34211

Палеонтология

Реферат

История и СИД

Остатки организмов сохраняются в осадочных породах только при благоприятных условиях захоронения и при наличии минерального или органического скелета. видов животных и растений но после гибели они исчезают бесследно если не попадут в благоприятные условия для их сохранения поэтому в ископаемом состоянии сохраняется лишь незначительная часть от большого числа ранее существовавших организмов. Лучше сохраняются остатки организмов обладающих твёрдым минеральным скелетом. Палеонтология связана с зоологией и ботаникой изучающими морфологию и...

Русский

2013-09-06

19.49 KB

3 чел.

Палеонтология – наука биологического цикла, изучающая органический мир прошлых геологических эпох и закономерности его развития в тесной связи с изучением истории развития Земли.

Изучение органического мира прошлого основывается на изучении любых сохранившихся остатков древних растений и животных или следов их жизнедеятельности, называемых окаменелостями или ископаемыми остатками. Слово палеонтология в переводе с греческого означает учение о древних организмах.

При описании органического мира используют понятия фауна и флора. Фауной называют исторически сложившуюся совокупность видов животных, а флорой – растений, приуроченных к определенному местообитанию либо к определенному геологическому времени. Так, мы говорим о фауне Европы или Азии, о морской и наземной фауне, о флоре юрского периода или фауне силура.

Остатки организмов сохраняются в осадочных породах только при благоприятных условиях захоронения и при наличии минерального или органического скелета. В настоящее время на Земле существует > 1.5 млн. видов животных и растений, но после гибели они исчезают бесследно, если не попадут в благоприятные условия для их сохранения, поэтому в ископаемом состоянии сохраняется лишь незначительная часть от большого числа ранее существовавших организмов. Лучше сохраняются остатки организмов обладающих твёрдым минеральным скелетом. Это особенно наглядно видно на примере членистоногих, число видов которых в настоящее время приближается к

1 млн., а в ископаемом состоянии сохранилось не более 1 % . И хотя палеонтологическая летопись неполна и несовершенна, она, тем не менее, служит единственным источником наших знаний о событиях, происходивших на Земле в течение многих миллионов лет. Палеонтология связана с зоологией и ботаникой, изучающими морфологию и анатомию современных организмов, с биостратиграфией, исторической геологией, литологией, поскольку изучение органических остатков, заключённых в осадочных породах с одной стороны позволяет выяснять их происхождение (морские или континентальные осадки), восстанавливать биологические зоны моря, восстанавливать картины жизни прошлых геологических эпох, а с другой стороны, позволяет использовать ископаемые остатки для выяснения относительного геологического возраста изучаемых слоёв (основная задача палеонтологии).

Вторая не менее важная задача палеонтологии – восстановление всей картины развития вымершего органического мира по любым сохранившимся остаткам организмов. В неё входят: восстановление возникновения организмов, вымирания разных групп, выяснение путей их расселения по земному шару, изучение их биологии. Чем полнее будет восстановлена история развития основных ветвей организмов, тем больше возможностей использования этих данных для геохронологии, а через неё – для биостратиграфии и исторической геологии.

Разделы палеонтологии тесно связаны друг с другом.

Палеонтология (палеозоология) беспозвоночных занимается изучением всех ископаемых животных, за исключением хордовых. Беспозвоночные были выделены Жаном Ламарком в начале XIX в. как систематическая категория Invertebrata, в противоположность позвоночным – Vertebrata. Среди ископаемых беспозвоночных известны следующие типы: саркодовые, губки, археоциаты, книдарии, черви, моллюски, членистоногие, мшанки, брахиоподы, иглокожие, полухордовые. Палеонтология беспозвоночных изучает биологическое разнообразие и его изменение во времени и пространстве. Биологическое разнообразие устанавливают через морфологию и определение систематического состава.

Палеонтология (палеозоология) позвоночных изучает тип хордовых, преимущественно один из его подтипов – позвоночные. Основоположником раздела является Жорж Кювье (начало XIX в.)

Палеоботаника исследует ископаемые растения. Основоположником раздела был Александр Броньяр (начало XIX в.). Определение систематического состава более затруднено, чем животных, оттого, что разные части растений сохраняются обычно раздельно.

Микропалеонтология – изучает микрофоссилии, требующие для своего изучения технических средств в виде луп и микроскопов. Объектами среди животных являются: фораминиферы, радиолярии, остракоды, конодонты, среди низших растений – водоросли (диатомовые, кокколитофориды), среди высших растений – споры и пыльца.

