34117

Сеттинг. Определение, взаимозависимость терапевтической задачи и сеттинга

Реферат

Производство и промышленные технологии

Роль сеттинга в построение переходного пространства в рамках котрого происходит развертывание фантазий пациента и осуществляется работа с переносом и сопротивлением. Следует разобраться в ключевой роли сеттинга для формирования у пациента способности восприимать и продуцировать символическую организацию мира. Пациент лежит на кушетке или софе а психоаналитик сидит позади него оставаясь большей частью вне поля зрения пациента стараясь вмешиваться в процесс мышления пациента настолько мало насколько это возможно и не иначе как посредством...

Русский

2013-09-06

46.5 KB

5 чел.

Тема 3. Сеттинг. Определение, взаимозависимость терапевтической задачи и сеттинга.

Программные положения.

Терапевтический аспект сеттинга, создание «аналитического третьего», как «переходного пространства». Кушетка. Вопрос оплаты. Методологические основы сеттинга обеспечивающие реализацию терапевтических задач. Роль сеттинга в построение «переходного пространства» в рамках котрого происходит развертывание фантазий пациента и осуществляется работа с переносом и сопротивлением. Терапевтические аспекты построения сеттинга. Роль и значение каждого из элементов сеттинга, его роль и их взаимосвязь как единой системы.

Методические рекомендации по изучению темы.

В данной теме, особое внимание следует уделить представлениям о терапевтической и технической задачи сеттинга, взаимосвязь организации терапевтического процесса и задач стоящих перед терапией. Следует разобраться в ключевой роли сеттинга для формирования у пациента способности восприимать и продуцировать символическую организацию мира.

Конспект    лекции.

1. Пациент приходит 4 или 5 раз в неделю.

2. Пациент лежит на кушетке.

3. Поощряются свободные ассоциации, предназначенные для ослабления катексиса вторичного процесса и выхода материала первичного процесса.

4. Сновидения практически всегда анализируются.

5. Аналитик, в особенности в начале лечения, производит интервенции лишь с целью поддержания процесса свободного ассоциирования и построения трансфера.

6. Сеттинг: кушетка, частота сессий, свободные ассоциации и отсутствие интервенций аналитика - все это поощряет как регрессию, так и трансфер.

7. Существует надежда, что трансфер перерастет в трансферный невроз, хотя это не всегда происходит.

8. Обычно первая интерпретация - интерпретация трансферного сопротивления.

9. Интерпретация является основным орудием.

10. Оставляется время для проработки интерпретации.

11. Эдипальный конфликт раскрывается, перерабатывается в трансфере и прорабатывается.

12. Окончание приемлемо тогда, когда эго относительно свободно от вовлеченности в интерсистемный конфликт.

Внешние признаки психоаналитической ситуации, т.е. окружение, мало изменились со времен Фрейда. Пациент лежит на кушетке или софе, а психоаналитик сидит позади него, оставаясь большей частью вне поля зрения пациента, стараясь вмешиваться в процесс мышления пациента настолько мало, насколько это возможно, и не иначе как посредством собственных интерпретаций. Сессии обычно происходят 4 или более раз в неделю. Пациент в своем поведении руководствуется так называемым базовым или фундаментальным правилом, а терапевт старается поддерживать постоянное внимание, что является ответом на свободное ассоциирование пациента. Большая часть активности терапевта сводится к периодическим интерпретациям свободных ассоциаций пациента. Хотя терапевт пытается не проецировать свою собственную личность и систему ценностей на пациента, иногда возникает необходимость вмешаться в реальность. Это касается обсуждения оплаты и графика посещений; уикендов, отпусков и болезней, прерывающих курс терапии

Важной характеристикой аналитического окружения является позиция пациента на кушетке или софе полулежа, с аналитиком, сидящим позади пациента, частично или полностью невидимого для него. Использование кушетки, естественно, является данью традиции, берущей начало от ранних экспериментов Фрейда с гипнозом. Даже после того. как он прекратил использование гипнотических техник, Фрейд считал кушетку полезным инструментом. Он лично испытывал неудобство при необходимости объяснять некоторые из своих эмоциональных реакций на пристальные взгляды пациентов, которые приходилось выдерживать по несколько часов в день. Использование же кушетки позволяло ему чувствовать себя свободнее в выражении эмпатии к ним, что справедливо и для психотерапевтов современности.

