34212

Образование ориктоценозов

Реферат

История и СИД

Выделяют три основных этапа перехода: накопление органических остатков захоронение фоссилизация 1. Накопление органических остатков. Скопления остатков погибших организмов образуют танатоценоз сообщество смерти.

Русский

2013-09-06

20.78 KB

0 чел.

Образование ориктоценозов

Характер перехода остатков животных из биосферы в литосферу и сохранение их в осадочных породах представляет сложный процесс. Выделяют три основных этапа перехода:

  1.  накопление органических остатков
  2.  захоронение
  3.  фоссилизация

1. Накопление органических остатков. Образование каждого местонахождения начинается с гибели животных. Одни организмы погибают естественной смертью, другие – от различных неблагоприятных факторов – резкого изменения температуры, солёности, извержений, наводнений, массовых заболеваний. При гибели животных трупы либо остаются на месте, либо переносятся на различные расстояния и где-то накапливаются. При участии бактерий и различных факторов среды происходит разложение мягких тканей и разрушение скелета. Органические остатки рассеиваются, переносятся морскими течениями. Скелеты и обломки многих прикреплённых организмов могут оставаться на месте обитания в прижизненном положении. Скопления остатков погибших организмов образуют танатоценоз – сообщество смерти.

Существенное значение для сохранения в ископаемом состоянии имеет наличие скелета, который может быть органическим (тектин, спонгин, хитин) и неорганическим (кальцит, арагонит, фосфат кальция).

2. Захоронение является второй стадией образования местонахождения, при которой остатки погибших организмов покрываются осадком, ограничивающим доступ кислорода. Однако процессы разрушения и разложения продолжаются и в рыхлом осадке, насыщенном водой. Захоронение органических остатков связано с процессами осадконакопления, уплотнения осадка, изменением его физико-химических свойств. Скопления органических остатков, погребённые в жидком осадке и ещё мало изменённые (нефоссилизированные) образуют тафоценоз или сообщество погребения. Тафоценозы при этом становятся членами минеральных ассоциаций осадочных пород литосферы и в качестве таковых подчиняются всем закономерностям процессов, происходящих в литосфере.

3. Фоссилизация – является завершающим этапом образования местонахождения, т. е. превращение рыхлых осадков в горную породу. Во время фоссилизации происходит изменение органических остатков, связанные с изменениями температуры и давления. Фоссилизация протекает параллельно процессу литификации и подчиняется сходным закономерностям. При фоссилизации может происходить дальнейшее уничтожение органического скелета, с другой стороны во время литификации могут идти процессы, способствующие захоронению органических остатков:

а) окаменение – заполнение минеральным веществом пор и пустот, имеющихся в различных скелетах. Этому процессу подвергаются и растения. Растительные остатки превращаются в тонкую углистую плёнку

б) перекристаллизация – преобразование первичной структуры скелета без изменения его химического состава

в) метасоматоз – замещение первичного вещества скелета химическим веществом иного состава. Наиболее широко распространены процессы окремнения, карбонатизации, доломитизации. При окремнении первичное скелетное вещество замещается различными модификациями кремнезёма, при карбонатизации скелеты замещаются карбонатом кальция. В условиях восстановительной среды происходит пиритизация – первичный скелет замещается пиритом, марказитом; в условиях окислительной среды происходит замещение окислами железа. При доломитизации первичный скелет замещается солями карбоната кальция и магния.

