34135

Международная торговля. Внешнеторговый мультипликатор

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

При этом мировой совокупный спрос понимается как объем производства товаров которые потребители готовы коллективно приобрести при существующем уровне цен внутри и вне страны а совокупное предложение как объем производства товаров которые производители готовы предложить на рынке при существующем уровне цен. По этому признаку различают малые страны те которые не могут оказать влияние на изменение цены на МР если изменят свой спрос на какойлибо товар и наоборот большие страны. Малые страны чтобы восполнить эту свою слабость на...

Русский

2013-09-06

18.45 KB

26 чел.

-68.Международная торговля. Внешнеторговый мультипликатор.


Международная торговля (МТ) — сложная экономическая категория, которая может рассматриваться по меньшей мере в трех аспектах: организационно-техническом, рыночном и социально-экономическом.

Организационно-технический аспект изучает физический обмен товарами и услугами между государственно оформленными национальными хозяйствами (государствами). Основное внимание при этом уделяется проблемам, связанным с закупкой (продажей) конкретных товаров, их движением между контрагентами (продавец — покупатель) и пересечением государственных границ, с расчетами и т. п. Эти аспекты МТ изучаются конкретными специальными (прикладными) дисциплинами — организация и техника внешнеторговых операций, таможенное дело, международно-финансовые и кредитные операции, международное право (различные его отрасли), бухгалтерский учет и т. д.

Организационно-рыночный аспект определяет МТ как совокупность мирового спроса и мирового предложения, которые материализуются в двух встречных потоках товаров и (или) услуг — мировом экспорте (вывозе) и мировом импорте (ввозе). При этом мировой совокупный спрос понимается как объем производства товаров, которые потребители готовы коллективно приобрести при существующем уровне цен внутри и вне страны, а совокупное предложение — как объем производства товаров, которые производители готовы предложить на рынке при существующем уровне цен. Они рассматриваются обычно только в стоимостном выражении. Проблемы, возникающие при этом, связаны преимущественно с изучением состояния рынка конкретных товаров (соотношением спроса и предложения на нем — конъюнктуры), оптимальной организацией товарных потоков между странами с учетом самых разнообразных факторов, но прежде всего фактора цены.

Эти проблемы изучаются международным маркетингом и менеджментом, теориями международной торговли и мирового рынка, международных валютно-финансовых отношений.

Социально-экономический аспект рассматривает МТ как особого типа общественно-экономические отношения, возникающие между государствами в процессе и по поводу обмена товарами и услугами. Эти отношения имеют ряд признаков, которые сообщают им особенную важность в мировой экономике.

Прежде всего следует отметить, что они носят всемирный характер, поскольку в них вовлечены все государства и все их экономические группировки; они являются интегратором, объединяя национальные хозяйства в единую мировую экономику и интернационализируя ее, базируясь на международном разделении труда (МРТ). МТ определяет, что выгоднее производить государству и на каких условиях обмениваться произведенным продуктом. Таким образом, она способствует расширению и углублению МРТ, а значит и МТ, вовлекая в них все новые государства. Эти отношения объективны и универсальны, т. е. они существуют независимо от воли одного (группы) человека и пригодны для любого государства. Им под силу систематизировать мировое хозяйство, расставив государства в зависимости от развитости в нем внешней торговли (ВТ), от доли, которую она (ВТ) занимает в международной торговле, от размера среднедушевого внешнеторгового оборота. По этому признаку различают «малые» страны — те, которые не могут оказать влияние на изменение цены на МР, если изменят свой спрос на какой-либо товар и, наоборот, «большие» страны. Малые страны, чтобы восполнить эту свою слабость на том или ином рынке, нередко объединяются (интегрируются) и предъявляют совокупный спрос и совокупное предложение. Но объединиться могут и большие страны, упрочивая таким образом свое положение в МТ.

§6.Внешнеторговый мультипликатор.

Интенсивное развитие внешнеэкономических связей требует определить их влияние на развитие экономики страны. Экспорт и импорт, как и другие составляющие совокупных расходов, действуют с мультипликационным эффектом. Поэтому для количественной оценки воздействия внешней торговли, на рост национального дохода и ВНП экономическая теория разработала и использует в практике модель внешнеторгового мультипликатора. Большой вклад в ее создание и развитие внесли Д. Кейнс, Р. Кан, Ф. Махлуп, П. Самуэльсон и другие экономисты.

Первоначальное изменение экспорта, подобно изменению инвестиций, порождает цепную реакцию, которая, уменьшаясь с каждым последующим циклом. Дает эффект многократного усиления первоначального изменения. Аналогично мультипликатору инвестиций, мультипликатор экспорта(Мx) обусловлен внутренними процессами в сфере потребления и может быть определен через предельную склонность к потреблению(MRC) или предельную склонность к сбережению (MRS):

Mx=1/MRS=1/(1—MRC)

Влияние увеличения экспорта на объем производства определяется на основании формулы: ВНП=МpX.

