34391

Внешнеэкономическая политика. Прогнозирование экспорта и импорта

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Среди моделей получивших широкое применение в мировой практике для прогнозирования экспорта и импорта следует выделить: трендовые модели; функции экспорта и импорта многофакторные модели; комплексные эконометрические модели; модели межотраслевого баланса; матричные модели международной торговли; оптимизационные модели. Трендовые модели у = t b и др. Эти модели используются на стадии составления инерционного прогноза. При конструировании целевого прогноза применяются функции экспорта и импорта многофакторные модели.

Русский

2013-09-08

37.5 KB

79 чел.

Вопрос №51

Внешнеэкономическая политика. Прогнозирование экспорта и импорта

Внешнеэкономические связи (ВЭС) охватывают взаимодействие всех секторов и отраслей экономики, фаз процесса национального воспроизводства, в значительной мере обеспечивая его сбалансированность и эффективность. В то же время ВЭС представляют собой подсистему мирового хозяйства.

Во всем мире в настоящее время наблюдается развитие интеграционных процессов. Они носят объективный, закономерный характер и имеют определенную договорно-правовую основу. Важнейшими направлениями интеграции в мировую экономику являются международная торговля и интернационализация производства.

Наиболее полно внешнеэкономические связи реализуются при обеспечении научно обоснованного их прогнозирования и планирования.

Среди важнейших форм ВЭС следует выделить: внешнюю торговлю; кредитные взаимоотношения; научно-техническое сотрудничество с зарубежными государствами; межгосударственные связи в сфере услуг; валютно-финансовые операции.

Практическое осуществление экономических связей хозяйствующими субъектами данного государства с другими странами характеризуется как внешнеэкономическая деятельность (ВЭД).

Главным направлением ВЭД является внешняя торговля. Она охватывает продажу товаров в другие страны и приобретение там нужных товаров. К внешней торговле относятся и оплачиваемые услуги в связи с совершением внешнеторговых сделок купли-продажи товаров.

Объем внешней торговли данной страны представляет собой сумму оборотов по экспорту (реэкспорту) и импорту (реимпорту). Экспорт — это продажа и вывоз товаров за границу для передачи их в собственность иностранному контрагенту. Реэкспорт — вывоз товаров, ранее ввезенных из-за границы, без их переработки. Импорт — закупка и ввоз иностранных товаров для последующей реализации на внутреннем рынке страны-импортера. Реимпорт — ввоз из-за границы отечественных товаров, не проданных на аукционе, забракованных и т.д., которые не подвергались там переработке.

Способность страны производить определенное количество конкурентоспособных товаров для внешнего рынка называется экспортным потенциалом. Он зависит от освоенных природных ресурсов, экономических и производственных возможностей, наличия соответствующей инфраструктуры.

Для осуществления регулирования ВЭД государство вырабатывает внешнеэкономическую политику, которая представляет собой комплекс организационных, экономических и политических мер по развитию внешнеэкономических связей страны с целью максимального использования преимуществ международного разделения труда.

Основными составляющими внешнеэкономической политики являются: внешнеторговая политика, включающая экспортную и импортную политику; политика привлечения иностранных инвестиций и валютная политика.

Инструментами внешнеторговой политики являются тарифное и нетарифное регулирование.

Прогнозирование ВЭС позволяет осуществлять выбор наиболее эффективных вариантов развития экспорта и импорта, межгосударственной специализации и кооперирования, кредитного и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами.

Внешнеэкономический прогноз охватывает будущее развитие всех форм ВЭС страны. Центральное место занимает прогноз внешней торговли, в процессе которого определяются: совокупный объем внешнеторгового оборота; объем и товарная структура экспорта и импорта как по всем, так и отдельным странам; спрос и предложение на отдельные товары и товарные группы на конкретных рынках; динамика и уровень цен мирового рынка в разрезе товарной номенклатуры, принятой для прогноза; внутренние издержки на товары, которые вовлекаются в сферу международного оборота.

Результаты прогнозных расчетов служат основой для принятия аргументированных решений по развитию ВЭС.

