34195

Необходимость, сущность и направления государственного регулирования экономики

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Необходимость сущность и направления государственного регулирования экономики. Необходимость и сущность государственного регулирования экономики Необходимость государственного вмешательства в экономику обусловлена теми недостатками и отрицательными явлениями которые развиваются в процессе функционирования свободной стихийной рыночной экономики. Необходимость государственного регулирования экономики сформировало важнейшую проблему развития большей части стран в том числе и России достижение общенационального равновесия страны....

Русский

2013-09-06

23.13 KB

28 чел.

56.Необходимость, сущность и направления государственного регулирования экономики.

Необходимость и сущность государственного регулирования экономики

Необходимость государственного вмешательства в экономику обусловлена теми недостатками и отрицательными явлениями, которые развиваются в процессе функционирования свободной, стихийной рыночной экономики.

Во-первых, свободная совершенная конкуренция приводит к появлению монополизма. Монополизм, рожденный конкуренцией, уничтожает саму конкуренцию и, тем самым, подрывает основы динамичности экономической системы. Монополизм следует ограничить и такое ограничение способно осуществить только государство.

Во-вторых, стихийный рынок приводит к отставанию совокупного спроса от совокупного предложения и возникновению экономических кризисов перепроизводства. Только государство способно оказать стимулирующее воздействие на совокупный спрос и восстановить утраченное макроэкономическое равновесие.

В-третьих, стихийная рыночная система направлена на достижение индивидуального интереса предпринимателей и не способствует производству товаров коллективного пользования, сохранению невоспроизводимых ресурсов и охране окружающей среды, не оказывает внимания социально незащищенным слоям населения. Только государство способно исправить все эти социально-экономические аномалии рыночного хозяйства.

В-четвертых, современная научно-техническая революция поставила перед обществом ряд проблем, решить которые может только государство, К таким проблемам относятся фундаментальные научные исследования, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров работников, процессы урбанизации. Все эти проблемы требуют объемного финансирования и не направлены на достижение индивидуальных или совместных экономических интересов предпринимателей. Следовательно, решаться они могут только государством.

Необходимость государственного регулирования экономики сформировало важнейшую проблему развития большей части стран, в том числе и России - достижение общенационального равновесия страны. Общенациональное равновесие - это оптимальное сочетание свободы выбора предпринимательского поведения участников хозяйственной деятельности и регулирующего воздействия государства на их поведение. Оптимальное сочетание предполагает сохранение динамизма и эффективности свободной предпринимательской деятельности при ограничении негативных результатов свободного хозяйствования.

В основе любого государства находится налоговая система, благодаря которой собранные средства расходуются на само содержание государства. А именно: на зарплаты чиновникам, на строительство зданий бюджетных организаций, на строительство дорог, на всяческие социальные программы. И если у вас есть какое-либо имущество, за него придется платить налог. На первый взгляд кажется очень несправедливо, что если например вы покупаете авто - спустя некоторое время вам присылают транспортный налог. Хотя в стоимость бензина входит почти 50% акциза на нефтепродукты. С недвижимым имуществом все обстоит точно так же. Как рассчитать налог на имущество   и когда его необходимо пллатить желательно узнать перед тем, как вам пришлют счет. Ведь мы не можем полностью доверить правительству распоряжение частью наших средств. Неоднократно в СМИ всплывали истории, когда якобы "по ошибке" присылали немного больший счет или один и тот же счет высылали повторный раз. Забавно, что случаи когда государство ошибается в пользу налогоплательщика почему-то не фиксируются. Вот для того чтобы вам не пришлось бесконечно кормить "белых воротничков", разберитесь в налогах самостоятельно. Поверьте, государство от этого не обеднеет. Все суммы как правило округляются в большую сторону.

                              Основные направления государственного регулирования экономики

Как правило, государственное регулирование экономики осуществляется в двух нишах, а именно: на уровнефедерального правительства и различных местных органов власти. В каждом из них государственный сектор обладает собственными доходами из определенных денежных источников и соответственно расходами своих бюджетов. Однако на любом уровне политика государства ведется в нескольких основных направлениях.

Одним из важнейших направлений государственного регулирования экономики является социальная политика государства. Она в первую очередь основана на перераспределении доходов. Дело в том, чтов любой стране имеет место дифференциация населения по размеру получаемого дохода, вследствие чегои возникает социальное неравенство и конфликты между разными общественными классами. Это можетпроисходить в результате различий в способностях людей, уровне образования и квалификации, владении семейной собственностью и т. п.

Для того чтобы снизить социальное напряжение, государство старается уменьшить неравенство доходов посредством социального страхования, социальной защиты (например, трансфертные платежи и другиевыплаты нуждающимся малообеспеченным, инвалидам или безработным), политики заработной платыи жилищной политики. Основным направлением государственного регулирования перераспределения дохода можно назвать социальные меры, принимаемые на рынке труда.

Правительство является активным субъектом политики занятости рынка труда. На нем лежат следующие функции:

  1.  создание спроса на рабочую силу в государственном секторе экономики;
  2.  контроль спроса на рабочую силу в частном секторе посредством налоговых льгот и регулированиячисленности армии, студентов и т. д.

Кроме того, правительство в этом направлении применяет следующие меры регулирования занятости.

