34298

Регенерация

Доклад

Биология и генетика

В большей степени регенерация присуща растениям и беспозвоночным животным в меньшей позвоночным. Регенерация в медицине полное восстановление утраченных частей. Регенерация у животных и человека образование новых структур взамен удалённых либо погибших в результате повреждения репаратинпая регенерация или утраченных в процессе нормальной жизнедеятельности физиологнческая регенерация; вторичное развитие вызванное утратой развившегося ранее органа.

Русский

2013-09-06

43 KB

6 чел.

Вопрос №25-26

       Регенерация - обновление структур организма в процессе жизнедеятельности и восстановление тех структур, которые были утрачены в результате патологических процессов. В большей степени регенерация присуща растениям и беспозвоночным животным, в меньшей - позвоночным. Регенерация - в медицине - полное восстановление утраченных частей.

      Регенерация у животных и человека — образование новых структур взамен

удалённых либо погибших в результате повреждения (репаратинпая регенерация)

или утраченных в процессе нормальной жизнедеятельности (физиологнческая

регенерация); вторичное развитие, вызванное утратой развившегося ранее органа.

     Регенерировавший орган может иметь такое же строение, как удалённый, отличаться от него или совсем не походить на него (атипичная регенерация).

У многих беспозвоночных возможна регенерация целого организма из кусочка тела. У высокоорганизонанных животных это невозможно — регенерируют лишь отдельные органы или их части. Регенерация может происходить путём роста тканей на раневой поверхности, перестройки оставшейся части органа в новый или путём роста остатка органа без изменения его формы

    Регенерация в медицине. Различают физиологическую, репаративную и

патологическую регенерацию. При травмах и др. патологических состояниях,

которые сопровождаются массовой гибелью клеток, восстановление тканей

осуществляется за счёт репаративнои (восстановительной) регенерации.

Если в процессе репаративной регенерации утраченная часть замещается

равноценной, специализированной тканью, говорят о полной регенерации

(реституции); если на месте дефекта разрастается неспециализированная

соединительная ткань,— о неполной регенерации (заживлении посредством

рубцевания). В ряде случаев при субституции функция восстанавливается за счёт

интенсивного новообразования ткани (аналогичной погибшей) в неповреждённой

части органа. Это новообразование происходит путём либо усиленного

размножения клеток, либо за счёт внутриклеточной    регенерации— восстановления субклеточных структур при неизменённом числе клеток (сердечная мышца, нервная ткань). Возраст, особенности обмена веществ, состояние нервной и эндокринной систем, питание, интенсивность кровообращения в повреждённой ткани, сопутствующие заболевания могут ослабить, усилить или качественно изменить процесс регенерации. В некоторых случаях это приводит к патологической регенерации. Её проявления: длительно незаживающие язвы, нарушения срастания переломов костей, избыточные разрастания тканей или переход одного типа ткани в другой. Лечебные воздействия на процесс регенерации  заключаются в стимуляции полной и предотвращении патологической регенерации.

     Регенерация у растений может происходить на месте утраченной части

(реституция) или на другом месте тела (репродукция). Весеннее восстановление

листьев вместо опавших осенью — естественная регенерация  типа репродукции.

Регенерация органов у растений происходит преимущественно путём репродукции: отнятые органы компенсируются развитием существующих или образующихся вновь метамерных заложений. Так, при отрезании верхушки побега усиленно развиваются боковые побеги. Растения или их части, развивающиеся не метамерно, легче регенерируют путём реституции, как и участки тканей. Например, поверхность ранения может покрыться так называемой раневой перидермой; рана на стволе или ветке может зарубцеваться наплывами (каллюсами). Размножение растений черенками — простейший случай регенерации, когда из небольшой вегетативной части восстанавливается целое растение.

                     

   Виды регенерации                         

Различают два вида регенерации — физиологическую и репаративную.

    Физиологическая регенерация — непрерывное обновление структур на

клеточном (смена клеток крови, эпидермиса и др.) и внутриклеточном (обновление клеточных органелл) уровнях, которым обеспечивается функционирование органов и тканей.

