34118

Структурные изменения, как основная цель психоанализа и психоаналитической терапии

Реферат

Производство и промышленные технологии

Еще в 1894 году в работе “Невропсихозы защиты†он показывает что абсисивный симптом является компромиссом между неприемлемым сексуальным желанием защитой против удовлетворения этого желания и раскаянием или самонаказанием. Давайте попробуем понять фразу: Каждый симптом и каждая невротическая черта характера является компромиссным образованием И попробуенм в связи с этим ответить на два вопроса. Компромиссное образование является патологическим когда оно характеризуется любой комбинацией следующих черт: слишком большое ограничение...

Русский

2013-09-06

62.5 KB

0 чел.

Тема 4.  Структурные изменения, как основная цель психоанализа и психоаналитической терапии.

Программные положения.

 Понятия «дефицит» и «конфликт»,  их роль в построении терапевтического процесса. Нормальные и патологические компромиссные образования. Симптомы. Механизмы защиты. Сопротивления. Вопросы диагностики. Понятие интроективных и анаклитических расстройств личности. Генетические основы формирования диффицитарной и конфликтной  структуры психики и их постоянное взаимодополнение, как фигуры и фона.

Методические рекомендации по изучению темы.

В данной теме, особое внимание следует уделить глубинному пониманию концепта «компромиссное образование». Следует четко уяснить взаимосвязь конфликта и формирование компромиссного образования.

Конспект  лекции.

Чем дольше пациент и терапевт работают вместе, чем лучше аналитик знает своего пациента, тем легче достичь свободно парящего внимания. Когда анализ продвигается успешно, аналитик накапливает сложные последовательности ячеек памяти, связанных с данным пациентом и доступных предсознательному терапевта. Иногда терапевт слушает в пол-уха или вообще считает ворон. Наблюдая за собственными фантазиями, он может обнаружить нечто весьма отдаленное от того. что говорит пациент, и лишь минутой позже услышать от него идентичный собственным переживаниям рассказ. Подробные переживания показывают, насколько точно и активно аналитик может идентифицироваться с пациентом и что его собственная база данных о пациенте достаточна для возникновения таких свободных ассоциации, которые могли бы быть и у самого пациента. Ничего из вышесказанного не должно восприниматься как призыв к счету ворон во время работы с пациентом - в действительности это может быть результатом нарушения правильной работы аналитика. Тем не менее, пристальное внимание аналитика к собственным субъективным переживаниям - необходимая часть аналитической работы.

Компромиссные образования делятся на две группы: нормальные и патологические.

Еще в 1894 году в работе “Невропсихозы защиты” он показывает, что абсисивный симптом является компромиссом между неприемлемым сексуальным желанием, защитой против удовлетворения этого желания и раскаянием или самонаказанием. В течение нескольких лет он обнаружил, что подобная формула применима по всем психоневротическим симптомам; позже он и другие аналитики расширили ее для понимания также невротических черт характера.

Давайте попробуем понять фразу:

 Каждый симптом и каждая невротическая черта характера является компромиссным образованием?

И попробуенм в связи с этим ответить на два вопроса.

1.Какого рода данные наблюдений подтверждают эту точку зрения?

2. Как эти теоретические обобщения могут применяться в каждодневной работе с пациентом?

Пример, 

В следующей иллюстрации рассматривается черта характера, которую я избрал - это угодливое подчинение. Пациент, мужчина 31 года, чувствовал навязчивую потребность делать то, что от него ожидали всегда и без малейших колебаний. Он осуждал эту черту своего характера, иногда ругал себя за нее, но не мог ничего изменить. Несмотря на усилия вести себя по другому, он продолжал подчиняться.

