34386

Прогнозирование и планирование оплаты труда

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Основная цель оплаты труда обеспечить объективно необходимое воспроизводство рабочей силы в соответствии с ее стоимостью и повысить уровень мотивации исполнителей к эффективному труду. Фонд оплаты труда по народному хозяйству – это сумма денежных средств предназначенных для распределения между рабочими и служащими в зависимости от количества и качества затраченного труда. Источниками фонда оплаты труда является национальный доход который распределяется на фонд потребления и фонд накопления.

Русский

2013-09-08

66 KB

52 чел.

Вопрос №39

Прогнозирование и планирование оплаты труда

Значительную часть в доходах населения занимает заработная плата. Основная цель оплаты труда — обеспечить объективно необходимое воспроизводство рабочей силы в соответствии с ее стоимостью и повысить уровень мотивации исполнителей к эффективному труду.

Однако достижение такой цели возможно только при высокоэффективном функционировании экономики. Тогда создается достаточная величина национального дохода, который через фонд потребления поступает рабочим и служащим в требуемом количестве.

Фонд оплаты труда по народному хозяйству – это сумма денежных средств, предназначенных для распределения между рабочими и служащими в зависимости от количества и качества затраченного труда. Источниками фонда оплаты труда является национальный доход, который распределяется на фонд потребления и фонд накопления. Фонд оплаты труда представляет большую часть фонда потребления.

Фонд оплаты труда рассчитывается различными способами:

  1.  средняя заработная плата 1 работника умножается на численность всех работников;
  2.  на уровне отраслей и предприятий – другими методами.

Оценка ситуации при прогнозировании и регулировании оплаты труда производится путем сравнения средней заработной платы семьи из четырех человек с изменением ВНП (ВВП). При этом возможны следующие варианты соотношения:

1. Рост средней заработной платы совпадает с ростом ВВП (ВНП) или близок к нему. Тогда сохраняется достигнутое рыночное равновесие между спросом и предложением товаров.

2.Рост средней заработной платы опережает рост ВВП (ВНП). В этом случае спрос на товары превышает предложение, тем самым возникают предпосылки к увеличению инфляционных процессов, снижению социальной стабильности в обществе.

  1.  Рост средней заработной платы меньший по сравнению с ростом ВВП (ВНП). Имеет место затоваривание рынка продукцией.

Принятие за основу любого из перечисленных вариантов определяется общими макроэкономическими процессами в стране.

Так, регулирование доходов происходит следующим образом:

  •  на уровне предприятия:

Темп роста объемов производства должен расти быстрее, чем темп роста заработной платы. Это влияет на себестоимость выпускаемой продукции: доля заработной платы в себестоимости относительно снижается, а следовательно падает уровень цен. В настоящее время на 1 % роста объемов производства заработная плата растет на 0,7 %.

  •  на уровне потребительского рынка:

Темпы роста товаров народного потребления должны быть выше, чем темпы роста реальной заработной платы. Если же реальная заработная плата растет быстрее объемов товаров народного потребления, то это приводит к инфляционным процессам.

  •  на уровне всего народного хозяйства:

Государство стремится, чтобы было правильное соотношение между составляющими фонда заработной платы (заработная плата рабочих и служащих, общественное потребление, расходы на науку, расходы на аппарат государственного управления, фонд оплаты труда колхозников).

При наличии общегосударственной собственности на средства производства и директивном планировании проблема решается путем установления жестких, единых по стране систем оплаты труда, тарифных ставок и должностных окладов, правом изменения которых обладают только центральные органы управления. С учетом темпов роста валового внутреннего продукта, национального дохода, производительности труда и общей экономической ситуации в обществе, с помощью балансового или других методов планирования рассчитывается и устанавливается рост средней заработной платы.

В рыночной экономике государство также на основе макроэкономических показателей развития рассчитывает величину средней заработной платы по народному хозяйству.

В большинстве государств мира действуют две модели поведения при формировании политики оплаты труда.

1. Модель вспомогательной роли государства, которая включает:

принятие минимально защищающего законодательства (в основном по определению минимального уровня заработной платы);

создание благоприятных условий и участие государственных институтов для содействия разрешению трудовых споров;

оказание опосредованного воздействия на процесс переговоров по заключению коллективных договоров, через моральное убеждение сторон о необходимости установления размера оплаты труда исходя из национальных интересов и общего благополучия нации.

2. Модель корпоратизма (трипартизма).

Государство стремится вовлечь работодателей и профсоюзы в формирование политики оплаты труда в обмен на гарантии с их стороны, что эти группы будут обеспечивать согласованную в ходе трехсторонних переговоров (государство, работодатели, профсоюзы) политику. Т.е. политика в области заработной платы является результатом согласия между государством и организациями, которые монопольно представляют некоторые функциональные интересы.

