34297

Репаративная регенерация, её значение. Способы репаративной регенерации. Типичная и атипичная регенерация. Особенности восстановительных процессов у млекопитающих. Значение регенерации для биологии и медицины

Доклад

Биология и генетика

Морфаллаксис влечет за собой перегруппировку оставшейся части организма. Нередко связан с дальнейшим значительным разрушением оставшейся части и завершается формированием из этого материала целого организма или органа. Если условия будут меняться то возникает реакция организма. В результате изменений: сохранение постоянства внутренней среды поддержание целостности организма.

Русский

2013-09-06

18.51 KB

70 чел.

Вопрос 26 . Репаративная регенерация, её значение. Способы репаративной регенерации. Типичная и атипичная регенерация. Особенности восстановительных процессов у млекопитающих.  Значение регенерации для биологии и медицины.

Регенерация- восстановление организмом утраченных частей.

Репаративная регенерация- это процесс, когда восстанавливаются части тела, отторгнутые насильственным путём.      

Одним из первых исследователей репаративной регенерации был швейцарский натуралист 18 века А. Трамбле, обнаруживший это явление у пресноводного полипа гидры. У млекопитающих и человека регенерация различных тканей выражена в неодинаковой степени. Эпителиальная ткань в покровах кожи, слизистых оболочек, серозных покровов, обладает высокой способностью к репаративной регенерации. Хорошими регенерационными свойствами обладает соединительная, мышечная и  костная ткани. Хрящевая регенерирует слабо.

В процессе эволюции регенерационные способности не снижаются, а принимают различные формы. Параллельно утрате способности к бесполому размножению теряется и способность к соматическому эмбриогенезу, но сохраняется регенерация отдельных органов. Есть все основания считать, что способность к регенерации носит приспособительный характер.

Регенерация у млекопитающих, приводящая чаще всего к заживлению раны, также имеет приспособительное значение.

Формы и способы репаративной регенерации.

  1.  Типичная регенерация, или гомоморфоз – восстановление такого же органа, как и утраченный.
  2.  Атипичная регенерация или гетероморфоз – восстановленные органы отличаются от типичных (развитие совершенно иных органов, атавистических органов, и большее количество органов).

Изучение гетероморфозов важно для выяснения факторов, влияющих на регенерацию, что необходимо для управления процессом восстановления утраченных органов.

Восстановление утраченных органов осуществляется путем эпиморфоза, морфаллаксиса и эндоморфоза.

Эпиморфоз – отрастание утраченного органа от раневой поверхности.

Морфаллаксис – влечет за собой перегруппировку оставшейся части организма. Нередко связан с дальнейшим значительным разрушением оставшейся части и завершается формированием из этого материала целого организма или органа.

Атипичная, неполная регенерация, характерная для большинства внутренних органов млекопитающих, получила название эндоморфоза, или регенерационной гипертрофии. При нем восстанавливается не форма,а масса органов.

Особенности восстановительных процессов у млекопитающих.

У млекопитающих хорошо срастаются переломы костей. За счет надкостницы восстанавливаются даже вылущенные кости. У человека удалось достигнуть восстановления значительных участков кости путем постепенного раздвигания ее отломков. Установлено, что у птиц и млекопитающих перерезанные мышцы могут не только срастаться, но и регенерировать в тех случаях, когда мышца удалена неполностью.

Могут регенерировать периферические нервы путем отрастания нервных волокон от центрального конца. Из наружных частей тела регенерируют соски у крыс, кроликов и обезьян. Удаленный кончик уха у кролика не регенерирует, но сквозное отверстие, даже большой величины зарастает. При наличии специальных искусственно созданных протезов хорошо регенерируют полые органы.

Вопрос 27.   Гомеостаз.  Механизмы  поддержания генетического постоянства на организменном  уровне. Иммунитет.

Живой организм – открытая система и на любом этапе существует в единстве со средой обитания, при этом живой организм сохраняет себя во времени и в пространстве. Сохранение на уровне отдельной биологической единицы. Сохранение возможно благодаря адаптации. Если условия будут меняться, то возникает реакция организма. В результате изменений: сохранение постоянства внутренней среды, поддержание целостности организма. Таким образом, свойства живых форм поддерживать постоянство своей внутренней среды – гомеостаз. Основа гомеостаза – механизмы в процессе эволюции.

Важную роль в поддержании гомеостаза принадлежит механизмам, которые ограждают организм от проникновения чужеродной генетической информации. Носители: внешние агенты (бактерии, токсины, вирусы клеток и тканей других организмов); собственные мутировавшие соматические клетки. Поддержание генетического постоянства внутри среды – генетический гомеостаз – осуществляется при помощи двух категорий механизмов:

  1.  Неспецифические защитные механизмы – барьерные свойства кожных и слизистых оболочек;  антимикробные свойства лизоцина слюны; фагоцитоз.
  2.  Специфические защитные механизмы – против чужеродного конкретного агента (клет. и гуморальный иммунитет).

Важное значение в обеспечении гомеостаза принадлежит механизмам, которые поддерживают постоянство и целостность морфологической организации – структурный гомеостаз, действующий на различных уровнях.

Не менее важное значение в гомеостазе имеет способность организма поддерживать постоянство химического состава и свойства жидкой среды организма (нервная система и эндокринная).

Ответ организма на необычное по силе или продолжительности воздействие со стороны окружающей среды – стресс. Развивается при неблагоприятных условиях, когда возникает угроза нарушения гомеостаза. При стрессе наблюдается изменение состояния большинства систем организма, нарушение деятельности органов чувств, изменение уровня АД, изменение клеточного состава крови.

Гомеостатические механизмы,  Которые активируются в составе стресса, способны противостоять действию внешних факторов до определенного предела.