Все время, сколько он себя помнит, он хорошо себя вел, был послушным учеником, расчесывался, чистил зубы и мыл руки без особых напоминаний, никогда не участвовал в драках и других неприятностях и был, вообще говоря, гордостью своих родителей. В колледже он точно так же делал то, что от него ожидали. Он вступал в правильные клубы, занимался некоторыми видами спорта, где усердно работал и преуспевал, вполне неплохо учился на большей части курсов и очень хорошо на самых важных из них; он ходил на свидания с девочками из хороших семей и т.д. Он выбирал себе одежду на основании приемлемости, он выбрал соответствующую работу после колледжа, он даже иногда ходил в церковь, чтобы ублажить свою мать. Многие из его ассоциаций и сновидений демонстрировали то, о чем он получил представление в ходе анализа, а именно, что желание ублажать своих родителей, и в особенности мать продолжалось всю жизнь. Это было желание, проявлявшееся в его характере как угодливое подчинение каждой личности или каждому социальному запросу или требования, с которыми была согласна его мать.

Ясно, что невротическая черта характера пациента удовлетворяла его желание получить любовь и одобрение матери. Он вел себя послушным и подчиненным образом, чтобы завоевать любовь матери - детская производная влечения.

Но уже в этом раннем возрасте послушание и подчиненность желаниям матери также служили защитным целям. Это предохраняло его от осведомленности о направленном на нее гневе и от прямого его выражения. В действительности он не мог вспомнить открытых ссор с матерью до начала анализа. И действительно, пациент был необыкновенно мягким человеком. Он лишь в редчайших случаях чувствовал сознательную злость.

С течением времени стало ясно, что угодливое подчинение пациента было более сложным, чем могло показаться из данного мною описания. Он проявлял подчиненность по отношению ко всему миру, включая свою мать. Кроме того, к большому для себя сожалению, он разделял мнение мира о себе самом, как я уже упоминал. В действительности, однако, он был не только послушным. Например, в школьной работе в детстве и молодом возрасте он забывал все, что выучил, как только у него больше не было необходимости это помнить, чтобы получить хорошую оценку. В социальной и сексуальной жизни он ходил на вечеринки и встречался с девочками из семей, которые знала и одобряла его мать, но ни о ком из них не заботился. Он предпочитал бары и проституток, хотя держал в секрете свои визиты к ним. На работе он никогда не получал наслаждение от того, что делал, он никогда не становился очень профессиональным или успешным и бессознательно постоянно работал на провал.

Другими словами, его невротическая черта характера должна быть детально описана, чтобы классифицировать ее более тщательно. Это верно, что он явно демонстрировал угодливое подчинение каждому желанию матери, но его невротическая черта характера включала в себя также бросаемый матери секретный вызов, необходимость доставить ей неприятные переживания и неудовлетворенность, т.е. отомстить ей путем разочарования. Его существующая всю жизнь установка - рассматриваемая черта характера - может быть адекватно описана, если сказать, что, хотя он делал и говорил то, что хотела от него мать, чтобы ублажить ее, он никогда не наслаждался этим и никогда в действительности не преуспевал в этом, так что в долгосрочной перспективе он все равно разочаровывал ее.

Другой аспект угодливости пациента заключался в чувстве, что как бы он не старался, он никогда не преуспеет в том, на что надеется, т.е. он никогда не станет любимцем матери. Это убеждение проявлялось в сознании как чувство индифферентности к тому, что он делал. Он подчинялся и угождал с сознательным чувством, что все, чтобы он не делал, бесполезно и не интересно в любом случае. Среди детских детерминант этого убеждения был тот факт, что его мать оказывала предпочтение двум его сестрам, одна из которых была на год его старше, а другая - на три с половиной года младше. Он бессознательно желал одновременно быть младенцем, как его младшая сестра, и девочкой, как обе его сестры, которых мать ему предпочитала. Как и следует ожидать, это желание с раннего детства ассоциировалось с интенсивной кастрационной тревожностью и депрессивным аффектом.

Из этого сокращенного пересказа можно выделить ряд детских производных влечения в качестве компонент патогенного конфликта пациента. Он желал быть любимчиком матери, он желал быть девочкой и младенцем, чтобы этого достичь, и он желал отомстить матери, которая не любила его больше всех. Эти производные влечения вызывали одновременно тревожность и депрессивный аффект, ассоциировавшийся с неприятными переживаниями потери объекта, потери любви и кастрации.

Угодливое подчинение, мягкость и умение себя вести служили важной защитной функции, как и функции удовлетворения его потребности в любви, как в фантазии, так и в реальности. Вытеснение также играло двойную роль. Он забывал все, что выучивал, чтобы разозлить мать, т.е. ради удовлетворения влечения, и в то же время вытеснял многие болезненные воспоминания детства, чтобы избежать неудовольствия.

