34215

Породообразующая роль организмов

Реферат

История и СИД

В образовании органогенной породы принимают участие как скелетные остатки так и продукты жизнедеятельности. В органическом породообразовании самую большую роль играют высшие растения. Организмы принимают участие и в образовании особых известковых форм рельефа океанов и морей рифовых построек различного типа: береговые и барьерные рифы атоллы биостромы биогермы. В образовании ископаемых и современных рифов принимают участие различные организмы.

Русский

2013-09-06

36.03 KB

16 чел.

Породообразующая роль организмов

Породообразующими называются ископаемые, которые составляют 30-40% и более от общего объёма отложений. В образовании органогенной породы принимают участие, как скелетные остатки, так и продукты жизнедеятельности. Непременным условием породообразования является «скученный» характер обитания организмов. Таким свойством обладают, в основном, прикреплённые, малоподвижные и зарывающиеся формы, образующие заросли, банки, рифы и другие массовые поселения. Уже при жизни подобные организмы составляют основную часть биоценоза. Среди минеральных скелетов ископаемых наиболее распространены известковые, кремневые и фосфатные породы. Особенно много органогенных пород известкового (карбонатного) состава: известняки, мергели, писчий мел, доломиты. Для названия органогенных пород прилагательное берут от тех групп организмов, которые являются основными породообразователем, например известняки – криноидные, фораминиферовые, археоциатовые, брахиоподовые, остракодовые и т. д. Известковые породы, состоящие из скоплений раковинок двустворок, называют ракушечниками, устричными горизонтами. Органогенные известняки могут возникать и как конечные продукты жизнедеятельности цианобионтов (сине-зеленых водорослей) и бактерий. От них остаются слоистые пластовые, желваковые, концентрические образования – строматолиты, онколиты, катаграфии. Растения имеющие карбонатные скелеты дают начало известнякам водорослевым, харовым и кокколитовым (писчий мел). Минеральные скелеты кремневого состава встречаются реже, чем карбонатного. Они известны у одноклеточных животных, как у радиолярий, у многоклеточных примитивных животных (губки), а также у низших водорослей (диатомовые). Кремневые породы – радиоляриты, состоят из скелетов радиолярий, спонголиты – из спикул губок, диатомиты – из створок диатомовых водорослей.

Фосфатные скелеты в чистом виде встречаются редко, но фосфаты кальция CaPO4 как примесь или основная составляющая известны у многих организмов. Благодаря концентрации биогенного фосфата возникают месторождения фосфоритов. В Подмосковье центрами фосфоритизации являются раковины позднеюрских аммоноидей, а в Эстонии – раковины брахиопод ордовикского рода Obolus. Фосфатная составляющая сконцентрирована в виде конкреций, оолитов, желваков.

За счёт жизнедеятельности бактерий образуются железистые, марганцевые, медистые и сульфидные месторождения, такие как железистые кварциты (джеспилиты) Кривого Рога, медистые песчаники Джезказгана. Бактерии участвуют в накоплении бокситов и фосфоритов.

В органическом породообразовании самую большую роль играют высшие растения. Их массовые скопления при определённых процессах захоронения приводят к возникновения горючих полезных ископаемых (каустобиолитов) таких как торф, уголь, нефть, горючие сланцы, газ. Происхождение нефти и газа связано с глубоким разрушением первичного органического состава вызванным как жизнедеятельностью бактерий и цианобионтов, так и геологическими процессами. За счёт жизнедеятельности высших растений образуются смолы (янтарь). Организмы принимают участие и в образовании особых известковых форм рельефа океанов и морей – рифовых построек различного типа: береговые и барьерные рифы, атоллы, биостромы, биогермы. Рифовые постройки имеют сложное строение. Они состоят из комплекса известковых пород: органогенных, обломочно-органогенных и хемогенных. Рифовые постройки возвышаются в рельефе в виде гряд, холмов и других поднятий. В образовании ископаемых и современных рифов принимают участие различные организмы. В докембрии рифообразующими организмами были строматолиты, в кембрии – археоциаты, с позднего ордовика по пермь – строматопораты, табуляты, ругозы, губки, в мезо-кайнозое – шестилучевые кораллы и мшанки. В образовании пермских рифов принимали участие и брахиоподы, а в меловых – двустворки. На всём протяжении фанерозоя в строении рифов участвовали известковые красные и зелёные водоросли. Ископаемые рифы служили коллекторами для нефти и газа (девонские месторождения нефти Оренбурга, Перми, Гомеля). Кроме того, в ископаемых рифах могут накапливаться подземные пресные и минерализованные воды.

