34152

Спрос

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Объем спроса это количество товара которое покупатели желают приобрести за некоторый период например день или год. Объем спроса зависит от цены данного товара цены других товаров товаровзаменителей доходов покупателей и их вкусов. Графическое выражение между ценой товара и величиной спроса предъявляемого покупателями на этот товар называется кривой спроса. Кривая спроса обычно является убывающей.

Русский

2013-09-06

17.46 KB

0 чел.

Спрос — это количество товаров и услуг, которые покупатели готовы приобрести по данной цепе в данное время.

Необходимо четко разграничить два экономических понятия: «спрос» и «потребности». Спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только платежеспособная. Кроме того, спрос количественно не совпадает с потребностью, ибо цена и доход всегда ограничивают объем покупок.

Спрос — это объем возможной покупки товара в зависимости от установившейся цены на него. Объем спроса — это количество товара, которое покупатели желают приобрести за некоторый период (например, день или год). Объем спроса зависит от цены данного товара, цены других товаров (товаров-заменителей), доходов покупателей и их вкусов.

Зависимость между ценой (Р) и количеством товаров (Q), на которые будет предъявляться спрос при каждом уровне цен, может быть представлена в виде графика (рис. 8.1).

Графическое выражение между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на этот товар, называется кривой спроса. Кривая спроса обычно является убывающей.

Под воздействием прочих (неценовых) факторов кривая может смещаться вправо или влево. Если спрос увеличится, кривая спроса сдвинется вправо, если спрос уменьшится, кривая спроса сдвинется влево.

Итак, между ценой товара и объемом спроса на него существует обратная зависимость (между величиной покупки и уровнем цены — зависимость обратная). Такая зависимость в экономической теории получила название закона спроса: чем выше цена, тем меньше величина спроса.

Закон спроса гласит: при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены.

Закон спроса не действует:

1) при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен;

2) для некоторых редких и дорогостоящих товаров (золота, драгоценностей, антиквариата и др.), являющихся предметом роскоши;

3) при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары (например, при переключении спроса с маргарина на масло снижение цен на маргарин не увеличит спроса на него).

В экономической литературе выделяют три эффекта, объясняющих обратную зависимость между изменением цены товара и спросом на него.

1. Эффект роста выгоды. Любой товар обладает полезностью для покупателя. Покупатель всегда сопоставляет объем затрат (в виде цены на покупку) и объем полезности приобретаемого товара. При изменении цены изменяется состояние расходов на товар и его полезность к большей выгоде покупателя.

2. Эффект дохода. При постоянном объеме располагаемого дохода снижение цены на данный товар означает для покупателя относительное расширение его дохода по отношению к данному товару, т.е. при снижении цены на товар потребитель хочет проиобрести больше товара.

3. Эффект замещения. Если упала цена на определенный товар, это вызывает подорожание других товаров при неизменности их цен, т.е. товар при снижении цены на него дешевле относительно других товаров, поэтому его приобретение становится относительно более выгодным. Это происходит по двум причинам: при снижении цены потребитель хочет приобрести больше товара {действует эффект дохода); товар при снижении цены на него дешевеет относительно других товаров, поэтому его приобретение становится относительно более выгодным (действует эффект замещения).

На изменение спроса влияют неценовые факторы:

1) число покупателей;

2) изменение в денежных доходах населения. Например, рост доходов увеличивает спрос на дорогие виды товаров: мебель, бытовую технику, высококачественные продукты питания;

3) изменение цен на другие товары, особенно на товары-заменители. Так, рост цен на сливочное масло повысит спрос на маргарин;

4) изменение структуры населения, например старение населения. Увеличение количества пенсионеров увеличивает спрос на лекарства, медицинское обслуживание.

Итак, величина спроса зависит от цены товара, доходов потенциальных потребителей, от цены на товары, которые являются либо взаимодополняемыми (например, автомобиль и бензин), либо взаимозаменяемыми (масло и маргарин, отдельные сорта мяса и т.п.), на спрос влияют и другие факторы.

Степень реакции одной экономической величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменяется одна переменная экономическая величина при изменении другой на 1%. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, насколько изменилась в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на 1%.

Эластичность спроса — степень чувствительности спроса к изменению цены товара. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса. Он определяется как изменение объема спроса к изменению его цены. Коэффициент эластичности спроса определяется как отношение процента изменения спроса к проценту изменения цены.

Эластичность спроса характеризует степень зависимости объема покупаемого товара от колебания рыночных цен.

1. Спрос эластичен тогда, когда при изменении цены на 1% спрос увеличивается больше чем на 1%. Цена растет (падает) меньше, чем спрос:

2. Спрос имеет единичную эластичность, когда при изменении цены на 1% спрос меняется на 1%. Спрос и цена изменяются в равной степени:

3. Спрос неэластичен (имеет низкую эластичность), когда при изменении цены на 1% спрос меняется меньше, чем на 1%. Цена растет (падает) больше, чем спрос:

4. Спрос совершенно неэластичен, когда потребители приобретают фиксированное количество товаров независимо от цены. Цена растет (падает), спрос постоянен:

5. Спрос совершенно эластичен — при усилении совершенной конкуренции.

Абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности. Спрос растет (падает), цена постоянна:

Факторы, влияющие на эластичность спроса:

1) наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов-субститутов, призванных удовлетворить одну и ту же потребность, тем больше возможностей у покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар;

2) размер дохода;

3) значимость товара. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен, спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. В современной экономической науке используются также показатели эластичного спроса по доходу;

4) размеры дохода покупателей. При этом цена может не меняться, изменяется платежеспособность. Чем дороже товар, тем эластичней спрос на него;

5) качество товара. Чем выше качество, тем менее эластичен спрос.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54183. Теоретические аспекты коррекционно-воспитательной работы на уроках математики 122 KB
  Коррекционно-воспитательная работа это система комплексных мер педагогического воздействия на различные особенности аномального развития личности ей подчинены все формы и виды классной и внеклассной работы в процессе формирования у школьников общеобразовательных знаний умений и навыков. Описание опыта Для изучения причин неуспеваемости и планировании коррекционной работы с учащимися предлагаю использовать аналитическую схему которую заполняют учителя медсестра психолог классный руководитель в процессе бесед с учащимися на каждого...
54184. ПРОГРАМА факультативного курсу з математики для учнів 10-11 класів універсального профілю ЗНЗ «Довузівська підготовка з математики» 170.5 KB
  Поглиблення реалізується на базі вивчення методів і прийомів розвязування математичних задач які потребують застосування високої логічної та операційної культури розвиваючих науковотеоретичне і алгоритмічне міркування учнів. МЕТА КУРСУ: розвиток математичних здібностей учнів; формування алгоритмічного мислення та високої логічної культури; вироблення навичок самостійної роботи при розвязуванні задач; перенесення засвоєних знань на розвязування складних та нестандартних задач; якісна підготовка до незалежного зовнішнього...
54185. Развитие логического мышления на уроках математики 139.5 KB
  Упражнение Добавь слово Первый ученик называет слово второй называет слово первого и добавляет своё слово третий называет слова первого и второго и добавляет своё слово и т. изначальное умение обеспечивающее сознательное отношение к письму мотивирующее обращение к правилу к словарю.
54186. Обобщение и систематизация знаний по теме «Квадратичная функция» 316 KB
  Способствовать формированию навыков применения алгоритмов построения графиков квадратичной функции решения неравенств второй степени графическим способом методом интервалов c помощью программы dvnced Grpher. Учитель сообщает что цель урока систематизация знаний по теме Квадратичная функция формирование умений построения графиков квадратичной функции и решения неравенств второй степени графическим способом и методом интервалов. Домашнее задание 1Построить график квадратичной функции Y= x 2x 3 Решение DY:x R EY:...
54187. Геометричні фігури (математична народна казка) 1.41 MB
  Козак Мамарига ведучий і різні геометричні фігури жителі казкового села: Точки Відрізок Пряма Промінь хазяйка казкового палацу Геометрія Кути гострий прямий і тупий Бісектриса Трикутник. Квадрат і трикутник. Трикутник показує своє зображення і продовжує. Я найпростіший з багатокутників.
54188. Решение неравенств второй степени с одной переменной.(9 класс) 5.3 MB
  Ввести понятие неравенства второй степени с одной переменной, дать определение. Познакомить с алгоритмом решения неравенств на основе свойств квадратичной функции. Сформировать умения решать неравенства данного вида.
54189. Развитие культуры в эпоху мезолита и неолита. Понятие неолитической революции 33 KB
  В эпоху мезолита изменились климатические условия на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли; им на смену пришли другие. Стало развиваться рыболовство
54190. Лекційно-практична система навчання математики з використанням групових форм роботи 774 KB
  Розвязування задач на використання поняття та властивостей арифметичної прогресії Мета. Закріплення учнями поняття арифметичної прогресії та її властивостей. Біля дошки 3 учні виводять формулу nго члена арифметичної прогресії; властивість суми двох членів арифметичної прогресії рівновіддалених від її кінців; формулу суми n перших членів. Яку послідовність називають арифметичною прогресією Що називається різницею арифметичної прогресії Як знайти різницю арифметичної прогресії Якою є арифметична прогресія якщо d 0 d 0...
54191. Основные черты и признаки раннеземледельческих культур и их исторические судьбы 35.5 KB
  Для перехода к земледелию было необходимо культивирование высокопродуктивных злаков. Первый злак, который люди стали сжинать в диком виде – ячмень, затем были культивированы – пшеница, кукуруза, рис. Это привело к устойчивости в обеспечении племенных групп продуктами питания.