терапевтический эффект.  

Методические рекомендации по изучению темы.

В данной теме, особое внимание следует уделить пониманию центрального, базового значения психоаналитического понимания нейтральности. Следует четко уяснить, что нейтральность это основной принцип отношений в психоаналитической терапии, на основе которого выстраивается, практически вся модель и специфика отношений в кабинете, и достигаются терапевтические изменения.

Конспект   лекции.

Слово НЕЙТРАЛЬНОСТЬ (neutrality) и концепция ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ НЕЙТРАЛЬНОСТИ были амбивалентными с самого момента рождения психоанализа. Приветствуемая одно время как настолько фундаментальная, что принимается как данность, к нейтральности тут же стали тихо относиться как мифу. Сам Фрейд никогда не использовал Немецкого слова Neutralitaet (neutrality) ни в своих технических, ни в своих теоретических писаниях. Stratchey перевел его термин Indifferenz как "нейтральность"(neutrality)

Амбивалентность слова "нейтральность" делает его особенно подходящим для охвата уникальной сложности "гуманистической" и "объективной" позиции аналитика. Слово поднимает фундаментальный вопрос для аналитика: "Являются ли искренняя вовлеченность в проблемы другого человека и подлинная нейтральность в некотором роде антитезами.

Принцип анонимности и воздержания и значение "реальных" отношений аналитика с пациентом встает на свое место, когда мы принимаем во внимание первичную цель аналитика, состоящую в том, чтобы быть опознающим, определяющим, и вовлекающим пациента в отношения с его сознательными и бессознательными конфликтами на благо пациента.

На мой взгляд, суть психоаналитического подхода к человеческой природе и страданию состоит в стремлении понять конфликт человека. Конечно же, я осведомлен о существующем в последнее время в психоаналитическом мышлении противоречии в отношении места "конфликта" и "недостатка"(deficit). Я считаю, что к существованию постулируемого "недостатка в психической структуре" лучше всего подходить аналитически с позиции переживания пациентом "конфликта" в отношении любого "реального" или "воображаемого" недостатка, психического или физического. У взрослых конфликт часто переживается вокруг усилий направленных на то, чтобы спрятать "недостаток" или чувств нуждаемости, которые пациент связывает с этим. Чувства стыда и неуважения к себе связаны не только с воспринимаемым "недостатком" как таковым, но также с отчаянными, часто мстительными усилиями получить компенсацию за это.

Основные источники конфликта пациента следует искать в:

(а) АФФЕКТАХ, которые, как предвосхищается, будут (или уже переживаются как) невыносимые;

(b) ИДЕЯХ (включая образцы и образы самости), которые кажутся несовместимыми друг с другом (Фрейд, 1894);

(с) ВОСПРИЯТИЯХ, которые находятся во взаимной зависимости, круговой поруке с аффектами и знанием. Таким образом, наши чувства влияют на то, как мы думаем, что в свою очередь сказывается на том, как мы воспринимаем, и наоборот.

Конфликт, как исходящий из возрастающей способности ребенка различать то, что он воспринимает, внутри и снаружи. Конфликт, поэтому, включает процесс обучения, как растущую осведомленность о различиях и сходствах между вещами, в конечном счете охватывая весь спектр выборов и дилемм, которые составляют опыт человека. Выборы и дилеммы исходят из человеческих потребностей и желаний конфликтующих с внутренним и внешним противостоянием их удовлетворению, исполнению, и разрешению.

Так как конфликт играет такую ведущую роль в психоанализе, нейтральность аналитика в отношении конфликта имеет соответствующую важность. Считая, что каждый аналитик имеет свой собственный путь определения и использования положения нейтральности, я сейчас перейду к обсуждению концепции нейтральности в следующей системе координат:

нейтральность в отношении конфликта,

нейтральность в отношении чувство,

нейтральность в отношении энергия

1. Нейтральность, в общем смысле, представляет собой оптимальное положение, из которого аналитик собирает свои данные в аналитической области используя метод свободных ассоциаций. При том, что свободные ассоциации (равномерно распределенное внимание аналитика) представляют собой процесс, в преломлении которого аналитик наблюдает за аналитическим полем, нейтральность является тем положением, той позицией, с которой аналитик проводит свои наблюдения. Эта позиция определяет и ограничивает взгляд аналитика.

