34383

Социальная политика. Показатели, характеризующие уровень жизни населения

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Показатели характеризующие уровень жизни населения Социальная политика государства это комплекс организационных экономических и других мероприятий по улучшению материального благосостояния духовному и физическому развитию населения оказанию поддержки инвалидам и малообеспеченным членам общества. Учитывая комплексный характер определения социальная политика ее обычно расчленяют на следующие составные части: политика доходов населения; социальная защита граждан; развитие системы здравоохранения образования культуры...

Русский

2013-09-08

77.5 KB

7 чел.

Вопрос №36

Социальная политика. Показатели, характеризующие уровень жизни населения

Социальная политика государства — это комплекс организационных, экономических и других мероприятий по улучшению материального благосостояния, духовному и физическому развитию населения, оказанию поддержки инвалидам и малообеспеченным членам общества.

В настоящее время в условиях переходного периода социальная политика государства строится на основе следующих принципов:

социальной справедливости;

индивидуальной и социальной ответственности;

социальной солидарности и партнерства;

равенства возможностей каждого в получении необходимых ему социальных благ и услуг;

социальных гарантий.

Основными целями социальной политики, реализующими данные принципы,  являются обеспечение устойчивого роста благосостояния народа, сокращение бедности, гарантии на медицинскую помощь, полноценное питание, образование, социальную защиту и др.

Изучая ряд других дисциплин, можно отметить, что социальная политика определяет отношения справедливости в обществе. Учитывая комплексный характер определения "социальная политика", ее обычно расчленяют на следующие составные части:

  1.  политика доходов населения;
  2.  социальная защита граждан;
  3.  развитие системы здравоохранения, образования, культуры, обеспечения товарами, услугами, условиями проживания;
  4.  молодежная политика.

Особенно важное место в социальной политике государства занимает выработка и применение наиболее эффективного механизма формирования доходов населения. Главным ее содержанием является создание благоприятных условий, позволяющих экономически активной части населения зарабатывать средства. Их величина состоит из суммы получаемой заработной платы, поступлений от владения собственностью, выплат из общественных фондов потребления и некоторых других. Воздействие на уровень доходов осуществляется через договорные отношения между работниками и работодателями, систему налогообложения, создание условий для роста заработной платы и др. В Республике Беларусь задачами в регулировании доходов являются повышение удельного веса заработной платы, недопущение их большой дифференциации между различными группами населения, совершенствование механизма договорного регулирования оплаты труда на предприятиях, исключение больших различий по оплате труда в реальном секторе экономики и в бюджетной сфере.

Социальная защита граждан включает оказание материальной и другой поддержки социально уязвимым группам населения. Ее главное содержание состоит в формировании необходимых финансовых ресурсов, своевременном и адресном оказании поддержки нуждающимся. Ресурсы создаются за счет налоговых сборов в бюджет, различных целевых отчислений со стороны предприятий и организаций реального сектора экономики и других поступлений.

Важной составляющей повышения уровня и качества жизни населения, вовлеченного в трудовую деятельность, является социальное страхование. Его развитие необходимо направить на обеспечение гарантий по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья, формирование достаточной экономической базы для возмещения основных социальных страховых рисков.

В области организации системы социального страхования требуется решить две важнейшие задачи: обеспечить объективную оценку, учет и анализ уровня и факторов социального риска для различных категорий работников; добиться справедливого распределения ответственности за отдельные виды риска между субъектами социально-трудовых отношений.

Основными задачами в области социальной защиты населения являются обеспечение государственной поддержки нуждающихся групп населения, повышение уровня государственных минимальных социальных гарантий, оптимизация программ предоставления помощи.

Политику в области социальной помощи населению следует направить и на обеспечение гарантии дохода лицам, имеющим доход или ресурсы ниже определенного уровня, сориентировать на те группы и слои населения, которые не могут быть охвачены программами занятости или мерами социальной защиты и не могут воспользоваться услугами социального обеспечения. (Речь идет о различного рода льготах и разовых выплатах при несчастных случаях, бедствиях и др.) Наряду с государственными формами предполагается параллельное развитие негосударственных форм оказания социальной помощи (спонсорства, благотворительности и др.). В число приоритетов должна войти задача удовлетворения социальных потребностей наиболее уязвимых слоев населения: инвалидов, пожилых, многодетных семей и детей.

Дальнейшее развитие получит социальное обслуживание как вид адресной помощи и неотъемлемая часть государственной системы социальной защиты.

Важным направлением является создание комплексных территориальных центров социального обслуживания, обеспечивающих оказание максимальной и разносторонней помощи гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям, детям и другим категориям населения.

В комплексе мер по обеспечению устойчивого развития необходимо существенно повысить значимость социальной поддержки ветеранов и инвалидов.

