34138

Россия в системе международных кредитно-финансовых отношений

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

В настоящее время в России перспективы для инвесторов слишком многообещающие чтобы их игнорировать и это несмотря на внутренний и внешний дефолт. В суммарном ВВП всех новых рынков доля России свыше 25. По самым скромным расчетам у России больше природных ресурсов 102 трлн.

Русский

2013-09-06

22.88 KB

17 чел.

71 Россия в системе международных кредитно-финансовых отношений

Теперь, когда, в общем, рассмотрены основные концепции международных финансов, самое время перейти к тому, что нас больше всего интересует: к перспективам интеграции России в мировую финансовую систему. В этой связи особенно актуален вопрос иностранных инвестиций. Давайте и остановимся на нем.
Сегодня российская экономика действительно нуждается в притоке иностранного капитала. Это вызвано практически полным прекращением финансирования из средств госбюджета, отсутствием средств у предприятий в связи с переходом к рыночной экономике, развитием общего экономического кризиса и спадом производства, большим износом установленного на предприятиях оборудования и рядом других причин.
В настоящее время в России перспективы для инвесторов слишком многообещающие, чтобы их игнорировать (и это несмотря на внутренний и внешний дефолт). В суммарном ВВП всех новых рынков доля России свыше 25%. Причем это естественный нарождающийся рынок, где есть своя инфраструктура. По самым скромным расчетам, у России больше природных ресурсов (10,2 трлн. долл.), чем у Бразилии (3,3 трлн. долл.), Южной Африки (1,1 трлн.), Китая (0,6 трлн.) и Индии (0,4трлн.), вместе взятых.
Несмотря на это, удельный вес России в международных инвестициях в нарождающиеся рынки составляет всего 0,5%. Остальные 99,5% приходятся на Мексику, Бразилию, Аргентину, Турцию, Чили, другие развивающиеся и новые индустриальные страны.
В экономике в настоящее время наблюдаются некоторые признаки стабильности и роста производства в ряде отраслей. Похоже, что падение достигло низшей точки и можно ожидать оживления в отдельных секторах. 
Дешевая рабочая сила, емкий рынок дешевого сырья и всепоглощающий рынок потребления, и, самое главное, высокий процент прибыли, во много раз превышающий среднюю прибыль в странах со зрелой рыночной экономикой, делают отечественную экономику привлекательной для иностранных предпринимателей.
Но, несмотря на это, иностранные инвесторы с небольшим энтузиазмом вкладывают свои капиталы в российские предприятия. Их нежелание объясняется целым комплексом проблем:
- нестабильность экономической и политической ситуаций;
- несовершенное и противоречивое законодательство;
- неясность в определении прав собственности;
- отсутствие реальных льгот и привилегий для иностранного капитала;
- неконвертируемость рубля, нестабильность рублевого пространства;
- непредсказуемость изменений в налоговой системе.
Все эти трудности преодолимы по истечению пусть продолжительного, но ограниченного периода времени, в то время как выгоды, которые возможны от включения капиталов в российскую экономику, не ограничены ни временем, ни размерами рынка.
Одно из условий инвестиций в России - понятная и работающая структура фондового рынка, жесткие правила игры для его участников. 
На поприще создания цивилизованного фондового рынка весьма активна Федеральная комиссия по ценным бумагам и биржам, которая вырабатывает стандарты, создает и поддерживает инфраструктуру фондовой торговли. В этом ее главное отличие от западных, где подобные комиссии ограничиваются лишь контролем за соблюдением соответствующего законодательства.
При комиссии учрежден экспертный совет. Налажено взаимодействие с саморегулирующимися организациями РЦБ в регионах и Центре. Прежде всего, с Профессиональной ассоциацией участников фондового рынка (ПАУФОР) и др. Цель: объединить усилия государства, коммерческих структур, банков, финансовых компаний и инвестиционных фондов в развитии РЦБ, разработке необходимой нормативной базы.
Быстрыми темпами достраивается инфраструктура. Расчеты, клиринг, депозитарий, как считают в комиссии, тоже должны соответствовать международным нормам. Уже давно существует электронная биржа, некий аналог американской НАСДАК, к которой присоединились регионы. Внебиржевой рынок в Москве перешел на эту систему.
Прошли те времена, когда клиринг на столичных фондовых биржах сводился к вываливанию на столы мешков денег, которыми расплачивались за ваучеры по текущему курсу. С тех пор утекло немало воды в Москве-реке. В 1994 г. создана депозитно-клиринговая компания (ДКК). В нее входят крупные российские и зарубежные банки, брокерские, инвестиционные и финансовые компании. Расширяется система регистраторов, в первую очередь в провинции.
Событием для России стало введение института маркет-мейкеров, без которых трудно добиться ликвидности рынка. Для твердых котировок были отобраны семь АО. Требования к ним были следующие: доступное нахождение регистраторов, открытость информации об эмитенте, ликвидность, спрос на вторичном рынке в Москве. В список попали бумаги Ростелекома, Коминефти, Пурнефтегаза, Юганскнефтегаза, РАО ЕЭС, Мосэнерго, Иркутскэнерго.