Аналитик может практически использовать концепции нейтральности четко ставя перед собой вопрос: "Нейтрален к какому конфликту(ам)?" Или более конкретно, "Какой конфликт(ы) я сейчас определяю, к какому подхожу в работе с пациентом, и какой пропускаю?" Таким образом, аналитик может повысить свою осведомленность не только о своих личных пристрастиях, но также и о своих теоретических и технических пристрастиях. Аналитик может ответить на такие вопросы с позиции определяемых конфликтов в любой момент анализа.

2. Нейтральность двуликое слово содержащее две группы значений, одна имеет дело с видимостью и чувствами, другая с энергией и влиянием (Poland, 1984). Аспект видимости касается чувства индифферентности, безразличия, отстраненности и открепленности.

3. Аспект энергии нейтральности касается непринятия стороны, непредвзятости и индифферентности в научном смысле беспристрастной незаинтересованности в отношении результата любого конфликта.

. Определяя (для себя) к какому конфликту аналитик нейтрален в данный конкретный момент анализа, аналитик получает компас, который позволяет ему оценивать такие утверждения не как тупик или вопрос, требующий ответа, но как возможность исследовать ее конфликт амбивалентности к самой себе.

Вся концепция эмпатии  выходит за рамки рассмотрения в этой работе, мы отмечаем связь между    нейтральность, понимаемой как искреннее признание аналитиком дилемм и конфликтов пациента с точки зрения самого пациента, и эмпатией. Концепция нейтральности и эмпатии являются взаимно усиливающими, а не противоречащими. Более того то, что можно назвать "недостатком эмпатии" можно настолько же адекватно рассматривать как "отход от нейтральности" в отношении данного конкретного конфликта.

Чтобы проиллюстрировать полезность концепции нейтральности, понимаемой как нейтральность в отношении специфического конфликта, позвольте представить вам следующую выдержку из аналитического часа.

Мой пациент начал час с жалоб на усталость. Он выразил колебание в отношении продолжения обсуждения предыдущего часа касающихся его враждебных чувств к своему боссу. Он замолчал. Через несколько мгновений он сказал, с самоосуждением, "Я полагаю, сегодня я несколько сопротивляющийся?" Я ответил сказав, "Не могли бы мы взглянуть на то, что вы имеете виду называя себя сопротивляющимся?" Пациент сказал, "Ну, я не делаю того, что я предполагается должен бы делать здесь; Я не иду на сотрудничество с вами."

Стоило мне без вопроса принять самокритикующий образ самости, который пациент предложил мне, я мог бы непреднамеренно присоединиться к атаке пациента на самого себя как на "сопротивляющегося" пациента. Слово пациента "сопротивляющийся" безосновательно рассматривалось бы им и аналитиком предосудительно, а не так, как следовало бы оставаясь нейтральным к его конфликту(ам). Теоретическая и техническая ориентация на авторитарную цель "преодоления сопротивлений" склонило бы аналитика в направлении присоединения к пациенту в процессе присвоения названий; "сопротивляющийся" тогда было бы созвучно названиям упрямый, своевольный, отказывающийся от сотрудничества, и т.д.

В этом случае, я распознал, что пациент конфликтовал в отношении выражения враждебных чувств и в отношении его нанимателя и меня. Напуганный выражением своей враждебности к мужским авторитетным фигурам, он выразил несклонность к обсуждению своего босса и пригласил меня присоединиться к нему в выражении фрустрации и враждебности направленных на него самого. Его собственный конфликт в от выражения своей враждебности таким образом "надежно" упрятывался от моего взора. Обратившись с вопросом направленным на уточнение его мотивов представления мне его обесцененного самовосприятия (содержащегося в слове "сопротивляющийся"), я смог помочь ему разглядеть, что он приглашал меня напасть на него. Анализ этой детали позволил нам распознать характерный способ защиты одной части его через нападение или вызов нападения на другую часть его.

В литературе, аналитические отношения как "реальные", "трансферные", "экстратрансферные", типично обсуждаются в терминах отношения ПАЦИЕНТА К аналитику. С точки зрения АНАЛИТИКА, отношение к пациенту всегда "реально", когда мы признаем, что все взаимоотношения имеют элементы перенесения (см. McLaughlin, 1981). Что уникально для аналитика, так это то, что его "реальное" отношение начинается и остается первично сфокусированным на конфликтах пациента.

