34397

Сущность планирования. Директивное, индикативное, стратегическое планирование, их характеристика

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

При формировании рыночных отношений в Республике Беларусь необходимо видение перспектив ее экономического и социального развития. Планирование это процесс принятия управленческого решения основанный на обработке исходной информации и включающий в себя определение и научную постановку целей средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и выбора наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития. Суть планирования состоит не в разработке и доведении многочисленных показателей до...

Русский

2013-09-08

47 KB

122 чел.

Вопрос №2

Сущность планирования. Директивное, индикативное, стратегическое планирование, их характеристика

Планирование можно рассматривать как специфическую форму общественной практики людей и как функцию управления. Оно является действенным инструментом реализации экономической и социальной политики государства. В бывших социалистических странах планирование - централизованное директивное - было основной формой управления народным хозяйством. Социалистический строй стал историей, однако значение планирования в социально-экономическом развитии стран постоянно возрастает.

Планирование как форма государственного регулирования используется во многих странах, уживаясь с рыночными принципами ведения хозяйства. При формировании рыночных отношений в Республике Беларусь необходимо видение перспектив ее экономического и социального развития. Применение экономических механизмов рынка в сочетании с научно обоснованным планированием и прогнозированием требует нового подхода к государственному регулированию экономики, принципиально изменяет содержание общегосударственного планирования и прогнозирования.

Планирование - это процесс принятия управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий в себя определение и научную постановку целей, средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и выбора наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития.

Общегосударственное планирование увязывает все факторы производства, поддерживает сбалансированность натурально-вещественных и стоимостных потоков, обеспечивает рациональное и эффективное использование ресурсов для достижения поставленных целей и задач, что отражается в плановом документе (плане). Суть планирования состоит не в разработке и доведении многочисленных показателей до исполнителей, а в научной постановке целей предстоящего развития и выработке действенных средств их реального достижения.

По форме проявления и содержанию планирование может быть директивным, индикативным, стратегическим. Директивное планирование представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и обеспечения их выполнения. Директивные планы обязательны для всех исполнителей, а должностные лица за невыполнение заданий плана несут ответственность. Директивное планирование как основная форма государственного регулирования экономики применялось в СССР и социалистических странах Восточной Европы. Посредством директивных планов центр оказывал прямое воздействие на все звенья и сферы народного хозяйства. Планы носили адресный характер и отличались чрезмерной детализацией. Но они часто не выполнялись и полностью себя дискредитировали.

Однако неудачный опыт использования директивного планирования в соцстранах не должен исключать возможности его применения при решении важных общенациональных проблем. Директивное планирование, будучи альтернативой рыночной самонастройке, не является антиподом рынку. Это продукт и важный инструмент, практикуемый не только государством, но и самим бизнесом. Опыт директивного планирования социалистической экономики свидетельствует о его больших возможностях при решении глобальных задач: индустриализации страны, структурном преобразовании производства, создании военно-производственного потенциала и т.д. Но применять директивное планирование целесообразно лишь в чрезвычайных или отягощенных ситуациях - война, депрессия, кризис, стихийное бедствие. При этом его масштабы и сроки должны быть строго ограничены.

Наиболее распространено в мире индикативное планирование как средство реализации социально-экономической политики государства, основной метод воздействия на функционирование рыночной экономики. Оно обеспечивает решение многих вопросов социально-экономического развития, когда только рыночными методами без мер государственного воздействия не обойтись.

Индикативное(рекомендательное) планирование - это процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующих государственной социально-экономической политике, и установление мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных индикаторов. В качестве индикаторов социально-экономического развития выступают показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движение цен, занятость, уровень жизни населения, внешнеэкономические связи и т.д. Взаимоувязанная и внутренне сбалансированная система этих показателей (индикаторов) дает количественную характеристику социально-экономической политики государства, на реализацию которой будут направлены все меры государственного регулирования.

Главное содержание индикативного планирования состоит в обосновании целей, задач, направлений и методов реализации государственной социально-экономической политики и является весьма действенной формой организации взаимодействия всех государственных органов управления как между собой, так и с региональными органами управления в интересах совершенствования экономической системы и отдельных ее элементов в соответствии с задачами социально-экономического развития. Роль индикативного плана состоит именно в том, чтобы указать, где нужно вмешаться государству и только тогда, если рынок этого не может или не хочет.

