34381

Трудовые ресурсы (ТС), их состав. Рынок труда. Проблема занятости

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Критериями для выделения из общей численности населения трудовых ресурсов являются границы трудоспособного возраста которые устанавливаются государством и зависят от общественного строя продолжительности жизни людей других социальноэкономических факторов и принятых в связи с этим официальных государственных актов. В состав трудовых ресурсов включаются: трудоспособное население в трудоспособном возрасте; работающие подростки до 16 лет; население старше рабочего возраста принимающее участие в общественном производстве. В зависимости от...

Русский

2013-09-08

50.5 KB

9 чел.

Вопрос №34

Трудовые ресурсы (ТС), их состав. Рынок труда. Проблема занятости

Основная цель гос. политики в соц.-трудовой сфере – повышение эффективности использования ТС и формирование кадрового потенциала с учётом реальных потребностей населения, обеспечение соц. Поддержкой временно незанятого населения.

Приоритеты в этой области следующие:

  •  Преодоление дефицита рабочих мест
  •  Формирование благоприятных условий

Трудовой потенциал связан с занятостью ( деятельность населения по созданию продукции). Виды занятости позволяют регулировать использование и численность трудового потенциала, более дифферинциально определяют соц. политику.

ТС – часть населения, которая обладает физическими и духовными способностями к труду и которая представляет собой действующую и потенциальную рабочую силу.

Критериями для выделения из общей численности населения трудовых ресурсов являются границы трудоспособного возраста, которые устанавливаются государством и  зависят от общественного строя, продолжительности жизни людей, других социально-экономических факторов и принятых в связи с этим официальных государственных актов. В США, например, нижней границей трудоспособного возраста для юношей и девушек считается 14-летний возраст, верхней границей для мужчин — 65 лет и женщин — 63 года. В Республике Беларусь трудоспособный возраст для мужчин составляет от 16 до 60, для женщин — от 16 до 55 лет.

В состав трудовых ресурсов включаются: трудоспособное население в трудоспособном возрасте; работающие подростки (до 16 лет); население старше рабочего возраста, принимающее участие в общественном производстве.

К трудоспособному населению относятся лица в работоспособном возрасте, за исключением неработающих инвалидов I и II групп, а также лиц, перешедших на пенсию на льготных условиях раньше установленного в общем порядке рабочего возраста.

В зависимости от отношения к трудовой деятельности в составе трудовых ресурсов выделяются следующие категории:

•  занятые в общественном производстве;

•  занятые индивидуальной трудовой деятельностью;

•  находящиеся на учебе с отрывом от производства;

•  занятые в домашнем и личном подсобном хозяйстве;

•   военнослужащие.

Трудовые ресурсы имеют количественные и качественные характеристики. К первым относятся показатели численности и состава (возраст, пол, общественные группы и т.д.); ко вторым — показатели образовательного уровня, профессионально-квалификационной структуры и др.

Возрастная структура трудовых ресурсов предполагает выделение следующих основных возрастных групп: молодежь в возрасте 16—29 лет; лица от 30 до 49 лет; лица предпенсионного возраста (мужчины 50—59 лет, женщины 50—54 года); лица пенсионного возраста (мужчины 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше). Иногда для выявления возрастной структуры используются 10-летние возрастные интервалы. Трудовая активность считается тем выше, чем большую долю в составе населения трудоспособного возраста занимают лица 20—49 лет и чем большую часть составляют мужчины.

Половая структура трудовых ресурсов, характеризуется соотношением численности мужчин и женщин в их составе. Она определяется, как правило, по населению трудоспособного возраста — основному источнику трудовых ресурсов. В Республике Беларусь, например, удельный вес мужчин составляет 47%, женщин — 53 %. Такое соотношение считается нормальным для экономически развитых стран.

Социально-экономическая характеристика ТС включает следующее:

  •  Уровень материального благосостояния
  •  Уровень образования
  •  Уровень специальной подготовки
  •  Квалификационный состав
  •  Возрастная структура

Для характеристики трудовых ресурсов по уровню образования используются следующие важнейшие показатели:

•  уровень общего, специального и высшего образования;

•  уровень образования по социальным группам.

По уровню образования соотношение между количеством трудовых ресурсов с высшим, средним специальным, средним и неполным средним образованием определяется независимо от выполняемой работы или занимаемой должности.

Соотношение работников по видам деятельности и уровню квалификации характеризует профессионально-квалификационную структуру трудовых ресурсов. Профессии определяются характером и содержанием труда, спецификой и условиями функционирования отдельных отраслей экономики. В рамках общих профессий выделяются специальности. В зависимости от сложности труда выделяются высококвалифицированные, квалифицированные и неквалифицированные работники.