Нигде более человек не может встретить уникального интереса и посвященности человеку , которая позволяет искреннее внимание к обеим сторонам конфликта. Я не предполагаю, что интерес аналитика в пациенте ограничен конфликтом, и исключает все богатство и сложность человеческих взаимоотношений. Я лишь утверждаю, что психоаналитический подход основан на посвященности аналитика исследованию развития и значения конфликтов пациента; фундаментальная цель этого подхода состоит в освобождение способностей пациента следовать его собственным альтернативным компромиссам и решениям конфликтов.

С точки зрения нейтральности в отношении конфликта очень важно, чтобы аналитик четко знал, КОГДА он отложил нейтральность и ПОЧЕМУ.

Резюме.

Концепция нейтральности может использоваться как компас, при прояснении нашей развивающейся теории техники. Компас не показывает каким путем СЛЕДУЕТ идти, но помогает нам увидеть каким путем мы ИДЕМ или каким путем мы ШЛИ. Компетенция аналитика состоит в том, чтобы не иметь ОТВЕТОВ для анализируемого, но в обладании ВОПРОСАМИ, которые помогли бы ему интересоваться чем-то более свободно. Эта новая свобода интересоваться помогает анализируемому приобрести осведомленность о бессознательных или сознательных конфликтах исходящих из его непереносимых аффектов и несовместимых желаний и образов. Имея большую осведомленность о своем конфликте у пациента появляется больший объем вариантов выбора обращения с ним.

   

Вопросы для повторения и самопроверки.

  1.  Определение психоаналитической нейтральности?
  2.  По отношению к чему аналитик занимает позицию нейтральности?
  3.  Роль принципа психоаналитической нейтральности в психоаналитической терапии?
  4.  Конфлик и принцип нейтральности?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59658. Романсу світлі почуття: Методичні поради по проведенню вечора українського класичного романсу 47 KB
  З давніх давен людина прагнула відобразити в художній формі глибину своїх почуттів, найпотаємніші порухи душі. Сповнена глибокого чуття ллється мелодія солоспіву. Здається виникає вона на самому зламі незвіданого високого, неповторного.
59659. Рослинний світ України в легендах і переказах: Літературно-художня композиція 50.5 KB
  Учень: Безмежно з дитинства кохаю Красу свого рідного краю Дніпра голубінь неозору Сосну в надвечір’ї прозорім. Учень: Здавна люди вірили в богів покровителів усього живого на землі. Учень: Квіти підсніжника провісники тепла символ сподівань на краще майбутнє.
59660. Свято рушника: Сценарій 53.5 KB
  Заздалегідь збираються відомості або майстринь села зразки їх рушників. Крім того можна оформити альбом з розповідей вишивальниць про особливості рушників південних областей України.
59661. Происхождение языка. Гипотезы 26 KB
  Биологические теории объясняют происхождение языка эволюцией человеческого организма – органов чувств, речевого аппарата и мозга. К биологическим теориям прежде всего относятся теория звукоподражания и междометная.
59663. Тетянин день (25 січня). Гра на зразок Поля чудес 38 KB
  Завдання першій трійці: Ця квітка є обовязковою в українському віночку без неї не обходиться жоден весільний букет. Завдання для другої трійки: Народна легенда говорить що ця квітка колись була птахою навчала людей любові та щирості.
59664. Три спаса: Литературно-музыкальная композиция 50.5 KB
  Август - последний месяц лета. Днем жарко печет солнце, а ночью уже свежо, прохладно. Август - месяц обильных и длинных утренних рос, густых вечерних туманов. Лето на исходе, это чувствуется по-всему.
59665. Україна - славний край козацький: Методико-бібліографічні матеріали на допомогу бібліотечним працівникам у відзначенні 510-ї річниці українського козацтва 127.5 KB
  Пропонуємо до вашої уваги матеріали до історичного калейдоскопу Українське козацтво в датах; до історичних годин: Освічені жінки козацької доби; Закоханий в Україну: козацька тематика в творах Рєпіна історичної години Гетьман Іван Виговський і Конотопська...
59666. Україно, незборима зроду - ти душа великого народу: Сценарій тематичного вечора, присвяченого 10-й річниці прийняття Декларації про державний суверенітет України 38.5 KB
  Прочитаймо давню й сиву Свою долю нещасливу. Кінець вісімдесятих початок дев’яностих років були позначені небувалим піднесенням національновизвольної боротьби. Ведуча 1: Василь Скрипка Незалежність Нарешті дочекалися і ми Своєї незалежної держави.