Продолжает совершенствоваться система депозитариев. Крупные иностранные банки - Чейз Манхэттен, Креди Сюисс, ИНГ-банк предоставляют клиентам услуги по ответственному хранению ценных бумаг. Ряд российских кредитных институтов ведет переговоры с комиссией по ценным бумагам США, транснациональными банками о создании в России субагентов по учету и хранению фондовых ценностей в соответствии с пунктом 17F закона Соединенных Штатов об инвестиционных компаниях.
Эмиссия американских депозитарных расписок российских компаний, которая, как ожидается, расширится в ближайшие месяцы, должна увеличить число участников на российском РЦБ. В числе таких АО могут быть производства нефтегазовой, телекоммуникационной, электроэнергетической, целлюлозно-бумажной
и других отраслей, а также комбанки. Все это привлечет дополнительно иностранные инвестиционные банки, фонды рисковых инвестиций (хедж-фонды), фонды для растущих рынков, взаимные и пенсионные фонды, страховые фирмы, новых стратегических вкладчиков капитала.
Инвесторов сейчас интересуют не только корпоративные акции, но и в определенной мере государственные ценные бумаги - "вэбовки", "еврооблигации", а также государственные долги, торговлей которыми западные инвесторы давно занимаются. Оформленные в основных СКВ долги бывшего Внешэкономбанка СССР (ВЭБ) оцениваются сегодня в 25-30 млрд. долл. С ноября 1991 г., когда ВЭБ обанкротился, а СССР окончательно развалился, эти долговые обязательства почти не покупаются. В конце 1994 г. их рыночная цена упала до 20% от номинальной. К октябрю 1995 г. общий объем невыплаченной задолженности, деноминированной в долларах, составил (в процентах к номиналу) 20-23%, в немецких марках - 30-35%, швейцарских франках - 23-26%, иенах - 15-18%, в других СКВ - 28-35%. Большинство держателей и трейдеров находится за рубежом. Но в последнее время "затеплился" интерес к долгам ВЭБ со стороны российских портфельных инвесторов.
Несколько лучше положение с "еврооблигациями" ВЭБ, эмитированными в 1988-1990 гг. (основная часть - в немецких марках) четырьмя траншами с датами погашения в 1995-1996 гг. Суммарный объем - 1,1 млрд. долл. Торговля ведется по системе Эуроклир/СЕДЕЛ на оффшорных и национальных рынках. Доходность в среднем - 8-8,5% годовых. 
Облигации внутреннего валютного займа (ВВЗ), которыми оформлены долги ВЭБа его клиентам-госпредприятиям, выпущены пятью траншами с выкупом в 1995-2003 гг. Общий объем - 7,8 млрд. долл.
ГКО/ОФЗ различных траншей тоже пользуются некоторым ограниченным спросом. С евробондами, размещенными российским правительством в 1996-97 гг. на мировых финансовых рынках, дело обстоит еще лучше.
По большому счету, было бы несправедливо всерьез поставить под сомнение способность России отвечать по своим внешним обязательствам.
По ключевым макроиндикаторам мы выглядим фотогенично. В октябре 1995 г. соотношение между объемами внешнего долга и экспорта составило 160,5% (против 188% у Мексики и 222,4% у Польши), обслуживанием долга и экспортом - 16,5% (против соответственно 24,2% и 41%), долгом и ВВП - 12,3% (против 61,6% и 68,5%). Сейчас, правда, из-за резкого подорожания доллара мы уже не можем похвастаться такими хорошими показателями, но, тем не менее, все еще сохраняем кредитоспособность. 
На цены и настроения инвесторов очень влияет ход переговоров с Парижским клубом (по официальной задолженности государствам-кредиторам), Лондонским клубом (представляющим интересы коммерческих банков), а также по негарантированной банками задолженности по торговым кредитам.
Лондонский клуб тесно увязывает свою позицию с Парижским. Тот - с одобрением, прежде всего, Международного валютного фонда. В конце 1991 г. МВФ выдвинул жесткое условие: реструктуризация долга возможна лишь в обмен на стабилизацию российского платежного баланса. Москва согласилась, и с 1992 г. ей начали поступать ресурсы от международных финансовых организаций.
Это активизировало переговоры с обоими клубами. В 1993 г. наметился серьезный поворот к лучшему. Взамен прежних ежеквартальных переносов Парижский клуб согласился отсрочить выплату 15 млрд. долл. сразу на 7-10 лет в зависимости от категории долга. В апреле того же года Россия подписала соглашение о признании задолженности СССР. Одновременно с республиками СНГ договорилась о "нулевом варианте". Москва взяла на себя внешние доги, т.к. самостоятельно страны СНГ не могли обслуживать свои доли. Но взамен получила все внешние активы СССР - зарубежную собственность, дебиторскую задолженность развивающихся государств и т.д.
В 1994 г. удалось договориться с Парижским клубом о переносе платежей (7 млрд. долл.) за тот год на 10-15 лет. Однако в Кремле и Белом доме понимали, что все время делать это невозможно. Каждые 3-6 месяцев Россия оказывалась в состоянии неплатежеспособности. Чем больше она становилась, тем жестче говорили с Москвой.
Большую роль в инвестиционной политике государства способны сыграть отечественные инвестиционные банки, которые могут привлечь крупные иностранные капиталы. В Федеральной комиссии по ценным бумагам полагают, что между эмитентом и инвестором должны находиться профессиональные посредники - интересы инвестора должен представлять финансовый брокер, интерес эмитента - инвестиционный банк
