34167

Структура рынка труда. Безработица: виды и показатели измерения

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Безработица: виды и показатели измерения. По выбранному нами критерию можно выделить следующие компоненты: 1 субъекты рынка труда; 2 экономические программы решения и юридические нормы принятые субъектами; 3 рыночный механизм спрос и предложение рабочей силы цена рабочей силы конкуренция; 4 безработица и социальные выплаты связанные с ней; 5 рыночная инфраструктура. Существовавшая ранее в нашей стране административно командная система управления при которой государство как собственник основных средств производства...

Русский

2013-09-06

31.1 KB

5 чел.

28.Структура рынка труда. Безработица: виды и показатели измерения.

Структура (строение) рынка труда может быть раскрыта по разным признакам в зависимости от целей анализа. В данном параграфе мы рассмотрим строение рынка труда, исходя из минимума компонентов, необходимых для возникновения и функционирования современного цивилизованного рынка труда в широком смысле.

По выбранному нами критерию можно выделить следующие компоненты:

1) субъекты рынка труда;

2) экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами;

3) рыночный механизм (спрос и предложение рабочей силы, цена рабочей силы, конкуренция);

4) безработица и социальные выплаты, связанные с ней;

5) рыночная инфраструктура.

Наличие этих компонентов, их взаимосвязь вполне достаточны для того, чтобы возник и начал функционировать рынок труда в современных условиях.

Функционально - организационная структура рынка труда включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы:

- принципы государственной политики в области занятости и безработицы;

- систему подготовки кадров;

- систему найма, контрактную систему;

- фонд поддержки безработных;

- систему переподготовки и переквалификации;

- биржи труда;

- правовое регулирование занятости.

На рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой сделке купли - продажи. Продавцы - это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели - это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется.

На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам.

На рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее способных, предприимчивых. Слабых и неспособных рынок не щадит. Но вместе с тем он стимулирует высококвалифицированный труд, способствует созданию жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом.

Существовавшая ранее в нашей стране административно - командная система управления, при которой государство как собственник основных средств производства централизованно планировало необходимое для полной занятости число рабочих мест, распределяло и перераспределяло трудовые ресурсы, полностью разрушило мотивацию к труду

Безработица. К важнейшим макроэкономическим проблемам относится

безработица. Ее размеры влияют на уровень цен и объем произ-

водства, на структуру и формы распределения доходов, на го-

сударственный бюджет и государственные расходы.

В рыночной экономике всегда существует определенное ко-

личество людей, не имеющих работы. Однако не всякий нера-

ботающий человек считается безработным. Очевидно, что

дети, престарелые и инвалиды не относятся к трудоспособно-

му населению. Люди, обладающие каким-то доходом или просто

не желающие работать, также не относятся к безработным. Безработный это человек в трудоспособном возрасте (от 16 до 60 лет), не имеющий работы или какого-то иного дохода, ищущий подходящую работу и готовый приступить к ней.

Безработица — социально-экономическое явление, когда

часть активного населения не может применить свою рабочую

силу. Безработица означает неспособность государства эффек-

тивно использовать один из важнейших факторов производства —

труд. Причины безработицы — падение темпов экономического

роста, технический прогресс, структурная перестройка эконо-

мики, инфляция, демографическая политика государства.

Основные формы безработицы — фрикционная, структур-

ная, циклическая, сезонная, застойная.

Фрикционная безработица охватывает работников, ищу-

щих или ждущих получения работы в ближайшее время или в бу-

дущем. Это период между увольнением с одного места работы

и поступлением на другое или возвращением на прежнее место.

Такая безработица длится от 1 до 3 месяцев; ее существование

неизбежно, поскольку это естественное передвижение трудовых

ресурсов между предприятиями, регионами и отраслями.

Структурная безработица вызвана действием научно-тех-

нического прогресса, существованием диспропорций в развитии

отраслей, географическим распределением рабочих мест.

Под влиянием научно-технического прогресса одни отрас-

ли экономики постепенно отмирают, исчезают, в то же времяпоявляются новые производства и отрасли, следовательно, изменяется структура спроса на рабочую силу.

Циклическая безработица вызвана спадом производства, затра-

гивает все сферы и отрасли экономики и может существовать

в скрытой и открытой формах. Скрытая форма означает сокраще-

ние рабочего дня или недели, направление персонала в принудитель-

ные отпуска, уменьшение заработной платы. Открытая форма

означает увольнение работника, полную потерю работы и дохода.

Сезонная безработица возникает в результате изменения

спроса на рабочую силу в зависимости от времени года, обуслов-

лена особенностями производства в сельском и лесном хозяй-

стве, рыболовстве и охотничьих хозяйствах, в строительстве.

