34396

Сущность и содержание прогнозирования. Роль и характер прогнозов

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Прогнозирование это процесс разработки прогноза построенный на вероятностном научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем его возможном состоянии и альтернативных путях его достижения. Социальноэкономическое прогнозирование является способом предвидения представления о будущем обусловленном закономерностями общественного развития и действием разнообразных и разнонаправленных факторов в прогнозируемом периоде. В соответствии с Законом О государственном прогнозировании и программах социальноэкономического...

Русский

2013-09-08

44.5 KB

41 чел.

Вопрос №1

Сущность и содержание прогнозирования. Роль и характер прогнозов.

Все большее место в системе государственного регулирования занимает прогнозирование, выступающее как самостоятельная форма регулирования и как научно-аналитическая стадия планирования. Прогнозирование - это процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии и альтернативных путях его достижения.

Социально-экономическое прогнозирование является способом предвидения, представления о будущем, обусловленном закономерностями общественного развития и действием разнообразных и разнонаправленных факторов в прогнозируемом периоде. В соответствии с Законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» прогноз - это система научно обоснованных представлений о направлениях, критериях, принципах, целях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с указанием основных прогнозируемых показателей, целевых ориентиров и мер по их обеспечению. Вероятностный характер прогнозов позволяет судить о возможном состоянии экономического и социального развития объекта в будущем, альтернативных путях его развития, обосновывать выбор наиболее приемлемого варианта. В этом смысле прогнозирование следует рассматривать как обязательный атрибут перспективного планирования, его научно-аналитическую стадию. Благодаря прогнозам становится возможным на различных уровнях управления составлять научно обоснованные перспективные планы экономического и социального развития, определять потребности внутреннего и внешнего рынков.

Роль прогнозов особенно велика для разработки социально-экономической концепции и основных направлений развития народного хозяйства на долгосрочную перспективу, а также для анализа динамики и структуры общественных потребностей и запасов ресурсов, влияния научно-технического прогресса и его последствий на народнохозяйственные пропорции, ресурсосбережение и повышение эффективности производства. В условиях рыночных отношений прогнозы дают возможность не только определить перспективу изменения общественных потребностей, но и предвидеть условия и факторы развития народного хозяйства, последствия различных направлений структурной, финансово-кредитной, налоговой и ценовой политики. Они раскрывают картину будущего, положительные и отрицательные тенденции, альтернативы, противоречия и меры по их разрешению.

Однако прогнозирование выступает и как самостоятельная форма государственного регулирования. Пример тому планы-прогнозы, выступающие как форма государственного регулирования социально-экономического развития Республики Беларусь на пути становления рыночных отношений. Кроме того, многие процессы и явления не всегда поддаются планированию, но могут являться объектами прогнозирования. Например, демографические процессы, уровень развития личного подсобного хозяйства и др.

Все многообразие используемых прогнозов можно представить через следующие виды: экономические, прогнозы природных ресурсов, научно-технические, демографические и прогнозы социального развития.

Экономические прогнозы исследуют перспективное развитие производительных сил и производственных отношений: производительность труда, использование и воспроизводство трудовых ресурсов, основных фондов, объем и состав капитальных вложений, их эффективность, темпы экономического роста, развитие отраслей и народнохозяйственных комплексов, динамику, состав и качество выпускаемой продукции и т.д.

Прогнозы социального развития и повышения уровня жизни населения могут включать: потребление населением продуктов питания и непродовольственных товаров, розничный товарооборот, развитие отраслей социальной сферы, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, народное образование, культуру, искусство, здравоохранение, отдых, туризм и др. Эти прогнозы представляют собой сложный комплекс исследований, касающихся разнообразных сторон жизни народа.