3 фазы стресса:

  1.  Мобилизация защитных механизмов
  2.  Повышение сопротивляемости организма
  3.  Истощение защитных механизмов

Состояние гомеостаза поддерживается на любой стадии развития.

Эмбриологическое развитие многоклеточных протекает при выраженной изоляции от непосредственного действия внешней среды.

Способы изоляции: У яйцекладущих связана с образованием  третичных яйцевых оболочек, млекопитающих – внутриутробное развитие. В ходе эволюции образовались провизорные органы – собственная среда зародыша, которая смягчает внешнее воздействие.

Особенность – закономерное чередование периодов большей и меньшей устойчивости к внешней среде. Периоды – критические – неустойчивости, даже слабые стимулы вызывают существенные изменения хода формообразующих процессов. В процессе эволюции у организмов вырабатывается способность ориентироваться во времени. Она позволяет согласовывать скорость и направление главных физиологических процессов. Механизмы – биологические часы. Внешнее проявление работы – ритмические колебания функций организма (биологические ритмы). Циклические изменения характеризуют различные процессы на всех уровнях. Биологические ритмы различаются продолжительностью цикла.

-Околочасовые ритмы – характеризуют временную организацию некоторых внутриклеточных метаболических процессов.

-ритмы годовые (времена года)

-суточные (циркадные) ритмы: закономерность изменения физиологических показателей организма от времени суток. Являются эндогенными (определяются механизмами, которые действуют в самом организме). Ограниченное осуществление тех или иных функций определяются временем суток, но сохраняют ориентир во времени суток.

Иммунитет

Иммунитетом называется невосприимчивость организма к различным болезнетворным агентам, чаще всего к паразитам, т.е. вирусам, бактериям.

Иммунитет обусловлен специальными клетками – фагоцитами – иммунными свойствами крови и тканей. Активность этих факторов зависит от общего состояния организма, в том числе от нервной системы.

Наряду с врожденным иммунитетом существует иммунитет приобретенный. В основе врожденной невосприимчивости лежит комплемент. Он не обладает специфичностью и действует на самые разнообразные организмы.

Приобретенный иммунитет к определенным возбудителям развивается после перенесения заболевания, а также может быть достигнут искусственно, предохранительными прививками. Выработка приобретенного иммунитета обусловлена свойством микроорганизмов образовывать антитела.

Антитела – мощный фактор иммунитета. Иногда с лечебной целью больным вводят антитела иммунизированного организма. Это так называемая пассивная иммунизация.

Активный искусственный иммунитет возникает после введения в организм живых или убитых возбудителей заболевания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12851. Ассоциации отрядное дело. Развитие ассоциативного мышления 20.5 KB
  АССОЦИАЦИИ. Задачи: развитие ассоциативного мышления. Период смены: вторая половина основного периода. Возраст детей: от 12 лет. Продолжительность: от 30 минут. Количество детей: весь отряд. Место проведения: отрядное место. Оборудование: Сначала во...
12852. Анкета отрядное дело. Знакомство детей в пионерлагере 23.5 KB
  АНКЕТА. Задачи: познакомить детей Период смены: орг. период. Возраст детей: до 11 лет. Продолжительность: от 1 часа до . Количество детей: весь отряд. Место проведения: отрядное место. Оборудование: анкеты на каждого ребёнка листы бумаги А5. Вожатый раз...
12853. Автопортрет отрядное мероприятие. Знакомство детей в пионерлагере 21 KB
  АВТОПОРТРЕТ. Задача: познакомить детей друг с другом. Период смены: организационный. Возраст детей: кроме старших. Продолжительность: 4060 мин. Количество детей: весь отряд. Место проведения: отрядное место. Оборудование: 5 карточек. Делим отряд на 5 г...
12854. СТРАШНЫЙ СУД Карточная групповая профориентационная игра 182 KB
  СТРАШНЫЙ СУД Карточная групповая профориентационная игра Эта игра помогает подростку увидеть свои возможности и в соответствии с ними выбирать профессиональные и жизненные цели. Игра имеет диагностические психокоррекционные и прогностические аспекты. ОБЩЕЕ
12855. ИГРА Профконсультация 208.5 KB
  ИГРА Профконсультация Целью игры профконсультация является специально организованная помощь школьников друг другу при выборе профессии под наблюдением и контролем психолога. Игра имеет разные варианты которые имеют отдельные описания. В некоторых вариантах иг
12856. БУДЬ ГОТОВ! Активизирующая профориентационная методика 118 KB
  БУДЬ ГОТОВ Активизирующая профориентационная методика Цель этой методики повысить у старшеклассников уровень осознания своей готовности к различным видам профессионального труда.Эту методику можно использовать при работе с классом группой а можно в индивидуа...
12857. ИГРА УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ 35 KB
  ИГРА УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ ЦЕЛЬ ИГРЫ. Знакомство школьников с научной схемой анализа профессий. Игра используется при изучении тем Профессиограмма Формула профессии а также при знакомстве с конкретными профессиями различных отраслей народного хозяйства. УСЛОВИЯ ИГ
12858. Психологическая игра Звездные планеты 35.5 KB
  Психологическая игра Звездные планеты Цель игры: поставить перед детьми проблему по созданию новых планет. Психологическая цель: обучить детей совместной практической деятельности. Задачи: Развивать навыки сотрудничества и умение соревноваться со сверстниками п...
12859. СЦЕНАРИЙ ДЛЯ СВОБОДНОГО ПЛАВАНИЯ 89 KB
  СЦЕНАРИЙ ДЛЯ СВОБОДНОГО ПЛАВАНИЯ Существуют истории финал которых заранее не известен. Есть только многочисленные дороги распутья перекрестки и изредка камни с кратким описанием последствий: направо пойдешь... налево пойдешь... Остается только догадываться что ждет...