34117

Сеттинг. Определение, взаимозависимость терапевтической задачи и сеттинга

Реферат

Производство и промышленные технологии

Роль сеттинга в построение переходного пространства в рамках котрого происходит развертывание фантазий пациента и осуществляется работа с переносом и сопротивлением. Следует разобраться в ключевой роли сеттинга для формирования у пациента способности восприимать и продуцировать символическую организацию мира. Пациент лежит на кушетке или софе а психоаналитик сидит позади него оставаясь большей частью вне поля зрения пациента стараясь вмешиваться в процесс мышления пациента настолько мало насколько это возможно и не иначе как посредством...

Русский

2013-09-06

46.5 KB

4 чел.

Тема 3. Сеттинг. Определение, взаимозависимость терапевтической задачи и сеттинга.

Программные положения.

Терапевтический аспект сеттинга, создание «аналитического третьего», как «переходного пространства». Кушетка. Вопрос оплаты. Методологические основы сеттинга обеспечивающие реализацию терапевтических задач. Роль сеттинга в построение «переходного пространства» в рамках котрого происходит развертывание фантазий пациента и осуществляется работа с переносом и сопротивлением. Терапевтические аспекты построения сеттинга. Роль и значение каждого из элементов сеттинга, его роль и их взаимосвязь как единой системы.

Методические рекомендации по изучению темы.

В данной теме, особое внимание следует уделить представлениям о терапевтической и технической задачи сеттинга, взаимосвязь организации терапевтического процесса и задач стоящих перед терапией. Следует разобраться в ключевой роли сеттинга для формирования у пациента способности восприимать и продуцировать символическую организацию мира.

Конспект    лекции.

1. Пациент приходит 4 или 5 раз в неделю.

2. Пациент лежит на кушетке.

3. Поощряются свободные ассоциации, предназначенные для ослабления катексиса вторичного процесса и выхода материала первичного процесса.

4. Сновидения практически всегда анализируются.

5. Аналитик, в особенности в начале лечения, производит интервенции лишь с целью поддержания процесса свободного ассоциирования и построения трансфера.

6. Сеттинг: кушетка, частота сессий, свободные ассоциации и отсутствие интервенций аналитика - все это поощряет как регрессию, так и трансфер.

7. Существует надежда, что трансфер перерастет в трансферный невроз, хотя это не всегда происходит.

8. Обычно первая интерпретация - интерпретация трансферного сопротивления.

9. Интерпретация является основным орудием.

10. Оставляется время для проработки интерпретации.

11. Эдипальный конфликт раскрывается, перерабатывается в трансфере и прорабатывается.

12. Окончание приемлемо тогда, когда эго относительно свободно от вовлеченности в интерсистемный конфликт.

Внешние признаки психоаналитической ситуации, т.е. окружение, мало изменились со времен Фрейда. Пациент лежит на кушетке или софе, а психоаналитик сидит позади него, оставаясь большей частью вне поля зрения пациента, стараясь вмешиваться в процесс мышления пациента настолько мало, насколько это возможно, и не иначе как посредством собственных интерпретаций. Сессии обычно происходят 4 или более раз в неделю. Пациент в своем поведении руководствуется так называемым базовым или фундаментальным правилом, а терапевт старается поддерживать постоянное внимание, что является ответом на свободное ассоциирование пациента. Большая часть активности терапевта сводится к периодическим интерпретациям свободных ассоциаций пациента. Хотя терапевт пытается не проецировать свою собственную личность и систему ценностей на пациента, иногда возникает необходимость вмешаться в реальность. Это касается обсуждения оплаты и графика посещений; уикендов, отпусков и болезней, прерывающих курс терапии

Важной характеристикой аналитического окружения является позиция пациента на кушетке или софе полулежа, с аналитиком, сидящим позади пациента, частично или полностью невидимого для него. Использование кушетки, естественно, является данью традиции, берущей начало от ранних экспериментов Фрейда с гипнозом. Даже после того. как он прекратил использование гипнотических техник, Фрейд считал кушетку полезным инструментом. Он лично испытывал неудобство при необходимости объяснять некоторые из своих эмоциональных реакций на пристальные взгляды пациентов, которые приходилось выдерживать по несколько часов в день. Использование же кушетки позволяло ему чувствовать себя свободнее в выражении эмпатии к ним, что справедливо и для психотерапевтов современности.

Кроме того, использование кушетки, как оказалось, имеет и специфическое динамическое значение, что увеличивает ее ценность в терапии. Лежащий пациент и сидящий рядом терапевт во всех возможных смыслах символически воспроизводят раннюю ситуацию ребенок-родитель, нюансы которой варьируют от пациента к пациенту.

