34161

Причины государственного регулирования

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

А неоправданно высокие цены сводят на нет социальный эффект экономии от масштаба. Стремление к извлечению экономической прибыли и назначение цены выше предельных издержек в случае установления единой цены на товар для различных групп потребителей приводит к сокращению объёма производства относительно конкурентного уровня и появлению DWL потерь мёртвого груза . Поскольку цены на продукцию монополий велики то бывает так что предприятия продают свои товары и услуги в кредит. Но чего государство может добиться управляя фирмами...

Русский

2013-09-06

17.87 KB

1 чел.

Причины государственного регулирования

Несмотря на наличие технической эффективности концентрации производства в руках одного предприятия, монополист или олигополист зачастую злоупотребляет своим положением. Это проявляется в завышении издержек или вздувании прибыли. А неоправданно высокие цены сводят на нет социальный эффект экономии от масштаба.

Существуют два основных варианта экономического поведения продавца товара на неконкурентном рынке, позволяющие извлечь прибыль, существенно большую, чем в случае его действий на конкурентном рынке.

1. Стремление к извлечению экономической прибыли и назначение цены выше предельных издержек, в случае установления единой цены на товар для различных групп потребителей, приводит к сокращению объёма производства относительно конкурентного уровня и появлению DWL ("потерь мёртвого груза"). В условиях конкурентного рынка цена и объемы производства устанавливаются на том уровне, когда величина спроса равна величине предложения, и мы получаем равновесную цену Рс при объеме производства Qc.

Если же рынок контролируется монополией, последняя будет определять объем производства, исходя из равенства кривых предельного дохода и предельных издержек (MR=MC). Тогда мы получим уровень производства, равный Q* (Q*Pc)

2. Стремясь минимизировать безвозвратные потери и захватить большую часть потребительского излишка, монополисты и олигополисты прибегает к ценовой дискриминации - назначению разных цен на один и тот же товар разным покупателям в зависимости от спроса. Для этого продавец должен располагает необходимой массой товарной продукции D(с), способной удовлетворить спрос группы покупателей с низкой платежеспособностью. А также данный товар должен быть неподходящим для длительного хранения и накопления, поскольку в противном случае появляется покупатель, приобретающий товар по низкой цене с целью последующей перепродажи по высокой.

Самое главное условие заключается в возможности разделения групп потребителей по их платежеспособности посредством взимания разной платы за один и тот же товар. Процесс ценовой дискриминации является одной из форм перераспределения средств, поэтому ценовая дискриминация запрещается антимонопольным законодательством большинства развитых стран.

Поскольку цены на продукцию монополий велики, то бывает так, что предприятия продают свои товары и услуги в кредит. А это всегда выливается в стремление потребителей задерживать платежи за потребленную продукцию.

Таким образом, последствия монопольного поведения заключаются не только в уменьшении объемов производства, но и в создании предпосылок развития кризиса неплатежей. Распространение неплатежей – результат ценовой дискриминации экономических структур, обладающих влиянием на рынке и не стесненных в своей деятельности регулирующим воздействием государства.

Также необходимость регулирования цен в естественных монополиях и, в меньшей степени, в олигополиях обусловлена и тем, что механизм воздействия на экономику через систему регулируемых цен является эффективным дополнением к фискальной макроэкономической политике.

Задачи государственного регулирования

Мы посмотрели, почему государству необходимо регулировать деятельность олигополий и монополий. Но чего государство может добиться, «управляя» фирмами, действующими на рынке несовершенной конкуренции? Регулируя деятельность олигополий и монополий, государство может создать финансовую ситуацию, привлекательную для кредиторов и инвесторов, предложить покупателям более или менее доступные цены на продукцию монополистов; возможна разработка новой сетки тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей.

Также государство может стимулировать предприятия-монополии к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций и т.д; может использовать возможности ценовых механизмов регулирования при проведении стабилизирующей макроэкономической политики, может управлять развитием экономики в регионах. Например, если сформулировать региональные проблемы, которые могут решаться с помощью тарифов на электрическую и тепловую энергию, то они заключаются в следующем:

-выравнивание или дифференциация тарифов по субъектам Российской

Федерации с целью обеспечения равномерного их развития;

-управление режимами электро- и теплопотребления;

-стабилизация экономического положения энергообъектов и их объединений при заблаговременно не запланированном снижении спроса на энергию;

-стимулирование увеличения или снижения спроса на энергию отдельными потребителями или группами потребителей и соответственно регулирование их экономической активности.

Как мы видим, спектор проблем, решаемых с помощью государственного регулирования рынков несовершенной конкуренции, очень широк, а значит, этот вид деятельности государства важен для нормального функционирования нашего общества.

Виды государственного регулирования рынков

Проводить регулирование рынков государство может двумя основными способами. Первый – установление налогов на производство. Второй – использование фиксированных цен (чаще - ценовых потолков). Но оба этих метода не всегда бывают эффективными с экономической точки зрения, а иногда вообще приводят к противоположному от требуемого результу. Давайте подробнее рассмотрим оба этих варианта.

Начнем с налогов. Этот метод не является экономически действенным, поскольку чаще всего налоговое бремя ложится на покупателей. Для примера рассмотрим введение потоварного налога, который официально оплачивает продавец.

Первоначально равновесие находилось в точке, где цена равнялась P*, а количество составляло Q*. После введения налога в размере T за каждую единицу товара кривая предложения сдвинулась вверх на T единиц.