С 90-х гг. в Республике Беларусь осуществляется реформирование оплаты труда работников. Недостатки, существовавшие в этой области, следующие:

- отсутствие должной увязки уровня и динамики оплаты труда работников с результатами трудовой деятельности;

- деформирование структуры заработной платы (доля тарифа в зарплате 50 – 52 %);

- недостаточная защищенность заработной платы от инфляции и др.

Данные недостатки требовали изменения политики оплаты труда работников:

- мотивационный механизм заработной платы;

- совершенствование системы оплаты труда в бюджетной и непроизводственной сферах;

- механизм регулирования соотношения уровня оплаты труда работников в бюджетном и внебюджетном секторе (происходит рост заработной платы в непроизводственной сфере).

В 1991 г. в Беларуси была сделана попытка перейти к рыночным принципам оплаты труда, когда в Законе «О предприятиях» и других законодательных актах были обозначены права предприятий и определена сфера государственного регулирования оплаты труда. Основные положения, задачи и подходы к совершенствованию оплаты труда как основному источнику доходов в отраслях народного хозяйства были заложены в Концепции реформы оплаты труда, одобренной Советом Министров Республики Беларусь в октябре 1991 г.

Важным фактором повышения эффективности производства является создание у трудоспособных граждан высоких мотивов и стимулов к труду. Достигается это в основном путем широкой дифференциации оплаты труда исходя из уровня квалификации и личного трудового вклада в производство. Для решения такой весьма сложной задачи хозяйственные субъекты могут самостоятельно разрабатывать и устанавливать формы и системы оплаты труда, критерии оценки трудового вклада соответствующих исполнителей. Для тех предприятий, организаций, учреждений, финансирование которых осуществляется из бюджета, данные функции возложены на органы государственного управления.

Центральным звеном в регулировании оплаты труда является тарифная система. Она представляет собой совокупность нормативных актов по дифференциации и регулированию уровня заработной платы различных групп и категорий работников в зависимости от их квалификации, условий, тяжести работ и ответственности за их выполнение. С января 1992 г. вместо более 200 тарифных сеток, утвержденных бывшими союзными органами, введена в действие Единая тарифная сетка (ETC) работников Республики Беларусь с рекомендациями по ее использованию во всех производственных отраслях. На основе ЕТС рассчитываются тарифные ставки и оклады работников по профессионально-квалификационным группам, а также тарифно-квалификационных справочников. Тарифная ставка первого разряда не может быть ниже минимальной заработной платы (с 1 марта 62 тыс. руб.), устанавливается правительством и служит основой для дифференциации оплаты труда работников по профессионально-квалификационным группам. Все это позволило полнее учитывать в оплате труда сложность и ответственность выполняемых функциональных обязанностей, деловые качества и профессионализм. Примерная конструкция ETC Беларуси приведена в табл. 12.1.(учебник стр.203)

Новая Концепция реформы оплаты труда, принятая Правительством в 1995 г., закрепила механизм управления заработной платой в условиях рыночных отношений на основе сочетания государственного и договорного регулирования, что определялось Кодексом законов о труде Республики Беларусь, Законом «О коллективных договорах и соглашениях», другими нормативными документами.

Республиканскими тарифами оплаты труда являются месячные тарифные ставки и должностные оклады. Они рассчитываются на основе тарифной сетки и тарифной ставки первого разряда. Для работников предприятий и организаций, финансируемых и дотируемых из бюджета, республиканские тарифы носят обязательный характер, а для хозрасчетных — рекомендательный.

Часовые тарифные ставки определяются путем деления месячной тарифной ставки работников на среднемесячное количество рабочих часов.

Размеры тарифных ставок (окладов) повышаются по мере появления соответствующих экономических предпосылок. При этом хозрасчетные предприятия и организации обеспечивают повышение ставок и окладов исходя из своих возможностей.

Единая тарифная сетка содержит шкалу, которая состоит из 23 тарифных разрядов и соответствующих им коэффициентов от 1 до 5,83 (для реального сектора). Для работников непроизводственной сферы существует 27-разрядная сетка с коэффициентами от 1 до 7,83. На основе Единой тарифной сетки и тарифной ставки первого разряда осуществляется дифференциация тарифных ставок (окладов) по разрядам по признаку сложности выполняемых работ и квалификации работников.

На основе ETC обеспечивается дифференциация оплаты труда в зависимости от следующих факторов:

сложности труда (квалификации)

содержания и характера труда

общих условий труда, сложности выпускаемой продукции (услуг), социально-бытовых условий, режимов труда и отдыха и других специфических факторов.

Тарифно-квалификационные характеристики по вводимым профессиям утверждаются Министерством труда по представлению министерств, государственных комитетов и других органов хозяйственного и государственного управления.

Дифференциация предприятий, организаций, отдельных производств и видов деятельности по группам ставок обусловлена различиями в сложности выпускаемой продукции, выполняемых работ и услуг, напряженностью труда работников, степенью ответственности и другими факторами.

Условия и размер оплаты труда руководителей хозяйствующих субъектов, как правило, определяются собственниками.