При определении соотношения трудовых ресурсов по категориям персонала учитываются рабочие и служащие, в том числе руководители, специалисты и др.

Знание структуры трудовых ресурсов необходимо для определения направлений их эффективного использования.

Основой формирования трудовых ресурсов является воспроизводство населения, которое осуществляется через смену поколений в результате рождения и смерти людей, т.е. при увеличении уровня рождаемости и продолжительности жизни будет иметь место рост численности населения, а следовательно, и трудовых ресурсов. Республика Беларусь, например, относится к группе стран с крайне низкой рождаемостью. В последние годы на 1000 человек населения приходится 14,5—17,3 родившихся. Наблюдаются увеличение смертности и сокращение продолжительности жизни. При сохранении и далее такой ситуации произойдет уменьшение численности населения и трудовых ресурсов.

Важное значение при формировании трудовых ресурсов имеет миграция населения, ведущая к их перераспределению между территориями, отраслями народного хозяйства и видами деятельности. Однако оценка территориальной подвижности населения для экономического развития неоднозначна, и прежде всего тогда, когда ее размеры и направления не соответствуют потребностям народного хозяйства. Это может привести к избыточному предложению трудовых ресурсов в одних населенных пунктах или к их недостатку в других, что в том и другом случае является отрицательным явлением.

Все данные о миграции используются для определения точной численности населения в стране и регионах, для исчисления показателей, связанных с населением и трудовыми ресурсами. Таким образом, размеры и состав трудовых ресурсов определяются демографическими факторами (численностью населения, его половозрастной структурой и др.) и миграционными процессами.

Распределение трудовых ресурсов осуществляется главным образом исходя из имеющегося экономического потенциала в регионах. В ходе изменений объемов работ, структуры народного хозяйства меняется и потребность в трудовых ресурсах.

Для общества оптимальным является вариант, когда все трудовые ресурсы задействованы полностью. Однако в рыночной экономике данное условие соблюдается крайне редко даже в тех странах, где имеется повышенная потребность в рабочей силе. Причин здесь множество, в том числе объективного характера. Прежде всего это сокращение численности рабочих и служащих при совершенствовании структуры производства, увольнение в связи с неудовлетворенностью части работников условиями труда, поиск нового места работы, циклический характер экономического развития, влияние сезонности и др. В связи с этим в реальных условиях не все трудоспособное население занято общественно полезным трудом. Важнейшая задача при планировании экономического развития состоит в том, чтобы не допускать чрезмерной величины избытка рабочей силы и в то же время обеспечить функционирование рынка трудовых ресурсов в целях более эффективного ее использования. Повышение доли трудоспособного населения, занятого общественным трудом, предоставление таких возможностей лицам пенсионного возраста и подросткам улучшает социально-экономическую ситуацию. При необходимости рассматривается и внешний рынок трудовых ресурсов, особенно в условиях кризиса и других неблагоприятных ситуациях внутри стран.

Показатели ТС

  1.  Среднегодовая численность
  2.  Уровень занятости
  3.  Экономически активное население

Факторы, влияющие на перспективную численность

  •  Рождаемость
  •  Смертность
  •  Естественный прирост

В современных условиях важной проблемой является проблема безработицы. Безработица — социально-экономическое явление, выражающееся в том, что определенная часть трудоспособного населения не может реализовать свой трудовой потенциал. В РБ в январе-апреле 2006 года число безработных, зарегистрированных в государственной службе занятости составляет  71,8 тыс. человек, что составляет  1,6 % к экономически активному населению.

По определению Международной организации труда (МОТ) и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) к безработным относятся лица, способные и желающие трудиться, активно ищущие работу.

В Беларуси, например, уровень безработицы в 2003 г. составил 3,4 %. В то же время имеет место скрытая безработица.

Рынок труда сложился как система общественных отношений, которые отражают уровень развития и баланс интересов между силами, которые участвуют в рынке: предпринимателями, работниками и государством. Состояние рынка труда характеризуется, с одной стороны, уровнем занятости населения, а с другой стороны, уровнем безработицы. Для предотвращения безработицы и обеспечения социальной защиты населения от ее последствий разрабатывается ежегодно программы содействия занятости. Их основой являются: прогнозы состояния рынка труда, меры по повышению экономической заинтересованности предприятий в использовании эффективных и гибких форм занятости, профессиональной ориентации, подготовке и переподготовке высвобождаемых работников для дальнейшего использования в перспективно развивающихся отраслях.