Прогнозирование ВЭС может быть пассивным (инерционным) и активным (целевым). Пассивное прогнозирование полностью опирается на сложившиеся в прошлом закономерности развития. Активное (целевое) прогнозирование представляет собой обоснование альтернативных путей перехода от сложившихся тенденций (состояния) к новым.

При прогнозировании ВЭС целесообразно использовать синтез интуитивных и формализованных методов. В зависимости от характера имеющихся данных и требуемых результатов могут использоваться следующие методы экспертных оценок: аналитический, методы "комиссий", "Дельфи", "конференций". Их применение предполагает выработку новых идей и подходов к решению поставленных задач в формировании предположений и гипотез относительно развития ВЭС.

Во многих странах получают распространение методы, основанные на построении экономико-математических моделей и использовании ЭВМ. Среди моделей, получивших широкое применение в мировой практике для прогнозирования экспорта и импорта, следует выделить: трендовые модели; функции экспорта и импорта (многофакторные модели); комплексные эконометрические модели; модели межотраслевого баланса; матричные модели международной торговли; оптимизационные модели.

Трендовые модели (у = at + b и др.) экстраполируют тенденции изменения показателей, выявленные в прошлом и настоящем, на будущее. Эти модели используются на стадии составления инерционного прогноза.

При конструировании целевого прогноза применяются функции экспорта и импорта (многофакторные модели). В общем виде функцию экспорта (импорта) можно представить как функцию многих переменных.

Важным этапом формирования модели является отбор факторов. При построении функции экспорта для торговли между отдельными странами наиболее адекватным набором факторов является следующий: экспортные возможности страны-экспортера; спрос на экспортируемую продукцию на мировом рынке; конкурентоспособность продукции (уровень качества товара, цена); эффективность экспортируемых товаров; курс валюты.

К важнейшим факторам, которые должны учитываться при построении функции импорта, следует отнести: потребности страны в импортируемой продукции; внешнеторговые цены на импортируемые товары, определяющие динамику эффективности импорта (причем целесообразно учитывать не значение внешнеторговых цен, а их соотношение с внутренними ценами на ввозимые товары); курс валюты. На уровень импорта могут оказывать влияние и другие факторы: доступность кредита; количественные ограничения; тарифы, влияющие на цены импортируемых товаров; наличие иностранной валюты. В функции экспорта (импорта) могут вводиться запаздывающие (лаговые) переменные.

Комплексные эконометрические модели отражают зависимость между изменением макроэкономических показателей воспроизводства (ВВП, инвестиций) и внешнеторговым оборотом. Они позволяют предвидеть динамику внешней торговли в зависимости от изменения внутринациональных макроэкономических показателей. Эти модели могут использоваться для составления целевых прогнозов в агрегированном виде.

Модели межотраслевого баланса позволяют учитывать связь между изменениями в объеме и структуре ВЭС и развитием отдельных отраслей национального производства.

Матричные модели международной торговли. Они обычно используются для разработки взаимосвязанных прогнозов развития ВЭС нескольких стран — торговых партнеров. В матрице по строкам указываются страны-импортеры, а по столбцам — прогнозируемые группы товаров.

Оптимизационные модели. В качестве целевой функции применяется максимум экономического эффекта от экспорта и импорта продукции. Ограничивающими условиями являются производственные мощности, возможности сбыта и закупки продукции и др.

Прогнозирование ВЭД на микроуровне. В рыночных условиях предприятия имеют возможность самостоятельно осуществлять внешнеторговую деятельность, участвовать в международных экономических и научно-технических связях. Прогнозные расчеты позволяют вырабатывать эффективные варианты достижения целей их развития.

