34167

Структура рынка труда. Безработица: виды и показатели измерения

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Безработица: виды и показатели измерения. По выбранному нами критерию можно выделить следующие компоненты: 1 субъекты рынка труда; 2 экономические программы решения и юридические нормы принятые субъектами; 3 рыночный механизм спрос и предложение рабочей силы цена рабочей силы конкуренция; 4 безработица и социальные выплаты связанные с ней; 5 рыночная инфраструктура. Существовавшая ранее в нашей стране административно командная система управления при которой государство как собственник основных средств производства...

Русский

2013-09-06

31.1 KB

5 чел.

28.Структура рынка труда. Безработица: виды и показатели измерения.

Структура (строение) рынка труда может быть раскрыта по разным признакам в зависимости от целей анализа. В данном параграфе мы рассмотрим строение рынка труда, исходя из минимума компонентов, необходимых для возникновения и функционирования современного цивилизованного рынка труда в широком смысле.

По выбранному нами критерию можно выделить следующие компоненты:

1) субъекты рынка труда;

2) экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами;

3) рыночный механизм (спрос и предложение рабочей силы, цена рабочей силы, конкуренция);

4) безработица и социальные выплаты, связанные с ней;

5) рыночная инфраструктура.

Наличие этих компонентов, их взаимосвязь вполне достаточны для того, чтобы возник и начал функционировать рынок труда в современных условиях.

Функционально - организационная структура рынка труда включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы:

- принципы государственной политики в области занятости и безработицы;

- систему подготовки кадров;

- систему найма, контрактную систему;

- фонд поддержки безработных;

- систему переподготовки и переквалификации;

- биржи труда;

- правовое регулирование занятости.

На рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой сделке купли - продажи. Продавцы - это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели - это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется.

На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам.

На рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее способных, предприимчивых. Слабых и неспособных рынок не щадит. Но вместе с тем он стимулирует высококвалифицированный труд, способствует созданию жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом.

Существовавшая ранее в нашей стране административно - командная система управления, при которой государство как собственник основных средств производства централизованно планировало необходимое для полной занятости число рабочих мест, распределяло и перераспределяло трудовые ресурсы, полностью разрушило мотивацию к труду

Безработица. К важнейшим макроэкономическим проблемам относится

безработица. Ее размеры влияют на уровень цен и объем произ-

водства, на структуру и формы распределения доходов, на го-

сударственный бюджет и государственные расходы.

В рыночной экономике всегда существует определенное ко-

личество людей, не имеющих работы. Однако не всякий нера-

ботающий человек считается безработным. Очевидно, что

дети, престарелые и инвалиды не относятся к трудоспособно-

му населению. Люди, обладающие каким-то доходом или просто

не желающие работать, также не относятся к безработным. Безработный это человек в трудоспособном возрасте (от 16 до 60 лет), не имеющий работы или какого-то иного дохода, ищущий подходящую работу и готовый приступить к ней.

Безработица — социально-экономическое явление, когда

часть активного населения не может применить свою рабочую

силу. Безработица означает неспособность государства эффек-

тивно использовать один из важнейших факторов производства —

труд. Причины безработицы — падение темпов экономического

роста, технический прогресс, структурная перестройка эконо-

мики, инфляция, демографическая политика государства.

Основные формы безработицы — фрикционная, структур-

ная, циклическая, сезонная, застойная.

Фрикционная безработица охватывает работников, ищу-

щих или ждущих получения работы в ближайшее время или в бу-

дущем. Это период между увольнением с одного места работы

и поступлением на другое или возвращением на прежнее место.

Такая безработица длится от 1 до 3 месяцев; ее существование

неизбежно, поскольку это естественное передвижение трудовых

ресурсов между предприятиями, регионами и отраслями.

Структурная безработица вызвана действием научно-тех-

нического прогресса, существованием диспропорций в развитии

отраслей, географическим распределением рабочих мест.

Под влиянием научно-технического прогресса одни отрас-

ли экономики постепенно отмирают, исчезают, в то же времяпоявляются новые производства и отрасли, следовательно, изменяется структура спроса на рабочую силу.

Циклическая безработица вызвана спадом производства, затра-

гивает все сферы и отрасли экономики и может существовать

в скрытой и открытой формах. Скрытая форма означает сокраще-

ние рабочего дня или недели, направление персонала в принудитель-

ные отпуска, уменьшение заработной платы. Открытая форма

означает увольнение работника, полную потерю работы и дохода.