    Репаративная регенерация— процесс   ликвидации структурных повреждений

после действия патогенных факторов.

Репаративная  регенерация развертывается на базе физиологической, т. е.

на основе тех же механизмов, и отличается лишь большей интенсивностью

проявлений. Поэтому репаративную регенерацию следует рассматривать как

нормальную реакцию организма на повреждение.

    Процесс регенерации развертывается на разных уровнях   организации

системном, органном, тканевом, клеточном, внутриклеточном. Осуществляется

он путем прямого и непрямого деления клеток, обновления внутриклеточных

органелл и их размножения. Обновление внутриклеточных структур и их

гиперплазия являются универсальной формой регенерации, присущей всем без

исключения органам млекопитающих и человека. Она выражается либо в форме

собственно внутриклеточной регенерации, когда после гибели части клетки ее

строение восстанавливается за счет размножения сохранившихся органелл, либо

в виде увеличения числа органелл (компенсаторная гиперплазия органелл) в

одной клетке при гибели другой.

     Восстановление исходной  массы органа после его повреждения осуществляется различными   путями. В одних случаях   сохранившаяся часть органа остается неизмененной или малоизмененной, а недостающая его часть отрастает от раневой поверхности в виде четко отграниченного регенерата. Такой способ

восстановления утраченной части органа называют эпиморфозом. В других

случаях  происходит  перестройка оставшейся части органа, в процессе которой

он постепенно приобретает исходные форму и размеры. Этот вариант процесса

регенерации называют морфаллаксисом.

Различают два вида изменчивости: фенотипическую (модификационная) и генотипическую.

Вопрос 6

Вопрос 6:Фенотипическая изменчивость,её виды. Среда первого и второго порядка.

1)Изменчивость – это универсальное свойство живых организмов приобретать новые признаки под действием среды (как внешней, так и внутренней).

Фенотипическая изменчивость – это изменение организмов под действием факторов среды и эти изменения не наследуются. Эта изменчивость не затрагивает гены организма, наследственный материал не изменяется.

Модификационная изменчивость признака может быть очень велика, но она всегда контролируется генотипом организма.

Границы фенотипической изменчивости, контролируемые генотипом организма, называют нормой реакции. Широкая норма реакции приводит к повышению выживаемости. Интенсивность модификационной изменчивости можно регулировать. Модификационная изменчивость направлена.

К статистическим закономерностям модификационной изменчивости относятся вариационный ряд изменчивости признака и вариационная кривая.

Различают следующие виды фенотипической изменчивости: модификации, морфозы и фенокопии.

a)Модификации – это ненаследственные изменения генотипа, которые возникают под действием фактора среды, носят адаптивный характер и чаще всего обратимы (например: увеличение эритроцитов в крови при недостатке кислорода).

b)Морфозы – это ненаследственные изменения фенотипа, которые возникают под действием экстремальных факторов среды, не носят адаптивный характер и необратимы (например: ожоги, шрамы).

c)Фенокопии – это ненаследственное изменение генотипа, которое напоминает наследственные заболевания (увеличение щитовидной железы на территории, где в воде или земле не хватает йода).

Xарактеристика модификационной изменчивости

обратимость — изменения исчезают при смене специфических условий окружающей среды, спровоцировавших их

групповой характер

изменения в фенотипе не наследуются, наследуется норма реакции генотипа

статистическая закономерность вариационных рядов

затрагивает фенотип, при этом не затрагивая сам генотип.

Примеры модификационной изменчивости

a)У человека

увеличение уровня эритроцитов при подъеме в горы

увеличение пигментации кожи при интенсивном воздействии ультрафиолетовых лучей

развитие костно-мышечной системы в результате тренировок

шрамы (пример морфоза)

b)У насекомых и других животных

изменение окраски у колорадского жука вследствие длительного влияния на их куколки высоких или низких температур

смена окраски шерсти у некоторых млекопитающих при изменении погодных условий (например, у зайца)

различная окраска бабочек-нимфалид (например, Araschnia levana), развивавшихся при разной температуре

c)У растений

различное строение подводных и надводных листьев у водяного лютика, стрелолиста и др.

