34210

Тип Arthropoda (членистоногие)

Реферат

История и СИД

К типу членистоногих относятся раки крабы дафнии бабочки термиты муравьи пауки клещи трилобиты мечехвосты. Класс Trilobite трилобиты. Трилобиты – вымершие животные широко распространённые в раннем P2. трилобиты имели членистое тело покрытое хитиновым панцирем.

Русский

2013-09-06

20.79 KB

1 чел.

Тип Arthropoda (членистоногие).

Наиболее многочисленные среди беспозвоночных, насчитывающих до 3 млн. видов, причём основная часть представлена насекомыми. Членистоногие приспособились к обитанию в самых разнообразных условиях. Они обитают во всех водных бассейнах, на суше, в почвах, некоторые приспособились к полёту. К типу членистоногих относятся раки, крабы, дафнии, бабочки, термиты, муравьи, пауки, клещи, трилобиты, мечехвосты. В названии типа отстранена его основная характерная черта – конечности состоят из нескольких члеников. Для всех членистоногих характерно двусторонне-симметричное сегментированное тело. Число сегментов от 8 до 180. это высокоразвитые организмы. У них высоко развита нервная система. Органы чувств достигают большой сложности, особенно глаза. Глаза состоят из множества до 30 000 простых глазков. Различают 2 типа глаз – фасеточные, состоящие из нескольких глазков призматической формы и шизохронческие – образованные цилиндрическими глазами. Имеется скелет в виде панциря. Систематика членистоногих основана на особенностях сегментации тела, строения конечностей и органов дыхания. Выделяется несколько классов. Рассмотрим только трилобитнообразных и ракообразных, как наиболее важных в геологическом отношении.

Класс Trilobite (трилобиты).

Трилобиты – вымершие животные, широко распространённые в раннем P2. трилобиты имели членистое тело, покрытое хитиновым панцирем. Периодически панцирь сбрасывался и в это время, до появления нового, животное росло. Внешняя поверхность панциря гладкая или покрыта бугорками, шипиками. Панцирь состоит из головного, туловищного и хвостового отделов. Головной щит образовался за счёт срастания передних, а хвостовой – задних члеников. Членики туловищного щита сочленялись подвижно, в результате чего многие трилобиты могли свёртываться, поджимая головной щит к хвостовому. Это позволяло им прятать менее защищённую брюшную часть, прикрытую более тонким покровом. Средняя, была выпуклая часть головного щита называется глабелью. По обе стороны от неё располагаются более уплощённые щёки. Глаза простые и сложные (фасеточные) располагались на головном щите. Хвостовой щит представлен сегментами, часть недоразвитыми и заканчивался осевым и боковыми шипами. Конечности в ископаемом состоянии сохранились у единичных представителей. Обычно они двуветвистые. Класс трилобитов подразделяется на 2 подкласса:

Малогленистые – miomepa, мелкие формы (до 2 см);

Многогленистые – polymepa, более крупные (до 70 см).

К первому классу относят мелких трилобитов. К ним относятся 2p:p. Agnostus, Serrodiscus.

1.p.Agnostus(E2-E3) – панцирь маленький с двумя сегментами в туловищном отделе и равновеликими головными и хвостовыми отделами полукруглой формы. Глаза отсутствуют, что объясняется обитанием на небольших обитанием на небольших глубинах на илистых грунтах в зоне постоянного взмучивания.

2.p.Serrodiscus(E1-E2) – панцирь маленький. По середине панциря – продолговатый выпуклый шов. Глаза отсутствуют, т.к. в результате обитания в тёмной взмученной воде, глаза потеряли своё значение.

Второй подкласс многогленистые (Polymera).

3.p.Paradoxides(E2) – панцирь больших размеров (25-30 см). хвостовой отдел округлённый – триугольной формы. Головной щит довольно широкий выпуклый.

4.p.Olenus(E3) – панцирь средних размеров. Головной и хвостовой отделы небольшие. В туловищном отделе – сегменты многочисленные.

5.p.Asaphus(O) – панцирь средних размеров. На головном щите чётко выражены глазные ямки. Глаза крупные, расположенные на стебельках, приближены к глабели.

6.p.Illaenus(O-S1) – панцирь крупный. Головной и хвостовой отделы почти одинаковы по размерам и форме. Представители рода обладали способностью к свёртыванию, т.к. брюшная сторона не имела жёсткого панциря и в случае угрозы необходимо было прикрыть нежный брюшной отдел.