Палеоэкология изучает среду обитания ископаемых организмов. Особое внимание уделяется рубежам, где происходили глобальные биологические перестройки. Эти перестройки называют биотическими событиями или палеоэкологическими кризисами.

Палеобиогеография занимается изучением пространственного распределения ископаемых животных (палеозоогеография) и растений (палеофитогеография).

Тафономия – исследует закономерности перехода живого в ископаемое состояние. Основоположником тафономии является Иван Ефремов (1940 г.). Процесс перехода осуществляется последовательно: от биоценоза (сообщество живых) к танатоценозу (сообщество мёртвых) к тафоценозу (сообщество захороненных) к ориктоценозу (сообщество ископаемых).

Биостратиграфия – тесно связана с палеонтологическим методом определения относительного возраста пород. Метод почти одновременно использовали в своих исследованиях в Англии – У. Смит, во Франции Ж. Кювье и А. Броньяр. Смита считают основоположником палеонтологического метода в геологии и основателем раздела биостратиграфии, т. к. он обосновал этот метод наиболее полно и аргументировано, вплоть до разработки принципов построения геологических карт. В биостратиграфии принята следующая последовательность операций: расчленение и корреляция отложений на основе ископаемых, определение геологического возраста по ископаемым, выделение стратиграфических и геохронологических подразделений. Одновозрастные ископаемые в одном бассейне могут отличаться, если они входят в разные экосистемы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12873. Путешествие по Миру Знаний 63 KB
  Большая психологическая игра на тему: Путешествие по Миру Знаний Цели: Создание условий для проживания и осмысления нового опыта новых ситуаций жизнедеятельности и общения. Обеспечение благоприятного психологического климата в группе. Задачи 1: ...
12874. Коррекционно-развивающая программа познавательной сферы учащихся 10—12 лет 57 KB
  Коррекционноразвивающая программа познавательной сферы учащихся 10 12 лет Пояснительная записка Обучение в нашей школе направлено на передачу детям определенного объема знаний и навыков. Недостаточно внимания уделяется на развитие продуктивного мышления и личнос...
12875. Программа профилактики употребления психоактивных веществ в среде младших школьников 54.5 KB
  Программа профилактики употребления психоактивных веществ в среде младших школьников Введение Современная ситуация в стране в целом и в нашем регионе в частности характеризуется крайней степенью социальнопсихологической нестабильности. В таких условиях везд...
12876. Развитие памяти и внимания у детей младшего школьного возраста 40 KB
  Уроктренинг по теме: Развитие памяти и внимания у детей младшего школьного возраста ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: 1. Проверить уровень зрительной и слуховой памяти внимания.2. Начать работу по развитию произвольной памяти и внимания у детей младшего школьного возраста.3. Показать д...
12877. Развитие эмоциональной волевой сферы средствами арт-терапии 92 KB
  Коррекционноразвивающая программа: Развитие эмоциональной волевой сферы средствами арттерапиидля работы с дезадаптированными детьми 7 8 лет Пояснительная записка Проблема адаптации первоклассника к обучению в школе является одной из важных для психологии образо...
12878. ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС «В ПОИСКАХ СВОЕГО ПРИЗВАНИЯ» 75.37 KB
  ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС В ПОИСКАХ СВОЕГО ПРИЗВАНИЯ ВВЕДЕНИЕ Методический материал программа практических занятий со старшеклассниками по курсу В поисках своего призвания представляет собой конспекты уроков написанные в виде сценариев и допускающие возможность ...
12879. Биологические ритмы и их влияние на здоровье 77 KB
  Урок валеологии: Биологические ритмы и их влияние на здоровье Цели: ознакомить учащихся с новым понятием – биоритмы суточные недельные месячные сезонные; рассмотреть каким образом биоритмы влияют на здоровье человека его работоспособность; с помощью анкеты ...
12880. ГОЛОС ЧУЖОЙ ПЛАНЕТЫ 71 KB
  ГОЛОС ЧУЖОЙ ПЛАНЕТЫ Вашему вниманию предлагается иградрама. Мы играли в нее не только со старшеклассниками но и с педагогами представителями администрации психологами. Игра эта сложная как для проводящих ее так и для игроков. Она предполагает создание ситуации в...
12881. ПУТЕШЕСТВИЕ К ВОЛШЕБНИКУ 96.5 KB
  ПУТЕШЕСТВИЕ К ВОЛШЕБНИКУ Предлагаемую ниже игру можно использовать и как самостоятельную процедуру и в рамках психологического тренинга для подростков. В последнем случае игра встраивается в программу тренинга в форме отдельного занятия в котором представлены все...