34386

Прогнозирование и планирование оплаты труда

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Основная цель оплаты труда обеспечить объективно необходимое воспроизводство рабочей силы в соответствии с ее стоимостью и повысить уровень мотивации исполнителей к эффективному труду. Фонд оплаты труда по народному хозяйству – это сумма денежных средств предназначенных для распределения между рабочими и служащими в зависимости от количества и качества затраченного труда. Источниками фонда оплаты труда является национальный доход который распределяется на фонд потребления и фонд накопления.

Русский

2013-09-08

66 KB

53 чел.

Вопрос №39

Прогнозирование и планирование оплаты труда

Значительную часть в доходах населения занимает заработная плата. Основная цель оплаты труда — обеспечить объективно необходимое воспроизводство рабочей силы в соответствии с ее стоимостью и повысить уровень мотивации исполнителей к эффективному труду.

Однако достижение такой цели возможно только при высокоэффективном функционировании экономики. Тогда создается достаточная величина национального дохода, который через фонд потребления поступает рабочим и служащим в требуемом количестве.

Фонд оплаты труда по народному хозяйству – это сумма денежных средств, предназначенных для распределения между рабочими и служащими в зависимости от количества и качества затраченного труда. Источниками фонда оплаты труда является национальный доход, который распределяется на фонд потребления и фонд накопления. Фонд оплаты труда представляет большую часть фонда потребления.

Фонд оплаты труда рассчитывается различными способами:

  1.  средняя заработная плата 1 работника умножается на численность всех работников;
  2.  на уровне отраслей и предприятий – другими методами.

Оценка ситуации при прогнозировании и регулировании оплаты труда производится путем сравнения средней заработной платы семьи из четырех человек с изменением ВНП (ВВП). При этом возможны следующие варианты соотношения:

1. Рост средней заработной платы совпадает с ростом ВВП (ВНП) или близок к нему. Тогда сохраняется достигнутое рыночное равновесие между спросом и предложением товаров.

2.Рост средней заработной платы опережает рост ВВП (ВНП). В этом случае спрос на товары превышает предложение, тем самым возникают предпосылки к увеличению инфляционных процессов, снижению социальной стабильности в обществе.

  1.  Рост средней заработной платы меньший по сравнению с ростом ВВП (ВНП). Имеет место затоваривание рынка продукцией.

Принятие за основу любого из перечисленных вариантов определяется общими макроэкономическими процессами в стране.

Так, регулирование доходов происходит следующим образом:

  •  на уровне предприятия:

Темп роста объемов производства должен расти быстрее, чем темп роста заработной платы. Это влияет на себестоимость выпускаемой продукции: доля заработной платы в себестоимости относительно снижается, а следовательно падает уровень цен. В настоящее время на 1 % роста объемов производства заработная плата растет на 0,7 %.

  •  на уровне потребительского рынка:

Темпы роста товаров народного потребления должны быть выше, чем темпы роста реальной заработной платы. Если же реальная заработная плата растет быстрее объемов товаров народного потребления, то это приводит к инфляционным процессам.

  •  на уровне всего народного хозяйства:

Государство стремится, чтобы было правильное соотношение между составляющими фонда заработной платы (заработная плата рабочих и служащих, общественное потребление, расходы на науку, расходы на аппарат государственного управления, фонд оплаты труда колхозников).

При наличии общегосударственной собственности на средства производства и директивном планировании проблема решается путем установления жестких, единых по стране систем оплаты труда, тарифных ставок и должностных окладов, правом изменения которых обладают только центральные органы управления. С учетом темпов роста валового внутреннего продукта, национального дохода, производительности труда и общей экономической ситуации в обществе, с помощью балансового или других методов планирования рассчитывается и устанавливается рост средней заработной платы.

В рыночной экономике государство также на основе макроэкономических показателей развития рассчитывает величину средней заработной платы по народному хозяйству.

В большинстве государств мира действуют две модели поведения при формировании политики оплаты труда.

1. Модель вспомогательной роли государства, которая включает:

принятие минимально защищающего законодательства (в основном по определению минимального уровня заработной платы);

создание благоприятных условий и участие государственных институтов для содействия разрешению трудовых споров;

оказание опосредованного воздействия на процесс переговоров по заключению коллективных договоров, через моральное убеждение сторон о необходимости установления размера оплаты труда исходя из национальных интересов и общего благополучия нации.

2. Модель корпоратизма (трипартизма).

Государство стремится вовлечь работодателей и профсоюзы в формирование политики оплаты труда в обмен на гарантии с их стороны, что эти группы будут обеспечивать согласованную в ходе трехсторонних переговоров (государство, работодатели, профсоюзы) политику. Т.е. политика в области заработной платы является результатом согласия между государством и организациями, которые монопольно представляют некоторые функциональные интересы.

С 90-х гг. в Республике Беларусь осуществляется реформирование оплаты труда работников. Недостатки, существовавшие в этой области, следующие:

- отсутствие должной увязки уровня и динамики оплаты труда работников с результатами трудовой деятельности;

- деформирование структуры заработной платы (доля тарифа в зарплате 50 – 52 %);

- недостаточная защищенность заработной платы от инфляции и др.

