34195

Необходимость, сущность и направления государственного регулирования экономики

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Необходимость сущность и направления государственного регулирования экономики. Необходимость и сущность государственного регулирования экономики Необходимость государственного вмешательства в экономику обусловлена теми недостатками и отрицательными явлениями которые развиваются в процессе функционирования свободной стихийной рыночной экономики. Необходимость государственного регулирования экономики сформировало важнейшую проблему развития большей части стран в том числе и России достижение общенационального равновесия страны....

Русский

2013-09-06

23.13 KB

27 чел.

56.Необходимость, сущность и направления государственного регулирования экономики.

Необходимость и сущность государственного регулирования экономики

Необходимость государственного вмешательства в экономику обусловлена теми недостатками и отрицательными явлениями, которые развиваются в процессе функционирования свободной, стихийной рыночной экономики.

Во-первых, свободная совершенная конкуренция приводит к появлению монополизма. Монополизм, рожденный конкуренцией, уничтожает саму конкуренцию и, тем самым, подрывает основы динамичности экономической системы. Монополизм следует ограничить и такое ограничение способно осуществить только государство.

Во-вторых, стихийный рынок приводит к отставанию совокупного спроса от совокупного предложения и возникновению экономических кризисов перепроизводства. Только государство способно оказать стимулирующее воздействие на совокупный спрос и восстановить утраченное макроэкономическое равновесие.

В-третьих, стихийная рыночная система направлена на достижение индивидуального интереса предпринимателей и не способствует производству товаров коллективного пользования, сохранению невоспроизводимых ресурсов и охране окружающей среды, не оказывает внимания социально незащищенным слоям населения. Только государство способно исправить все эти социально-экономические аномалии рыночного хозяйства.

В-четвертых, современная научно-техническая революция поставила перед обществом ряд проблем, решить которые может только государство, К таким проблемам относятся фундаментальные научные исследования, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров работников, процессы урбанизации. Все эти проблемы требуют объемного финансирования и не направлены на достижение индивидуальных или совместных экономических интересов предпринимателей. Следовательно, решаться они могут только государством.

Необходимость государственного регулирования экономики сформировало важнейшую проблему развития большей части стран, в том числе и России - достижение общенационального равновесия страны. Общенациональное равновесие - это оптимальное сочетание свободы выбора предпринимательского поведения участников хозяйственной деятельности и регулирующего воздействия государства на их поведение. Оптимальное сочетание предполагает сохранение динамизма и эффективности свободной предпринимательской деятельности при ограничении негативных результатов свободного хозяйствования.

В основе любого государства находится налоговая система, благодаря которой собранные средства расходуются на само содержание государства. А именно: на зарплаты чиновникам, на строительство зданий бюджетных организаций, на строительство дорог, на всяческие социальные программы. И если у вас есть какое-либо имущество, за него придется платить налог. На первый взгляд кажется очень несправедливо, что если например вы покупаете авто - спустя некоторое время вам присылают транспортный налог. Хотя в стоимость бензина входит почти 50% акциза на нефтепродукты. С недвижимым имуществом все обстоит точно так же. Как рассчитать налог на имущество   и когда его необходимо пллатить желательно узнать перед тем, как вам пришлют счет. Ведь мы не можем полностью доверить правительству распоряжение частью наших средств. Неоднократно в СМИ всплывали истории, когда якобы "по ошибке" присылали немного больший счет или один и тот же счет высылали повторный раз. Забавно, что случаи когда государство ошибается в пользу налогоплательщика почему-то не фиксируются. Вот для того чтобы вам не пришлось бесконечно кормить "белых воротничков", разберитесь в налогах самостоятельно. Поверьте, государство от этого не обеднеет. Все суммы как правило округляются в большую сторону.

                              Основные направления государственного регулирования экономики

Как правило, государственное регулирование экономики осуществляется в двух нишах, а именно: на уровнефедерального правительства и различных местных органов власти. В каждом из них государственный сектор обладает собственными доходами из определенных денежных источников и соответственно расходами своих бюджетов. Однако на любом уровне политика государства ведется в нескольких основных направлениях.

Одним из важнейших направлений государственного регулирования экономики является социальная политика государства. Она в первую очередь основана на перераспределении доходов. Дело в том, чтов любой стране имеет место дифференциация населения по размеру получаемого дохода, вследствие чегои возникает социальное неравенство и конфликты между разными общественными классами. Это можетпроисходить в результате различий в способностях людей, уровне образования и квалификации, владении семейной собственностью и т. п.

Для того чтобы снизить социальное напряжение, государство старается уменьшить неравенство доходов посредством социального страхования, социальной защиты (например, трансфертные платежи и другиевыплаты нуждающимся малообеспеченным, инвалидам или безработным), политики заработной платыи жилищной политики. Основным направлением государственного регулирования перераспределения дохода можно назвать социальные меры, принимаемые на рынке труда.

Правительство является активным субъектом политики занятости рынка труда. На нем лежат следующие функции:

  1.  создание спроса на рабочую силу в государственном секторе экономики;
  2.  контроль спроса на рабочую силу в частном секторе посредством налоговых льгот и регулированиячисленности армии, студентов и т. д.

Кроме того, правительство в этом направлении применяет следующие меры регулирования занятости.

