34386

Прогнозирование и планирование оплаты труда

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Основная цель оплаты труда обеспечить объективно необходимое воспроизводство рабочей силы в соответствии с ее стоимостью и повысить уровень мотивации исполнителей к эффективному труду. Фонд оплаты труда по народному хозяйству – это сумма денежных средств предназначенных для распределения между рабочими и служащими в зависимости от количества и качества затраченного труда. Источниками фонда оплаты труда является национальный доход который распределяется на фонд потребления и фонд накопления.

Русский

2013-09-08

66 KB

51 чел.

Вопрос №39

Прогнозирование и планирование оплаты труда

Значительную часть в доходах населения занимает заработная плата. Основная цель оплаты труда — обеспечить объективно необходимое воспроизводство рабочей силы в соответствии с ее стоимостью и повысить уровень мотивации исполнителей к эффективному труду.

Однако достижение такой цели возможно только при высокоэффективном функционировании экономики. Тогда создается достаточная величина национального дохода, который через фонд потребления поступает рабочим и служащим в требуемом количестве.

Фонд оплаты труда по народному хозяйству – это сумма денежных средств, предназначенных для распределения между рабочими и служащими в зависимости от количества и качества затраченного труда. Источниками фонда оплаты труда является национальный доход, который распределяется на фонд потребления и фонд накопления. Фонд оплаты труда представляет большую часть фонда потребления.

Фонд оплаты труда рассчитывается различными способами:

  1.  средняя заработная плата 1 работника умножается на численность всех работников;
  2.  на уровне отраслей и предприятий – другими методами.

Оценка ситуации при прогнозировании и регулировании оплаты труда производится путем сравнения средней заработной платы семьи из четырех человек с изменением ВНП (ВВП). При этом возможны следующие варианты соотношения:

1. Рост средней заработной платы совпадает с ростом ВВП (ВНП) или близок к нему. Тогда сохраняется достигнутое рыночное равновесие между спросом и предложением товаров.

2.Рост средней заработной платы опережает рост ВВП (ВНП). В этом случае спрос на товары превышает предложение, тем самым возникают предпосылки к увеличению инфляционных процессов, снижению социальной стабильности в обществе.

  1.  Рост средней заработной платы меньший по сравнению с ростом ВВП (ВНП). Имеет место затоваривание рынка продукцией.

Принятие за основу любого из перечисленных вариантов определяется общими макроэкономическими процессами в стране.

Так, регулирование доходов происходит следующим образом:

  •  на уровне предприятия:

Темп роста объемов производства должен расти быстрее, чем темп роста заработной платы. Это влияет на себестоимость выпускаемой продукции: доля заработной платы в себестоимости относительно снижается, а следовательно падает уровень цен. В настоящее время на 1 % роста объемов производства заработная плата растет на 0,7 %.

  •  на уровне потребительского рынка:

Темпы роста товаров народного потребления должны быть выше, чем темпы роста реальной заработной платы. Если же реальная заработная плата растет быстрее объемов товаров народного потребления, то это приводит к инфляционным процессам.

  •  на уровне всего народного хозяйства:

Государство стремится, чтобы было правильное соотношение между составляющими фонда заработной платы (заработная плата рабочих и служащих, общественное потребление, расходы на науку, расходы на аппарат государственного управления, фонд оплаты труда колхозников).

При наличии общегосударственной собственности на средства производства и директивном планировании проблема решается путем установления жестких, единых по стране систем оплаты труда, тарифных ставок и должностных окладов, правом изменения которых обладают только центральные органы управления. С учетом темпов роста валового внутреннего продукта, национального дохода, производительности труда и общей экономической ситуации в обществе, с помощью балансового или других методов планирования рассчитывается и устанавливается рост средней заработной платы.

В рыночной экономике государство также на основе макроэкономических показателей развития рассчитывает величину средней заработной платы по народному хозяйству.

В большинстве государств мира действуют две модели поведения при формировании политики оплаты труда.

1. Модель вспомогательной роли государства, которая включает:

принятие минимально защищающего законодательства (в основном по определению минимального уровня заработной платы);

создание благоприятных условий и участие государственных институтов для содействия разрешению трудовых споров;

оказание опосредованного воздействия на процесс переговоров по заключению коллективных договоров, через моральное убеждение сторон о необходимости установления размера оплаты труда исходя из национальных интересов и общего благополучия нации.

