34161

Причины государственного регулирования

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

А неоправданно высокие цены сводят на нет социальный эффект экономии от масштаба. Стремление к извлечению экономической прибыли и назначение цены выше предельных издержек в случае установления единой цены на товар для различных групп потребителей приводит к сокращению объёма производства относительно конкурентного уровня и появлению DWL потерь мёртвого груза . Поскольку цены на продукцию монополий велики то бывает так что предприятия продают свои товары и услуги в кредит. Но чего государство может добиться управляя фирмами...

Русский

2013-09-06

17.87 KB

1 чел.

Причины государственного регулирования

Несмотря на наличие технической эффективности концентрации производства в руках одного предприятия, монополист или олигополист зачастую злоупотребляет своим положением. Это проявляется в завышении издержек или вздувании прибыли. А неоправданно высокие цены сводят на нет социальный эффект экономии от масштаба.

Существуют два основных варианта экономического поведения продавца товара на неконкурентном рынке, позволяющие извлечь прибыль, существенно большую, чем в случае его действий на конкурентном рынке.

1. Стремление к извлечению экономической прибыли и назначение цены выше предельных издержек, в случае установления единой цены на товар для различных групп потребителей, приводит к сокращению объёма производства относительно конкурентного уровня и появлению DWL ("потерь мёртвого груза"). В условиях конкурентного рынка цена и объемы производства устанавливаются на том уровне, когда величина спроса равна величине предложения, и мы получаем равновесную цену Рс при объеме производства Qc.

Если же рынок контролируется монополией, последняя будет определять объем производства, исходя из равенства кривых предельного дохода и предельных издержек (MR=MC). Тогда мы получим уровень производства, равный Q* (Q*Pc)

2. Стремясь минимизировать безвозвратные потери и захватить большую часть потребительского излишка, монополисты и олигополисты прибегает к ценовой дискриминации - назначению разных цен на один и тот же товар разным покупателям в зависимости от спроса. Для этого продавец должен располагает необходимой массой товарной продукции D(с), способной удовлетворить спрос группы покупателей с низкой платежеспособностью. А также данный товар должен быть неподходящим для длительного хранения и накопления, поскольку в противном случае появляется покупатель, приобретающий товар по низкой цене с целью последующей перепродажи по высокой.

Самое главное условие заключается в возможности разделения групп потребителей по их платежеспособности посредством взимания разной платы за один и тот же товар. Процесс ценовой дискриминации является одной из форм перераспределения средств, поэтому ценовая дискриминация запрещается антимонопольным законодательством большинства развитых стран.

Поскольку цены на продукцию монополий велики, то бывает так, что предприятия продают свои товары и услуги в кредит. А это всегда выливается в стремление потребителей задерживать платежи за потребленную продукцию.

Таким образом, последствия монопольного поведения заключаются не только в уменьшении объемов производства, но и в создании предпосылок развития кризиса неплатежей. Распространение неплатежей – результат ценовой дискриминации экономических структур, обладающих влиянием на рынке и не стесненных в своей деятельности регулирующим воздействием государства.

Также необходимость регулирования цен в естественных монополиях и, в меньшей степени, в олигополиях обусловлена и тем, что механизм воздействия на экономику через систему регулируемых цен является эффективным дополнением к фискальной макроэкономической политике.

Задачи государственного регулирования

Мы посмотрели, почему государству необходимо регулировать деятельность олигополий и монополий. Но чего государство может добиться, «управляя» фирмами, действующими на рынке несовершенной конкуренции? Регулируя деятельность олигополий и монополий, государство может создать финансовую ситуацию, привлекательную для кредиторов и инвесторов, предложить покупателям более или менее доступные цены на продукцию монополистов; возможна разработка новой сетки тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей.

Также государство может стимулировать предприятия-монополии к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций и т.д; может использовать возможности ценовых механизмов регулирования при проведении стабилизирующей макроэкономической политики, может управлять развитием экономики в регионах. Например, если сформулировать региональные проблемы, которые могут решаться с помощью тарифов на электрическую и тепловую энергию, то они заключаются в следующем:

-выравнивание или дифференциация тарифов по субъектам Российской

Федерации с целью обеспечения равномерного их развития;

-управление режимами электро- и теплопотребления;

-стабилизация экономического положения энергообъектов и их объединений при заблаговременно не запланированном снижении спроса на энергию;

-стимулирование увеличения или снижения спроса на энергию отдельными потребителями или группами потребителей и соответственно регулирование их экономической активности.

Как мы видим, спектор проблем, решаемых с помощью государственного регулирования рынков несовершенной конкуренции, очень широк, а значит, этот вид деятельности государства важен для нормального функционирования нашего общества.

