34390

Формирование структуры товарооборота. Баланс спроса и предложения, его содержание и назначение

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Чтобы сформировать структуру товарооборота необходимо определить спрос на отдельные группы товаров и сопоставить с ресурсами этих товаров. Структура характеризует соотношение товарных групп и отдельных товаров в общем объеме розничного товарооборота. Соотношение отдельных товарных групп и товаров связано вопервых с их значимостью и вовторых со степенью дополняемости и заменяемости товаров в процессе реализации и потребления. В процессе разработки прогнозов должен осуществляться анализ тенденций изменения структуры товарооборота за...

Русский

2013-09-08

41.5 KB

31 чел.

Вопрос №43

Формирование структуры товарооборота. Баланс спроса и предложения, его содержание и назначение.

Чтобы сформировать структуру товарооборота, необходимо определить спрос на отдельные группы товаров и сопоставить с ресурсами этих товаров. Структура характеризует соотношение товарных групп и отдельных товаров в общем объеме розничного товарооборота. Соотношение отдельных товарных групп и товаров связано, во-первых, с их значимостью и, во-вторых, со степенью дополняемости и заменяемости товаров в процессе реализации и потребления.

Формирование структуры товарооборота осуществляется по этапам. На первом этапе определяется структура товарооборота на основе прогнозов спроса. При разработке прогнозов используются методы прогнозирования спроса и учитываются важнейшие факторы, влияющие на спрос. Используются материалы торгующих организаций, статистики, научно обоснованные нормы потребления и т.д. При формировании структуры спроса следует учитывать конкретную потребность в товарах определенного ассортимента и качества, платежеспособность потребителей, уровень потребительских цен. В процессе разработки прогнозов должен осуществляться анализ тенденций изменения структуры товарооборота за предшествующие периоды, отклонений заказов и заявок торгующих организаций от ресурсов соответствующих товаров. Важное значение в обосновании изменения структуры товарооборота имеет анализ статистических данных и бюджетов семей.

Целесообразно прогнозные расчеты спроса начинать с таких агрегированных групп, как продовольственные и непродовольственные товары. Затем должен прогнозироваться спрос по менее агрегированным группам. При формировании структуры товарооборота необходимо частные прогнозы спроса на конкретные товары увязывать с прогнозами спроса на группы товаров и затем осуществлять увязку с совокупным спросом (покупательными фондами).

В практике прогнозы структуры товарооборота чаще всего разрабатываются на основе среднегодовых темпов изменений реализованного спроса, данных прироста или снижения продажи товаров либо изменений удельного веса объема реализации товарных групп в общем товарообороте.

На следующем этапе необходимо осуществлять прогноз структуры товарного предложения. Предложение товаров на потребительском рынке формируется из товаров, произведенных в республике (регионе), за ее пределами (импорта товаров), и товарных запасов. Размеры товарного предложения определяются на основе балансов товаров народного потребления.

В переходный период объем производства и продаж продукции формируется двумя способами:

•  путем заключения предприятиями-изготовителями прямых договоров на поставку продукции;

• путем доведения до предприятий заказа на поставку продукции для государственных нужд.

Показатели продаж должны отражать объемы поставок продукции по согласованным поставщиками и потребителями ценам.

Следует отметить, что данные о спросе и предложении характеризуют наиболее вероятные объемы платежеспособного спроса и предложения при ценах спроса и предложения. При этом под ценой спроса следует понимать цену, по которой потребитель может купить товар. Под ценой предложения понимается цена, по которой поставщик продукции намеревается ее продать.

Цена предложения складывается под влиянием следующих факторов: •  цен на ресурсы; • технологии производства; • налогов и дотаций; •  цен на другие товары; • ожидания изменения цен; •  числа продавцов на рынке.

На заключительном этапе с целью определения степени соответствия спроса и предложения и формирования окончательной структуры товарооборота должны разрабатываться балансы спроса и предложения. Балансы спроса и предложения разрабатываются по важнейшим товарам согласно определенной номенклатуре.

Существенные различия между фактическими и прогнозными показателями спроса и предложения в натуральном выражении, цепами и стоимостью продукции являются основой для формирования предложений о мерах государственного воздействия на потребительский рынок. Могут разрабатываться рекомендации: • по дополнительному производству товаров, увеличению их импорта или сокращению экспорта; •  по изменению внерыночного потребления, а также по возможной замене одних товаров другими; •  по установлению экономически обоснованного уровня розничных цен на товары.

Баланс спроса и предложения товаров

Показатели

Товары (продовольственные и

непродовольственные).

По товарам;                           Итого                      

в натур. Выражении; цена; стоимость

1.СПРОС

А) возможные покупки товаров населением,

организациями и учреждениями

Б)      естественная убыль

В)      экспорт

Г)      запасы на конец периода

Всего

2.Предложение

А) Запасы на начало периода

Б) производство

В) импорт, в т.ч.

ближнее и дальнее зарубежье

Всего

Превышение спроса над предложением

Превышение предложения над спросом

На основе результатов анализа должны делаться выводы об экономической целесообразности экспорта или импорта товаров и приниматься решения о размерах производства товаров народного потребления в стране и регионах.

Комплекс мер, способствующих развитию товарного рынка в Беларуси и обеспечению сбалансированности спроса и предложения, может включать:

• стимулирование производства отечественной продукции посредством применения налоговых регуляторов, кредита, инвестирования проектов по производству товаров народного потребления, продовольствия;

• регулирование цен;

•  установление государственного заказа на социально значимые товары;

• развитие внешнеэкономических связей;

•  регулирование экспорта и импорта;

• дотации и социальная защита малообеспеченных слоев населения;

Баланс предметов потребления

Ресурсы

Распределение

Производство

Импорт

Прочие ресурсы

(разбронирование государственного  резерва)

Остаток на начало года

Рыночный фонд

Внерыночный фонд:

-промышленное потребление

-промышленная переработка

-потребление госбюджетных

организаций

-закладка в государственный резерв

-прочее потребление

Экспорт

Пополнение государственных резервов

Остатки на конец года

Итого баланс

Итого баланс


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62151. Имя существительное 31.37 KB
  Имя существительное одна из сложнейших грамматико-орфографических тем. Результатом 2 этапа работы стал проект урока русского языка обобщение повторение и систематизация знаний учащихся по одной з трудных грамматико-орфографических тем в 3 классе по теме Имя существительное.
62154. Простые задачи на сложение и вычитание 15.29 KB
  Решая задачи учся приобретают новые математические знания готовятся к практической деятельности. Задачи способствуют развитию логического мышления. Поэтому важно чтобы учитель имел глубокие представления о текстовой задаче о её структуре умел решать задачи различными способами.
62156. Профильные курсы как средство дифференциации обучения информатике на старшей ступени школы 22.84 KB
  Однако истинная дифференциация курса информатики связана не с методическими различиями в изложении одного и того же материала как в базовом курсе а с реальными различиями в содержании дифференцированных курсов.