Прогнозы природных ресурсов и вовлечения их в хозяйственный оборот охватывают все виды ресурсов, составляющих естественную базу общественного производства и природную среду: топливо, минеральные ресурсы, ресурсы мирового океана, некоторые виды энергии, растительный и животный мир, а также охрану окружающей среды. Сырьевые ресурсы - условия залегания, объем, состав - влияют на развитие производства, его специализацию, размеры, структуру, величину транспортных издержек, в конечном итоге - на эффективность производства. В связи с возросшими масштабами добычи и использования природных ресурсов и их невозобновляемостью быстро уменьшаются запасы угля, нефти, газа, торфа и других ресурсов. Поэтому сейчас стоит задача перехода к использованию ресурсов более низкого качества, с меньшим содержанием полезного компонента, к освоению месторождений в труднодоступных районах, применению вторичных и попутных ресурсов. Все это должно найти отражение в прогнозах, включая количественную и качественную их оценку.

Научно-технические прогнозы рассматривают достижения научно-технического прогресса, существенно влияющие на размещение производства, природные факторы. Например, производство и использование атомной энергии, строительство АЭС, передача энергии на сверхдальние расстояния позволяют изменить размещение энергоемких производств.

Такие прогнозы раскрывают возможности повышения эффективности производства, совершенствования методов и средств управления, улучшения использования природных ресурсов, обеспечения обороноспособности страны, степень и способы удовлетворения личных и общественных потребностей населения.

Выделяют три вида научно-технических прогнозов:

  •  прогнозы развития науки как одной из сфер человеческой деятельности - основных фундаментальных и прикладных исследований;
  •  прогнозы развития и внедрения достижений научно-технического прогресса в народное хозяйство;
  •  прогнозы последствий научно-технического прогресса.

Демографические прогнозы охватывают движение народонаселения и воспроизводство трудовых ресурсов, уровень занятости трудоспособного населения, его квалификационный и профессиональный состав. Динамика народонаселения рассматривается на основе половозрастной структуры, данных о рождаемости и смертности, территориальном размещении населения. Они дают прогнозную информацию о возможном количестве семей, их средней величине, направлении и интенсивности миграционных потоков, продолжительности активной трудовой деятельности, средних возрастах начала и окончания трудовой деятельности, выхода на пенсию, средней продолжительности жизни. На основе демографических прогнозов планируют объем и структуру общественных потребностей населения, производство предметов личного потребления, развитие народного образования, здравоохранения и т.д.

Все перечисленные прогнозы взаимоувязаны и базируются на теоретических исследованиях и наблюдениях, закономерных процессах в природе и обществе. Они позволяют предвидеть, что произойдет в той либо иной сфере при соответствующих условиях и предпосылках.

Прогнозирование социально-экономического развития страны в целом основывается на вышеперечисленных прогнозах и носит комплексный характер. Структура комплексного прогноза социально-экономического развития страны отражает различные уровни агрегирования и различные аспекты социально-экономического развития.

По уровню агрегирования в комплексном прогнозе выделяют: макроэкономический, структурный прогнозы, прогнозы развития народнохозяйственных комплексов и отраслей (топливно-энергетического, агропромышленного, промышленности, производственной инфраструктуры, сферы обслуживания населения и др.).

На макроэкономическом уровне прогнозируются:

•     ВВП и его производство, распределение, потребление;

•     трудовые ресурсы, их распределение между производственной и непроизводственной сферами, а внутри сферы -между отраслями;

•     производство товаров и услуг;

•     производительность общественного труда в масштабах производственной сферы; материалоемкость и энергоемкость ВВП, производимых товаров и услуг;

•     производственные основные и оборотные фонды, объем инвестиций в основной капитал;

•     основные финансовые потоки (первичные доходы государства, населения) и их использование и т.д.

Структурный прогноз включает:

•     отраслевую структуру общественного продукта;

•     межотраслевые связи;

•     распределение трудовых ресурсов между отраслями и сферами экономики, административно-территориальными единицами;

•    межотраслевое распределение и эффективность использования основных производственных фондов, инвестиций в основной капитал.

Прогноз развития народнохозяйственных комплексов охватывает:

•     потребности в продукции данного комплекса;

•     объем и структуру продукции комплекса, производственные ресурсы и эффективность их использования.

Имея собственное содержание, все разделы комплексного прогноза согласуются и выступают как единое целое.