Что касается проявлений супер-эго, самой сутью этой его черты характера было желание быть хорошим. Хорошее поведение, социально приемлемые и желательные интересы, конформизм по отношению к родительским стандартам морали - все это были части его черты характера угодливого подчинения.

Компромиссное образование является патологическим, когда оно характеризуется любой комбинацией следующих черт:

-слишком большое ограничение удовлетворения производных влечения,

-слишком большое торможение функциональной способности,

-слишком большое неудовольствие - т.е. слишком велика сознательная тревожность, депрессивный аффект или то и другое, -

-слишком сильная тенденция к повреждению или разрушению себя или слишком большой конфликт с окружающей средой - т.е. обычно с людьми, с которыми человек находится в контакте.

Когда любая комбинация этих черт компромиссного образования достигает определенного предела, рассматриваемое компромиссное образование следует классифицировать как патологическое.

Очевидно, что вопрос установления упоминавшегося выше предела является спорным. Не существует четкой линии, отделяющей нормальное от патологического в психической жизни. Одно плавно переходит в другое, как в случае болезней такого рода, которые обычно называются физическими или органическими.

Возьмем, например, туберкулез. Как можно провести черту между тем, что является нормальным или патологическим при рассмотрении туберкулеза? Как определить туберкулез как болезнь?

Разница между болезнью и здоровьем - это разница между страданием и удовольствием, между ужасом и уверенностью, между провалом и успехом, между смертью или увечьем и жизнью.

До 1926 года Фрейд приравнивал психический конфликт к психопатологии. Конфликт, говорил он, является следствием неудачи вытеснения, употребляя это слово в тот момент для обозначения защиты. До тех пор, пока и в той степени, в какой у человека работают защиты, он, по его мнению, был свободен от конфликта и психически нормален. Именно неудача вытеснения в соответствии со взглядами Фрейда до 1926 года приводила к невротической тревожности и конфликту.

Таким образом, до 1926 года Фрейд и его коллеги проводили, по крайней мере в принципе, четкое разграничение между психической нормальностью, которая считалась синонимом отсутствия конфликта, и психопатологией, которая была синонимом психического конфликта, возникающего вследствие неудачи вытеснения.

В этой связи стоит заметить, что даже после того, как Фрейд (1926) пересмотрел свою теорию тревожности и конфликта, оставалась тенденция в среде аналитиков сохранять приверженность более ранней точки зрения Фрейда, по крайней мере, в отношении различия между нормальностью или здоровьем и патологией или болезнью. Аналитики продолжали считать, что норма свободна от конфликта, и что верно обратное: конфликт является знаком психопатологии, даже если только предварительным.

Еще раз повторим, что любой невротический симптом и любая невротическая черта характера является компромиссным образованием. Они являются следствием психического конфликта, идущего из детства, компоненты которого включают в себя производные влечения, тревожность и депрессивный аффект, связанные с проблемами детства, защиту и проявления супер-эго.

Определенные следствия вытекают из этого определения, причем было бы полезно их подчеркнуть, поскольку их часто не замечают или недооценивают.

Во-первых, когда говорят, что симптом является компромиссным образованием, отсюда следует, что он никогда не является следствием лишь одного компонента конфликта.

Например, обсессивный ритуал никогда нельзя описывать как эквивалент мастурбации. Импульс к мастурбации не может быть более, чем одним из компонентов ритуала. Симптом сам по себе всегда является компромиссом между импульсом мастурбировать (= производная влечения), защитой, проявлениями супер-эго и тревожностью и депрессивным аффектом. Любое обобщение, касающееся таких ритуалов, должно принимать во внимание этот факт. Это же касается практической клинической работы с любым пациентом, который страдает от такого симптома.

В точности то же самое верно для защиты. Симптом никогда не является защитой. Защита - лишь один компонент симптома. Мазохизм не является защитой от потери объекта, как и обсессивные невротические симптомы не являются защитой от чего-то худшего, например от психоза. Не следует упускать из виду роль защиты в формировании симптома, но симптом никогда не является лишь защитой и ничем больше

С другой стороны, симптом не является причиной тревожности или депрессивного аффекта.