развитие низкорослых форм из семян равнинных растений, выращенных в горах

d)У бактерий

работа генов лактозного оперона кишечной палочки (при отсутствии глюкозы и при присутствии лактозы они синтезируют ферменты для переработки этого углевода)             

2)СРЕДА - все, что окружает организмы, прямо или косвенно влияет на их состояние, развитие, выживание и размножение.

Здесь также можно выделить среды первого и второго порядка (по Е.Н. Павловскому): среда первого порядка – микроклимат созданный растением и само растение как источник пищи; среда второго порядка – физико-химические, биологические и др. факторы, воздействующие непосредственно на растение и опосредованно через него, на фитофага. Понятие “среда обитания”, (или “среда” по отношению к организму) как уже было сказано выше, может принимать два значения: 1)среда с которой организм взаимодействует непосредственно; 2)среда с которой организм взаимодействует в том числе и опосредованно.

В паразитологии, Е.Н. Павловский выделил для паразитов, среду первого и второго порядка, где среда первого порядка – это совокупность факторов влияющих на паразита и созданных его хозяином, а среда второго порядка это среда влияющая на паразита опосредованно через хозяина, т.е. через среду первого порядка.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68590. ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПЕДАГОГОВ 33.91 KB
  В статье представлены результаты исследования особенностей мотивации профессиональной деятельности у студентов-педагогов 4 курса. У большинства студентов выявлена внешняя положительная мотивация педагогической деятельности. ученых занимающихся проблемой мотивации учебной деятельности студентов...
68591. ИМПЛИЦИТНАЯ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ ОДАРЕННОГО УЧЕНИКА У ПЕДАГОГОВ ГУМАНИТАРНЫХ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН 101 KB
  В статье излагаются результаты моделирования имплицитных теорий личности ИТЛ одаренных школьников существующих в сознании педагогов. Теперь педагог является не только источником знаний но и человеком который организует и направляет образовательный процесс в рамках которого осуществляется...
68592. СТРУКТУРА И ТИПОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ СТУДЕНТОВ 77 KB
  В статье анализируется структура и типология интеллектуальной инициативы студентов. Креативный тип интеллектуальной инициативы обусловлен на доминантном уровне общими умственными способностями на субдоминантном ценностями и смыслами самоактуализации.
68593. ФОРМИРОВАНИЕ ТЕКСТОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ 63.5 KB
  В статье рассматривается понятие текстовой компетентности ее роль место и пути формирования в структуре иноязычной подготовки будущих экономистов. Подчеркивается что формирование текстовой компетентности как особого уровня владения иностранным языком возможно...
68594. СПОСОБЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ИСХОДОВ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 36.86 KB
  Психология как наука на протяжении своего существования решает одну из важнейших прикладных задач прогнозирование реакций намерений поведения людей прогностика как научно-практическое направление изучает законы и способы прогнозирования в различных отраслях жизнедеятельности человека.
68595. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ 118 KB
  В работе впервые изучены особенности профессионального выгорания в повседневной деятельности связанной с экстремальными условиями ее реализации на примере работников офицерского состава министерства по чрезвычайным ситуациям МЧС. Результаты проведенного исследования позволят администрации...
68596. ИМПУЛЬСИВНОСТЬ/РЕФЛЕКТИВНОСТЬ: К ПРОБЛЕМЕ ЭФФЕКТА МОБИЛЬНОСТИ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ СТУДЕНТОВ 73.5 KB
  Установлено что одним из факторов вызывающим эффект мобильности импульсивности рефлективности молодых людей выступает когнитивный стиль преподавателя с которым они в данный момент находятся в ситуации учебного взаимодействия. Впервые термин когнитивный стиль появился...
68598. Программирование рекурсивных алгоритмов 38.5 KB
  Если функция вызывает себя в стеке создается копия значений ее параметров как и при вызове обычной функции после чего управление передается первому исполняемому оператору функции. При завершении функции соответствующая часть стека освобождается и управление передается вызывающей функции выполнение...