По периоду упреждения различают прогнозы краткосрочные (до 2-3 лет), среднесрочные (2-5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). Отнесение прогноза к тому либо другому виду зависит от объекта прогнозирования.

В системе государственного регулирования экономики Республики Беларусь прогнозирование используется как форма государственного регулирования экономики и как научная основа для принятия органами законодательной и исполнительной власти решений в области социально-экономического развития республики. В соответствии с Законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» государственные прогнозы в республике разрабатываются на долгосрочную (10-15 лет), среднесрочную (5 лет) и краткосрочную перспективы. Основой для разработки прогнозов служит комплексный анализ социально-экономической, демографической и экологической ситуации, научно-технического и производственного потенциалов, состояния природных ресурсов, внешних и внутренних политических, экономических и других факторов, перспективы их изменения.

Разрабатывается несколько вариантов прогнозов, в них отражаются количественные показатели и качественные характеристики макроэкономической ситуации, экономической и социальной структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки. Прогнозы разрабатываются по республике в целом, по народнохозяйственным комплексам и отраслям, по административно-территориальным единицам.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79955. Органы прокуратуры Украины 159 KB
  Правоохранительные органы Украины Лекционное занятие к М. Органы прокуратуры Украины Учебные вопросы. Прокуратура Украины её место в системе органов государственной власти и задачи. Закон Украины О прокуратуре от 5 ноября 1991 года № 1789XII.
79956. Органы досудебного следствия Украины 93.5 KB
  Нередко факты совершения преступлений являются очевидными: причинение телесных повреждений, убийство, ограбления и др. Об этих фактах сообщают пострадавшие, их родственники, свидетели, работники медицинских учреждений и другие физические или юридические лица
79957. Органы МВД и СБУ Украины 116 KB
  Органы внутренних дел - это совокупность государственных специализированных учреждений, подчиненных Министерству внутренних дел Украины, которые выполняют правоохранительные и правоприменительные функции по поддержанию правопорядка в государстве.
79958. Органы юстиции Украины 69 KB
  Правоохранительные органы Украины Лекционное занятие к М. Органы юстиции Украины. Система и структура органов юстиции Украины 3. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов нотариата органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры.
79959. Система, задачи и функции государственной налоговой службы 130 KB
  Система задачи и функции государственной налоговой службы Развитие экономических отношений отличных от ранее существовавших вызвало резкий всплеск новых видов экономических преступлений ведущее место среди которых занимают правонарушения в сфере налогообложения имеющие специфический характер. В состав органов государственной налоговой службы также входит налоговая милиция. Государственной налоговой администрацией Украины в зависимости от количества налогоплательщиков и других местных условий могут создаваться межрайонные на два и больше...
79960. Предмет и система курса «Организация судебных и правоохранительных органов» 137 KB
  Это нашло свое отражение в Конституции Украины согласно которой права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Именно второй подход получил свое нормативное закрепление в Законе Украины О государственной защите работников суда и правоохранительных органов едином нормативном акте где содержится перечень правоохранительных органов к которым рядом с органами прокуратуры внутренних дел Службы безопасности Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины таможенными охраны...
79962. Городские, районные суды Украины 157.5 KB
  К специализированным судам относятся и административные суды которые рассматривают дела связанные с правоотношениями в сфере государственного управления и самоуправления дела административной юрисдикции. Их относят к судам первого уровня. Наличие двух инстанционных полномочий в судах второго уровня обусловила необходимость третьего уровня в подсистеме общих судов который в Законе представлен Апелляционным судом Украины. На четвертом уровне судебной системы находится Верховный Суд Украины который относительно общих судов наделен...
79963. Верховный Суд Украины 167 KB
  Верховный Суд Украины Учебные вопросы: Место Верховного Суда Украины в судебной системе Украины. Полномочия Верховного Суда Украины. Структура и состав Верховного суда Украины. Место Верховного Суда Украины в судебной системе Украины закреплено на конституционном уровне: Высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции является Верховный Суд Украины п.