Например, если пациент жалуется на мысли о сумасшествии и в то же время является тревожным, было бы ошибкой принимать за чистую монету утверждение пациента, что идея безумия вызывает его тревожность, как было бы ошибкой принимать за чистую монету утверждение пациентки, что идея о том, что самолет может разбиться, вызывает ее тревожность, связанную с полетом, или идея, что лифт может застрять, вызывает страх перед лифтом. В каждом случае как идея катастрофы, так и сознательная тревожность симптоматичны. То и другое является частью компромиссного образования, компоненты которого определяют чувство неизбежной опасности - тревожность и идейное содержание, сознательно с ней ассоциируемое.

В действительности, одной из самых важных черт психического конфликта является то, что сознательная тревожность как часть симптома указывает на то, что защитные усилия пациента недостаточны или неадекватны задаче избегания неудовольствия в связи с теми производными влечения, которые являются источником конфликта.

И тревожность, и депрессивный аффект всегда связаны с производными влечения, идущими из детства, когда они появляются в сознании как часть патологического компромиссного образования. 

Еще одним следствием является то, что ни симптоматическая тревожность, ни симптоматически депрессивный аффект не обходятся без идейного содержания

Такие термины, как свободно текущая тревожность и бессодержательная тревожность, являются ошибочными. Они могут обозначать лишь ситуации, в которых идейное содержание аффекта было полностью или почти полностью вытеснено, или ситуации, в которых оно было диссоциировано от ощущения неудовольствия. То же верно для депрессивного аффекта. Подобно тревожности он всегда имеет идейное содержание.

Вывод Фрейда (1895а), что тревожность без содержания можно клинически наблюдать у некоторых пациентов, является утверждением, вытекающим из ранних клинических опытов, из которых он выводил заключения, впоследствии бывшие дискредитированными. Он в то время считал, что у некоторых индивидов негигиеничные сексуальные практики могут привести к приступам тревожности, которые не имеют психических детерминант, и поэтому не обладают психологическим или идейным содержанием. Это объяснение приступов тревожности его пациента впоследствии не оказалось подтверждено имеющимися данными. Симптом не может быть лишь неудовольствием, как он не может быть лишь производным влечения или одной лишь защитой.

Самое большее, что можно в общем сказать, это, что если патологическое компромиссное образование существует на протяжении многих лет и не слишком отличается от способов мышления и поведения, классифицируемых как нормальные, мы обычно называем это невротической чертой характера. Напротив, если патологическое компромиссное образование длится недолго или если оно имело резкое недавнее начало и поражает своей странностью, причудливостью и выбивается из нормального поведения, его можно назвать невротическим симптомом.

Все фобии имеют общего, это защитное использование избегания. Можно даже пойти дальше и сказать, что в детерминанты любого симптома и невротической черты характера, тревожности и депрессивного аффекта включается не только кастрация, но потеря объекта и потеря любви объекта.

Резюме.

Невротический симптом не является чужеродным образованием в психике. Он не является чем-то отдельным от нормальной и здоровой части психики. Он не является отдельной целостностью, имплантированной какой-то внешней враждебной инстанцией. Напротив, он является в такой же мере частью психического функционирования индивида, как и те компромиссные образования, которые мы обоснованно называем нормальными. Патологического компромиссное образование является одним из следствий конфликтов личности, конфликтов, которые вытекают из производных влечений детства. Источники его находятся в раннем детстве; его детерминанты можно найти в каждой психической инстанции: ид, эго и супер-эго. Это интегральная часть психической жизни, вовсе не являющаяся в ней незнакомцем, и судить о ней надо соответственно. Это часть большего целого.

Вопросы для повторения и самопроверки.

  1.  Определение компромиссного образования?
  2.  Патологические и непатологические компромиссные образования?
  3.  Понимание симптома в психоаналитической терапии и особенности работы с ним?
  4.   Терапевтический союз, его роль и значение для психоаналитической терапии?

