34199

Государство в переходный период в экономике России

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Государственное регулирование одна из основных форм участия государства в экономической жизни состоящая в прямом или косвенном воздействии на распределение ресурсов и формирование пропорций. В настоящее время выделяют следующие формы экономического регулирования: 1 административное регулирование за счет использования лицензирования и квотирования контроля над ценами доходами валютным курсом а также других форм; 2 правовое регулирование на основе гражданского и хозяйственного законодательства путем установления системы норм и...

Русский

2013-09-06

15.78 KB

12 чел.

60.Государство в переходный период в экономике России 

Особенности экономической политики государства в переходной экономике обусловлены рядом обстоятельств. Переходная экономика выходит из состояния равновесия, требует для своей стабилизации на качественно новой основе не только создания новых институтов, но и организации принципиально новой схемы взаимодействия между государством и экономическими субъектами (агентами). В этом процессе активная роль принадлежит государству.

В переходной экономике возникают новые функции государственного регулирования:

1) обеспечение институционально-правовой основы деятельности всех экономических субъектов (определение прав и форм собственности, условий заключения и исполнения контрактов, отношения работников и работодателей и т.д.);

2) ликвидация негативных эффектов рыночного поведения (государство занимается вопросами охраны окружающей среды, организацией фундаментальных научных исследований, государственной системы образования и медицинского обслуживания и т.д.);

3) разработка нового хозяйственного законодательства;

4) демонополизация и поощрение конкуренции;

5) приватизация государственной собственности и поощрение частного сектора.

Государственное регулирование — одна из основных форм участия государства в экономической жизни, состоящая в прямом или косвенном воздействии на распределение ресурсов и формирование пропорций.

Необходимость государственного регулирования экономики в переходный период обусловлена:

1) требованием устранения внешних факторов;

2) производством общественных благ;

3) обеспечением экономики необходимым количеством денег;

4) осуществлением целенаправленного процесса реформирования административно-командной экономики.

Перечисленные выше проблемы определяют цели государственного регулирования в переходной экономике.

В настоящее время выделяют следующие формы экономического регулирования:

1) административное регулирование (за счет использования лицензирования и квотирования, контроля над ценами, доходами, валютным курсом, а также других форм);

2) правовое регулирование (на основе гражданского и хозяйственного законодательства, путем установления системы норм и правил).

3) прямое экономическое регулирование (через различные формы безвозмездного финансирования секторов, отраслей, территорий и предприятий);

4) косвенное экономическое регулирование (использует в основном рычаги кредитно-денежной, налоговой, амортизационной, валютной, внешнеэкономической политики и др.)

На микроуровне регулирующее воздействие государства осуществляется посредством:

1) налогов (НДС, налогов на доходы, акцизов и др.);

2) дотаций (выплат производителям или потребителям, обеспечивающих доведение цены продаж до равновесной);

3) фиксированных цен, устанавливаемых государством (выше или ниже равновесных) на отдельные товары или их группы.

Происходят институциональные преобразования (создание основ рыночной экономики). Под институциональными преобразованиеми понимают изменения формальных и неформальных условий хозяйственной деятельности. Эта система мер включает разработку и применение законодательства, соответствующего рыночным условиям хозяйствования. К институциональным преобразованиям относятся изменение отношений собственности (создание частного сектора), формирование новых организаций и учреждений рыночного типа (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и др.), а также создание новой системы управления народным хозяйством (путем замены административных рычагов экономическими, прежде всего бюджетными и налоговыми).

Институциональные преобразования выражаются в разработке законов, регулирующих деятельность экономических субъектов в условиях рыночной экономики. Рыночное законодательство должно регулировать:

1) право собственности;

2) договоры между экономическими агентами, включая их выполнение;

3) порядок начала и окончания хозяйственной деятельности (процедуры открытия фирм или регистрации юридических лиц, слияния, поглощения и банкротства предприятий);

4) поддержание конкурентной среды и др.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63721. Коммерческие юридические лица 15.41 KB
  Учредители передавая имущество во вклады утрачивают право собственности на это имущество. Создаются такие предприятия как правило публичными собственниками сохраняющими за собой право собственности на переданное имущество.
63722. Некоммерческие юридические лица 14.37 KB
  Некоммерческие юридические лица Общая характеристика некоммерческих юридических лиц заключается в том что они не имеют в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли а так же не в праве распределять полученную прибыль между своими участниками.
63727. Формы собственности 15.96 KB
  Собственность основа экономической системы. Собственность может быть государственной и частной Формы собственности: Государственная Коллективная Частная Собственность др. государств и международных организаций Совместная собственность Смешанная собственность...
63728. Понятие и содержание обязательств 15.15 KB
  Обязательственное право в широком смысле это часть гражданского права один из важнейших его институтов. Под обязательственным правом следует понимать совокупность гражданско-правовых норм регулирующих общественные отношения по перемещению материальных...
63729. Основания возникновения обязательств 13.54 KB
  Определенный круг отношений возникающих между субъектами гражданского права именуется обязательствами. По особенностям возникновения все обязательства делятся на договорные и внедоговорные. Договорные обязательства возникают на основе двух или многосторонних сделок...