Но международная торговля—это не только экспорт, но и импорт. И если часть полученного экспортного дохода идет на импорт, то внутренняя покупательная способность сократиться. Импорт действует как утечка, аналогично сбережениям (импорт имеет отрицательный знак). Поэтому анализировать импорт можно аналогично функции сбережения. С введением понятия предельной склонности к импорту(MRM), как отношения изменения объема импорта к изменению дохода, формула мультипликатора принимает вид:

Mp=1/((MRS-MRM)DX)

А влияние изменения экспорта с учетом импорта на изменение объема производства можно описать формулой:

ВНП=1/(MRS-MRM)DX

Действие мультипликатора внешней торговли не бесконечно. Мультиплицирование носит затухающий характер, величины очередных приростов неуклонно сокращаются, т.к. значение предельной склонности к потреблению к потреблению импортных товаров меньше единицы.

По прошествию определенного промежутка времени, возмущение, вызванное приростом инвестиций в одну из стран, сглаживается, системы вновь приходят в состояние равновесия. Большую роль в устранении нарушенного равновесия торгового баланса и помех на пути развития международной торговли призвано играть активное государственное регулирование


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25383. Особенности реализации технологии социальной профилактики 40.5 KB
  Технология социальной работы это совокупность научных знаний средств приемов методов и организационных процедур направленных на оптимизацию объекта социального воздействия. Важный принцип социальной работы состоит в том что помощь людям должна оказываться исходя из их социального и физического состояния. Профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности в социальной работе.
25384. Социальная адаптация 52 KB
  Она характеризует с одной стороны процесс взаимодействия объекта СР с социальной средой а с другой стороны является отражением результата СР который может выступать критерием ее эффективности. Важнейшая задача адаптационного процесса это проблема выживания человека через приспособление потенций организма индивид с процессами природной и социальной среды. Социальная адаптация представляет собой не только состояние человека но и процесс в течение которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию...
25385. Терапия 46.5 KB
  Терапия с греч. В медицине широко применяются различные виды терапевтического лечения: лекарственные средства физиотерапия и др. Социальная терапия тесно связана с психотерапией в которой используются методы воздействия на психику. Известны 4 основные модели психотерапии: психотерапия как метод лечения т.
25386. Особенности реализации технологии социальной реабилитации 38.5 KB
  Особенности реализации технологии социальной реабилитации. Социальная реабилитация словарь Холостовой с.327 комплекс мер направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма инвалидность изменения социального статуса пожилые безработные. То есть социальная реабилитация представляет из себя процесс направленный на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде а также самой социальной...
25387. Особенности реализации технологии социальной экспертизы 18.12 KB
  Особенности реализации технологии социальной экспертизы Экспертиза от лат. Главная специфическая черта экспертизы состоит в том что она представляет собой исследование задачи плохо поддающейся количественному анализу и трудно формализуемой которое осуществляется путем формирования мнения составления заключения специалиста способного восполнить недостаток информации по исследуемому вопросу опираясь на свои знания опыт решения сходных задач и систематизировать эту информацию. Это определение соответствует функциям социальной...
25388. Профессионально-значимые ценности социальной работы 17.55 KB
  Профессиональнозначимые ценности социальной работы Ценности профессиональной соц. Ценности СРы имеют соцю значимость и явл. В систему ценностей СРы входят ценности различных групп абсолютные и относительные позитивные и негативные индивидуальные групповые ит. Ценности совр.
25389. Деонтологические вопросы СР 51 KB
  Именно в этом значении он используется и в профессиональной этике социальной работы. В целом содержательно деонтология социальной работы представляет собой систему смыслов понятий норм установлений и предписаний о долге социального работника коллектива социальной службы и совокупной профессиональной группы перед обществом и государством социальной работой как специфическим видом профессиональной социальной деятельности и особым социальным институтом перед коллегами клиентами и перед самим собой. Введение понятия профессионального...
25390. Особенности организации, управления и администрирования в социальной работе 17.28 KB
  Особенности организации управления и администрирования в социальной работе Менеджмент специфическая часть теории и практики управления. управления явл. Менеджмент в СРе управление это система гибкого предприимчивого управления в общественаправленная на эффективное регулирование соцго положения всех участников общественной жизни и на обеспечение их развития как Sов всех видов общественных отношений на обеспечение достойного цивилизованного существования. Оми управления в соц.
25391. Особенности организации, управления и администрирования в социальной работе 21.73 KB
  Особенности организации управления и администрирования в социальной работе. Организация управление и администрирование в социальной работе особый вид профессиональной деятельности который сводится не только к достижению целей организации но и является средством поддержания целостности любой сложной социальной системы ее оптимального функционирования и развития. Такая деятельность необходима для повышения эффективности функционирования системы социальной защиты населения и как следствие роста благосостояния обеспечения...