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26083. Государственное регулирование экономики: необходимость, сущность, объекты, цели, методы 31 KB
  Особая роль государства в развитии аграрной сферы объективно обусловлена рядом причин. Таким образом активная аграрная политика государства является необходимым условием нормального развития сельского хозяйства в любой стране. Из этой главной двуединой задачи государства в области сельского хозяйства вытекает целый ряд более конкретных задач которые также носят долговременный стратегический характер: содействие научнотехническому прогрессу и росту эффективности производства в сельском хозяйстве; поддержание эквивалентности в...
26084. Органы управления финансами в Российской Федерации 64.5 KB
  Депутаты обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации рассматривающие и утверждающие проект закона о федеральном бюджете и отчете о его исполнении другие финансовые и связанные с ними законодательные акты правительственные программы могут обладая правом законодательной инициативы вносить на рассмотрение проекты финансовых законодательных актов поправки в действующее законодательство. Государственная Дума заслушивает отчет Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета. Государственная Дума и Совет...
26085. Структура государственных органов управления финансами в РФ 47 KB
  Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении. На Министерство финансов возложены следующие задачи: 1 разработка и реализация единой государственной финансовой политики; 2 составление проекта и исполнение федерального бюджета; 3 осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; 4 обеспечение устойчивости государственных финансов и осуществление мер по развитию финансового рынка Основными...
26086. Порядок исчисления и уплаты ЕСХН 45.5 KB
  При определении объекта налогообложения налогоплательщики уменьшают полученные ими доходы на следующие расходы: 1 расходы на приобретение сооружение и изготовление основных средств а также на достройку дооборудование реконструкцию модернизацию и техническое перевооружение основных средств; 2 расходы на приобретение нематериальных активов создание нематериальных активов самим налогоплательщиком; 3 расходы на ремонт основных средств в том числе арендованных; 4 арендные в том числе лизинговые платежи за арендуемое в том числе...
26087. Культура и общество, Социальная культура 69.96 KB
  Место и роль культуры в обществе велики. Личность несет печать конкретной культуры и конкретного общества. Кроме того общество создает условия для массового использования ценностей культуры а следовательно порождает потребности в тиражировании и репродуцировании артефактов что в свою очередь превращается в процессы воспроизводства культуры. Понятно что вне общественных форм жизни эти особенности в развитии культуры были бы невозможны.
26088. Семиотическое измерение культуры 15.56 KB
  Явления культуры – знаки и совокупность знаков тексты в которых зашифрована социальная информация т. В рамках семиотического подхода культура представляется как система коммуникаций обмена информацией а явления культуры рассматриваются как система знаков. Возможности понимания и трансляции культуры могут реализовываться с помощью различных знаковых систем или языков культуры: естественного языка фольклора традиций предметов быта охоты или другого вида деятельности ритуалов обрядов церемоний этикета типа жилища посредством...
26089. Динамика культуры 16.85 KB
  Законом общественного развития в том числе и законом развития культуры принято называть объективно существующую повторяющуюся необходимую существенную связь явлений общественной жизни или этапов исторического процесса.Вебер до отказа от признания закономерностей развития культуры например О. Кроме того позиции ученых различаются в зависимости от того какой масштаб действия законов развития культуры ими признается: или законы действуют в масштабах всего человечества так считают большинство исследователей За десять тысяч лет своего...
26090. Практикоориентированное освоение потенциала культуры 13.28 KB
  Экспертиза культуры также назначается по делам об экстремистской деятельности когда необходимо установить наличие или отсутствие на объекте фашистской символики пропаганды жестокости насилия вражды по отношению к определенной социальной религиозной национальной группе. Экспертиза памятников культуры проводится для охраны сохранения памятников при необходимости включении данных объектов в реестр объектов культурного наследия или установлении законности его сноса. Экспертиза памятников также актуальна по уголовным делам связанных с...
26091. Тело как феномен 17.04 KB
  Тело всегда наполняет наше сознание или сознание наполняет тело. Исходя из этого положения тело непрерывно выявляет процесс становления сознания. Именно тело является тем что сообщает миру бытие и обладать телом означает для живущего сращиваться с определенной средой сливаться воедино с определенными проектами и непрерывно в них углубляться поэтому тело должно рассматриваться не как объект мира но как средство нашего с ним сообщения.