Застойная безработица обусловлена избытком рабочей

силы, перенаселением, охватывает наиболее профессионально не подготовленную часть трудовых ресурсов. Это, как правило, разорившиеся предприниматели, бывшие домохозяйки, неквалифицированные рабочие и др. Такая безработица может длиться годами. Ее представители, существуя на пособия или случайные заработки, бродяжничают, нищенствуют, постепенно превращаются в люмпенов и опускаются на социальное дно. Они могут получить постоянную работу только в последнюю очередь, когдаэкономика находится на стадии подъема и рабочая сила становится остродефицитной.Безработица отрицательно влияет на экономическую и социаль-ную обстановку в стране, увеличивает нагрузку на занятых, девальвирует высококвалифицированный труд, замедляет темпы экономического роста, создает социальную напряженность. Для характеристики состояния безработицы используются различные показатели доля безработных в совокупной

рабочей силе, количест-во безработных, средняя продолжительность безработицы, доля длительно безработных в экономически активном населении и др.Большое количество неработающих людей в обществе при-

водит к экономическим потерям и социальным потрясениям.Чтобы государство могло проводить эффективную экономическую политику, необходимо оценить размер безработицы,определить ее уровень. Уровень безработицы — это доля безработной части

трудовых ресурсов общества:



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54689. Свято Осені 45.5 KB
  Осінь – це пора, яку часто звуть чудовою, замріяною, золотою. Вона особливо м’яка, ніжна, як гарна мелодія. Слухаєш, спостерігаєш природу в перші осінні дні й відчуваєш всю її урочисту красу. У ній поєдналися чарівність барв теплого літечка з першими подихами наступних холодів зими.
54690. ОСІНЬ ЩЕДРА, ОСІНЬ ЗОЛОТАВА 142 KB
  ОСІНЬ ЩЕДРА ОСІНЬ ЗОЛОТАВА МЕТА: узагальнити знання учнів про осінь її особливості прикмети; використовуючи художнє слово навчати складати невеличкі описи казки вірші про явища природи на основі безпосередніх вражень від спостережень в природі та набутих знань; вчити вдивлятися в навколишній світ більше спілкуватися з приро доюбережно ставитися до неї; вчити аналізувати картину музичний твір зістав ляти різні способи зображення одного й того ж природного явища; вчити знаходи ти цікаві особливості явищ природи поєднання...
54691. Осенние посиделки 69.5 KB
  Познакомить учащихся с явлениями, происходящими в природе осенью, с народными традициями, связанными с этим временем года. Развивать чувства прекрасного, любви к окружающей природе, необходимости её охраны. Воспитывать у учащихся чувство товарищества, взаимопомощи.
54692. Вот и осень к нам пришла 54 KB
  Оборудование: иллюстрации Осень овощи и фрукты букеты из осенних листьев таблица Кроссворд музыка к танцам песням рисунки Грибы. Чайковский Осень звучит музыка а дети входят в зал. Весной вырастает осенью опадает лист.
54693. Прощай осень 61 KB
  Учитель: Дорогие ребята Уважаемые гости Очень рады видеть Вас на нашем празднике посвященному прощанию с золотой осенью. Если на деревьях листья пожелтели Если в край далекий птицы улетели Если небо хмурое если дождик Это время года осенью зовется 1 ученица Тихо осінь ходить гаєм Ліс довкола аж горить Ясень листя осипає Дуб нахмуренний стоїть І березка над потоком Стаа наче молода Вітер...
54694. Крокувала Осінь українським краєм 83 KB
  Позакласний захід Крокувала Осінь українським краєм 1й ведучий: Довгими журавлиними ключами відлетіло літо. І Осінь прибула на нашу землю на трійці багряних коней із милозвучними іменами: вересень жовтень і листопад. 2й ведучий: Осінь. Осінь чарівниця вона пригощає яблуками і грушами бурячками й морквою готує землю під майбутній врожай.
54695. ЗОЛОТА ПРЯЖА ОСЕНІ 38.5 KB
  Ми сьогодні проводжаємо осінь таку ласкаву з багряними полотнами і розкішними килимами. Осінь до самого обрію палахкотить пожарами. ВЧИТЕЛЬ Ось до нас і прийшла господиня Осінь. заходить Осінь ОСІНЬ Доброго дня вам любі діти Я прийшла до вас у гості Захотіла ще раз з вами привітатися.
54696. Осінь – художниця 109.5 KB
  Макіївка Інтегроване заняття для дітей старшого дошкільного віку по ознайомленню з творами мистецтва Осінь художниця Підготувала: Вихователь Литвиненко О. Матеріали: оповідання Казка про осінь Т. Левітана Жовтень та Золота осінь.Вівальді Осінь.
54697. Осінь золота 237 KB
  Мета: розповсюдження поглиблення і систематизація знань учнів про пору року осінь формувати вміння працювати в групі; виховувати інтерес до літератури рідної мови та любов до природи. Обладнання: Колоски пшениці жита композиції з природніх матеріалів малюнки на тему Осінь. Осінь ведуча одягнена у однокольорове плаття на якому нашите листя клена. Пісня Школа На сцену виходять 5 учнів: 1й Заходить Осінь вклоняється тим хто в залі Непомітно зявилася осінь Все коротшає день щодобиГлянь берізки уже злотокосіІ в дубів...