34384

Социальные нормы и нормативы. Минимальный потребительский бюджет и минимальная заработная плата

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Минимальный потребительский бюджет и минимальная заработная плата Переход к рыночной модели хозяйствования неизбежно привносит в жизнь общества хронические болезни капиталистической системы: безработицу резкое имущественное расслоение бедность многочисленных слоев населения. Необходимость проведения активной социальной политики направленной на поддержание уровня жизни населения и обеспечение социальной защиты наиболее нуждающихся граждан обусловливает широкое использование в прогнозировании и планировании социальных нормативов. Это...

Русский

2013-09-08

61.5 KB

45 чел.

Вопрос №37

Социальные нормы и нормативы.

Минимальный потребительский бюджет и минимальная заработная плата

Переход к рыночной модели хозяйствования неизбежно привносит в жизнь общества хронические «болезни» капиталистической системы: безработицу, резкое имущественное расслоение, бедность многочисленных слоев населения. При социализме все население имело достаточно устойчивый, хотя и невысокий уровень потребления, гарантированные трудоустройство и получение дохода. С приходом новых, рыночных, отношений появились трудности с получением работы и, соответственно, доходов, достаточных для удовлетворения минимальных потребностей.

Необходимость проведения активной социальной политики, направленной на поддержание уровня жизни населения и обеспечение социальной защиты наиболее нуждающихся граждан, обусловливает широкое использование в прогнозировании и планировании социальных нормативов. Нормативы являются критериями эффективного распределения ресурсов потребления, социальными гарантиями в области доходов, цен, потребления и при индексации доходов населения. С помощью социальных норм и нормативов определяются масштабы рационального решения жизненно важных вопросов, обеспечивающих полное удовлетворение потребностей людей. Они широко используются в качестве базы при обосновании мероприятий по повышению уровня жизни и его выравниванию в территориальном разрезе, выделению необходимых средств в непроизводственное строительство и определению масштабов производства различных товаров и услуг.

Социальные нормативы должны представлять собой научно обоснованные общественные ориентиры, являться эталонами, к достижению которых необходимо стремиться при решении проблем социально-экономического развития.

Разрабатываются три вида социальных нормативов: минимально необходимые, рациональные (оптимальные) и максимально допустимые для отдельных условий труда и состояния окружающей среды.

В зависимости от особенностей потребления социальные нормативы могут быть индивидуальными и коллективными. Первые рассчитываются на одного человека. Это нормы потребления товаров и услуг, обеспеченности жилой площадью и др. Вторые применяются в отношении жизненных благ совместного пользования — предметов культурно-бытового и хозяйственного назначения.

Социальные нормы и нормативы могут выражаться в натуральном и стоимостном исчислении.

Многообразие социальных нормативов, их специфичность обусловливают необходимость использования самостоятельных методик их определения. Вместе с тем учитывается ряд общих требований. Это применение программно-целевого подхода, определение соотносящихся критериев, выявление факторов, влияющих на нормативы, их количественная оценка, проведение экспертных оценок, опросов населения, а при необходимости и специальных экспериментов.

В зависимости от функциональных особенностей применения социальные нормативы можно сгруппировать по блокам:

1-й —  формирование доходов и расходов населения (минимальный потребительский бюджет (МПБ), минимальная заработная плата (МЗП), размер заработной платы, выплаты из общественных фондов потребления, натуральные доходы (от личного подсобного хозяйства, от колхозов, предприятий и др.), затраты па приобретение продовольственных и промышленных товаров, оплату услуг и др.);

2-й —  социальное обеспечение (размер и условия предоставления пенсий, пособий, льгот на услуги здравоохранения, жилищно-коммунальное обеспечение, проезд в общественном транспорте и др.);

3-й —  социальная демография (удельный вес молодежи, пенсионеров, трудоспособного населения в его общей численности, рождаемость, смертность людей, среднее количество детей и др.);

4-й —   потребление населением материальных благ и платных услуг (потребление продовольственных товаров, обеспеченность товарами длительного пользования, радиоэлектронными средствами связи, количество механизированных прачечных, кинотеатров, театров и др.);

5-й — жилищно-коммунальные условия жизни населения (количество жилой и общей площади па одного жителя, обеспеченность горячей и холодной водой, отоплением, число жителей, в том числе молодых семей, нуждающихся в получении и улучшении жилья, и др.);

6-й —  развитие торговли, общественного питания и бытового обслуживания (количество торговых предприятий, их удаленность от потребителей, объем реализуемых товаров в торговых предприятиях различных форм собственности, обеспеченность столовыми, парикмахерскими и др.);

7-й — транспорт и связь (транспортная подвижность населения, количество поездок одним жителем в общественном транспорте, удаленность остановок общественного транспорта от мест работы и проживания, средняя продолжительность и протяженность поездки одного пассажира, количество установленных телефонных аппаратов на 1000 жителей и др.);