Важная роль в социальной защите граждан отводится обеспечению занятости населения. Необходимо формирование социальных амортизаторов для высвобождаемых работников. Обычно их действие осуществляется в следующих направлениях:

• максимальное стимулирование сохранения и создания новых рабочих мест через повышение эффективности функционирования государственного сектора экономики, развитие предпринимательства, введения   различных налоговых и других льгот для субъектов хозяйствования и др.;

• развитие системы профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки кадров, сезонной и временной занятости, обеспечение населения информацией о наличии свободных рабочих мест, укрепление материально-технической базы служб занятости, расширение внешней и внутренней миграции рабочей силы;

• установление денежных пособий безработным для возможности их жизнедеятельности.

Социальная политика в области здравоохранения, образования, культуры, обеспечения товарами, услугами, условиями проживания включает перечень различных мер по их дальнейшему развитию, максимальной доступности и охвату населения, в том числе:

здравоохранение — гарантированное обеспечение установленного объема медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения, использование дополнительных источников финансирования по мере экономического развития первичной медицинской помощи, укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, улучшение обеспечения лекарствами;

образование — формирование интеллектуального потенциала нации, создание рациональной сети учебно-воспитательных учреждений, обновление и расширение материально-технической базы, развитие многовариантности системы профессионального образования и др.;

культура — повышение уровня и качества услуг, предоставляемых учреждениями культуры и искусства, обеспечение их доступности для широких масс населения, укрепление и обновление материально-технической базы и др.

Соответствующие мероприятия предусматриваются в сферах торговли, жилищного строительства, транспорта, связи, бытового обслуживания, экологии и других направлениях, связанных с условиями проживания населения.

Молодежная политика включает вопросы образования, профессиональной подготовки, воспитания, занятости, улучшения жилищных условий, поддержки учащихся и студентов, талантливой молодежи, адаптации вхождения в трудовую деятельность юношей и девушек в возрасте до 30 лет.

Индикаторами и показателями, характеризующими уровень экономического развития страны в социальном плане, являются различные социальные параметры. Набор показателей и их динамика отражают ход реализации социальной политики, фиксируют достижения и сигнализируют об угрозах социальной безопасности.

Система агрегированных индикаторов благосостояния общества охватывает следующие направления: занятость, безработицу и мобильность населения; характер, условия и оплату труда; здоровье и образование; жилищные условия, состояние среды обитания; безопасность личности, отношения между людьми. Значения этих индикаторов характеризуют материальное благосостояние и психологический комфорт населения. Социальные индикаторы и нормативы должны отражать и негативные социальные характеристики: преступность, смертность, несчастные случаи, число самоубийств, заболеваемость, алкоголизм, наркоманию, разводы и т.д.

Интегральной характеристикой благосостояния граждан страны являются уровень и качество жизни населения. Эта категория отражает на каждом отрезке времени обеспеченность граждан материальными и духовными благами.

Если под уровнем жизни традиционно понимается степень обеспеченности населения необходимыми для жизни материальными благами, то качество жизни характеризуется степенью обеспеченности населения духовными благами. Они включают морально-психологические качества, уровень образованности и культуры, здоровья, условия труда и проживания, отдыха, степень комфортности экономических условий, уровень потребностей и степень их удовлетворения и др.

Всю совокупность показателей, характеризующих уровень и качество жизни населения, можно объединить в следующие группы:

  1.  оценка производства – показатели, которые характеризуют развитие производства (НД, ВВП);
  2.  показатели обобщения оценки потребностей (общие реальные доходы населения, средний размер заработной платы, пенсии, пособия, стипендии, состав и объем потребительской корзины);
  3.  оценка уровня потребления, т.е. показатели потребления населением материальных благ, услуг;
  4.  оценка культурно-бытовых условий жизни (показатели образования, культуры, ЖКХ);
  5.  оценка социальных условий жизни (показатели занятости, бюджета, продолжительности свободного времени населения);
  6.  оценка демографических последствий роста уровня жизни (показатели численности, состава, воспроизводства населения).

В качестве международного обобщающего социального индикатора оценки уровня жизни населения ООН рекомендован индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который рассчитывается как среднеарифметическое суммы трех индексов: продолжительности жизни, достигнутого уровня образования и скорректированного реального ВВП на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности (ППС). По данному показателю Беларусь занимает 62 место в мире среди 177 стран, т.е. входит в группу  стран со средним уровнем развития.

Министерство статистики и анализа Республики Беларусь в группу основных социально-экономических показателей уровня жизни населения включает следующие: денежные доходы населения, реальные располагаемые денежные доходы населения, денежные доходы на душу населения, среднемесячную начисленную заработную плату одного работника, реальную начисленную заработную плату, средний размер назначенной месячной пенсии, реальный размер назначенной месячной пенсии.

Кроме указанных статистика отслеживает также показатели структуры и динамики потребления населением основных продуктов питания. Так, важным направлением социальной политики является оптимизация структуры и норм потребления во взаимодействии с изменением структур производства.

Определение объемов и структуры потребления продуктов питания и обеспечения непродовольственными товарами следует производить с учетом, с одной стороны, необходимости более полного удовлетворения потребностей населения в материальных благах, а с другой — повышения требований к ассортименту и качеству, т.е. сфере производства.