Фонд заработной платы по 27-разрядной сетке:

Оплата по тарифу = разряд* ставка I разряда* тарифный коэффициент* корректирующий коэффициент.

Так, на 1 января 2006 г. среднемесячная заработная плата составляла 156900 руб., часовая – 930 руб.

Годовой доход работника будет рассчитываться следующим образом:  

Дгод.  = Згар. + Зпер. + Вгод. + Дц.б., где

Згар. – гарантированный контрактом фонд заработной платы;

Зпер. – переменный фонд заработной платы (надбавки за выполнение норм, качество работы, экономию сырья и материалов);

Вгод. – размер вознаграждения по итогам года;

Дц.б. – годовой доход от ценных бумаг предприятия, принадлежащих работнику.    

 Следует отметить, что приоритетными направлениями политики в области оплаты труда являются: кардинальное повышение уровня заработной платы работников как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула трудовой активности, повышения производительности труда и эффективности хозяйствования во всех звеньях экономики, роста инвестиционного потенциала населения; снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы субъектов хозяйствования всех форм собственности, что будет способствовать созданию новых рабочих мест, легализации теневых доходов населения.

Для достижения поставленных целей в области оплаты труда необходимо:

обеспечение роста заработной платы до уровня, адекватного современным требованиям воспроизводства рабочей силы (увеличение доли оплаты труда в ВВП с 36 % в 1997 г. до 53,6 % в 2005 г., до 60 % в 2010 г., рост реальной заработной платы на 60 – 70 %, прирост денежных доходов на 4,5 – 5 %);

формирование рыночных механизмов регулирования оплаты труда, усиление стимулирующей роли заработной платы в повышении производительности труда и эффективности производства;

поэтапное приближение государственных минимальных социальных стандартов в области оплаты труда к бюджету прожиточного минимума, а в перспективе — к минимальному потребительскому бюджету;

совершенствование структуры заработной платы, повышение доли оплаты труда по тарифным ставкам и окладам;

регулирование межотраслевых различий в заработной плате, повышение уровня заработной платы в сельском хозяйстве и социально-культурных отраслях бюджетной сферы;

развитие социального партнерства на всех уровнях управления;

усиление законодательной защиты прав наемных работников на труд и его справедливую оплату.

  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70367. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ КАК НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ: ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ 32.21 KB
  В статье рассматривается административный регламент как нормативный правовой акт органов исполнительной власти Российской Федерации субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований актуальные вопросы реализации административных регламентов.
70368. Педагогическое обоснование оптимизации физических нагрузок профессиональных футболистов в условиях акклиматизации спортсменов на выездных учебно-тренировочных сборах 29.05 KB
  В условиях выездных учебно-тренировочных сборов особенно при значительных отличиях природно-климатических условий организм спортсменов испытывает значительные физиологические нагрузки что может быть причиной дезадаптации и негативного воздействия на здоровье и результаты спортсменов.
70370. ТЕОРИЯ КОНЦЕПЦИИ «ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКИМИ ПРАВАМИ» 2.39 MB
  Определение и установление внутренних пределов осуществления субъективного гражданского права одна из наиболее запутанных сложных для понимания и разрешения правовых проблем. В этом механизме установления юридических границ ярко выражена основная цель права предоставить обществу...
70371. «ИНЫЕ ФОРМЫ» ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЙ ГРАЖДАНСКИМИ ПРАВАМИ 106 KB
  Итак, исходя из последовательного анализа содержания статьи 10 ГК РФ, законодателем запрещены следующие формы реализации права: а) шикана - действие лица с четким намерением, т.е. с прямым умыслом причинить вред другому лицу (редкое явление в праве)...
70372. РОЛЬ И МЕСТО ПОНЯТИЯ «ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПРАВОМ» В РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ 62.5 KB
  С точки зрения воплощения соответствующих теоретических идей представляется небезынтересным обращение к российскому опыту современного регулирования отношений связанных со злоупотреблением правом. В отечественной юридической литературе сформировалось устойчивое мнение...
70373. ВСТРЕЧНЫЙ ИСК: ЗАЩИТА ИЛИ НАПАДЕНИЕ? 38.5 KB
  Предъявление встречного иска осуществляется по общим правилам предъявления иска. Такой способ является самым эффективным и самостоятельным средством защиты ответчика против первоначального иска истца. Условия предъявления встречного иска.
70374. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ САНКЦИЯ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАПРЕТА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПРАВОМ 105.5 KB
  Как известно в самом общем виде злоупотребление гражданским правом является умышленным правонарушением сопряженным с выходом лица за внутренние пределы имеющегося в его распоряжении того или иного гражданского права правомочия...
70375. ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПРАВОМ: ТЕОРИЯ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА 169.5 KB
  Основное значение принципа недопустимости злоупотребления правом Жизнь настолько многообразна что законодатель объективно не в состоянии прямо установить пределы проявления интересов через объем корреспондирующих обязанностей установление запретов объем прав управомоченного лица...