34297

Репаративная регенерация, её значение. Способы репаративной регенерации. Типичная и атипичная регенерация. Особенности восстановительных процессов у млекопитающих. Значение регенерации для биологии и медицины

Доклад

Биология и генетика

Морфаллаксис – влечет за собой перегруппировку оставшейся части организма. Нередко связан с дальнейшим значительным разрушением оставшейся части и завершается формированием из этого материала целого организма или органа. Если условия будут меняться то возникает реакция организма. В результате изменений: сохранение постоянства внутренней среды поддержание целостности организма.

Русский

2013-09-06

18.51 KB

67 чел.

Вопрос 26 . Репаративная регенерация, её значение. Способы репаративной регенерации. Типичная и атипичная регенерация. Особенности восстановительных процессов у млекопитающих.  Значение регенерации для биологии и медицины.

Регенерация- восстановление организмом утраченных частей.

Репаративная регенерация- это процесс, когда восстанавливаются части тела, отторгнутые насильственным путём.      

Одним из первых исследователей репаративной регенерации был швейцарский натуралист 18 века А. Трамбле, обнаруживший это явление у пресноводного полипа гидры. У млекопитающих и человека регенерация различных тканей выражена в неодинаковой степени. Эпителиальная ткань в покровах кожи, слизистых оболочек, серозных покровов, обладает высокой способностью к репаративной регенерации. Хорошими регенерационными свойствами обладает соединительная, мышечная и  костная ткани. Хрящевая регенерирует слабо.

В процессе эволюции регенерационные способности не снижаются, а принимают различные формы. Параллельно утрате способности к бесполому размножению теряется и способность к соматическому эмбриогенезу, но сохраняется регенерация отдельных органов. Есть все основания считать, что способность к регенерации носит приспособительный характер.

Регенерация у млекопитающих, приводящая чаще всего к заживлению раны, также имеет приспособительное значение.

Формы и способы репаративной регенерации.

  1.  Типичная регенерация, или гомоморфоз – восстановление такого же органа, как и утраченный.
  2.  Атипичная регенерация или гетероморфоз – восстановленные органы отличаются от типичных (развитие совершенно иных органов, атавистических органов, и большее количество органов).

Изучение гетероморфозов важно для выяснения факторов, влияющих на регенерацию, что необходимо для управления процессом восстановления утраченных органов.

Восстановление утраченных органов осуществляется путем эпиморфоза, морфаллаксиса и эндоморфоза.

Эпиморфоз – отрастание утраченного органа от раневой поверхности.

Морфаллаксис – влечет за собой перегруппировку оставшейся части организма. Нередко связан с дальнейшим значительным разрушением оставшейся части и завершается формированием из этого материала целого организма или органа.

Атипичная, неполная регенерация, характерная для большинства внутренних органов млекопитающих, получила название эндоморфоза, или регенерационной гипертрофии. При нем восстанавливается не форма,а масса органов.

Особенности восстановительных процессов у млекопитающих.

У млекопитающих хорошо срастаются переломы костей. За счет надкостницы восстанавливаются даже вылущенные кости. У человека удалось достигнуть восстановления значительных участков кости путем постепенного раздвигания ее отломков. Установлено, что у птиц и млекопитающих перерезанные мышцы могут не только срастаться, но и регенерировать в тех случаях, когда мышца удалена неполностью.

Могут регенерировать периферические нервы путем отрастания нервных волокон от центрального конца. Из наружных частей тела регенерируют соски у крыс, кроликов и обезьян. Удаленный кончик уха у кролика не регенерирует, но сквозное отверстие, даже большой величины зарастает. При наличии специальных искусственно созданных протезов хорошо регенерируют полые органы.

Вопрос 27.   Гомеостаз.  Механизмы  поддержания генетического постоянства на организменном  уровне. Иммунитет.