8-й —  охрана здоровья населения (средняя продолжительность жизни, обеспеченность лечебными учреждениями, детская смертность, наличие инфекционных заболеваний, качество продуктов питания и др.);

9-й —  рабочее, внерабочее и свободное время (продолжительность рабочего дня, время, связанное с прибытием на работу и возвращением домой, восстановлением жизнеспособности, повышением общеобразовательного потенциала и др.);

10-й — организация и условия труда (коэффициент занятости трудовой деятельностью, уровень загрязнения воздуха в производственных помещениях, наличие ионизирующих излучений, степень механизации ручного и тяжелого физического труда и т.д.);

11-й — состояние и охрана окружающей среды (выбросы вредных веществ в воздушный бассейн, на местность, обеспеченность питьевой водой, зелеными насаждениями, уровень шума, облучение от воздействия радиоактивных веществ и др.).

Социальные нормативы создают основу для выполнения прогнозных и плановых расчетов социально-экономического развития страны и уровня жизни населения.

Наиболее важными направлениями прогнозирования и регулирования уровня жизни населения являются прогноз и регулярный пересмотр доходов в связи с динамикой минимального потребительского бюджет, бюджета прожиточного минимума, минимальной заработной платы.

Одним из важнейших социальных нормативов является минимальный потребительский бюджет.

Минимальный потребительский бюджет — это стоимость материального обеспечения жизни человека по научно обоснованным нормам и нормативам на продукты питания, основные непродовольственные товары и платные услуги. МПБ характеризует ту величину доходов, которая позволяет удовлетворить потребности в питании на уровне минимальных физиологических норм, возмещающих энергетические затраты организма, достаточные для жизнедеятельности взрослого человека, роста и развития детей, сохранения здоровья в пожилом возрасте, минимальных потребностей в предметах одежды, санитарии и гигиены, культурных потребностей, оплаты жилищно-коммунальных услуг и транспорта. МПБ включает набор товаров и услуг в ценах реальных покупок, который представляет уровень и структуру потребления, минимально допустимые при достигнутом состоянии экономики.

МПБ рассчитывается для одиноких и семейных — с учетом численного и возрастного состава семей или на типичную семью, для различных социальных групп населения, для работников физического и умственного труда.

На 1 января 2006 г. МПБ составлял 244 тыс. руб., студента – 219390 руб., студентки – 219000 руб.

Структура МПБ: питание 46 %, непродовольственные товары 29,7 %, оплата услуг 21,7 %, в т.ч. жилищно-коммунальных услуг 10,1 % и т.д.

Практическая значимость норматива состоит и в том, что соответствующий набор материальных благ и услуг или потребительская корзинка служит для расчетов динамики стоимости жизни работающих и их семей. Кроме того, он используется для анализа и прогнозирования изменений уровня жизни, для усиления социальной защиты, для определения минимальных размеров заработной платы, пенсии, пособий и т.д.

На практике применяются два метода разработки МПБ — статистический и нормативный. Статистический метод используется при определении потребительских расходов населения па основе данных обследования бюджетов семей. Обычно к нему обращаются при расчете расходов на непродовольственные товары и услуги. Нормативный — применяется при наличии минимально допустимых с научной точки зрения норм. Чаще всего нормы и нормативы используются при определении потребностей на продовольственные товары.

При формировании минимального потребительского бюджета и для прогнозных расчетов используется нормативная потребительская корзинка, составляемая из расчета на семью в четыре человека, в которой двое взрослых и двое детей разного пола.

Наборы продуктов, входящих в потребительскую корзинку, по мере изменения условий жизни и под влиянием других факторов систематически пересматриваются. Важно при этом достоверно определять уровень цеп на товары и услуги.

С 1 января 1999 г. В Республике Беларусь введен норматив прожиточный минимум как особый показатель уровня жизни, который используется при обосновании адресных мер социальной защиты. Прожиточный минимум — минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья.

Бюджет прожиточного минимума (БПМ) — стоимостная величина прожиточного минимума, а также обязательные платежи и взносы. БПМ пересматривается с учетом роста потребительских цен и ежеквартально утверждается Правительством Республики Беларусь в ценах последнего месяца квартала.

БПМ отличается от минимального потребительского бюджета большим ужесточением требований к фактическому потреблению продуктов, товаров и услуг. Такое ужесточение может составлять до 40 и более процентов исходя из конкретно складывающейся ситуации. Бюджет прожиточного минимума является основным критерием черты бедности, которая определяется как сумма доходов, не превышающая 60 % среднедушевого среднемесячного МПБ семьи из 4 человек. Все граждане (семьи), отнесенные к этой категории, имеют право на государственную социальную помощь.

Минимальный потребительский бюджет должен использоваться в качестве социального норматива при установлении минимальной заработной платы, пенсий и стипендий.