  1.  организацию работы бирж труда и модернизацию системы информации о свободных рабочих местах для сокращения общего времени поиска работы;
  2.  содержание учреждений подготовки, профессионального обучения и переквалификации кадров;
  3.  контроль и демонополизацию рынка труда;
  4.  организацию общественных работ для создания новых рабочих мест;
  5.  стимулирование НТП (научно-технического прогресса) и развития трудоемких отраслей, что влечетза собой появление новых рабочих мест;
  6.  поддержку малого бизнеса;
  7.  разработку и внедрение специальных программ с целью облегчения трудоустройства наиболее социально уязвимых слоев населения.

К пассивной политике занятости, направленной на борьбу с последствиями безработицы, относится социальная поддержка безработных, а именно:

  1.  выплата компенсаций незанятым за потерю работы;
  2.  выплата пособий по безработице и предоставление помощи безработным.

Еще одним направлением государственного регулирования экономики является вмешательство государствав формирование рыночных цен. Это делается, например, посредством установления минимального размера оплаты труда. Помимо этого, правительство стимулирует спрос на товары и услуги, потребление которых приносит обществу пользу, например, некоторые виды товаров и услуг (общественные блага) рыночная система не может производить по причине слишком высокой стоимости или минимальной прибыли.К таким товарам (услугам) можно отнести организации экологического назначения, навигационные системы, национальную оборону, строительство дорог и т. д. Производство этих услуг связано с не- компенсируемыми издержками (издержки перелива, которые образуются, когда затраты превышают выручку от реализации).Для того чтобы общество могло пользоваться этими благами и услугами, государство их финансируетиз своего бюджета, который пополняется за счет налогов.Другое направление воздействия государства на экономику — стимулирование развития производства.Для этого проводится так называемая политика полной занятости ресурсов, таких как капитал, сырье, рабочая сила, и поддержание уровня цен.Интересно и такое направление государственного регулирования экономической системы, как нейтрализация внешних эффектов.Внешние эффекты, или экстерналии, представляют собой издержки или выгоды от рыночных сделок,не отраженные в ценах. Эффекты могут быть положительные и отрицательные.Отрицательные возникают в случае, если деятельность одного экономического агента обусловливает издержки другого, например экология: сточные воды, выбросы в атмосферу, шумы и т. п.Положительные эффекты приносят выгоду для отдельных граждан и общества в целом, например образование, театр и т. п.

Для нейтрализации внешних эффектов правительство осуществляет следующие мероприятия:

  1.  корректировку налога, представляющую собой введение дополнительной налоговой нагрузкина производителя вредных товаров;
  2.  корректировку субсидий, применяемую при положительном эффекте для трансформации внешних эффектовво внутренние;
  3.  льготное налогообложение (при положительном эффекте);
  4.  административные санкции (при отрицательном эффекте);
  5.  введение лицензирования рыночной деятельности, для регулирования и контроля выбросов отходов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5107. Особливості планування процесу фізичного виховання школярів 47.5 KB
  Особливості планування процесу фізичного виховання школярів. Діяльність фахівців у сфері фізичної культури характеризується різноманітним і складним змістом. Для досягнення бажаної результативності такий зміст повинен бути певним чином систематизова...
5108. Методика навчання техніки фізичних вправ школярів 35 KB
  Методика навчання техніки фізичних вправ школярів. Навчання рухових дій у шкільному віці спрямоване перш за все на формування, поглиблення і розширення спеціальних знань у вигляді уявлень, узагальнень і понять, закономірностей, принципів і правил ру...
5109. Урок як основна форма фізичного виховання школярів 76.5 KB
  Урок як основна форма фізичного виховання школярів. Особливості організації і методики проведення уроків фізичної культури з учнями молодшого, середнього та старшого шкільного віку. Урок найбільш розповсюджена форма реалізації базової програм...
5110. Особливості методики контролю за процесом фізичного виховання дітей шкільного віку 64.5 KB
  Особливості методики контролю за процесом ФВ дітей шкільного віку. Основним джерелом отримання інформації про об’єкт, яким управляють є контроль за його станом після виконаних управляючих команд (канал зворотного зв’язку). Для фізичного ви...
5111. Організаційні форми фізичного виховання школярів протягом навчального дня 82.5 KB
  Організаційні форми фізичного виховання школярів протягом навчального дня. Позакласна і позашкільна робота з фізичної культури. Учитель фізичної культури – організатор здорового способу життя. Практична реалізація фізичного виховання школярів з...
5112. Теоретико-методичні основи фізичного виховання дітей шкільного віку 94 KB
  Теоретико-методичні основи фізичного виховання дітей шкільного віку. До шкільного віку відносяться діти від 6-7 до 17-18 років. Відповідно до існуючої системи загальної освіти цей віковий період поділяється на три етапи: молодший середній і старший....
5113. Особливості розвитку рухових якостей у дітей дошкільного віку 80.5 KB
  Особливості розвитку рухових якостей у дітей дошкільного віку. Всебічна фізична підготовка дітей дошкільного віку передбачає досягнення оптимального розвитку рухових (фізичних) якостей: швидкості, спритності, гнучкості, витривалості та сили. Фізичні...
5114. Диференційоване фізичне виховання школярів. Особливості фізичного виховання школярів, які мають відхилення у стані здоров’я 80.5 KB
  Диференційоване фізичне виховання школярів. Особливості фізичного виховання школярів, які мають відхилення у стані здоров’я. Поняття диференційований підхід...
5115. Теоретико-методичні основи фізичного виховання дітей дошкільного віку. Реферат 85.5 KB
  Теоретико-методичні основи фізичного виховання дітей дошкільного віку. Теорія фізичного виховання дітей дошкільного віку – це наука про загальні закономірності фізичного виховання та формування особистості дитини від народження до семи років. У...