Данные недостатки требовали изменения политики оплаты труда работников:

- мотивационный механизм заработной платы;

- совершенствование системы оплаты труда в бюджетной и непроизводственной сферах;

- механизм регулирования соотношения уровня оплаты труда работников в бюджетном и внебюджетном секторе (происходит рост заработной платы в непроизводственной сфере).

В 1991 г. в Беларуси была сделана попытка перейти к рыночным принципам оплаты труда, когда в Законе «О предприятиях» и других законодательных актах были обозначены права предприятий и определена сфера государственного регулирования оплаты труда. Основные положения, задачи и подходы к совершенствованию оплаты труда как основному источнику доходов в отраслях народного хозяйства были заложены в Концепции реформы оплаты труда, одобренной Советом Министров Республики Беларусь в октябре 1991 г.

Важным фактором повышения эффективности производства является создание у трудоспособных граждан высоких мотивов и стимулов к труду. Достигается это в основном путем широкой дифференциации оплаты труда исходя из уровня квалификации и личного трудового вклада в производство. Для решения такой весьма сложной задачи хозяйственные субъекты могут самостоятельно разрабатывать и устанавливать формы и системы оплаты труда, критерии оценки трудового вклада соответствующих исполнителей. Для тех предприятий, организаций, учреждений, финансирование которых осуществляется из бюджета, данные функции возложены на органы государственного управления.

Центральным звеном в регулировании оплаты труда является тарифная система. Она представляет собой совокупность нормативных актов по дифференциации и регулированию уровня заработной платы различных групп и категорий работников в зависимости от их квалификации, условий, тяжести работ и ответственности за их выполнение. С января 1992 г. вместо более 200 тарифных сеток, утвержденных бывшими союзными органами, введена в действие Единая тарифная сетка (ETC) работников Республики Беларусь с рекомендациями по ее использованию во всех производственных отраслях. На основе ЕТС рассчитываются тарифные ставки и оклады работников по профессионально-квалификационным группам, а также тарифно-квалификационных справочников. Тарифная ставка первого разряда не может быть ниже минимальной заработной платы (с 1 марта 62 тыс. руб.), устанавливается правительством и служит основой для дифференциации оплаты труда работников по профессионально-квалификационным группам. Все это позволило полнее учитывать в оплате труда сложность и ответственность выполняемых функциональных обязанностей, деловые качества и профессионализм. Примерная конструкция ETC Беларуси приведена в табл. 12.1.(учебник стр.203)

Новая Концепция реформы оплаты труда, принятая Правительством в 1995 г., закрепила механизм управления заработной платой в условиях рыночных отношений на основе сочетания государственного и договорного регулирования, что определялось Кодексом законов о труде Республики Беларусь, Законом «О коллективных договорах и соглашениях», другими нормативными документами.

Республиканскими тарифами оплаты труда являются месячные тарифные ставки и должностные оклады. Они рассчитываются на основе тарифной сетки и тарифной ставки первого разряда. Для работников предприятий и организаций, финансируемых и дотируемых из бюджета, республиканские тарифы носят обязательный характер, а для хозрасчетных — рекомендательный.

Часовые тарифные ставки определяются путем деления месячной тарифной ставки работников на среднемесячное количество рабочих часов.

Размеры тарифных ставок (окладов) повышаются по мере появления соответствующих экономических предпосылок. При этом хозрасчетные предприятия и организации обеспечивают повышение ставок и окладов исходя из своих возможностей.

Единая тарифная сетка содержит шкалу, которая состоит из 23 тарифных разрядов и соответствующих им коэффициентов от 1 до 5,83 (для реального сектора). Для работников непроизводственной сферы существует 27-разрядная сетка с коэффициентами от 1 до 7,83. На основе Единой тарифной сетки и тарифной ставки первого разряда осуществляется дифференциация тарифных ставок (окладов) по разрядам по признаку сложности выполняемых работ и квалификации работников.

На основе ETC обеспечивается дифференциация оплаты труда в зависимости от следующих факторов:

сложности труда (квалификации)

содержания и характера труда

общих условий труда, сложности выпускаемой продукции (услуг), социально-бытовых условий, режимов труда и отдыха и других специфических факторов.

Тарифно-квалификационные характеристики по вводимым профессиям утверждаются Министерством труда по представлению министерств, государственных комитетов и других органов хозяйственного и государственного управления.

Дифференциация предприятий, организаций, отдельных производств и видов деятельности по группам ставок обусловлена различиями в сложности выпускаемой продукции, выполняемых работ и услуг, напряженностью труда работников, степенью ответственности и другими факторами.

Условия и размер оплаты труда руководителей хозяйствующих субъектов, как правило, определяются собственниками.

Фонд заработной платы по 27-разрядной сетке:

Оплата по тарифу = разряд* ставка I разряда* тарифный коэффициент* корректирующий коэффициент.

Так, на 1 января 2006 г. среднемесячная заработная плата составляла 156900 руб., часовая – 930 руб.