2. Модель корпоратизма (трипартизма).

Государство стремится вовлечь работодателей и профсоюзы в формирование политики оплаты труда в обмен на гарантии с их стороны, что эти группы будут обеспечивать согласованную в ходе трехсторонних переговоров (государство, работодатели, профсоюзы) политику. Т.е. политика в области заработной платы является результатом согласия между государством и организациями, которые монопольно представляют некоторые функциональные интересы.

С 90-х гг. в Республике Беларусь осуществляется реформирование оплаты труда работников. Недостатки, существовавшие в этой области, следующие:

- отсутствие должной увязки уровня и динамики оплаты труда работников с результатами трудовой деятельности;

- деформирование структуры заработной платы (доля тарифа в зарплате 50 – 52 %);

- недостаточная защищенность заработной платы от инфляции и др.

Данные недостатки требовали изменения политики оплаты труда работников:

- мотивационный механизм заработной платы;

- совершенствование системы оплаты труда в бюджетной и непроизводственной сферах;

- механизм регулирования соотношения уровня оплаты труда работников в бюджетном и внебюджетном секторе (происходит рост заработной платы в непроизводственной сфере).

В 1991 г. в Беларуси была сделана попытка перейти к рыночным принципам оплаты труда, когда в Законе «О предприятиях» и других законодательных актах были обозначены права предприятий и определена сфера государственного регулирования оплаты труда. Основные положения, задачи и подходы к совершенствованию оплаты труда как основному источнику доходов в отраслях народного хозяйства были заложены в Концепции реформы оплаты труда, одобренной Советом Министров Республики Беларусь в октябре 1991 г.

Важным фактором повышения эффективности производства является создание у трудоспособных граждан высоких мотивов и стимулов к труду. Достигается это в основном путем широкой дифференциации оплаты труда исходя из уровня квалификации и личного трудового вклада в производство. Для решения такой весьма сложной задачи хозяйственные субъекты могут самостоятельно разрабатывать и устанавливать формы и системы оплаты труда, критерии оценки трудового вклада соответствующих исполнителей. Для тех предприятий, организаций, учреждений, финансирование которых осуществляется из бюджета, данные функции возложены на органы государственного управления.

Центральным звеном в регулировании оплаты труда является тарифная система. Она представляет собой совокупность нормативных актов по дифференциации и регулированию уровня заработной платы различных групп и категорий работников в зависимости от их квалификации, условий, тяжести работ и ответственности за их выполнение. С января 1992 г. вместо более 200 тарифных сеток, утвержденных бывшими союзными органами, введена в действие Единая тарифная сетка (ETC) работников Республики Беларусь с рекомендациями по ее использованию во всех производственных отраслях. На основе ЕТС рассчитываются тарифные ставки и оклады работников по профессионально-квалификационным группам, а также тарифно-квалификационных справочников. Тарифная ставка первого разряда не может быть ниже минимальной заработной платы (с 1 марта 62 тыс. руб.), устанавливается правительством и служит основой для дифференциации оплаты труда работников по профессионально-квалификационным группам. Все это позволило полнее учитывать в оплате труда сложность и ответственность выполняемых функциональных обязанностей, деловые качества и профессионализм. Примерная конструкция ETC Беларуси приведена в табл. 12.1.(учебник стр.203)

Новая Концепция реформы оплаты труда, принятая Правительством в 1995 г., закрепила механизм управления заработной платой в условиях рыночных отношений на основе сочетания государственного и договорного регулирования, что определялось Кодексом законов о труде Республики Беларусь, Законом «О коллективных договорах и соглашениях», другими нормативными документами.

Республиканскими тарифами оплаты труда являются месячные тарифные ставки и должностные оклады. Они рассчитываются на основе тарифной сетки и тарифной ставки первого разряда. Для работников предприятий и организаций, финансируемых и дотируемых из бюджета, республиканские тарифы носят обязательный характер, а для хозрасчетных — рекомендательный.

Часовые тарифные ставки определяются путем деления месячной тарифной ставки работников на среднемесячное количество рабочих часов.