Системы рынка труда:

  1.  Биржа труда
    1.  Демографических прогнозов
    2.  Образования
    3.  Гос. Гарантий
    4.  Найма

Преимущества ранка труда в рыночной системе:

  •  Обеспечивается соблюдение прав человека в выборе профессии, работы.
  •  Материальные поощрения приобретают стимулирующий характер
  •  Наблюдается рост производительности туда

При анализе рынка труда необходимо учитывать следующие показатели рынка труда:

  •  Предложение рабочей силы, в том числе мужчин и женщин, из них: до 16 лет, трудоспособного возраста, старше трудоспособного возраста
    •  Спрос на рабочую силу, в том числе по отраслям ( промышленность, с/х и др.), по формам собственности ( государственная, частная, коллективная)
    •  Коэффициент соотношения спроса и предложения
    •  Уровень занятости
    •  Оборот рабочей силы
    •  Уровень безработицы ( Численность безработных/ Численность экономически активного населения (все занятые + безработные)
    •  Общее число безработных

Основные показатели республиканской программы занятости:

  •  Численность безработных, состоящих на учёте на начало отчётного периода
  •  Зарегистрировано в течение года
  •  Количество безработных, нуждающихся в содействии в трудоустройстве
  •  Численность безработных на конец отчётного периода
  •  Уровень безработицы на конец года
  •  Создание новых рабочих мест на предприятиях, организациях, учреждениях
  •  Организация общественных работ


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52962. Autumn Festival 56 KB
  Good morning, dear guests. I’m glad to see you. I have got a letter. It is a birthday card. I don’t know whose birthday it is. But I think you like to travel. Let’s come with me to the magic country. Neznaiko and the Queen N: Hi! My name is Neznaiko and who are you? The Queen: Hello, my dear boy. I am a queen. Are you in a good mood? N: Yes, I am.
52963. Musical Festival “The Sounds of Music” 69.5 KB
  P1 - Good afternoon, everybody. P2 - Good afternoon, dear friends. P1 - Welcome to our musical festival “The Sounds of Music” P2 - Today we are going to present you some of the most popular English and American songs. P1 - Let’s listen to a very popular American song about a little car. Children love to sing it.
52965. Les langues étrangères c’est l’avenir? 61.5 KB
  Ce pays se trouve en Europe. Le français est la langue maternelle. La population de tout le pays est 3 fois moins grande que la population de notre ville Donetsk. Dans ce pays on parle encore une langue : l’allemand. C’est le Grand-duché. Son territoire est 2600 km². Vous traversez ce petit pays pour aller de France en Allemagne. C’est quel pays ?
52966. Faits divers 54 KB
  En classe entière, l’enseignant introduit l’activité par le jeu d'associations en utilisant les photos sur les sujets: "L'accident de la route", "L'incendie", "Le cambriolage". Ces photos, elles vous font penser à quoi?
52967. ВЛАСТИВОСТІ НАЙПРОСТІШИХ ГЕОМЕТРИЧНИХ ФІГУР, СУМІЖНИХ ТА ВЕРТИКАЛЬНИХ КУТІВ 99.5 KB
  Є про трикутники є про кути. Геометрія це наука про властивості Через будьякі дві точки можна провести Відрізком називається частина прямої яка складається з усіх точок Довжина відрізка дорівнює сумі довжин Пряма розбиває площину Якщо кінці відрізка належать одній півплощиніто Якщо кінці відрізка належать різним півплощинамто Градусна міра кута дорівнює сумі градусних мір Трикутником називається фігура яка складається з Два кути називаються суміжними якщо Два кути називаються вертикальними якщо Основна властивість суміжних кутів...
52968. Розв’язування задач і вправ на обчислення площ та об’ємів геометричних фігур 52.5 KB
  Записуємо число класна робота і тему урока в зошиті II Перевірка домашнього завдання. Перевіримо зарання Як зробили ви завдання Олівці взяли у руки Й приступили до науки Щоб ви менше хвилювались Зошитами обмінялись. Тестові завдання. Завдання для 1 групи.
52969. Марш. Музыка 1 класс 50.5 KB
  Тема: Марш Цели: познакомиться с жанром марш; рассмотреть жизненные обстоятельства при которых звучит марш научиться различать разные виды маршей. Организация урока: построение перед классом вход под музыку марша музыкальное приветствие. Марш пофранцузски ходьба движение. От этого слова и пошло наше маршировать то есть ходить особенным ладным и четким шагом.
52970. Класична доба української філософії 141.5 KB
  Світова та українська культура. Вкажіть основні риси українського світогляду. Що притаманно для філософської думки Київської Русі Перерахуйте твори часів Київської Русі які відображали світогляд. Що повинні були написати на могильному камені Сковороди Світ ловив мене та не впіймав.