R - V

Є

O

S

D

C

P

T

J

K

N

Q

Цианобионты

Известковые красные и зелёные водоросли

* атолл – коралловый остров кольцеобразной формы, внутри заключающей мелководную лагуну, Тихий, Индийский океаны.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85460. Чарівна осінь 64 KB
  Мета: Удосконалювати навички виразного читання збагачувати лексичний запас учнів; учити порівнювати художні твори; формувати естетичні смаки; розвивати уяву спостережливість; виховувати бережливе ставлення до природи. Мотивація навчальної діяльності: а Виразне читання вірша вчителем...
85461. М.Коцюбинський. Харитя 52 KB
  Мета. Удосконалювати навички виразного читання; розвивати вміння орієнтуватися у структурі оповідання, придумувати заголовки, розвивати навички елементарного аналізу художнього твору, давати характеристику дійовим особам твору, збагачувати словниковий запас, розвивати мовлення...
85462. Життєвий і творчий шлях І.Я.Франка. І.Я.Франко «Дивувалася зима» 43.5 KB
  Мета. Поглибити знання учнів про життя і творчість Івана Яковича Франка; вчити виразно читати вірші, формувати вміння аналізувати віршовані твори, виховувати через образне слово почуття любові до свого народу, до України, рідної мови.
85463. «Два брехуни одної правди не кажуть», або «Рука руку миє, нога ногу підпирає». Порівняльний опис байки Л.І. Глібова «Зозуля й півень» та байки І.А. Крилова «Зозуля й півень» 188 KB
  Мета: Розширювати знання дітей про жанр байки, вчити виразно, інтонаційно читати, порівнювати твори різних авторів; словниковий запас учнів; розвивати вміння визначати головну думку байки; виховувати почуття справедливості.
85464. Великий Кобзар. Т. Г. Шевченко «Вітер з гаєм розмовляє...»; «Садок вишневий коло хати...» 2.28 MB
  Розробка уроку читання у 4 класі на заявлену тему мета якого збагатити й узагальнити знання дітей про Тараса Шевченка великого поета і художника; зосередити увагу на образних засобах створення поетичних картин української природи; розвивати вміння виразно читати образне мислення і мовлення...
85465. Василь Сухомлинський «Усмішка» 309 KB
  Мета: активізувати і розширити знання дітей про життя і творчість В.Сухомлинського, розвивати навички швидкого виразного читання, вміння швидко орієнтуватися в тексті, знаходити описи, висловлювати оцінні судження; виховувати в учнів доброзичливе ставлення до оточуючих.
85466. Життя і творчість Павла Тичини. «Гаї шумлять», «Хор лісових дзвіночків» 77 KB
  Мета: формування ключових компетентностей: вміння вчитися – самоорганізовуватися до навчальної діяльності у взаємодії; загальнокультурної особливості національної і загальнолюдської культури в побутовій і культурно–дозвільній сфері; компетентності з ІКТ.
85467. Только тот, кто помнит о прошлом, достоин будущего. Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 70-й годовщине начала Великой Отечественной войны 90.5 KB
  Цель мероприятия: - создавать у учащихся целостное представление о Великой Отечественной войне, повышать мотивацию учащихся для получения новых знаний; воспитывать общечеловеческие ценности, чувство патриотизма, уважительное отношение к историческому наследию Украины, родного края, к старшему поколению...
85468. Гурток цікавої української мови. «У світі чарівних звуків та слів» 163 KB
  Звуки утворені із них слова та речення сприймаються нами як щось звичайне буденне пересічне. У світі чарівних звуків і слів гурток цікавої української мови Мета курсу: розширити і поглибити знання учнів з української мови; показати багатство і образність слова повести до скарбниці лексичних перлин що мають тільки їм властиву і неповторну будову та значення і разом з тим тісно повязаних між собою нитками походження звучання граматичних особливостей; переконати учнів що світ звуків і слів не менш цікавий ніж світ тварин і рослин...