34337

Производство аммиака и азотной кислоты

Доклад

Производство и промышленные технологии

Производство аммиака и азотной кислоты В соответствии с принципом ЛеШателье при повышении давления и уменьшении температуры равновесие этой реакции смещается в сторону образования аммиака. Основным агрегатом установки для производства аммиака служит колонна синтеза Производство азотной кислоты: Азотная кислота одна из важнейших минеральных кислот. Такая смесь кипит без изменения концентрации кислоты. Современное производство азотной кислоты основано на процессах окисления аммиака и последующей переработке оксидов азота.

Русский

2013-09-08

35 KB

17 чел.

51. Производство аммиака и азотной кислоты

В соответствии с принципом Ле-Шателье при повышении давления и уменьшении температуры равновесие этой реакции смещается в сторону образования аммиака. Для обеспечения оптимальной скорости процесса необходимы катализатор, повышенное давление, температура 400...500 °С и определенная объемная скорость вступающих в реакцию компонентов. В промышленности используется железный катализатор с добавками оксидов А12О3, К2О, СаО и SiO2.

Основным агрегатом установки для производства аммиака служит колонна синтеза

Производство азотной кислоты:

Азотная кислота — одна из важнейших минеральных кислот. Безводная НNОз — тяжелая бесцветная жидкость плотностью 1520 кг/м3 (при 15 °С), дымящаяся на воздухе и замерзающая при —41 °С. Азотная кислота смешивается с водой и образует гидраты НNОз'Н2О и НNОз-2Н2О. Температура ее кипения зависит от концентрации раствора: безводная HNO3 кипит при 86 °С; максимальную температуру кипения (121,9 °С) имеет 68,4 %-й раствор НNОз, представляющий азеотропную смесь, у которой составы жидкости и пара одинаковы. Такая смесь кипит без изменения концентрации кислоты.

Под действием света и при нагревании азотная кислота частично разлагается с выделением оксида азота, который, растворяясь в кислоте, окрашивает ее в желтый или бурый цвет.

Современное производство азотной кислоты основано на процессах окисления аммиака и последующей переработке оксидов азота.

В основе процесса получения разбавленной азотной кислоты из аммиака лежат следующие реакции: контактное окисление аммиака кислородом воздуха до оксида азота (II) (4NН3 + 5О2 = = 4NO-|-6H2O + Q); окисление оксида азота (II) до оксида азота (IV) (2NO + O2^±2NO2 + Q); абсорбция оксида азота (IV) водой (ЗNО2 + Н2О^±2НNОз-т-МО-|-р) Выделяющийся оксид азота (II) образует оксид азота (IV) и вновь абсорбируется.

Реакция окисления аммиака экзотермическая и может протекать с образованием различных продуктов его окисления (NО, N20, N2). Процесс возможен только при высоких температурах. При отсутствии катализатора окисление идет в основном с образованием N2. Для производства азотной кислоты процесс необходимо направлять таким образом, чтобы основным продуктом окисления аммиака являлся оксид азота (II). Для этого применяют катализаторы, избирательно ускоряющие реакции окисления аммиака. Таковыми являются платина и ее сплавы с металлами платиновой группы. Платиновые катализаторы применяются в виде сеток из тонкой проволоки диаметром 0,06...0,09 мм, имеющих 1024 ячейки на 1 см . Добавление к платине палладия и родия позволяет увеличить прочность катализаторных сеток и снизить расход платины.

От продолжительности контактирования аммиачно-воздушной смеси с катализатором зависит выход оксида азота (II); оптимальная его продолжительность составляет 0,0001...0,0002 с. При большей скорости газового потока аммиак не успевает окислиться.

Процесс окисления аммиака в значительной степени зависит от начальной температуры реакции. При применении платиново-родиевого катализатора на установках атмосферного давления температуру газа поддерживают в пределах 700...800 °С, при повышенном давлении — 800...900 °С.

Повышение давления обусловливает значительное ускорение реакции на второй и третьей стадиях процесса производства азотной кислоты. При увеличении давления в 10 раз скорость реакции окисления оксида азота (II) возрастает в 1000 раз.

Абсорбция оксида азота (IV) водой является конечной стадией производства азотной кислоты. Она ускоряется при понижении температуры и повышении давления. Практически процесс переработки нитрозных газов в азотную кислоту проводят при 20... 30 °С. По мере протекания реакции концентрация получаемой азотной кислоты возрастает и реакция замедляется.

Различают установки производства разбавленной азотной кислоты атмосферного давления, повышенного давления и комбинированные.

В комбинированных установках окисление аммиака осуществляется под атмосферным давлением, а процессы окисления оксида азота (II) и поглощения NO2 водой — под повышенным давлением (0,3...0,9 МПа).

Для некоторых производств необходима 96...98 %-я азотная кислота. Ее можно получить концентрированием разбавленной кислоты и методом прямого синтеза.

Метод концентрирования состоит в том, что разбавленную азотную кислоту упаривают в присутствии концентрированной серной кислоты — водоотнимающего вещества (прямым упариванием получают азотную кислоту, имеющую концентрацию 68,4 %). Концентрированная серная кислота связывает воду в разбавленной азотной кислоте с образованием гидратов серной кислоты, кипящих при более высокой температуре, чем 100 %-я НNОз. При нагревании смеси азотной и серной кислот при определенной температуре в пар переходит только азотная кислота.