Живой организм – открытая система и на любом этапе существует в единстве со средой обитания, при этом живой организм сохраняет себя во времени и в пространстве. Сохранение на уровне отдельной биологической единицы. Сохранение возможно благодаря адаптации. Если условия будут меняться, то возникает реакция организма. В результате изменений: сохранение постоянства внутренней среды, поддержание целостности организма. Таким образом, свойства живых форм поддерживать постоянство своей внутренней среды – гомеостаз. Основа гомеостаза – механизмы в процессе эволюции.

Важную роль в поддержании гомеостаза принадлежит механизмам, которые ограждают организм от проникновения чужеродной генетической информации. Носители: внешние агенты (бактерии, токсины, вирусы клеток и тканей других организмов); собственные мутировавшие соматические клетки. Поддержание генетического постоянства внутри среды – генетический гомеостаз – осуществляется при помощи двух категорий механизмов:

  1.  Неспецифические защитные механизмы – барьерные свойства кожных и слизистых оболочек;  антимикробные свойства лизоцина слюны; фагоцитоз.
  2.  Специфические защитные механизмы – против чужеродного конкретного агента (клет. и гуморальный иммунитет).

Важное значение в обеспечении гомеостаза принадлежит механизмам, которые поддерживают постоянство и целостность морфологической организации – структурный гомеостаз, действующий на различных уровнях.

Не менее важное значение в гомеостазе имеет способность организма поддерживать постоянство химического состава и свойства жидкой среды организма (нервная система и эндокринная).

Ответ организма на необычное по силе или продолжительности воздействие со стороны окружающей среды – стресс. Развивается при неблагоприятных условиях, когда возникает угроза нарушения гомеостаза. При стрессе наблюдается изменение состояния большинства систем организма, нарушение деятельности органов чувств, изменение уровня АД, изменение клеточного состава крови.

Гомеостатические механизмы,  Которые активируются в составе стресса, способны противостоять действию внешних факторов до определенного предела.

3 фазы стресса:

  1.  Мобилизация защитных механизмов
  2.  Повышение сопротивляемости организма
  3.  Истощение защитных механизмов

Состояние гомеостаза поддерживается на любой стадии развития.

Эмбриологическое развитие многоклеточных протекает при выраженной изоляции от непосредственного действия внешней среды.

Способы изоляции: У яйцекладущих связана с образованием  третичных яйцевых оболочек, млекопитающих – внутриутробное развитие. В ходе эволюции образовались провизорные органы – собственная среда зародыша, которая смягчает внешнее воздействие.

Особенность – закономерное чередование периодов большей и меньшей устойчивости к внешней среде. Периоды – критические – неустойчивости, даже слабые стимулы вызывают существенные изменения хода формообразующих процессов. В процессе эволюции у организмов вырабатывается способность ориентироваться во времени. Она позволяет согласовывать скорость и направление главных физиологических процессов. Механизмы – биологические часы. Внешнее проявление работы – ритмические колебания функций организма (биологические ритмы). Циклические изменения характеризуют различные процессы на всех уровнях. Биологические ритмы различаются продолжительностью цикла.

-Околочасовые ритмы – характеризуют временную организацию некоторых внутриклеточных метаболических процессов.

-ритмы годовые (времена года)

-суточные (циркадные) ритмы: закономерность изменения физиологических показателей организма от времени суток. Являются эндогенными (определяются механизмами, которые действуют в самом организме). Ограниченное осуществление тех или иных функций определяются временем суток, но сохраняют ориентир во времени суток.

Иммунитет

Иммунитетом называется невосприимчивость организма к различным болезнетворным агентам, чаще всего к паразитам, т.е. вирусам, бактериям.

Иммунитет обусловлен специальными клетками – фагоцитами – иммунными свойствами крови и тканей. Активность этих факторов зависит от общего состояния организма, в том числе от нервной системы.

Наряду с врожденным иммунитетом существует иммунитет приобретенный. В основе врожденной невосприимчивости лежит комплемент. Он не обладает специфичностью и действует на самые разнообразные организмы.

