34396

Сущность и содержание прогнозирования. Роль и характер прогнозов

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Прогнозирование это процесс разработки прогноза построенный на вероятностном научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем его возможном состоянии и альтернативных путях его достижения. Социальноэкономическое прогнозирование является способом предвидения представления о будущем обусловленном закономерностями общественного развития и действием разнообразных и разнонаправленных факторов в прогнозируемом периоде. В соответствии с Законом О государственном прогнозировании и программах социальноэкономического...

Русский

2013-09-08

44.5 KB

44 чел.

Вопрос №1

Сущность и содержание прогнозирования. Роль и характер прогнозов.

Все большее место в системе государственного регулирования занимает прогнозирование, выступающее как самостоятельная форма регулирования и как научно-аналитическая стадия планирования. Прогнозирование - это процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии и альтернативных путях его достижения.

Социально-экономическое прогнозирование является способом предвидения, представления о будущем, обусловленном закономерностями общественного развития и действием разнообразных и разнонаправленных факторов в прогнозируемом периоде. В соответствии с Законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» прогноз - это система научно обоснованных представлений о направлениях, критериях, принципах, целях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с указанием основных прогнозируемых показателей, целевых ориентиров и мер по их обеспечению. Вероятностный характер прогнозов позволяет судить о возможном состоянии экономического и социального развития объекта в будущем, альтернативных путях его развития, обосновывать выбор наиболее приемлемого варианта. В этом смысле прогнозирование следует рассматривать как обязательный атрибут перспективного планирования, его научно-аналитическую стадию. Благодаря прогнозам становится возможным на различных уровнях управления составлять научно обоснованные перспективные планы экономического и социального развития, определять потребности внутреннего и внешнего рынков.

Роль прогнозов особенно велика для разработки социально-экономической концепции и основных направлений развития народного хозяйства на долгосрочную перспективу, а также для анализа динамики и структуры общественных потребностей и запасов ресурсов, влияния научно-технического прогресса и его последствий на народнохозяйственные пропорции, ресурсосбережение и повышение эффективности производства. В условиях рыночных отношений прогнозы дают возможность не только определить перспективу изменения общественных потребностей, но и предвидеть условия и факторы развития народного хозяйства, последствия различных направлений структурной, финансово-кредитной, налоговой и ценовой политики. Они раскрывают картину будущего, положительные и отрицательные тенденции, альтернативы, противоречия и меры по их разрешению.

Однако прогнозирование выступает и как самостоятельная форма государственного регулирования. Пример тому планы-прогнозы, выступающие как форма государственного регулирования социально-экономического развития Республики Беларусь на пути становления рыночных отношений. Кроме того, многие процессы и явления не всегда поддаются планированию, но могут являться объектами прогнозирования. Например, демографические процессы, уровень развития личного подсобного хозяйства и др.

Все многообразие используемых прогнозов можно представить через следующие виды: экономические, прогнозы природных ресурсов, научно-технические, демографические и прогнозы социального развития.

Экономические прогнозы исследуют перспективное развитие производительных сил и производственных отношений: производительность труда, использование и воспроизводство трудовых ресурсов, основных фондов, объем и состав капитальных вложений, их эффективность, темпы экономического роста, развитие отраслей и народнохозяйственных комплексов, динамику, состав и качество выпускаемой продукции и т.д.

Прогнозы социального развития и повышения уровня жизни населения могут включать: потребление населением продуктов питания и непродовольственных товаров, розничный товарооборот, развитие отраслей социальной сферы, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, народное образование, культуру, искусство, здравоохранение, отдых, туризм и др. Эти прогнозы представляют собой сложный комплекс исследований, касающихся разнообразных сторон жизни народа.