  1.  организацию работы бирж труда и модернизацию системы информации о свободных рабочих местах для сокращения общего времени поиска работы;
  2.  содержание учреждений подготовки, профессионального обучения и переквалификации кадров;
  3.  контроль и демонополизацию рынка труда;
  4.  организацию общественных работ для создания новых рабочих мест;
  5.  стимулирование НТП (научно-технического прогресса) и развития трудоемких отраслей, что влечетза собой появление новых рабочих мест;
  6.  поддержку малого бизнеса;
  7.  разработку и внедрение специальных программ с целью облегчения трудоустройства наиболее социально уязвимых слоев населения.

К пассивной политике занятости, направленной на борьбу с последствиями безработицы, относится социальная поддержка безработных, а именно:

  1.  выплата компенсаций незанятым за потерю работы;
  2.  выплата пособий по безработице и предоставление помощи безработным.

Еще одним направлением государственного регулирования экономики является вмешательство государствав формирование рыночных цен. Это делается, например, посредством установления минимального размера оплаты труда. Помимо этого, правительство стимулирует спрос на товары и услуги, потребление которых приносит обществу пользу, например, некоторые виды товаров и услуг (общественные блага) рыночная система не может производить по причине слишком высокой стоимости или минимальной прибыли.К таким товарам (услугам) можно отнести организации экологического назначения, навигационные системы, национальную оборону, строительство дорог и т. д. Производство этих услуг связано с не- компенсируемыми издержками (издержки перелива, которые образуются, когда затраты превышают выручку от реализации).Для того чтобы общество могло пользоваться этими благами и услугами, государство их финансируетиз своего бюджета, который пополняется за счет налогов.Другое направление воздействия государства на экономику — стимулирование развития производства.Для этого проводится так называемая политика полной занятости ресурсов, таких как капитал, сырье, рабочая сила, и поддержание уровня цен.Интересно и такое направление государственного регулирования экономической системы, как нейтрализация внешних эффектов.Внешние эффекты, или экстерналии, представляют собой издержки или выгоды от рыночных сделок,не отраженные в ценах. Эффекты могут быть положительные и отрицательные.Отрицательные возникают в случае, если деятельность одного экономического агента обусловливает издержки другого, например экология: сточные воды, выбросы в атмосферу, шумы и т. п.Положительные эффекты приносят выгоду для отдельных граждан и общества в целом, например образование, театр и т. п.

Для нейтрализации внешних эффектов правительство осуществляет следующие мероприятия:

  1.  корректировку налога, представляющую собой введение дополнительной налоговой нагрузкина производителя вредных товаров;
  2.  корректировку субсидий, применяемую при положительном эффекте для трансформации внешних эффектовво внутренние;
  3.  льготное налогообложение (при положительном эффекте);
  4.  административные санкции (при отрицательном эффекте);
  5.  введение лицензирования рыночной деятельности, для регулирования и контроля выбросов отходов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83158. Численные методы решения инженерных задач на ЭВМ 324.33 KB
  Программа должна работать с любыми значениями аргумента из области определения функции. Обязательно наличие заголовка с указанием функции расположенного над графиком координатной сетки и заданного максимального и минимального значения функции в этом интервале.
83159. Финансы и финансовая система Российской Федерации 90.6 KB
  Финансовая система Российской Федерации. Финансовая политика Российской федерации Выводы Введение Актуальность данной темы обусловлено тем что финансовая система является основой обеспечения государственного суверенитета безопасности и развития страны а финансовые показатели являются основой для оценки эффективности государственной экономической политики. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи: изучить сущность и признаки финансов выявить функции финансов и роль финансов в системе денежных отношений рыночного хозяйства...
83161. Статистико-экономический анализ трудовых ресурсов 142.12 KB
  Решение всего комплекса экономических и социальных задач развития производительных сил и совершенствования производственных отношений требует последовательного и неуклонного повышения эффективности труда всех занятых в общественном производстве.
83162. Разработка технологического процесса перевозки промышленных грузов 136.33 KB
  Кроме того, при транспортировке угля необходимо учитывать влажность воздуха, а также обеспечить защиту груза от сырости и влаги. Поэтому, рекомендуется, чтобы перевозка угля осуществлялась в самосвальных полуприцепах. Самосвальный полуприцеп используется для транспортировки сыпучих грузов низкой плотности...
83164. Обзор средств создания интерактивных трехмерных объектов в веб- и мультимедиа-среде 4.58 MB
  Попытки создания систем такого рода были. Но их постигали коммерческие неудачи. Причинами которых можно считать то, что изначально ставились технологические, а не маркетинговые задачи. Разработчики стремились удовлетворить собственные амбиции и любопытство и не думали о целесообразности, о прикладном применении дальше.
83165. ОЦІНКА АДЕКВАТНОСТІ І ТОЧНОСТІ ТРЕНДОВИХ МОДЕЛЕЙ 333 KB
  Перевірки адекватності Гаусової моделі. Перевірка адекватності моделі. Тому завдання попереднього вивчення і створення математичної моделі обєктів стало однією з центральних задач оптимального керування. Ідентифікація є процесом побудови математичної моделі обєкта адекватній обєктові з точністю до заданого критерію.
83166. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 200 KB
  Целью курсовой работы является изучить теоретический материал, действующие в настоящее время нормативные акты в сфере учета основных средств, быть в курсе последних изменений законодательства, проанализировать на примере деятельность предприятия в данной области бухгалтерского и финансового учета.