Назначение минимальной заработной платы — обеспечить доход работающего или уровень компенсационных выплат социально уязвимым группам населения не ниже прожиточного минимума или минимального потребительского бюджета. Вместе с тем данное условие нередко не соблюдается, т.е. величина МЗП существенно ниже. В этом случае она только отражает финансовые возможности государства по уровню гарантированных денежных выплат и практически перестает играть роль социального норматива. Поэтому предусматривается поэтапное приближение ее размера к бюджету прожиточного минимума, а в дальнейшем — к минимальному потребительскому бюджету. При этом минимальная заработная плата по отношению к средней должна составить не менее 30—40 %, что соответствует параметрам экономически развитых стран.

С 1 марта 2002 г. введена базовая величина, которая используется в качестве норматива для размера пенсий, стипендий, пособий, налогов, сборов, штрафов.

Структурированную картину распределения доходов дает расчет по квинтильным группам. Квинтильные группы строятся путем ранжирования семей по уровню располагаемых ресурсов. Первоначально семьи ранжируются в порядке возрастания среднедушевых располагаемых ресурсов, а затем делятся на пять равных групп, каждая из которых включает 20 % всех семей. В результате первая квин-тильная группа (низшая) включает 20 % семей с наименьшим уровнем располагаемых ресурсов, вторая квинтильная группа — последующие 20 % семей и так далее; пятая квинтильная группа (высшая) включает 20 % семей с самым высоким уровнем располагаемых ресурсов на члена семьи.

В 2000 - 2003 гг. доля низшей группы устойчиво составляет около 10 °/с общего объема располагаемых доходов, тогда как доля высшей — около 36 %, т.е. в 3,6 раза больше.

Коэффициент Джини характеризует степень неравномерности распределения всей суммы доходов (располагаемых ресурсов) между отдельными группами населения. Его показатель может варьироваться от 0 до 1: чем он выше, тем более неравномерно распределены ресурсы в обществе. Следует отметить, что его значение снизилось с 0,278 (2001 г.) до 0,254 (2003 г.), что свидетельствует о некотором уменьшении неравномерности распределения ресурсов в обществе.

Для решения проблем бедности, чрезмерного социального расслоения в Беларуси реализуются ежегодные программы занятости населения, государственные программы поддержки и развития предпринимательства, Концепция совершенствования оплаты труда, Президентская программа «Дети Беларуси», Комплексная система мер по социальной защите населения Республики Беларусь на 2000—2005 годы, Основные направления государственной семейной политики, Государственная программа «Жилье», Программа по проблемам пожилых людей и др.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75075. Великие преобразования России в XVIII веке 74.5 KB
  Цель: закрепление знания учащихся по разделу «Великие преобразования России в XVIII веке». Задачи Образовательные: воспроизвести и осмыслить основной материал по изученному разделу, имена и дела видных людей XVIII века.
75076. Курить или не курить? 92.5 KB
  Выявить содержание вредных веществ в фильтре сигарет после выкуривании. Сравнить отдельные виды сигарет по содержанию вредных веществ. Объект исследования: Литература описывающая вредное влияние сигарет сигареты отдельных марок.
75077. Репрессии на Дальнем Востоке 228.5 KB
  Ближе к началу 21-го века тема ГУЛАГа исследуется как социально-экономический феномен советского государства рассматриваются его роль и место в жизни советского общества использование труда заключенных для выполнения планов индустриализации и политико-правовое обоснование этого процесса.
75078. Исследовательская и проектная деятельность школьников в современной школе 64.5 KB
  В поисках наиболее активных форм обучения и личностной ориентации образования педагоги все чаще обращаются к учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников обеспечивающей их соучастие в истине: адекватную традиционному предметному преподаванию степень авторства...
75079. ИССЛЕДОВАНИЕ СВОЙСТВ ИНДИКАТОРОВ ПРИРОДНОГО И СИНТЕТИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ 947 KB
  Цель работы: Исследование свойств синтетических индикаторов, применяемых в школьной лаборатории, и полученных из соков и отваров цветов, овощей, ягод, изучение характера среды с их помощью. Гипотеза: растворы растительных индикаторов можно приготовить самостоятельно и применять...
75081. Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок 102.5 KB
  Нравственная составляющая сказки стала вектором в жизненном пространстве человека: она даёт уроки ненавязчиво исподволь приглашая к диалогу а может быть и полилогу. Меняется ли при этом наше отношение а точнее прочтение сказки и постижении е её глубинного смысла...
75082. Сравнительный анализ британского и американского вариантов английского языка 69.5 KB
  Цель работы заключается в систематизации основных отличий британского и американского вариантов английского языка. Цель работы определила следующие задачи: рассмотреть историю формирования американского варианта английского языка; определить грамматические и лексические различия...
75083. Учебно-исследовательская деятельность при изучении немецкого языка 58.5 KB
  Ценность исследовательской работы заключается в том что ученик и учитель учатся в процессе совместной деятельности в самом широком смысле. Применяя элементы исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности считаю необходимым решение таких задач...