34299

РЕГЕНЕРА́ЦИЯ

Доклад

Биология и генетика

Иногда при регенерации вместо нормального числа пальцев образуется их больше или вместо одного хвоста вырастает два или три. Часто способность к регенерации стоит в связи с защитной способностью отбрасывать органы в момент опасности вследствие сильного сокращения мышц например защемленную лапку придавленный хвост и т. Благодаря физиологической регенерации поддерживается структурный гомеостаз и обеспечивается возможность постоянного выполнения органами их функций. Во многих тканях существуют специальные камбиальные клетки и очаги их...

Русский

2013-09-06

34 KB

0 чел.

РЕГЕНЕРА́ЦИЯ (от позднелат. regeneratio — возрождение, возобновление) - восстановление организмом утраченных или поврежденных органов и тканей, а также восстановление целого организма из его части. В большей степени присуща растениям и беспозвоночным животным, в меньшей — позвоночным.

Так, простейшие животные восстанавливают любую часть тела.
Дождевые черви и многие кольчатые, разрезанные пополам, регенерируют оба конца своего тела.
Морская звезда, разрезанная на пять частей по числу лучей, восстанавливает из каждой части новую морскую звезду.
Гидра, изрезанная на мелкие кусочки, восстанавливает из каждого кусочка новую гидру, и из одной получаются сотни. Раки, пауки, амфибии, ящерицы восстанавливают оторванные конечности.

Иногда при регенерации вместо нормального числа пальцев образуется их больше или вместо одного хвоста вырастает два или три. Иногда восстанавливается орган не на том месте, где он был раньше, и даже такой, которого животное не имело (так называемый гетероморфоз). У полипа вместо отрезанной ноги восстанавливается другой рот с венчиком щупалец.

Часто способность к регенерации стоит в связи с защитной способностью отбрасывать органы в момент опасности вследствие сильного сокращения мышц, например защемленную лапку, придавленный хвост и т. д. Это явление называется автотомией. Многие животные отгрызают, пожирают поврежденные части своего тела, которые потом отрастают (автофагия).

У птиц и млекопитающих (также и у человека) регенерация целых органов не происходит, восстанавливаются ткани, например вырезанная или вырванная часть кожи, мышцы, нервы благодаря размножению оставшихся клеток регенерируют.

Физиологическая регенерация - непрерывное обновление структур на клеточном и тканевом (обновление эпидермиса кожи, роговицы глаза, эпителия слизистой кишечника, клеток периферической крови, волосы, ногти и др.) и внутриклеточном
(обновление клеточных органелл) уровнях, которым обеспечивается функционирование органов и тканей. Благодаря физиологической регенерации поддерживается структурный гомеостаз и обеспечивается возможность постоянного выполнения органами их функций. С общебиологической точки зрения, физиологическая регенерация, как и обмен веществ, является проявлением такого важнейшего свойства жизни, как
самообновление.

Это так называемая пролиферативная регенерация, т.е. восполнение численности клеток за счет их деления. Во многих тканях существуют специальные камбиальные клетки и очаги их пролиферации

В физиологической регенерации выделяют две фазы: разрушительную и восстановительную. Погибшие клетки заменяются новыми, образующимися в результате деления. На течение физиологической регенерации влияют внешние и внутренние факторы. Так, понижение атмосферного давления вызывает увеличение количества эритроцитов, поэтому у людей, живущих в горах, содержание эритроцитов в крови больше, чем у живущих в долинах.

Большую роль в регуляции клеточного обновления играют гормоны.

В нервных клетках, которые не способны к размножению, процессы физиологической регенерации осуществляются на субклеточном, ультраструктурном уровнях. Раньше считали, что в высокодифференцировнных нервных клетках и в мышечных волокнах регенерация не происходит. В действительности процесс физиологической регенерации протекает во всех тканях, причем наиболее универсальной его формой следует считать регенерацию, происходящую внутри клеток. Высокая интенсивность этого процесса обеспечивает возможность длительной жизни этих клеток, равной организма жизни всего.)

Физиологическая регенерация присуща организмам всех видов, но особенно интенсивно она протекает у теплокровных позвоночных, так как у них вообще очень высока интенсивность функционирования всех органов по сравнению с другими животными.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61641. Your Sweet Teeens 22.04 KB
  Who do you think are very talkative? Who are they? Do you feel anxious all the time and worried by things? Do you feel anxious if you don’t know how to cope with some problems?
61642. Фотосинтез 42.12 KB
  Цель урока: формирование знаний о воздушном питании растений. Воспитание нравственно-этических качеств личности школьника через умение слушать и слышать.
61643. Особенности композиции рассказа Толстого «После бала» 14 KB
  Что же послужило источником для создания рассказа Известно что зерном повествования явилась история которая произошла со старшим братом писателя Сергеем Николаевичем. Но есть основание думать что источником рассказа была и жизнь отца Толстого.
61646. Норма и отклонение в физическом, психическом, интеллектуальном и речевом развитии человека 38.2 KB
  Понятие коррекционно-развивающей работы с детьми. Норма и отклонения в физическом, психическом, интеллектуальном и речевом развитии человека. Категории и классификации нарушений, отклонений в развитии человека.
61647. Рынок как особый институт экономической системы 21.73 KB
  В широком Рынок это весь сложный механизм движения благ и услуг в форме товаров и денег в рамках всего общественного воспроизводства на всех уровнях экономической системы данного общества. Рынок механизм соединяющий производителей интерес потребителей.
61648. Путешествие в теплые края 17.69 KB
  Цель: Познакомить детей с природой жаркого тропического пояса его особенностями и обитателями. Задачи: Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе; Образовательная: познакомить детей с природой жаркого тропического пояса его особенностями и обитателями...
61649. Письмо строчной и заглавной Т - т 27.42 KB
  Сформировать в памяти ясный четкий образ буквы. Учитель предупреждает детей о том что каждая строка в стихотворении начинается с большой буквы и с новой строки.