Следовательно, новое равновесие стало характеризоваться тремя величинами: Q^, P^, P”. А общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равняться площади прямоугольника P^ABP”. Стоит обратить внимание,что часть «налогового бремени» возлагается на покупателя. Получается,что введение потоварного налога вызывает сокращение равновесного объёма рынка, а также приводит к повышению цены, фактически уплачиваемой покупателями, и снижению цены, фактически получаемой продавцами.

На рынках несовершенной конкуренции государство при установлении ценового потолка обычно задаёт цену, ниже равновесной. В этом случае мы получаем ситуацию дефицита товаров, разницу между имеющимся и требуемым количеством товаров государство может покрыть за счет доплаты производителям из налоговых поступлений (что и происходит в Московском метрополитене).

Также возможна другая ситуация. Пусть правительство установило ценовой потолок ниже равновесной цены, а производители имеют нелегальную возможность продавать свой товар по более высокой цене на черном рынке (в случае разоблачения санкции применяются только к продавцам).

Тогда линия предложения принимает положение S^. Разница P”-P^ является компенсацией за риск разоблачения. Вертикальная разница S^-S определяет строгость санкций за нарушение дисциплины цен. В результате весь товар уходит на черный рынок, а его цена оказывается даже выше равновесной (до вмешательства государства).

Как мы видим, эти два метода регулирования рынков несовершенной конкуренции не являются идеальными, но все же с их помощъю можно достичь некоторых результатов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79009. Структура эмпирического и теоретического знания 47 KB
  Теоретический уровень научного познания как и эмпирический имеет ряд подуровней среди которых можно выделить следующие по степени общности: а аксиомы теоретические законы; б частные теоретические законы описывающие структуру свойства и поведение идеализированных объектов; в частные единичные высказывания утверждающие нечто о конкретных во времени и пространстве состояниях свойствах и отношениях некоторых идеализированных объектов Абстрагирование и идеализация начало теоретического познания. Научные законы регулярные...
79010. Эксперимент и наблюдение 38.5 KB
  Наблюдение и эксперимент в научном познании виды эксперимента. Существуют три основных метода опосредственного получения нового знания операциональный экспериментальный и логикоматематический. Эмпирическая процедура может выступать как средство выявления точного и однозначного физического смысла тех или иных ключевых понятий для чего в их определения должен входить метод позволяющий в каждом конкретном случае на основе эксперимента решить правильно ли применение этого понятия в данной познавательной ситуации или нет. При...
79011. Гипотеза и теория 29.5 KB
  К числу основных из них относятся проблема гипотеза теория и закон выступающие вместе с тем как формы узловые моменты построения и развития знания на теоретическом его уровне. Гипотеза научное допущение или предположение истинное значение которого не определено. Гипотеза это предположение о существовании какойто вещи явления свойства связи отношения и т. Научная гипотеза должна отвечать ряду требований главные из которых: соответствие фактам которые эта гипотеза собирается объяснить; внутренняя непротиворечивость; проверяемость;...
79012. Идеалы и нормы науки. Мотивация научной деятельности 37 KB
  Историческая изменчивость идеалов и норм рождает потребность их разумного объяснения и применения. Внутренний мотив это познавательная потребность информация заключенная в объекте на который направлено внимание человека. Познавательная потребность характеризуется следующими основными критериями: интенсивное стремление субъекта к знанию и к познавательной деятельности на основании чего избирается его направленность; активный поиск ожидание информации; формулирование вопросов задач и проблемных ситуаций; ...
79014. Проблема классификации наук 54.5 KB
  Проблема классификации наук. Науки: гуманитарные естественные точные математические экономические макроэкономика логика психология. В конечном счете все проблемы по классификации наук проявляются как невозможность совершить упомянутую классификацию без нарушения логических правил: требования одного основания и правило запрещающее членам деления иметь общий элемент. проблемы в качестве своего источника имеют трудность отыскания такого единого основания деления которое было бы существенным признаком для любой науки Наука как целостное...
79015. Основные закономерности развития науки 37.5 KB
  Основные закономерности развития науки. Необходимо выделять внешнее и внутреннее развитие любой системы и рассматривать специфику того и другого видов развития в том числе и науки. Сам процесс развития науки также понимается далеко неоднозначно. cumultio увеличение накопление по сути дела сводит на нет и даже игнорирует качественные изменения которые происходят в структуре научного знания и вызываются изменением основных понятий и принципов науки особенно в ходе научных революций.
79016. Исторические типы рациональности: классическая, неклассическая, постклассическая науки 31.5 KB
  Исторические типы рациональности: классическая неклассическая постклассическая науки. Исторические типы научной рациональности. Три крупных стадии исторического развития науки каждую из которых открывает глобальная научная революция можно охарактеризовать как три исторических типа научной рациональности сменявшие друг друга в истории техногенной цивилизации. Причем появление каждого нового типа рациональности не отбрасывало предшествующего а только ограничивало сферу его действия определяя его применимость только к определенным типам...
79017. Саморазвивающиеся синергетические системы и стратегия научного поиска 57 KB
  Саморазвивающиеся синергетические системы и стратегия научного поиска. Между тем подлинная самоорганизация по самому смыслу этого термина означает именно изменение прежней организации порядка или структуры и появление нового порядка и структуры в результате изменения взаимодействия между элементами системы. Точнее говоря причины такого изменения поведения элементов системы их самоорганизации следует искать в процессе взаимодействия элементов системы с внешней средой. Как признается он сам в то время он решал частную проблему и не...