Прогнозы природных ресурсов и вовлечения их в хозяйственный оборот охватывают все виды ресурсов, составляющих естественную базу общественного производства и природную среду: топливо, минеральные ресурсы, ресурсы мирового океана, некоторые виды энергии, растительный и животный мир, а также охрану окружающей среды. Сырьевые ресурсы - условия залегания, объем, состав - влияют на развитие производства, его специализацию, размеры, структуру, величину транспортных издержек, в конечном итоге - на эффективность производства. В связи с возросшими масштабами добычи и использования природных ресурсов и их невозобновляемостью быстро уменьшаются запасы угля, нефти, газа, торфа и других ресурсов. Поэтому сейчас стоит задача перехода к использованию ресурсов более низкого качества, с меньшим содержанием полезного компонента, к освоению месторождений в труднодоступных районах, применению вторичных и попутных ресурсов. Все это должно найти отражение в прогнозах, включая количественную и качественную их оценку.

Научно-технические прогнозы рассматривают достижения научно-технического прогресса, существенно влияющие на размещение производства, природные факторы. Например, производство и использование атомной энергии, строительство АЭС, передача энергии на сверхдальние расстояния позволяют изменить размещение энергоемких производств.

Такие прогнозы раскрывают возможности повышения эффективности производства, совершенствования методов и средств управления, улучшения использования природных ресурсов, обеспечения обороноспособности страны, степень и способы удовлетворения личных и общественных потребностей населения.

Выделяют три вида научно-технических прогнозов:

  •  прогнозы развития науки как одной из сфер человеческой деятельности - основных фундаментальных и прикладных исследований;
  •  прогнозы развития и внедрения достижений научно-технического прогресса в народное хозяйство;
  •  прогнозы последствий научно-технического прогресса.

Демографические прогнозы охватывают движение народонаселения и воспроизводство трудовых ресурсов, уровень занятости трудоспособного населения, его квалификационный и профессиональный состав. Динамика народонаселения рассматривается на основе половозрастной структуры, данных о рождаемости и смертности, территориальном размещении населения. Они дают прогнозную информацию о возможном количестве семей, их средней величине, направлении и интенсивности миграционных потоков, продолжительности активной трудовой деятельности, средних возрастах начала и окончания трудовой деятельности, выхода на пенсию, средней продолжительности жизни. На основе демографических прогнозов планируют объем и структуру общественных потребностей населения, производство предметов личного потребления, развитие народного образования, здравоохранения и т.д.

Все перечисленные прогнозы взаимоувязаны и базируются на теоретических исследованиях и наблюдениях, закономерных процессах в природе и обществе. Они позволяют предвидеть, что произойдет в той либо иной сфере при соответствующих условиях и предпосылках.

Прогнозирование социально-экономического развития страны в целом основывается на вышеперечисленных прогнозах и носит комплексный характер. Структура комплексного прогноза социально-экономического развития страны отражает различные уровни агрегирования и различные аспекты социально-экономического развития.

По уровню агрегирования в комплексном прогнозе выделяют: макроэкономический, структурный прогнозы, прогнозы развития народнохозяйственных комплексов и отраслей (топливно-энергетического, агропромышленного, промышленности, производственной инфраструктуры, сферы обслуживания населения и др.).

На макроэкономическом уровне прогнозируются:

•     ВВП и его производство, распределение, потребление;

•     трудовые ресурсы, их распределение между производственной и непроизводственной сферами, а внутри сферы -между отраслями;

•     производство товаров и услуг;

•     производительность общественного труда в масштабах производственной сферы; материалоемкость и энергоемкость ВВП, производимых товаров и услуг;

•     производственные основные и оборотные фонды, объем инвестиций в основной капитал;

•     основные финансовые потоки (первичные доходы государства, населения) и их использование и т.д.

Структурный прогноз включает:

•     отраслевую структуру общественного продукта;

•     межотраслевые связи;

•     распределение трудовых ресурсов между отраслями и сферами экономики, административно-территориальными единицами;

•    межотраслевое распределение и эффективность использования основных производственных фондов, инвестиций в основной капитал.

Прогноз развития народнохозяйственных комплексов охватывает:

•     потребности в продукции данного комплекса;

•     объем и структуру продукции комплекса, производственные ресурсы и эффективность их использования.