Кроме того, использование кушетки, как оказалось, имеет и специфическое динамическое значение, что увеличивает ее ценность в терапии. Лежащий пациент и сидящий рядом терапевт во всех возможных смыслах символически воспроизводят раннюю ситуацию ребенок-родитель, нюансы которой варьируют от пациента к пациенту.

Эта ситуация вполне может вызывать либо усиливать тревогу пациента, который и без того находится в состоянии тревоги из-за своего невроза, присутствующего в начале лечения. Преэдипальная тревога, происходящая из ранних отношений внутри диады мать-ребенок, может быть оживлена в начале анализа. Трудности, которые испытывает пациент в связи с необходимостью доверять «невидимому» терапевту, удержание этого доверия в условиях отсутствия немедленного поощрения и ответа, принятие разделенности пациента и терапевта могут выступить на передний план в начальной фазе анализа. Способность пациента задействовать функции Эго во время анализа необходимы для дальнейшего успеха, а оценка этой способности - одна из важных составляющих оценки пригодности пациента к участию в психоаналитическом лечении.

Другой аспект использования кушетки - достижение определенного уровня сенсорной депривации, т.к. при этом устраняется значительная часть зрительных раздражителей. Кроме того. интерпретации и вмешательства терапевта довольно редки, особенно на первых этапах психоанализа. Сравнительное уменьшение зрительных и звуковых раздражителей способствует формированию регрессии. Однако в аналитической ситуации регрессия должна оставаться контролируемой и служить пользе терапии. Практически любой звуковой сигнал со стороны терапевта противодействует регрессии своей смысловой нагрузкой.                                                      

Аналитик и пациент имеют различные, но одинаково важные задания в проведении психоанализа. Работа аналитика заключается в выслушивании пациента, попытке понять и истолковать то, что он говорит. С другой стороны, работа пациента состоит в следовании основному правилу. В рамках реалистического подхода к сотрудничеству в излечении его невроза пациент соглашается быть совершенно искренним со своим терапевтом. Аналитическая искренность предполагает, что пациент откроет такие сведения о себе, которые даже он сам не вполне знает. Пациента просят, как можно полнее передать все, что приходит ему в голову, все, что он переживает, лежа на кушетке. Ему предлагают оставить в стороне все условности обычной беседы и рассказывать все, о чем он думает, даже если он опасается, что это будет выглядеть слишком агрессивно или вообще не имеет никакого смысла. В то же время пациент должен слушать самого себя, пытаясь придать смысл сказанному и сотрудничать с аналитиком.

Действительно, сравнительно неподвижная поза лежа на кушетке располагает скорее к вербализации, чем к действию. Это также находит поддержку в принимающем отношении терапевта к словесной продукции пациента. Запрет деятельности перекрывает мышечные каналы разрядки инстинктивных напряжении и направляет их по психологическим путям, где, в зависимости от состояния сопротивления. они могут быть либо вербализованы, либо выражены в виде эмоции. Такое положение дел сдвигает баланс от слепого повторения так называемого ^реагирования» (или "отыгрывания", "acting out.),сознательному воспоминанию.

Из вышеизложенных рассуждений следует вывод о нежелательности больших изменений в жизни пациента во время анализа. Примерами таких изменений могут быть развод, брак, выбор карьеры. Традиционно, пациентам не советуют предпринимать подобные решения без полного обсуждения их во время анализа из-за возможности мобилизации инфантильных конфликтов, которые пациент стремится разрешить в действии. Действительно, часто пациенты склонны разрешать актуализировавшиеся в ходе лечения конфликты посредством серьезных изменений в своей жизни, а не в анализе. Ни для пациента ни для терапевта обычно не представляется возможным определить реалистичность предполагаемого жизненного изменения до того момента, когда невроз переноса будет разрешен как можно более полно; поэтому желательно отложить брак или развод до окончания анализа, когда максимально возможная часть бессознательного материала будет выведена на свет божий.

Однако следует учесть и то, что сегодня психоанализ гораздо продолжительнее, чем в те годы, когда был провозглашен принцип избегания изменений. Средняя продолжительность сегодняшнего анализа - 53 месяца или примерно 5 календарных лет. Эти 5 лет обычно приходятся на критические периоды жизни пациента, поэтому запрещение брака или других изменений в жизни пациента может иметь антитерапевтический эффект. Пациент и терапевт встают перед серьезной дилеммой и это должно быть ясно продумано во время анализа.