Перегонку разбавленной азотной кислоты с концентрированной (92...94 %) H2SO4 осуществляют в тарельчатых барботажных колоннах или в колоннах с насадкой из колец. Они изготовляются из кислотоупорного чугуна (ферросилида) с содержанием Si 14... 18 % и устойчивого при повышенных температурах к смеси серной и азотной кислот. В установках смесь кислот нагревается острым паром (180...200 °С). Пары азотной кислоты конденсируются, образуя 97 %-ю HNO3.

Разбавленная 70 %-я H2SO4 поступает на упаривание. Расход концентрированной серной кислоты составляет 3...4 т на 1 т концентрированной азотной кислоты. Концентрирование разбавленной серной кислоты связано с большим расходом топлива, безвозвратными потерями некоторой части серной кислоты и сильной коррозией аппаратуры. Поэтому в настоящее время уделяется большое внимание методу прямого синтеза.

По методу прямого синтеза получение азотной кислоты осуществляется из жидкого оксида азота (IV) (2NO2^N2O4) по реакции 2N2O4 + 2H2O-|-O2^t4HNO3H-Q в специальных автоклавах при температуре около 75 °С и под давлением 5 МПа.

Жидкий оксид азота (IV) получают конденсацией NO2 из нитрозных газов путем охлаждения под давлением. веществ (в производстве красителей, фармацевтических препаратов, взрывчатых веществ, кинопленки, пороха, целлулоида и др.).

Слабая 45...60 %-я НNОз хранится на складах в резервуарах из нержавеющей стали. Небольшие партии разбавленной азотной кислоты перевозят в стеклянных бутылях, которые упаковывают в корзины или деревянную обрешетку со стружкой или соломой, пропитанными огнестойкими веществами; большие партии перевозят в железнодорожных цистернах из нержавеющей стали.

Концентрированную кислоту хранят в резервуарах и перевозят в железнодорожных цистернах из алюминия.

Смесь азотной кислоты с 7,5 %-й H2SO4, называемую меланжем, перевозят в цистернах из углеродистой стали. Перевозка концентрированной азотной кислоты в стеклянных бутылях с деревянной обрешеткой запрещена, поскольку возможно возгорание  древесины.

Оксиды азота и азотная кислота токсичны. Предельно допустимая концентрация оксидов азота в воздухе производственных помещений в перерасчете на N2Os составляет 0,005 мг/л. При попадании на кожу азотная кислота дает ожоги.

Работающий с азотной кислотой должен иметь спецодежду из шерстяного сукна, противогаз марки В с коробкой желтого цвета, а также резиновые перчатки и защитные очки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7887. Основы термодинамики. Молекулярная физика 166 KB
  Основы термодинамики Молекулярная физика и термодинамика занимаются явлениями, обусловленными совокупным действием огромного числа непрерывно движущихся частиц. Несмотря на то, что каждая частица движется по законам механики, их совокупное движение ...
7888. Поняття про форму організації навчання 28.5 KB
  Поняття про форму організації навчання Відповідь на питання Як навчати? виводить нас на ще одну важливу категорію педагогіки - категорію форм організації навчання. Якщо поняття метод характеризує змістову або внутрішню сторону навчального процесу ...
7889. З історії розвитку організаційних форм навчання 23.57 KB
  З історії розвитку організаційних форм навчання Загальні форми організації навчання часто називають організаційними системами навчання. У різні періоди розвитку суспільства перевага надавалася тим чи іншим організаційним системам навчання. Найстаршо...
7890. Класно-урочна система навчання, її суть та історія розвитку 19.33 KB
  Класно-урочна система навчання, її суть та історія розвитку Класно-урочна система навчання - це така організація навчального процесу, при якій учні групуються по класах і основною формою навчання є урок. Зміст навчання в кожному класі визначаєт...
7891. Причини, привід та початок Першої світової війни 35.5 KB
  Тема уроку. Причини, привід та початок Першої світової війни. Мета: розкрити причини, привід та початок Першої світової війни розвивати аналітичні вміння при вивченні всесвітньої історії виховувати в учнів зацікавленість до новітнього періоду всес...
7892. Воєнні кампанії 1915-1918 років 19.03 KB
  Тема уроку. Воєнні кампанії 1915-1918 років. Мета: розкрити зміст воєнних кампаній 1915-1918 років розвивати аналітичні вміння при вивченні всесвітньої історії виховувати в учнів зацікавленість до новітнього періоду всесвітньої історії Обладнання:...
7893. Юридична відповідальність 48.5 KB
  Тема. Юридична відповідальність Мета: Розглянути поняття юридична відповідальність, ознаки, види, характеристика розвивати в учнів здатність застосовувати отримані на практиці виховувати в ліцеїстів правову культуру та законослухняність. Обладнанн...
7894. Історія Київської Русі 71 KB
  Історія Київської Русі 1.Київська Русь. Загальна характеристика. За часів князювання Володимира Великого (980-1015 рр.) було завершено формування території Київської Русі. Вона займала територію від Чудського, Ладозького й Онезького озер на пі...
7895. Правопорядок і правопорушення. Юридична відповідальність 57 KB
  Правопорядок і правопорушення Мета: Розглянути правопорядок, законність як важливі суспільно-правові явища, визначити зміст поняття правопорушення та його структуру формувати в учнів позитивну правосвідомість розвивати критичне мислення. Обладнанн...