Все органические остатки, встреченные в ископаемом состоянии в одном месте, в одном слое, образуют ориктоценоз или ископаемый комплекс остатков растений и животных. Полностью организмы в ископаемом состоянии сохраняются крайне редко. Чаще всего в ориктоценозах сохраняются минеральные скелеты – известковые, кремневые, реже органические – хитиновые, хитино-фосфатные. Скелеты сохраняются целиком или частично. К целым скелетам можно отнести раковины фораминифер, моллюсков, брахиопод, скелеты кораллов, мшанок, иглокожих. В виде разрозненных частей скелета встречаются спикулы губок, членики морских лилий, иглы морских ежей и т. п. Кроме скелетов сохраняются внешние и внутренние ядра, отпечатки и следы жизни. Внутреннее ядро представляет собой слепок внутренней полости раковины. Ядро образуется при заполнении полости раковины, освобожденной после разрушения мягких частей тела, окружающим её осадком или же проникновением водных растворов в её полость через поры. Внутреннее ядро отражает особенности внутреннего строения раковины. Внешнее ядро возникает после разрушения раковины, образование отпечатка (подобно форме, изготовляемой для гипсовых отливок) и заполнения возникшей полости осадком, принесённым подземными водами. Внешние ядра передают особенности внешней формы раковины. Они бывают трудно отличимы от внутренних ядер. Кроме ядер в осадочных породах встречаются отпечатки мягкого тела или скелета. Отпечатки мягкого тела встречаются крайне редко. Наиболее древние отпечатки мягкого тела – медуз, восьмилучевых кораллов, кольчатых червей, членистоногих были обнаружены в отложениях венда в Ю. Австралии и датируются от 0,6 до 1 млрд. лет. Следы жизни – это все проявления жизнедеятельности организмов: следы ползания, жилые постройки разных зарывающихся организмов - норки сверлящих губок, мшанок, двустворок. К следам жизнедеятельности относятся также копролиты - ископаемые экскременты животных. Изучение копролитов позволяет судить о пище, которой питались организмы. Так, по копролитам ихтиозавров было установлено, что их пищей служили белемниты.

К особой форме ископаемых относятся углефицированные остатки. Процесс углефикации органических остатков очень сложен: он заключается в последовательном преобразовании растительных остатков в торф, бурый уголь, антрацит, графит. По мере увеличения степени углефикации происходит обогащение растительных фоссилий углеродом. Одной из своеобразных форм сохранности являются включения насекомых в янтаре. В янтаре – окаменевшей смоле сосны – наблюдаются различные насекомые, цветы, плоды. Фоссилии встречаются преимущественно в осадочных породах (песчаниках, глинах, известняках, мергелях) реже в метаморфических (мраморы, сланцы), где сохранность их ещё хуже и даже в вулканогенных породах – туфах, лавах, туфопесчаниках. Довольно часто встречаются в бокситах, медноколчеданных рудах, пластах угля.

Итак, мы рассмотрели следующие сообщества:

танатоценоз – сообщество мёртвых

тафоценоз – сообщество захороненных

ориктоценоз – сообщество ископаемых организмов


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59781. ІНТЕГРОВАНЕ НАВЧАННЯ ДІТЕЙ З ВАДАМИ РОЗВИТКУ 96 KB
  І цю проблему не можна звести до проблеми педагогічної майстерності вчителя. Тому центральне завдання корекційнорозвиваючої діяльності забезпечення кожної дитини індивідуальною траєкторією розвитку з урахуванням його психофізіологічних особливостей здібностей й нахилів...
59782. МІЖНАРОДНИЙ ДЕНЬ ЗАКОХАНИХ 72.5 KB
  Тому сьогодні ми пропонуємо вам відзначити прекрасне веселе давнє свято. 1 ВЕДУЧИЙ: Це Миле Домашнє Забавне і Незвичайне свято День Святого Валентина або Свято всіх Закоханих 2 ВЕДУЧИЙ: Незвичайне воно тому що зовсім не словянське.
59783. День Святого Валентина, виховний захід 161 KB
  Хід свята Ведуча: Про день Святого Валентина дорослий знає і дитина. Ведуча: Сьогодні ми зібралися щоб відсвяткувати незвичайне і веселе старовинне свято День Святого Валентина. Ведуча: Життя без коханняжиття без любові То небо без сонця то небо беззоре.
59785. Літературно-музичне свято, присвячене Дню святого Валентина 95 KB
  День святого Валентина Це свято юних закоханих але саме свято немолоде його святкували ще в XV ст. Існує чимало легенд які розповідають про походження цього свята але було б чудово почути історію свята Валентина від нього самого.
59786. Виховний захід «День Святого Валентина» для учнів 1-7 гімназійних класів 74 KB
  Another story tells us about St. Valentine who was a good friend to children. He was against the Roman Gods and that is why he was put into prison. When it happened, the children brought him loving letters. It was on February 14.
59788. ST. VALENTINE DAY 32.5 KB
  Last century, sweethearts of both sexes would spend hours fashioning a homemade card or present. The results of some of those painstaking efforts are still preserved in museums. Lace, ribbon, wild flowers, colored paper, feathers, and shells, all were put to use.