Годовой доход работника будет рассчитываться следующим образом:  

Дгод.  = Згар. + Зпер. + Вгод. + Дц.б., где

Згар. – гарантированный контрактом фонд заработной платы;

Зпер. – переменный фонд заработной платы (надбавки за выполнение норм, качество работы, экономию сырья и материалов);

Вгод. – размер вознаграждения по итогам года;

Дц.б. – годовой доход от ценных бумаг предприятия, принадлежащих работнику.    

 Следует отметить, что приоритетными направлениями политики в области оплаты труда являются: кардинальное повышение уровня заработной платы работников как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула трудовой активности, повышения производительности труда и эффективности хозяйствования во всех звеньях экономики, роста инвестиционного потенциала населения; снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы субъектов хозяйствования всех форм собственности, что будет способствовать созданию новых рабочих мест, легализации теневых доходов населения.

Для достижения поставленных целей в области оплаты труда необходимо:

обеспечение роста заработной платы до уровня, адекватного современным требованиям воспроизводства рабочей силы (увеличение доли оплаты труда в ВВП с 36 % в 1997 г. до 53,6 % в 2005 г., до 60 % в 2010 г., рост реальной заработной платы на 60 – 70 %, прирост денежных доходов на 4,5 – 5 %);

формирование рыночных механизмов регулирования оплаты труда, усиление стимулирующей роли заработной платы в повышении производительности труда и эффективности производства;

поэтапное приближение государственных минимальных социальных стандартов в области оплаты труда к бюджету прожиточного минимума, а в перспективе — к минимальному потребительскому бюджету;

совершенствование структуры заработной платы, повышение доли оплаты труда по тарифным ставкам и окладам;

регулирование межотраслевых различий в заработной плате, повышение уровня заработной платы в сельском хозяйстве и социально-культурных отраслях бюджетной сферы;

развитие социального партнерства на всех уровнях управления;

усиление законодательной защиты прав наемных работников на труд и его справедливую оплату.

  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82713. Добро все переможе 89.5 KB
  Мета. Розширити, уточнити, закріпити уявлення учнів про добро, дружбу, товаришування, розвивати товариські почуття, готовність бути доброзичливим, формувати у дітей соціальну компетентність, високу духовність, моральну чистоту, орієнтувати учнів на цінності особистості, виховувати добрі та поважні...
82714. Зв’язок слів у реченні. Поширення речень 82.5 KB
  Мета. Учити учнів встановлювати зв’язок між словами в реченні за питаннями, поширювати речення; розвивати мовлення дітей; збагачувати словниковий запас, удосконалювати вміння добирати влучні слова для побудови висловлювань; виховувати культуру спілкування, любов до художньої літератури.
82715. Микроклимат производственных помещений 82 KB
  Микроклимат производственных помещений – метеорологические условия внутренней среды этих помещений, которые определяются действующими на организм человека сочетаниями температуры, влажности, скорости движения воздуха и теплового облучения.
82716. Расчёт холодного, горячего водоснабжения и водоотведения 21.88 MB
  Централизованные системы холодного и горячего водоснабжения жилых зданий в настоящее время превратились в сложный технический комплекс, включающий в себя разветвленные сети трубопроводов, трубопроводную арматуру, насосное и теплообменное оборудование.
82717. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ООО «ПЛАНЕТА» 2.09 MB
  Такое положение дел во многом обусловило путь по которому проводилась автоматизация различных иерархических уровней управления проектировались и развивались автоматизированные системы на предприятиях строительной отрасли.
82718. ОПЕРАЦІЙНА СИСТЕМА WINDOWS 1.66 MB
  Найважливіші програми на комп’ютері – програми операційної системи. Операційна система забезпечує взаємодію пристроїв і програм при виконанні роботи, створює засоби керування комп’ютером. Операційна система дозволяє людині не вникати в тонкощі роботи прикладних програм, апаратної частини...
82719. Проектирования и внедрения интеграционного решения между биллинговыми системами и информационной системой Microsoft Dynamics Axapta 4 2.6 MB
  В приложениях к пояснительной записке представлены: инструкция пользователя (приложение А), листинг основных классов и методов интерфейса с комментариями (приложение Б) и листинг макроса, являющегося промежуточным звеном для передачи данных из некоторых биллинговых систем в MDAX4 (приложение В).
82720. Повышение технико-эксплуатационных и технико-экономических показателей работы дилерского центра ООО «КМ/ч-Череповец» 794.5 KB
  В течение всего срока эксплуатации эта система должна обеспечивать в пределах требований клиентуры и технических требований автомобиля его исправность безотказность и максимальный коэффициент технической готовности а также минимальные затраты времени клиента на поддержку и восстановление работы его автомобиля.
82721. ВИКОРСТАННЯ ФОРМУЛ ТА ФУНКЦІЙ В MS EXCEL 346.5 KB
  Як операнди можуть виступати константи різноманітних типів посилання на клітинки або області таблиці імена діапазонів. Оператор діапазону двокрапка: повертає посилання на всі клітинки розташовані між двома вказаними адресами клітинок включаючи ці клітинки.