Имея собственное содержание, все разделы комплексного прогноза согласуются и выступают как единое целое.

По периоду упреждения различают прогнозы краткосрочные (до 2-3 лет), среднесрочные (2-5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). Отнесение прогноза к тому либо другому виду зависит от объекта прогнозирования.

В системе государственного регулирования экономики Республики Беларусь прогнозирование используется как форма государственного регулирования экономики и как научная основа для принятия органами законодательной и исполнительной власти решений в области социально-экономического развития республики. В соответствии с Законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» государственные прогнозы в республике разрабатываются на долгосрочную (10-15 лет), среднесрочную (5 лет) и краткосрочную перспективы. Основой для разработки прогнозов служит комплексный анализ социально-экономической, демографической и экологической ситуации, научно-технического и производственного потенциалов, состояния природных ресурсов, внешних и внутренних политических, экономических и других факторов, перспективы их изменения.

Разрабатывается несколько вариантов прогнозов, в них отражаются количественные показатели и качественные характеристики макроэкономической ситуации, экономической и социальной структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки. Прогнозы разрабатываются по республике в целом, по народнохозяйственным комплексам и отраслям, по административно-территориальным единицам.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71991. Число 8. Цифра 8. Склад числа 8. Розробка інтегрованого уроку математики (з елементами ознайомлення з навколишнім світом) 216 KB
  Мета. Познайомити учнів з числом і цифрою 8. Повторити і закріпити навички рахунку в межах 7. Розвивати логічне мислення, мову, творчі здібності. Збагачувати знання про навколишній світ. Виховувати пізнавальний інтерес до предмету математики.
71993. Образование и название чисел второго десятка 34.5 KB
  Цель – ознакомить с образованием и названием, последовательностью чисел от 11 до 20; упражнять в табличном сложении и вычитании в пределах 10; упражнять в решении задач; развивать внимание, память; воспитывать желание учиться.
71994. Таблиця додавання числа 5. Розв’язування прикладів та задач. Розпізнавання многокутників 63 KB
  МЕТА: Навчати учнів користуватися таблицею додавання числа 5; складати приклади за числовою шкалою. Удосконалювати вміння розв’язувати задачі. Формувати вміння розпізнавати геометричні фігури. Розвивати критичне мислення. ОБЛАДНАННЯ: картки для групової роботи, казкові герої, план уроку, предметні малюнки.
71995. Повторенні складу чисел 5 і 6. Складання цінностей за малюнками. Обчислення визначень виразів, що містять додавання за допомогою предметних малюнків 69 KB
  Мета: закріпити вміння складати й очолювати вирази на додавання; вправлятися в написанні цифр; лічбі в межах 10; порівнянні чисел, розпізнаванні геометричних фігур; розвивати спостережливість; зорову пам’ять, кмітливість, формувати пізнавальних інтерес.
71996. Лічба в межах 20. Розв’язування задач та прикладів 40 KB
  Мета: закріплювати знання учнів з арифметичних дій додавання і віднімання, формувати навички лічби в межах 20, учити креслити відрізки за текстовою умовою, вчити складати та розв’язувати задачі та приклади, розвивати мислення, виховувати уважність.
71997. Число і цифра 6. Порівняння чисел у межах 6. Написання цифри 6 37 KB
  Розкрити зміст поняття число і цифра 6; вчити порівнювати числа в межах 6; формувати вміння складати приклади на додавання за предметними малюнками; познайомити учнів з поняттями футбол волейбол баскетбол гандбол; виховувати акуратність інтерес до математики спорту.
71998. Збільшення і зменшення числа на кілька одиниць. Вправи на засвоєння таблиць додавання і віднімання числа 2. Поняття «умова», «запитання», відповідь» задачі 28.5 KB
  Сьогодні ми проведемо урок разом із героями відомої казки Колобок. Яка зараз пора року Отже коли Колобок від Баби та від Діда втік і покотився по стежинці повалив пухкий білий сніг. Колобок ніколи не бачив снігу і розгубився.