Государство директивно не воздействует на производителей, но крупный капитал заинтересован в сотрудничестве с государством, так как нуждается в помощи при продвижении продукции на мировой рынок, привлечении иностранных инвестиций и т.д. Не сковывая инициативы частного бизнеса, индикативные планы помогают намечать общий курс управления предприятиями, информируя их о потенциальном спросе, положении дел в смежных отраслях, состоянии рынка рабочей силы и т.д. Без них нельзя обосновать инвестиции, они влияют на правительственные расходы (утверждение годовых бюджетов происходит с учетом плановых наметок).

Индикативные планы позволяют органично и взаимоувязано соединить в едином документе концепции социально-экономической политики государства, прогнозы функционирования экономики, государственные программы, систему экономических регуляторов, поставки для государственных нужд, объемы государственных капитальных вложений, а также вопросы управления государственными предприятиями. Индикативный план опирается на приоритеты, под которые создаются механизмы стимулирования.

В Республике Беларусь на этапе становления рыночных отношений индикативное планирование является объективным и закономерным продолжением и развитием прогнозной деятельности, поскольку разрабатываемые в настоящее время прогнозы включают, кроме собственно прогноза, систему экономических регуляторов, государственные программы, поставки для государственных нужд, объемы централизованных капитальных вложений, т.е. выходят за пределы прогнозирования как чистого предвидения развития событий. Эффективность индикативного планирования доказана мировым опытом, особенно в Японии и Франции. Опираясь на государственный сектор, оно придает ускорение развитию национальной экономики.

Стратегическое планирование — это особый вид планирования, ориентированного, как правило, на долгосрочную перспективу и определяющего стратегические цели социально-экономического развития страны и направления их достижения. Формирование стратегии - это формирование и выделение целей, определение и выделение необходимых средств для достижения поставленных целей в долгосрочной перспективе.

Важнейшей проблемой государственного стратегического планирования является определение целей и правильное соотношение между целями и средствами. Стратегические цели связаны с удовлетворением потребностей людей. Но на их формирование влияют как внутренние, так и внешние факторы. В условиях ограниченных ресурсов (а это характерно для любого государства) выбор главных целей сопровождается ранжированием приоритетов. Отличительными особенностями стратегического планирования всегда будут:

*    выделение стратегических, имеющих определяющее значение для развития национальной экономики целей;

*    ресурсное обеспечение намеченных целей (по объему и структуре ресурсов);

*    учет влияния на развитие национальной экономики внешних и внутренних факторов.

Целью стратегического планирования является формирование на основе выбранных приоритетов достаточного экономического потенциала для будущего успешного развития национальной экономики. Реализуется стратегическое планирование в долгосрочных плановых документах, отражающих общегосударственное развитие в перспективе на 10-15 лет.

По периоду действия выделяют долгосрочные (10 и более лет), среднесрочные (как правило, 5 лет) и текущие (годовые) планы. В практике планирования используются все три вида планов, что обеспечивает преемственность планирования и достижение целей, разноудаленных по времени.

В условиях Республики Беларусь при переходе к рыночным отношениям планирование претерпевает существенные изменения. Это определяется его принципиально новой ролью и местом в системе государственного регулирования экономики, целями, содержанием и способами контроля за выполнением плана. На сегодняшний день нормативной основой государственного планирования в Республике Беларусь является Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь», принятый в 1998 год, а также национальная стратегия устойчивого развития РБ.

Программирование является важнейшей формой государственного регулирования экономики и разновидностью планирования. Его задача - обеспечить решение важнейших проблем развития национальной экономики, региональных, межотраслевых, отраслевых, научно-технических, социальных, экологических и других проблем. Программирование должно обеспечить комплексный подход и целенаправленное распределение ресурсов для решения обозначенной проблемы и достижения поставленной цели.

Программы могут разрабатываться на любом уровне управленческой иерархии, но всегда программа - это адресный, плановый документ директивного или индикативного характера. В зависимости от содержания, объекта и направления действия программы бывают социально-экономические, научно-технические, производственно-экономические, территориальные, организационно-хозяйственные, а также национальные, региональные, чрезвычайные и целевые.