Эта ситуация вполне может вызывать либо усиливать тревогу пациента, который и без того находится в состоянии тревоги из-за своего невроза, присутствующего в начале лечения. Преэдипальная тревога, происходящая из ранних отношений внутри диады мать-ребенок, может быть оживлена в начале анализа. Трудности, которые испытывает пациент в связи с необходимостью доверять «невидимому» терапевту, удержание этого доверия в условиях отсутствия немедленного поощрения и ответа, принятие разделенности пациента и терапевта могут выступить на передний план в начальной фазе анализа. Способность пациента задействовать функции Эго во время анализа необходимы для дальнейшего успеха, а оценка этой способности - одна из важных составляющих оценки пригодности пациента к участию в психоаналитическом лечении.

Другой аспект использования кушетки - достижение определенного уровня сенсорной депривации, т.к. при этом устраняется значительная часть зрительных раздражителей. Кроме того. интерпретации и вмешательства терапевта довольно редки, особенно на первых этапах психоанализа. Сравнительное уменьшение зрительных и звуковых раздражителей способствует формированию регрессии. Однако в аналитической ситуации регрессия должна оставаться контролируемой и служить пользе терапии. Практически любой звуковой сигнал со стороны терапевта противодействует регрессии своей смысловой нагрузкой.                                                      

Аналитик и пациент имеют различные, но одинаково важные задания в проведении психоанализа. Работа аналитика заключается в выслушивании пациента, попытке понять и истолковать то, что он говорит. С другой стороны, работа пациента состоит в следовании основному правилу. В рамках реалистического подхода к сотрудничеству в излечении его невроза пациент соглашается быть совершенно искренним со своим терапевтом. Аналитическая искренность предполагает, что пациент откроет такие сведения о себе, которые даже он сам не вполне знает. Пациента просят, как можно полнее передать все, что приходит ему в голову, все, что он переживает, лежа на кушетке. Ему предлагают оставить в стороне все условности обычной беседы и рассказывать все, о чем он думает, даже если он опасается, что это будет выглядеть слишком агрессивно или вообще не имеет никакого смысла. В то же время пациент должен слушать самого себя, пытаясь придать смысл сказанному и сотрудничать с аналитиком.

Действительно, сравнительно неподвижная поза лежа на кушетке располагает скорее к вербализации, чем к действию. Это также находит поддержку в принимающем отношении терапевта к словесной продукции пациента. Запрет деятельности перекрывает мышечные каналы разрядки инстинктивных напряжении и направляет их по психологическим путям, где, в зависимости от состояния сопротивления. они могут быть либо вербализованы, либо выражены в виде эмоции. Такое положение дел сдвигает баланс от слепого повторения так называемого ^реагирования» (или "отыгрывания", "acting out.),сознательному воспоминанию.

Из вышеизложенных рассуждений следует вывод о нежелательности больших изменений в жизни пациента во время анализа. Примерами таких изменений могут быть развод, брак, выбор карьеры. Традиционно, пациентам не советуют предпринимать подобные решения без полного обсуждения их во время анализа из-за возможности мобилизации инфантильных конфликтов, которые пациент стремится разрешить в действии. Действительно, часто пациенты склонны разрешать актуализировавшиеся в ходе лечения конфликты посредством серьезных изменений в своей жизни, а не в анализе. Ни для пациента ни для терапевта обычно не представляется возможным определить реалистичность предполагаемого жизненного изменения до того момента, когда невроз переноса будет разрешен как можно более полно; поэтому желательно отложить брак или развод до окончания анализа, когда максимально возможная часть бессознательного материала будет выведена на свет божий.

Однако следует учесть и то, что сегодня психоанализ гораздо продолжительнее, чем в те годы, когда был провозглашен принцип избегания изменений. Средняя продолжительность сегодняшнего анализа - 53 месяца или примерно 5 календарных лет. Эти 5 лет обычно приходятся на критические периоды жизни пациента, поэтому запрещение брака или других изменений в жизни пациента может иметь антитерапевтический эффект. Пациент и терапевт встают перед серьезной дилеммой и это должно быть ясно продумано во время анализа.

Некоторые пациенты принимают фундаментальное правило столь буквально, что начинают саботировать лечение, в то время как внешне они скрупулезно выполняют все требования. Они пародируют дух терапии, сохраняя верность букве. Особенно часто это происходит при некоторых обсессивных состояниях, когда фундаментальное правило используется как оружие против терапевта, а не против невроза. Поэтому некоторые аналитики не предоставляют своим клиентам четких указании относительно фундаментального правила, предпочитая провести их через изучение всех встречающихся в процессе аналитического общения препятствий. Тем не менее, мы уверены, что соответствующим образом изложенное и соблюдаемое, фундаментальное правило приводит к использованию пациентами техники свободных ассоциаций.

Резюме.