Виды государственного регулирования рынков

Проводить регулирование рынков государство может двумя основными способами. Первый – установление налогов на производство. Второй – использование фиксированных цен (чаще - ценовых потолков). Но оба этих метода не всегда бывают эффективными с экономической точки зрения, а иногда вообще приводят к противоположному от требуемого результу. Давайте подробнее рассмотрим оба этих варианта.

Начнем с налогов. Этот метод не является экономически действенным, поскольку чаще всего налоговое бремя ложится на покупателей. Для примера рассмотрим введение потоварного налога, который официально оплачивает продавец.

Первоначально равновесие находилось в точке, где цена равнялась P*, а количество составляло Q*. После введения налога в размере T за каждую единицу товара кривая предложения сдвинулась вверх на T единиц.

Следовательно, новое равновесие стало характеризоваться тремя величинами: Q^, P^, P”. А общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равняться площади прямоугольника P^ABP”. Стоит обратить внимание,что часть «налогового бремени» возлагается на покупателя. Получается,что введение потоварного налога вызывает сокращение равновесного объёма рынка, а также приводит к повышению цены, фактически уплачиваемой покупателями, и снижению цены, фактически получаемой продавцами.

На рынках несовершенной конкуренции государство при установлении ценового потолка обычно задаёт цену, ниже равновесной. В этом случае мы получаем ситуацию дефицита товаров, разницу между имеющимся и требуемым количеством товаров государство может покрыть за счет доплаты производителям из налоговых поступлений (что и происходит в Московском метрополитене).

Также возможна другая ситуация. Пусть правительство установило ценовой потолок ниже равновесной цены, а производители имеют нелегальную возможность продавать свой товар по более высокой цене на черном рынке (в случае разоблачения санкции применяются только к продавцам).

Тогда линия предложения принимает положение S^. Разница P”-P^ является компенсацией за риск разоблачения. Вертикальная разница S^-S определяет строгость санкций за нарушение дисциплины цен. В результате весь товар уходит на черный рынок, а его цена оказывается даже выше равновесной (до вмешательства государства).

Как мы видим, эти два метода регулирования рынков несовершенной конкуренции не являются идеальными, но все же с их помощъю можно достичь некоторых результатов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8481. Проблемное поле и задачи философии техники 27.83 KB
  Проблемное поле и задачи философии техники Научно-технические революции, создавшие в XX в. единое представление о научно-техническом прогрессе, актуализировали исследование в философии такого явления, как техника. Философия техники - одно из значимы...
8482. Социальные последствия научно-технического прогресса 23.4 KB
  Социальные последствия научно-технического прогресса Развитие техники, начиная с эпохи Возрождения, тесно связано со становлением науки. Слившись воедино, две интеллектуальные и творческие силы образовали достаточно устойчивый социальный процесс, ко...
8483. Философия техники 28.75 KB
  Философия техники О становлении философии техники Область философских интересов человека изменяется от одной эпохи к другой, с ростом значения той или иной области деятельности человека она становится все более самостоятельной, начиная привлекать к ...
8484. Философия и техника 185 KB
  Философия и техника Техника как область человеческой деятельности с давних пор привлекает к себе внимание философов. Мыслители Древней Греции и Рима, эпохи Возрождения, нового времени обращались к рассмотрению теоретических и философских проблем тех...
8485. Ответы по философии. Место философии в системе знаний о природе и человеке 198 KB
  Сущность и предмет философии. Место философии в системе знаний о природе и человеке. Философия - это особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого быти...
8486. Доктрина Оптимального Строя 83 KB
  Доктрина Оптимального Строя История цивилизаций - это история войн, междоусобиц, революций. Воинская доблесть, умение побеждать, храбрость, патриотизм - безусловно, достоинство Нации, и мы по праву гордимся своими Героями. Но нет, и...
8487. Философия. Определение предмета философии как проблема 57.56 KB
  №1 Определение предмета философии как проблема Ф. возникает в Индии и Китае (12-8 в. до н.э.). Форму самостоятельного знания принимает в греческой ф. С 6 в. до н.э. ф. выделяет себя как знание о первоначалах бытия. Рефлексия - способ объяснения быти...
8488. Современная концепция брендинга 2.68 MB
  Современная концепция брендинга. Современная концепция брендинга Четыре уровня качества бренда Классификация брендов Преимущества брендов Современная концепция брендинга. Новая концепция брендинга основывается на марочном вид...
8489. Поперечная рама стального каркаса здания 1.09 MB
  Поперечная рама стального каркаса здания Задание на курсовой проект Стальной каркас производственного здания Запроектировать поперечную раму стального каркаса одноэтажного здания по следующим исходным данным: длина здания L = 78 м...