В зарубежных странах варианты прогноза ВЭД предприятия формируются с помощью методов экспертных оценок и формализованных методов. Выбор наиболее эффективного варианта прогноза осуществляется на основе расчетов эффективности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81321. Підготовчі дії до виконання рішення. Об’єднання виконавчих проваджень 25.99 KB
  У разі якщо в органі державної виконавчої служби відкрито кілька виконавчих проваджень про стягнення коштів з одного боржника вони обєднуються у зведене виконавче провадження і на майно боржника накладається арешт у межах загальної суми стягнення виконавчого збору і можливих витрат повязаних з організацією та проведенням виконавчих дій...
81322. Добровільне виконання рішень 26.32 KB
  Державний виконавець починаючи виконувати рішення повинен пересвідчитись чи отримана боржником копія постанови про відкриття виконавчого провадження і чи здійснені ним дії спрямовані на добровільне виконання рішення у встановлений постановою строк. При цьому до отримання відомостей про одержання боржником копії постанови для захисту прав стягувача державний виконавець може вжити заходів щодо забезпечення виконання Постанова про відкриття виконавчого провадження вважається врученою боржнику за адресою зазначеною у виконавчому документі. У...
81323. Час провадження виконавчих дій 22 KB
  Конкретний час проведення виконавчих дій визначається державним виконавцем. Сторони виконавчого провадження мають право пропонувати зручний для них час проведення виконавчих дій. Проведення виконавчих дій у неробочі та святкові дні установлені законодавством допускається лише в разі коли зволікання неможливе або в разі коли вони не можуть бути здійснені в інші дні з вини боржника.
81324. Витрати виконавчого провадження 27.08 KB
  До інших витрат на організацію виконавчих дій належать витрати на виплату винагороди державним виконавцям відповідно до статті 47 Закону; придбання службових житлових приміщень; придбання службових приміщень; страхування державних виконавців; забезпечення державних виконавців форменим одягом
81325. Ускладнення у виконавчому провадженні. Відкладення провадження виконавчих дій 21.48 KB
  Відкладення провадження виконавчих дій. За наявності обставин що перешкоджають провадженню виконавчих дій або несвоєчасного одержання сторонами документів виконавчого провадження внаслідок чого вони позбавлені можливості використати надані їм Законом права державний виконавець може відкласти виконавчі дії за заявою стягувача або за заявою боржника або з власної ініціативи на строк до 10 днів. Про відкладення провадження виконавчих дій державний виконавець виносить відповідну постанову про що негайно повідомляє сторони суд або інший...
81326. Відстрочка або розстрочка виконання, встановлення чи зміна способу і порядку виконання рішення 21.43 KB
  За наявності обставин що ускладнюють виконання рішення або роблять його неможливим державний виконавець за власною ініціативою або за заявою сторін а також самі сторони мають право звернутися до суду який видав виконавчий документ із заявою про відстрочку або розстрочку виконання а також про встановлення чи зміну способу й порядку виконання Рішення суду чи іншого органу посадової особи про відстрочку або розстрочку виконання встановлення чи зміну способу й порядку виконання має бути прийнято в 10денний строк і може бути оскаржено у...
81327. Зупинення виконавчого провадження (поняття, види, порядок і строки зупинення) 29.99 KB
  Виконавче провадження підлягає обовязковому зупиненню у випадках: смерті стягувача або боржника оголошення померлим чи визнання безвісно відсутнім стягувача або боржника або припинення існування сторони юридичної особи якщо установлені судом правовідносини допускають правонаступництво; визнання стягувача або боржника недієздатним; проходження боржником строкової військової служби в Збройних Силах України та інших військових формуваннях якщо за умовами служби провадження виконавчих дій неможливе чи на прохання стягувача який проходить...
81328. Підстави та порядок повернення виконавчого документа стягувачеві 27.76 KB
  Виконавчий документ який прийнятий державним виконавцем до виконання і за яким стягнення не провадилося або було проведено частково повертається стягувачеві: за письмовою заявою стягувача; якщо в боржника відсутнє майно на яке може бути звернено стягнення і здійснені державним виконавцем відповідно до Закону заходи щодо розшуку такого майна виявилися безрезультатними; якщо стягувач відмовився залишити за собою майно боржника не реалізоване під час виконання рішення одержати певні предмети що повинні бути передані йому від боржника...
81329. Повернення виконавчого документу до суду або іншого органу (посадовій особі), який його видав 22.35 KB
  Виконавчий документ прийнятий державним виконавцем до виконання повертається до суду який його видав у разі відновлення судом строку для подання апеляційної скарги на рішення за яким видано виконавчий документ та прийняття такої апеляційної скарги до розгляду крім виконавчих документів що підлягають негайному виконанню.