Сезонная безработица возникает в результате изменения

спроса на рабочую силу в зависимости от времени года, обуслов-

лена особенностями производства в сельском и лесном хозяй-

стве, рыболовстве и охотничьих хозяйствах, в строительстве.

Застойная безработица обусловлена избытком рабочей

силы, перенаселением, охватывает наиболее профессионально не подготовленную часть трудовых ресурсов. Это, как правило, разорившиеся предприниматели, бывшие домохозяйки, неквалифицированные рабочие и др. Такая безработица может длиться годами. Ее представители, существуя на пособия или случайные заработки, бродяжничают, нищенствуют, постепенно превращаются в люмпенов и опускаются на социальное дно. Они могут получить постоянную работу только в последнюю очередь, когдаэкономика находится на стадии подъема и рабочая сила становится остродефицитной.Безработица отрицательно влияет на экономическую и социаль-ную обстановку в стране, увеличивает нагрузку на занятых, девальвирует высококвалифицированный труд, замедляет темпы экономического роста, создает социальную напряженность. Для характеристики состояния безработицы используются различные показатели доля безработных в совокупной

рабочей силе, количест-во безработных, средняя продолжительность безработицы, доля длительно безработных в экономически активном населении и др.Большое количество неработающих людей в обществе при-

водит к экономическим потерям и социальным потрясениям.Чтобы государство могло проводить эффективную экономическую политику, необходимо оценить размер безработицы,определить ее уровень. Уровень безработицы — это доля безработной части

трудовых ресурсов общества:



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68090. Цінність людини – в її унікальності! 48.5 KB
  Мета: довести ідею неповторності й унікальності кожної особистості, допомогти кожному з учнів знайти в собі те, що відрізняє їх від інших. Обладнання: стікери, постери-самореклами
68091. ЛИКИ ТОЛЕРАНТНОСТИ 39.5 KB
  Усовершенствовать умения толерантного общения в практических упражнениях Информационное сообщение: Современный мир жесток жестокими стали и дети. Именно поэтому мировая общественность в качестве всеобъемлющего средства борьбы за выживание выбрала толерантность как основополагающий...
68092. Культура поведінки 28.5 KB
  Поговорімо діти про культуру про те як треба звертатись до людей щоб кожному було приємно з вами спілкуватись і щоб про кожного з нас люди могли сказати що ви людина вихована культурна. Для цього треба вміти поводитися серед людей знати правила поведінки вживати у у своїй мові чарівні слова які...
68093. Культурное наследие 151.52 KB
  Беседа Какое время года Какой месяц Что вы знаете об этом месяце Последний месяц зимы самый короткий високосный 29 дней небо голубое увеличивается световой день в народе называют лютый бокогрей. Что следует делать если подарок сладости или фрукты а поблагодарить...
68094. Режим дня. Практична робота: організація куточка відпочинку в класі та вдома 37.5 KB
  Мета: вчити учнів розуміти роль розпорядку дня для збереження і зміцнення свого здоров’я; навчити дітей самостійно визначати в себе ознаки втоми; прищеплювати вміння організовувати свою працю і відпочинок правильно облаштовувати куточок відпочинку в класі та вдома.
68095. Мусор как проблема человечества. Борьба Домовёнка Кузи за чистоту родного города Днепропетровска 53 KB
  Цели урока: познакомить учащихся с проблемой переработки мусора и ликвидации свалок бытовых отходов воспитывать бережное отношение к своей планете любовь к природе научить будущие поколения сортировать мусор и собирать бытовые отходы в раздельные баки для будущей переработки и получения...
68096. Квіти в нашому житті 137.5 KB
  Сьогодні на уроці про славні квіти ми поведемо розмову будемо вчитися вживати їх у мовленні удосконалювати наші читацькі та графічні вміння. Перевірка домашнього завдання формування компетентності уміння вчитися Та не можна йти в гості без подарунка.
68097. Головна перспектива України не в Європі і не в Росії, а в самій Україні 129.5 KB
  Мета: Розширити та поглиблювати знання дітей про Україну рідну Батьківщину та країни Європи. Обладнання: Клас прикрашений квітами парти розставлені відповідно для роботи учнів в групах командах на дошці написана тема заходу перед дітьми велика карта Європи на якій добре видно Україну.
68098. КВН для учащихся 6-х классов 67.5 KB
  Цель: Воспитывать любовь предмету. Развивать познавательные интересы. Совершенствовать умение работать в команде. Повторение и закрепление учебного материала. Участники игры: Ведущий (учитель географии). Две команды игроков (учащиеся 6-х классов). Жюри(3-5учеников старших классов).