Приобретенный иммунитет к определенным возбудителям развивается после перенесения заболевания, а также может быть достигнут искусственно, предохранительными прививками. Выработка приобретенного иммунитета обусловлена свойством микроорганизмов образовывать антитела.

Антитела – мощный фактор иммунитета. Иногда с лечебной целью больным вводят антитела иммунизированного организма. Это так называемая пассивная иммунизация.

Активный искусственный иммунитет возникает после введения в организм живых или убитых возбудителей заболевания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85544. Як по-різному звучать мелодії природи... С. Жупанин «Мелодії природи». О. Олесь «В небі жайворонки в’ються» 81.5 KB
  Вправи для підвищення швидкості читання і розвитку мовлення Творче завдання Розвиток зв’язного мовлення. Співи яких птахів ви чуєте Який настрій викликає у вас щебетання пташок 2 Самостійне читання учнями тексту на с. Читання слів знизу вгору. Читання слів у парі римовані слова.
85545. Т.Г.Шевченко – поет, художник, патріот 144.5 KB
  Шевченка вчити сприймати зміст поезії на слух відображати його в малюнках викликати бажання розповідати вивчені вірші й слухати нові показати барвистість красу рідної мови її мелодійність; розвивати пам’ять увагу спостережливість поповнювати словниковий запас учнів; виховувати милосердя доброту любов...
85546. Уроку позакласного читання «Людина починається з добра» 88 KB
  Розширити знання дітей про життя і творчість В.Сухомлинського; формувати оцінні судження щодо ознак добра і зла; збагачувати словник учнів; формувати читацький інтерес; розвивати вміння колективно обговорювати прочитане, уважно і зацікавлено слухати товариша і доповнювати його відповідь у ході бесіди...
85547. Цікаве у світі тварин. О.Копиленко «Кріт-неборака» 33.5 KB
  Ознайомитися з особистістю О. Копиленка; викликати інтерес до його творчості; вдосконалювати навички правильного, виразного та швидкого читання; розвивати вміння переказувати прочитане; знаходити в тексті описи й міркування, ознаки науково-популярного оповідання...
85548. Наталія Забіла. «Чотири пори року» 63.5 KB
  Учити правильно, виразно читати поетичні твори, інтонацією передавати настрій твору, учити бачити та відчувати красу й різноманітність природних явищ, передавати своє ставлення до змісту; розвивати читацькі навички учнів, збагачувати словниковий запас дітей...
85549. Урок позакласного читання «Осінні зустрічі» 58.5 KB
  Бо це вже осінь наступила Зажуру тиху розлила Все золотом осіннім вкрила Туманом землю сповила. Всі учні класу стають на сцені в три ряди і виконують пісню Осінь муз. Коваля Дні коротшають потроху Відцвіта безхмарна просинь В край наш з дальньої дороги Завітала мила Осінь.
85550. Пригоди з друзями-дослідниками. Олег Буцень «Наше відкриття» 122.5 KB
  Мета: Удосконалювати навички правильного і виразного читання та вміння аналізувати твір. Розвивати спостережливість, фантазію. Розширювати і поглиблювати уявлення дітей про цікаве та незвичайне у природі; виховувати любов до природи та бережне ставлення до природи.
85551. Байки Л. І. Глібова – чудова скарбниця мудрості 47 KB
  Мета: Розширити знання учнів про творчість байкаря, особливості байок; вчити знаходити аналогії між зображеним у байках і вчинками людей, удосконалювати вміння читати в особах, передаючи авторське і власне ставлення до героїв; збагачувати словник, розвивати образне мислення.
85552. Мандрівка у цікавий світ навколо нас 50 KB
  Мандрівка у цікавий світ навколо нас. Обладнання: Підручник Позакласне читання малюнки із зображенням пейзажів природи: лісу діброви гаю луків; квітів та тварин;кросворд картки із словниковими словами виставка книг на тему: Цікавий світ природи. ка світ ці вий у Манд ка рів Мандрівка у цікавий світ.