Национальные и региональные - это комплексные общехозяйственные программы, отражающие предпочтительный вариант социально-экономического развития страны в целом или ее отдельного региона.

Чрезвычайные программы обычно краткосрочные и разрабатываются в критических ситуациях: в условиях кризиса, массовой безработицы, опасной инфляции и т.д. Для их реализации широко используются средства административного воздействия. Примеры чрезвычайных программ: программа по восстановлению экономики Южной Кореи, программа по структурной перестройке и приватизации новых земель в Германии (после присоединения ГДР к ФРГ). В Республике Беларусь таким примером может служить Программа неотложных мер по выходу экономики республики из кризиса (1994-1995 гг.).

По периоду действия программы могут быть кратко-, средне- и долгосрочные. Наиболее распространены среднесрочные программы, разрабатываемые сроком на 5 лет с ежегодной их корректировкой (так называемое скользящее программирование).

Государственное программирование как инструмент и высшая форма государственного регулирования экономики широко применяется во многих странах: Франции, Японии, Нидерландах, скандинавских странах, Южной Корее, Германии, Австрии, Испании, Финляндии, Индии, Турции и др. Оно обеспечивает комплексное использование всех элементов государственного регулирования для достижения поставленной цели и, в основном, носит индикативный, т.е. рекомендательно-регулирующий характер.

В нашей республике в соответствии с Законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» программирование выступает как основная форма государственного регулирования экономики и реализуется через Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу (пять лет), программы социально-экономического развития народно-хозяйственных комплексов, отраслей, административно-хозяйственных единиц, целевые комплексные программы по наиболее значимым государственным и межгосударственным проблемам.

Практика показала, что в современных условиях программирование стало важнейшим инструментом решения стратегических, масштабных, а также тактических ключевых проблем социально-экономического развития страны.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7694. Урок как основная форма организации обучения. Подготовка учителя к уроку 253.18 KB
  Тема:Урок как основная форма организации обучения. Подготовка учителя к уроку. ПЛАН Общая характеристика классно-урочной системы. Характеристика урока как основной формы организацииобучения. Современные требования...
7695. Экскурсия как форма организации обучения и воспитания. Методика проведения экскурсий 84.5 KB
  Тема: Экскурсия как форма организации обучения и воспитания. Методика проведения экскурсий. План Сущность экскурсий. Функции экскурсий. Виды экскурсий. Методика проведения экскурсий. Виды экскурсий (примеры). Сущность экскурсий Наряд...
7696. Домашняя работа учащихся и её роль в овладении знаниями 65.5 KB
  Тема: Домашняя работа учащихся и её роль в овладении знаниями. План Сущность домашней работы учащихся и её роль в овладении знаниями. Основные недостатки домашней работы школьников. Правила домашней работы школьников.Сущность домаш...
7697. Разнообразие форм организации обучения и особенности их использования в начальной школе 58.5 KB
  Разнообразие форм организации обучения и особенности их использования в начальной школе. Форма обучения - это способ организации учебного процесса, который осуществляется в определенном порядке и режиме это способ внешней организации дея...
7698. Обучение как составная часть педагогического процесса. Сущность процесса обучения 55.5 KB
  Обучение как составная часть педагогического процесса. Сущность процесса обучения. План Понятие о процессе обучения. Функции процесса обучения структура процесса обучения. Основы деятельности учителя и учащихся в процессе обучения...
7699. Закономерности физического и духовного развития 30.5 KB
  Закономерности физического и духовного развития. Развитие - 1. процесс и результат количественных и качественных изменений человека 2. процесс физического, психического, социального с...
7700. Исторический обзор организационных форм обучения 65.5 KB
  Тема: Исторический обзор организационных форм обучения Под организационной формой обучения понимают способ внешней организации деятельности учителя и учащихся в процессе обучения (например: урок, факультатив, экскурсия, консультация, дополнительные ...
7701. Контроль результатов обучения 35.82 KB
  Тема: Контроль результатов обучения. План Функции контроля знаний Виды контроля Методы контроля Формы контроля знаний 1. Функции контроля знаний Контроль - обязательная часть процесса обучения, это инструмент, измеряющий резу...
7702. Методы педагогического исследования и опыт их применения студентами 45.3 KB
  ТЕМА: Методы педагогического исследования и опыт их применения студентами. Под педагогическим исследованием понимается процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре, ме...