7.p.Phacops(S-C1) – головной и хвостовой щиты – маленькие почти одинаковы по размерам и форме.

Образ жизни трилобитов и геологическое значение.

Трилобиты были обитателями морей. В Е1 и Е2 время они были господствующими животными. Во всяком случае, они не имели таких врагов как рыбы, головоногие моллюски  и хищные ракоскорпионы. Этим, вероятно, можно объяснить, тот факт, что кембрийские трилобиты не обладали способностью свёртываться для закрытия нежной брюшной поверхности. Эта способность, это качество появилось позднее в S, когда появились многочисленные и опасные враги. Широкое и приплюснутое тело трилобитов обладало значительной плавучестью. Такая форма тела удерживала его от быстрого опускания и даже падения на дно. Однако органов управления у них не было и поэтому трилобиты плавали медленно и были плохими плавцами. В основном, они медленно ползали по дну, т.е. были бентосными животными. Трилобиты, в силу своего короткого существования, является важной стратиграфической группой при расчленении и корреляции Е и О отложений, и в значительно меньшей степени для S и D1.

Класс ракообразные (Crustacea).

К ним принадлежат раки, крабы, креветки, живущие в водной среде. У ракообразных тело имеет три отдела: головной, грудной, брюшной. Головной отдел образуется за счёт слияния 5 сегментов, от которых отходит 5 пар конечностей, которые дифференцированы на: первая и вторая пара – антенны, третья – верхние челюсти, четвёртая и пятая – нижние челюсти. Грудной отдел состоит из 2 сегментов, которые часто срастаются с головными, а из конечности превращаются в ногочелюсти. Брюшной отдел отличается у разных групп числом, формой и строением сегментов. Нередко на конце брюшного отдела развиваются два тонких придатка в виде вилки. Наружные скелеты представлены щитами, панцирями, известковые образуют раковины, или различные домики. Ракообразных разделяют на несколько подклассов. Мы рассмотрим только один подкласс, представленный ископаемыми формами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58010. Географічні відкриття на уроках математики 141 KB
  Мета: освітня: підвищення мотивації до вивчення предметів шкільного курсу; повторення тем з математики: пропорції відсотки масштаб; розвинути в учнів уміння реалізовувати практичні звязки курсу математики і географії з майбутньою професією...
58011. Герб и его символика 49 KB
  Художественно-литературное название урока: Рисунок является источником и душой всех видов изобразительного искусства и корнем любой науки итальянский художник Микеланджело Тема урока: Герб и его символика Каждое искусство имеет как бы два...
58012. ES HERBSTET SCHON 365.5 KB
  Цілі уроку: Практична: опрацювати нову лексику по темі «Пори року», активізувати лексичний матеріал в усному і писемному мовленні, навчити учнів говорити про погоду восени, описувати осінній ліс, розвивати навички читання і аудіювання. Освітня: розширити знання учнів про природу рідного краю.
58013. Гидросфера. Обобщающий урок 80.5 KB
  Развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся; воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов через литературные произведения.
58014. Гістотехнології. Основні напрямки біотехнології 80.5 KB
  Мета: розглянути один з нових напрямів біотехнології який займається створенням біологічних замісників тканин і органів; формувати поняття тканинна інженерія розвивати інтелектуальні здібності логічне мислення; виховувати бережливе ставлення до живих організмів та власного здоров’я...
58016. ГЛОБАЛЬНІ ПРОБЛЕМИ ЛЮДСТВА 30.5 KB
  Також з являється страшна проблема озброєння і збереження миру на Землі проблема збільшення чисельності населення на планеті проблеми з виробництвом та використанням все більших і більших обсягів енергії продуктів харчування тощо.
58017. ГРАФІЧНИЙ СПОСІБ РОЗВ’ЯЗУВАННЯ РІВНЯНЬ 197 KB
  Алгоритм графічного способу розв’язування рівнянь; вигляд і властивості функцій; означення коренів рівняння; що означає розв’язати рівняння. Визначати вид функції та її графіка; будувати графіки функцій; розв’язувати рівняння графічним способом; аналізувати порівнювати робити висновки щодо розв’язків рівняння.
58018. Графіки - джерело інформації 81.5 KB
  Мета уроку: закріпити знання учнів про зміст поняття «графік залежності» та спосіб побудови графіків руху та зміни температур; продовжити роботу по формуванню вмінь будувати графіки з залежності величин за даними таблиці, робити опис деяких властивостей залежності за графіком...