Мероприятия в этой области должны быть ориентированы:

на достижение в среднем по стране научно обоснованного сбалансированного и высококачественного питания за счет роста потребления мяса и мясопродуктов преимущественно нежирных сортов, рыбы и рыбопродуктов, фруктов и ягод; переход от «хлебного» к мясомолочному, насыщенному витаминами питанию; замену высококалорийного питания со значительной долей жиров и углеводов менее калорийным;

рациональную структуру гардероба, способную удовлетворить разнообразные потребности, связанные с различными видами деятельности (трудовой, бытовой, досуговой и др.);

существенное расширение использования предметов культурно-бытового и хозяйственного назначения как городским, так и сельским населением.

Главной целью социальной политики является обеспечение стабильного роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи, полностью выполнить социальные обязательства перед пенсионерами, инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и другими малообеспеченными слоями населения и др.

В соответствии с поставленной целью основными направлениями социальной политики должны стать:

создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей (сокращение уровня безработицы до1,5 – 2 %);

обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на действующих и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, организации систем подготовки и переподготовки кадров и др.;

обеспечение общего роста денежных доходов населения и создание условий для повышения их реального содержания и справедливого распределения (повышение реальной заработной платы на 55 – 62 %, увеличение реальных доходов на 48 – 54 %);

повышение роли оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;

постепенное приближение минимальных и других фиксированных доходов к бюджету прожиточного минимума (в перспективе — к минимальному потребительскому бюджету) на основе опережающего по сравнению с ростом цен повышения размеров минимальных социальных гарантий в области доходов;

содействие росту доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности, формированию среднего класса как фактора социальной стабильности в обществе;

улучшение  социального  обеспечения  нетрудоспособных граждан на основе реформирования пенсионной системы и социального страхования;

снижение уровня малообеспеченности (в 2 раза) и имущественной дифференциации населения;

повышение степени защиты социально уязвимых групп населения за счет усиления адресной помощи малообеспеченным гражданам, рационализации системы льгот.

  Борьба с бедностью является важнейшим приоритетом социальной политики. Для устойчивого развития первостепенное значение имеет максимальное сокращение в стране уровня малообеспеченности. Реализация этой задачи возможна на основе экономического роста, повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения.

С увеличением минимальной заработной платы, ростом средней заработной платы и среднедушевых денежных доходов предполагается, что доля населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума сократится к 2010 г. до 20 %.

В процессе реформирования пенсионной системы предусматривается создать многоуровневую пенсионную систему, сочетающую в себе как распределительные, так и накопительные механизмы и обеспечивающую повышение реального размера пенсий (до 55 – 60 % от среднемесячной заработной платы).

В соответствии с концепцией реформы пенсионное обеспечение будет включать три уровня:

пенсионное обеспечение на государственной основе (социальные пенсии), имеющее своей целью ограничение бедности;

обязательное пенсионное страхование (страховые пенсии);

дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение (профессиональные пенсии) с сохранением ведущей роли государственного обязательного социального страхования в организации пенсионной системы как целого.

Одним из основных приоритетов социальной политики является улучшение демографической ситуации. Предусматривается стабилизация рождаемости на уровне 9 – 10 %, увеличение средней продолжительности жизни до 70 лет.

В центре внимания социальной политики также находится и проведение жилищной политики. В 2006 – 2010 гг. предусмотрено обеспечить общую площадь жилья 24,5 – 25 м² на человека.

Планируется опережающее развитие сферы услуг, будет улучшена структура ВВП за счет увеличения удельного веса сферы услуг с 46 % (2205 г.) до 59 % (2010 г.). Доля занятых в сфере услуг составит 58 %.

Разработка и реализация направлений социальной политики осуществляются государственными органами, научными институтами и общественными структурами на основе стратегических и тактических документов Президента и Правительства страны. Такими действующими ныне документами являются Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2005 годы и Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 года. Эти документы определяют приоритеты, цели и задачи, а также направления и средства их достижения в области социальной политики и социальной сферы.

Также необходимо разрабатывать и выполнять целевые социальные программы. Наиболее важными из них являются:

Государственная программа «Культура»;

Республиканская программа «Здоровье»;

Национальная жилищная программа;

Государственная программа развития спорта и туризма;

Республиканская программа «Женщины Республики Беларусь»;

Программа государственной поддержки творчески одаренных детей и молодежи;

Президентская программа «Дети Беларуси» (в ее состав входят целевые подпрограммы: «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Развитие социального обслуживания семей и детей», «Развитие индустрии детского питания») и др.

Таким образом, основной задачей реформирования социальной сферы является пересмотр ее структуры и функций в сторону обеспечения их максимальной адекватности традиционным и новым потребностям человека в разнообразных высококачественных видах услуг, направленных на развитие личности и повышение культурно-интеллектуального уровня, конкурентоспособности на рынке труда национальных кадров, способных обеспечить прорывы в технологическом и экономическом развитии, а также на укрепление и модернизацию материальной базы социальных отраслей.