В фундаментальном правиле психоанализа скрыты два взаимосвязанных принципа. Во-первых, в психоанализе делается отчетливый акцент на ценности распознавания и вербализации психических содержаний мыслей, желаний, конфликтов и чувств. Во-вторых, психоаналитическая техника поддерживает принцип избегания предварительно непродуманной деятельности, основанной на одном желании. Все аспекты сеттинга представляют единую систему и имеют как организационные задачи, так и, главным образом обеспечивают решение терапевтических задач.

Вопросы для повторения и самопроверки.

  1.  Понятие сеттинга?
  2.  Терапевтическая роль сеттинга?
  3.  Значение вербализации в психоаналитической терапии?
  4.  Причины длительности психоаналитической терапии?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54824. Воспитательный час по ПДД 46 KB
  Денис: Приветствую Вас ребята Здесь в лесу проходит дорога. Вот теперь идите смело Пешеходам путь открыт Проходите разрешаю Не беда что я один Я надежно защищаю От трамваев и машин Денис Ну что ребята запомним сигналы Светофора. Заяц Денис помоги Денис Что случилось Зайчик Заяц Большая беда может произойти Денис Я слушаю рассказывай.
54825. Правила дорожнього руху знай – життя і здоров’я зберігай 49.5 KB
  Мета заходу: закріпити навички учнів з ПДР; навчити їх постійно дотримуватися правил ПДР, аналізувати їх значення, не ризикувати своїм життям і здоров’ям, перебуваючи на дорозі; виховувати почуття відповідальності, свідомого ставлення до реальних подій, дисциплінованості; формувати соціальну і здоров’язберігаючу компетенцію.
54826. МИР У ВСЬОМУ СВІТІ 73 KB
  Preparation: To create props for the assembly, which say: «To Peace in the world» and «People become terrorists because…», and will be displayed on the stage of the Assembly Hall. Pictures about terrorism will be displayed on the screen. Materials needed: Multimedia equipment, notebook, cards with the songs and poems about «To Peace in the world»
54827. Основні складові трудової діяльності дошкільників 50.5 KB
  Сьогодні ми знову зібралися для того щоб поговорити про дуже важливу проблему трудове виховання дітей дошкільного віку. Щоб поліпшити його необхідно переглянути систему знань про працю дорослих членів суспільства які отримують діти змінити ставлення до людей праці і сформувати у дітей працелюбність як одну з базових якостей особистості. Знання стимулюють розвиток моральних почуттів дітей та спонукають їх до діяльності. Залишаючись актуальною протягом всієї історії розвитку людства проблема трудового...
54828. Педагогіка орієнтована на дитину 89.5 KB
  Що мається на увазі під поняттям діти с особливими потребами Це діти які в силу різних причин потребують посиленої уваги педагогів що здійснюють навчання виховання соціальну підтримку цих дітей тобто діти яких природа позбавила можливості на достатньому рівні сприймати світ й відчувати свою належність до нього через хвороби вади чи патологічний стан. Сьогодні ми поділимося досвідом як проходить процес навчання та виховання таких дітей у нашому закладі: якою повинна бути звичайна освіта для особливих дітей. Тому сьогодні на...
54829. Методика преподавания режиссуры театрализованных представлений и праздников на примере темы: «Приемы активизации аудитории» 36 KB
  Учебнохудожественные задачи: познакомить с методами активизации испробовать методы на аудитории и проверить их эффективность.Основная часть: Назначение методов активизации аудитории привлечение внимания формирование интереса создание доверия возбуждение желания призыв к действию. Методы активизации аудитории подсадка.
54830. Эластичность спроса на ресурсы. Факторы эластичности спроса на ресурсы 32.04 KB
  Если у ресурса много хороших заменителей, то эластичность спроса на него будет высокая, поскольку повышение цены заставит производителя резко сократить спрос и использовать альтернативные факторы производства. И наоборот, если у ресурса нет серьезных заменителей...
54831. Видатні педагоги про збереження здоров’я дитини 269.5 KB
  Але для того щоби насолоджуватися скарбами природи людина має бути здоровою сильною та розумною. Павлов Зміцнити здоровя людини в дитинстві не допустити щоб дитина вступила в юність кволою і млявою це означало дати їй усю повноту життєвих радощів В. Особливого значення набуває формування гармонійно розвиненої суспільно активної фізично досконалої здорової особистості.
54832. Современные педагогические инновации и их реализация 117 KB
  Философское понимание содержания инноваций лежит в создании нового продукта деятельности человека которая имеет общественную значимость и характеризуется двумя признаками: преобразованием явлений вещей процессов и др. обучение не только способствует образования но и формирует личность человека. Как важно в наше нелегкое время время разрушения всех идеалов и принципов сотворить из наших воспитанников человека. Рефреном звучат слова великого украинского педагога: В воспитании самого себя главное – это воля самого человека...