Роль банка может быть многообразна. При эмиссии акций и их размещении эмитенты поступают, как правило, очень непрофессионально, банк же может значительно сократить издержки и время для эмитента, выкупив одномоментно весь тираж эмиссии, отдав деньги предприятию, которое использует их на производство, а полученный резерв времени - для концентрации сил в конкурентной борьбе. Столь же профессионально банк может создать пул инвесторов, подобрав фирмы, заинтересованные в поддержании определенных предприятий или желающие наладить новые технологические цепочки поставок сырья, полуфабрикатов и схем сбыта продукции. Банк может управлять портфелем акций предприятия, подбирая высокодоходные и высоколиквидные бумаги, в том числе для своего клиента, обеспечивая дополнительный доход предприятию путем оборота акций на фондовом рынке.
Но в настоящее время банкам еще предстоит доказать, что они способны привлечь крупные капиталы в Россию. Пока они совершенно не оправдывают надежд. На Неглинной полагают, что это даже хорошо. Есть возможность спокойно достроить кредитно-инвестиционные институты без сильных потрясений. Нынешнее состояние банковской системы в ЦБ РФ описывают как переход от броуновского движения и легкой жизни к серьезной работе. Сейчас идет перегруппировка сил. Надежные остаются. Ненадежные уходят.
Чтобы российские банки соответствовали международным стандартам, Неглинная будет добиваться от них соблюдения ряда критериев. Прежде всего, достаточности капитала, без чего невозможно выдавать крупные кредиты, гарантии, осуществлять многие операции.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79954. Решения и выводы Конституционного Суда Украины 68.5 KB
  Решения и выводы Конституционного Суда Украины Конституционный Суд Украины за результатами рассмотрения на пленарных заседаниях дел относительно конституционности законов и других правовых актов а также относительно официального толкования Конституции и законов Украины принимает решения а по делам по другим вопросам – дает выводы. Временное отсутствие судьи на заседании пленарном заседании Конституционного Суда Украины на котором рассматривались материалы дела само дело не припятствует участия такого судьи с правом решающего голоса в...
79955. Органы прокуратуры Украины 159 KB
  Правоохранительные органы Украины Лекционное занятие к М. Органы прокуратуры Украины Учебные вопросы. Прокуратура Украины её место в системе органов государственной власти и задачи. Закон Украины О прокуратуре от 5 ноября 1991 года № 1789XII.
79956. Органы досудебного следствия Украины 93.5 KB
  Нередко факты совершения преступлений являются очевидными: причинение телесных повреждений, убийство, ограбления и др. Об этих фактах сообщают пострадавшие, их родственники, свидетели, работники медицинских учреждений и другие физические или юридические лица
79957. Органы МВД и СБУ Украины 116 KB
  Органы внутренних дел - это совокупность государственных специализированных учреждений, подчиненных Министерству внутренних дел Украины, которые выполняют правоохранительные и правоприменительные функции по поддержанию правопорядка в государстве.
79958. Органы юстиции Украины 69 KB
  Правоохранительные органы Украины Лекционное занятие к М. Органы юстиции Украины. Система и структура органов юстиции Украины 3. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов нотариата органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры.
79959. Система, задачи и функции государственной налоговой службы 130 KB
  Система задачи и функции государственной налоговой службы Развитие экономических отношений отличных от ранее существовавших вызвало резкий всплеск новых видов экономических преступлений ведущее место среди которых занимают правонарушения в сфере налогообложения имеющие специфический характер. В состав органов государственной налоговой службы также входит налоговая милиция. Государственной налоговой администрацией Украины в зависимости от количества налогоплательщиков и других местных условий могут создаваться межрайонные на два и больше...
79960. Предмет и система курса «Организация судебных и правоохранительных органов» 137 KB
  Это нашло свое отражение в Конституции Украины согласно которой права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Именно второй подход получил свое нормативное закрепление в Законе Украины О государственной защите работников суда и правоохранительных органов едином нормативном акте где содержится перечень правоохранительных органов к которым рядом с органами прокуратуры внутренних дел Службы безопасности Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины таможенными охраны...
79962. Городские, районные суды Украины 157.5 KB
  К специализированным судам относятся и административные суды которые рассматривают дела связанные с правоотношениями в сфере государственного управления и самоуправления дела административной юрисдикции. Их относят к судам первого уровня. Наличие двух инстанционных полномочий в судах второго уровня обусловила необходимость третьего уровня в подсистеме общих судов который в Законе представлен Апелляционным судом Украины. На четвертом уровне судебной системы находится Верховный Суд Украины который относительно общих судов наделен...