34199

Государство в переходный период в экономике России

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Государственное регулирование одна из основных форм участия государства в экономической жизни состоящая в прямом или косвенном воздействии на распределение ресурсов и формирование пропорций. В настоящее время выделяют следующие формы экономического регулирования: 1 административное регулирование за счет использования лицензирования и квотирования контроля над ценами доходами валютным курсом а также других форм; 2 правовое регулирование на основе гражданского и хозяйственного законодательства путем установления системы норм и...

Русский

2013-09-06

15.78 KB

9 чел.

60.Государство в переходный период в экономике России 

Особенности экономической политики государства в переходной экономике обусловлены рядом обстоятельств. Переходная экономика выходит из состояния равновесия, требует для своей стабилизации на качественно новой основе не только создания новых институтов, но и организации принципиально новой схемы взаимодействия между государством и экономическими субъектами (агентами). В этом процессе активная роль принадлежит государству.

В переходной экономике возникают новые функции государственного регулирования:

1) обеспечение институционально-правовой основы деятельности всех экономических субъектов (определение прав и форм собственности, условий заключения и исполнения контрактов, отношения работников и работодателей и т.д.);

2) ликвидация негативных эффектов рыночного поведения (государство занимается вопросами охраны окружающей среды, организацией фундаментальных научных исследований, государственной системы образования и медицинского обслуживания и т.д.);

3) разработка нового хозяйственного законодательства;

4) демонополизация и поощрение конкуренции;

5) приватизация государственной собственности и поощрение частного сектора.

Государственное регулирование — одна из основных форм участия государства в экономической жизни, состоящая в прямом или косвенном воздействии на распределение ресурсов и формирование пропорций.

Необходимость государственного регулирования экономики в переходный период обусловлена:

1) требованием устранения внешних факторов;

2) производством общественных благ;

3) обеспечением экономики необходимым количеством денег;

4) осуществлением целенаправленного процесса реформирования административно-командной экономики.

Перечисленные выше проблемы определяют цели государственного регулирования в переходной экономике.

В настоящее время выделяют следующие формы экономического регулирования:

1) административное регулирование (за счет использования лицензирования и квотирования, контроля над ценами, доходами, валютным курсом, а также других форм);

2) правовое регулирование (на основе гражданского и хозяйственного законодательства, путем установления системы норм и правил).

3) прямое экономическое регулирование (через различные формы безвозмездного финансирования секторов, отраслей, территорий и предприятий);

4) косвенное экономическое регулирование (использует в основном рычаги кредитно-денежной, налоговой, амортизационной, валютной, внешнеэкономической политики и др.)

На микроуровне регулирующее воздействие государства осуществляется посредством:

1) налогов (НДС, налогов на доходы, акцизов и др.);

2) дотаций (выплат производителям или потребителям, обеспечивающих доведение цены продаж до равновесной);

3) фиксированных цен, устанавливаемых государством (выше или ниже равновесных) на отдельные товары или их группы.

Происходят институциональные преобразования (создание основ рыночной экономики). Под институциональными преобразованиеми понимают изменения формальных и неформальных условий хозяйственной деятельности. Эта система мер включает разработку и применение законодательства, соответствующего рыночным условиям хозяйствования. К институциональным преобразованиям относятся изменение отношений собственности (создание частного сектора), формирование новых организаций и учреждений рыночного типа (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и др.), а также создание новой системы управления народным хозяйством (путем замены административных рычагов экономическими, прежде всего бюджетными и налоговыми).

Институциональные преобразования выражаются в разработке законов, регулирующих деятельность экономических субъектов в условиях рыночной экономики. Рыночное законодательство должно регулировать:

1) право собственности;

2) договоры между экономическими агентами, включая их выполнение;

3) порядок начала и окончания хозяйственной деятельности (процедуры открытия фирм или регистрации юридических лиц, слияния, поглощения и банкротства предприятий);

4) поддержание конкурентной среды и др.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29268. НОРМА КУЛЬТУРНАЯ 30 KB
  Различают нормы общечеловеческие национальные классовые групповые межиндивидуальные. Нормы отличаются друг от друга по уровню обязательности выполнения по степени свободы их выбора. Существуют нормы обязательность которых однозначна и определенна вплоть до применения строгих санкций выполнение правовых норм норм технической деятельности на индустриальном производстве и др. Действие любой нормы не абсолютно; норма переживает период зарождения утверждения потом теряет стабильность начинает разрушаться.
29269. КУЛЬТУРОГЕНЕЗ 27.5 KB
  Сущность культурогенеза заключается в процессе постоянного самообновления культуры не только методом трансформационной изменчивости уже существующих форм и систем но и путем возникновения новых феноменов не существовавших в культуре ранее. Культурогенез не является однократным событием происхождения культуры в эпоху первобытной древности человечества но есть процесс постоянного порождения новых культурных форм и систем. С позиций эволюционной теории основной причиной культурогенеза является необходимость в адаптации человеческих сообществ к...
29270. КУЛЬТУРОЛОГИЯ. Философия культуры 29.5 KB
  Предметом культурологии. Многие теоретические исследования выполняются на стыке философии культуры и культурологии. Прежде всего имеет место разделение культурологии. В фундаментальной культурологии могут быть выделены социальная антропология культурная антропология историческая культурология психологическая антропология культурная семантика и др.
29271. Древнеегипетская, античная, библейская, славянская, восточно-азиатская мифологические системы 59 KB
  Пантеон система всех богов египетских божеств включает несколько исторических пластов. Наиболее древние боги имели тождество с животными: Гор сокол Ра с головой сокола Сехмет львица Анубис шакал и т. Одним из главных богов в Древнем Египте считался Осирис. Египтяне в честь бога совершали ежегодный обряд: сделанное из глины изображение Осириса засевалось зерном и к празднику покрывалось зелеными всходами.
29272. Миф как универсальная культурно-историческая форма 51.5 KB
  Мифы –– создания коллективной общенародной фантазии обобщённо отражающие действительность в виде чувственноконкретных персонификаций и одушевлённых существ которые мыслятся первобытным сознанием реальными С. В первобытной культуре мифы выполняли роль науки это целостная система в терминах которой воспринимается весь мир. Этиологические мифы от греч. – причина – мифы объяснительные мифы повествования в которых в мифологически олицетворённой форме разъясняются происхождение какоголибо явления природы или социальной жизни.