34399

Исторический аспект развития прогнозирования и планирования

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Экономическая мысль совершая поиск путей становления системы планирования испытывала колебания вступала в противоборство допуская ошибки и избавляясь от них под влиянием реальных явлений хозяйственной жизни. Рассмотрим становление и совершенствование прогнозирования и планирования в бывшем СССР и развитых зарубежных странах. Первый долгосрочный план который представляет интерес с точки зрения общей методологии планирования это план ГОЭЛРО государственный план электрификации России разработанный в 1920 г.

Русский

2013-09-08

26 KB

115 чел.

Вопрос №4

Исторический аспект развития прогнозирования и планирования.

История свидетельствует о том, что прогнозирование возникло много столетий тому назад. План как система экономических мероприятий в хозяйстве возник вместе с появлением разделения и кооперации труда и служит программой хозяйствования в определенный временной период. При углублении разделения общественного труда появляется необходимость установления и поддержания пропорций. Экономическая мысль, совершая поиск путей становления системы планирования, испытывала колебания, вступала в противоборство, допуская ошибки и избавляясь от них под влиянием реальных явлений хозяйственной жизни. Рассмотрим становление и совершенствование прогнозирования и планирования в бывшем СССР и развитых зарубежных странах.

Первоначально в России, а затем в бывшем СССР планирование на макроуровне возникло в 20-е гг. XX в. В феврале 1920г. была создана Государственная комиссия по электрификации России. В 1921 г. на ее основе организован Государственный плановый комитет (Госплан). Председателем Госплана был назначен Г.М. Кржижановский, талантливый ученый и инженер-практик.

Первый долгосрочный план, который представляет интерес с точки зрения общей методологии планирования, — это план ГОЭЛРО (государственный план электрификации России), разработанный в 1920 г. В нем содержался анализ экономического положения страны в целом и по районам, представлена стратегия электрификации страны на 10 лет. При его разработке были использованы программно-целевой и балансовый методы. Впервые был составлен топливно-энергетический баланс страны.

Методы прогнозирования и планирования, становление которых началось с плана ГОЭЛРО, получили в дальнейшем значительное развитие.

Первые годовые планы содержали "контрольные цифры", не имевшие обязательного характера для отдельных предприятий, за исключением некоторых ключевых отраслей. С 1931 г. до конца 80-х гг. годовые планы становились строго обязательными к выполнению, т.е. носили директивный характер. Постепенно расширялся круг объектов планирования.

С 1928 г. в СССР, помимо детализированных годовых планов, стали разрабатываться пятилетние планы. Каждый план имел целевую направленность.

Среди первых попыток комплексного планирования в СССР важное значение имеет "балансовая таблица" национальной экономики в 1923—1924 гг., разработанная с участием В. Леонтьева, которая явилась основой модели "затраты—выпуск". В. Леонтьев, эмигрировавший в США, продолжал там работать над этой проблемой. Известная модель "затраты—выпуск" сейчас широко используется в США и других странах для прогнозирования экономики страны и мировой экономики.

СССР является родиной теории оптимального планирования. Существенный вклад в эту область исследования был внесен академиками В.С. Немчиновым, Л.В. Канторовичем, Н.П. Федоренко.

Важным этапом совершенствования планирования явилась реформа 1965 г., в результате которой стал осуществляться переход к экономическим методам управления. На первое место была поставлена прибыль.

Последующие этапы совершенствования прогнозирования и планирования (с начала 90-х гг. ) связаны с переходом к рынку и распадом СССР. Страны СНГ стали с учетом особенностей экономики осуществлять поиск подходов к планированию экономического и социального развития в условиях рыночных отношений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45315. Система и структура федеральных органов исполнительной власти 26 KB
  В систему федеральных органов исполнительной власти входят: Правительство РФ состоящее из Председателя Правительства РФ заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров; министерства и другие федеральные органы исполнительной власти которые определяются на основе Конституции РФ Федерального конституционного закона О Правительстве Российской Федерации других федеральных законов и указов Президента РФ. в Российской Федерации началась широкомасштабная административная реформа конечной целью которой...
45316. Структура Администрации Президента РФ 21.06 KB
  Президент РФ в целях осуществления своих полномочий создает специальные органы занимающиеся исполнением распоряжений и указов Президента РФ и осуществляющие специальные полномочия. К ним в первую очередь относятся: 1 Администрация Президента РФ; 2 Совет Безопасности РФ. Порядок формирования и компетенция Администрации Президента РФ устанавливается Указом Президента РФ от 25 марта 2004 г. 400 Об Администрации Президента Российской Федерации.
45317. Понятие конституции 24.6 KB
  Правовой статус главы местной администрации. Главой местной администрации может быть не только избираемый населением глава муниципального образования но и так называемый наемный менеджер муниципальный служащий принимаемый на работу по контракту. 37 Закона главой местной администрации может быть лицо назначаемое на должность главы местной администрации по контракту заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий определяемый уставом муниципального образования. В этом случае главой муниципального...
45318. Конституция - акт учредительной (верховной) власти 23.87 KB
  Иностранные граждане постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами. на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления а также органами государственной власти. В опросе граждан имеют право...
45319. Содержание, форма и основные свойства конституции 25.12 KB
  Правовой статус главы муниципального образования. Закона об общих принципах организации местного самоуправления уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы муниципального образования выборного должностного лица возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. Глава муниципального образования соединяет в своем правовом и фактическом статусе черты префекта департамента Франции и председателя исполкома местного Совета. Термин глава муниципального...
45320. Механизм защиты Конституции РФ 22.96 KB
  В конституционной практике Российской Федерации давно сложился ряд правовых форм способов защиты Конституции:1 процесс охраны Конституции Президентом Российской Федерации. Во-первых в качестве гаранта федеральной Конституции Президент Российской Федерации который наделяется прерогативами по защите конституционного строя прав и свобод человека и гражданина осуществлению мер по охране суверенитета РФ ее независимости и государственной целостности обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти. Суд наделен...
45321. Конституционный строй 19.94 KB
  Одним из ключевых институтов гражданской службы определенных Федеральным законом О государственной гражданской службе Российской Федерации является институт должности гражданской службы. Прохождение гражданской службы возможно только на должности государственной службы. При освобождении от должности и не будучи назначенным на другую должность лицо увольняется с гражданской службы. Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации должности...
45322. ИНСТИТУТ ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 27.9 KB
  Правовой статус депутата представительного органа мсу Закон об общих принципах организации местного самоуправления развивая нормы Конституции РФ весьма удачно решил проблему политикоправового статуса депутата других членов выборных органов. Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании п. Известно что в мировой истории становления демократических начал императивный мандат сыграл решающую роль при формировании парламентского...