Размеры тарифных ставок (окладов) повышаются по мере появления соответствующих экономических предпосылок. При этом хозрасчетные предприятия и организации обеспечивают повышение ставок и окладов исходя из своих возможностей.

Единая тарифная сетка содержит шкалу, которая состоит из 23 тарифных разрядов и соответствующих им коэффициентов от 1 до 5,83 (для реального сектора). Для работников непроизводственной сферы существует 27-разрядная сетка с коэффициентами от 1 до 7,83. На основе Единой тарифной сетки и тарифной ставки первого разряда осуществляется дифференциация тарифных ставок (окладов) по разрядам по признаку сложности выполняемых работ и квалификации работников.

На основе ETC обеспечивается дифференциация оплаты труда в зависимости от следующих факторов:

сложности труда (квалификации)

содержания и характера труда

общих условий труда, сложности выпускаемой продукции (услуг), социально-бытовых условий, режимов труда и отдыха и других специфических факторов.

Тарифно-квалификационные характеристики по вводимым профессиям утверждаются Министерством труда по представлению министерств, государственных комитетов и других органов хозяйственного и государственного управления.

Дифференциация предприятий, организаций, отдельных производств и видов деятельности по группам ставок обусловлена различиями в сложности выпускаемой продукции, выполняемых работ и услуг, напряженностью труда работников, степенью ответственности и другими факторами.

Условия и размер оплаты труда руководителей хозяйствующих субъектов, как правило, определяются собственниками.

Фонд заработной платы по 27-разрядной сетке:

Оплата по тарифу = разряд* ставка I разряда* тарифный коэффициент* корректирующий коэффициент.

Так, на 1 января 2006 г. среднемесячная заработная плата составляла 156900 руб., часовая – 930 руб.

Годовой доход работника будет рассчитываться следующим образом:  

Дгод.  = Згар. + Зпер. + Вгод. + Дц.б., где

Згар. – гарантированный контрактом фонд заработной платы;

Зпер. – переменный фонд заработной платы (надбавки за выполнение норм, качество работы, экономию сырья и материалов);

Вгод. – размер вознаграждения по итогам года;

Дц.б. – годовой доход от ценных бумаг предприятия, принадлежащих работнику.    

 Следует отметить, что приоритетными направлениями политики в области оплаты труда являются: кардинальное повышение уровня заработной платы работников как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула трудовой активности, повышения производительности труда и эффективности хозяйствования во всех звеньях экономики, роста инвестиционного потенциала населения; снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы субъектов хозяйствования всех форм собственности, что будет способствовать созданию новых рабочих мест, легализации теневых доходов населения.

Для достижения поставленных целей в области оплаты труда необходимо:

обеспечение роста заработной платы до уровня, адекватного современным требованиям воспроизводства рабочей силы (увеличение доли оплаты труда в ВВП с 36 % в 1997 г. до 53,6 % в 2005 г., до 60 % в 2010 г., рост реальной заработной платы на 60 – 70 %, прирост денежных доходов на 4,5 – 5 %);

формирование рыночных механизмов регулирования оплаты труда, усиление стимулирующей роли заработной платы в повышении производительности труда и эффективности производства;

поэтапное приближение государственных минимальных социальных стандартов в области оплаты труда к бюджету прожиточного минимума, а в перспективе — к минимальному потребительскому бюджету;

совершенствование структуры заработной платы, повышение доли оплаты труда по тарифным ставкам и окладам;

регулирование межотраслевых различий в заработной плате, повышение уровня заработной платы в сельском хозяйстве и социально-культурных отраслях бюджетной сферы;

развитие социального партнерства на всех уровнях управления;

усиление законодательной защиты прав наемных работников на труд и его справедливую оплату.