Некоторые пациенты принимают фундаментальное правило столь буквально, что начинают саботировать лечение, в то время как внешне они скрупулезно выполняют все требования. Они пародируют дух терапии, сохраняя верность букве. Особенно часто это происходит при некоторых обсессивных состояниях, когда фундаментальное правило используется как оружие против терапевта, а не против невроза. Поэтому некоторые аналитики не предоставляют своим клиентам четких указании относительно фундаментального правила, предпочитая провести их через изучение всех встречающихся в процессе аналитического общения препятствий. Тем не менее, мы уверены, что соответствующим образом изложенное и соблюдаемое, фундаментальное правило приводит к использованию пациентами техники свободных ассоциаций.

Резюме.

В фундаментальном правиле психоанализа скрыты два взаимосвязанных принципа. Во-первых, в психоанализе делается отчетливый акцент на ценности распознавания и вербализации психических содержаний мыслей, желаний, конфликтов и чувств. Во-вторых, психоаналитическая техника поддерживает принцип избегания предварительно непродуманной деятельности, основанной на одном желании. Все аспекты сеттинга представляют единую систему и имеют как организационные задачи, так и, главным образом обеспечивают решение терапевтических задач.

Вопросы для повторения и самопроверки.

  1.  Понятие сеттинга?
  2.  Терапевтическая роль сеттинга?
  3.  Значение вербализации в психоаналитической терапии?
  4.  Причины длительности психоаналитической терапии?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7691. Предмет и задачи дидактики 35.11 KB
  ТЕМА: Предмет и задачи дидактики. План Общее понятие о дидактике. Возникновение и развитие теории обучения и образования. 1.Общее понятие о дидактике. Дидактика - раздел педагогической науки. Педагогика и дидактика находятся в соотн...
7692. Педагогические способности 36.45 KB
  Педагогические способности. Педагогические способности - сложное целостно-структурное психическое образование, складывающееся прижизненно в процессе педагогической деятельности и под её воздействием. Условно (чисто рабочее дел...
7693. Средства обучения и их классификации 79.5 KB
  ТЕМА: Средства обучения и их классификации. План: Понятие о средствах обучения и их сущность. Классификации средств обучения. Виды средств обучения и их характеристика. Современные информационные средства обучения. Электронные журналы и эл...
7694. Урок как основная форма организации обучения. Подготовка учителя к уроку 253.18 KB
  Тема:Урок как основная форма организации обучения. Подготовка учителя к уроку. ПЛАН Общая характеристика классно-урочной системы. Характеристика урока как основной формы организацииобучения. Современные требования...
7695. Экскурсия как форма организации обучения и воспитания. Методика проведения экскурсий 84.5 KB
  Тема: Экскурсия как форма организации обучения и воспитания. Методика проведения экскурсий. План Сущность экскурсий. Функции экскурсий. Виды экскурсий. Методика проведения экскурсий. Виды экскурсий (примеры). Сущность экскурсий Наряд...
7696. Домашняя работа учащихся и её роль в овладении знаниями 65.5 KB
  Тема: Домашняя работа учащихся и её роль в овладении знаниями. План Сущность домашней работы учащихся и её роль в овладении знаниями. Основные недостатки домашней работы школьников. Правила домашней работы школьников.Сущность домаш...
7697. Разнообразие форм организации обучения и особенности их использования в начальной школе 58.5 KB
  Разнообразие форм организации обучения и особенности их использования в начальной школе. Форма обучения - это способ организации учебного процесса, который осуществляется в определенном порядке и режиме это способ внешней организации дея...
7698. Обучение как составная часть педагогического процесса. Сущность процесса обучения 55.5 KB
  Обучение как составная часть педагогического процесса. Сущность процесса обучения. План Понятие о процессе обучения. Функции процесса обучения структура процесса обучения. Основы деятельности учителя и учащихся в процессе обучения...
7699. Закономерности физического и духовного развития 30.5 KB
  Закономерности физического и духовного развития. Развитие - 1. процесс и результат количественных и качественных изменений человека 2. процесс физического, психического, социального с...