  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27274. Економічна система, її структурні елементи та цілі. Типи і еволюція економічних систем 25.31 KB
  їх зміст виявляється у взаємодії людини і природи яка здійснюється у процесі праці виробництва матеріальних і нематеріальних або економічних благ. У такій взаємодії суб'єктом є трудовий колектив сукупний працівник людство а об'єктом природа. Продуктивні сили фактори які забезпечують перетворення речовини природи відповідно до потреб людей створюють матеріальні й духовні блага визначають зростання продуктивності суспільної праці завдяки своєму рівню та характеру порізному впливають на еволюцію певних типів форм власності. Вона...
27275. Власність та її місце в економічній системі. Система відносин власності 88.24 KB
  Система відносин власності. Місце власності в економічній системі Спочатку власність розглядалась як відношення людини до речі тобто як фізична наявність цієї речі у людини і можливість її використання. Це стосується і власності. Інакше кажучи соціальноекономічна сутність власності розкривається і реалізується не в системі зв'язків людина річ а в площині взаємодії людина людина з приводу привласнення об'єктів власності.
27276. акон рідкості та основні проблеми економіки.проблеми раціонального вибору і межі виробничих можливостей суспільства 20.1 KB
  Обмеженість виробничих ресурсів є однією з важливих передумов розвитку і формування ринку. Об'єктивною її основою є дія закону рідкості знання якого дає можливість зрозуміти необхідність подолання суперечностей між зростанням потреб і обмеженістю виробничих ресурсів. Причиною існування закону рідкості є суперечності між безмежними потребами виробничих ресурсів. Зростання людських потреб весь час наштовхується на обмеженість економічних ресурсів.
27277. Форми організації суспільного виробництва. Натуральне господарство. Товарне виробництво 50.9 KB
  Форми організації суспільного виробництва. Форма суспільного виробництва це певний спосіб організації господарської діяльності. Людство пройшло довгий історичний шлях розвитку і знало дві основні форми організації суспільного виробництва: натуральну і товарну. Історично першою формою суспільного виробництва було натуральне господарство рис.
27278. Влияние факторов макросреды 25.5 KB
  Внутр: колво штатных ед корпорат культ взаимоотнош внутри коллектива профессионализм сотруд. Внешние: Микросреда штат внутр управл внутр связи партнеры конкуренты Макросреда данные факторы во многом опр потребн в обществе природные вопросы рац использ явл важн элементом побуждения кл к соверш путеш тур бренды разрабат на основе привлекат прир ресурсов демократические расчет числ населения для каждой группы населения треб свой турпродукт эконом платежеспособность населения соцкультурные...
27279. Технология перевозки туристов на ЖД транспорте 23.5 KB
  Единая железнодорожная сеть 2.Вагоны разграничены по классу билеты – по категориям пассажиров по возрасту ЖД сеть РФ поделена на жел дороги 17 Перевозки грузов и пассажиров между ж д осуществляться по единому перевозочному документу оформленному по всему пути следования.
27280. Типология и классификация 26.5 KB
  Сущ различные типологии совр отелей: Отельтрадиц тип гост предпр отель люкс гост ср класса гостапартномера кварт типа гост эконом кл мотели отель курортширокий спектр услуг частные гостночлег завтрак отель гарниогран колво услуг апарт отелипредпр из неск квартир пансионпредпр с огран набором усл гост двор бунгалостроение из легких матер ротельпередвиж гост вагон кемпинглагерь авто мото туристов флотелькрупная плав гост флайтельаэрогостиница ботельспец оборуд судно на воде.
27281. Туризм как многогранное явление 26 KB
  Туризм – как вид отдыха путешествия Туризм – как бизнес транспорт размещение питание развлечение торговые предпр экск бюро музеи турфирмы Туризм – как отрасль экономики Туризм – как рынок рынок потребителей спрос на турпродукт рынок производителейвысокая конкуренция появление новых видов услуг Турпродукт – комплекс услуг по перевозке и размещению оказываемых за общую цену по договору о реализации туристского продукта. Туризм – как общественное движение зона предпринимат распределений...
27282. Туристские макрорег мира 30.5 KB
  АзиатскоТихоокеанский Страны Восточной и ЮВ Азии Австралия и Океания 4.Африканский Страны Африки кроме Египта и Ливии 5. Исходя из экономических природных исторических и других предпосылок можно выделить 4 туристских территории: 1ВосточноЕвропейская зона: Польша Центральный Чехия Словакия Венгрия Причерноморский Румыния Болгария 2Зона Северной Европы Скандинавские страны Норвегия Швеция Финляндия Дания 3ЗападноЕвропейская зона Британский Великобритания Ирландия Альпийский Франция Швейцария Австрия...