34399

Исторический аспект развития прогнозирования и планирования

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Экономическая мысль совершая поиск путей становления системы планирования испытывала колебания вступала в противоборство допуская ошибки и избавляясь от них под влиянием реальных явлений хозяйственной жизни. Рассмотрим становление и совершенствование прогнозирования и планирования в бывшем СССР и развитых зарубежных странах. Первый долгосрочный план который представляет интерес с точки зрения общей методологии планирования это план ГОЭЛРО государственный план электрификации России разработанный в 1920 г.

Русский

2013-09-08

26 KB

103 чел.

Вопрос №4

Исторический аспект развития прогнозирования и планирования.

История свидетельствует о том, что прогнозирование возникло много столетий тому назад. План как система экономических мероприятий в хозяйстве возник вместе с появлением разделения и кооперации труда и служит программой хозяйствования в определенный временной период. При углублении разделения общественного труда появляется необходимость установления и поддержания пропорций. Экономическая мысль, совершая поиск путей становления системы планирования, испытывала колебания, вступала в противоборство, допуская ошибки и избавляясь от них под влиянием реальных явлений хозяйственной жизни. Рассмотрим становление и совершенствование прогнозирования и планирования в бывшем СССР и развитых зарубежных странах.

Первоначально в России, а затем в бывшем СССР планирование на макроуровне возникло в 20-е гг. XX в. В феврале 1920г. была создана Государственная комиссия по электрификации России. В 1921 г. на ее основе организован Государственный плановый комитет (Госплан). Председателем Госплана был назначен Г.М. Кржижановский, талантливый ученый и инженер-практик.

Первый долгосрочный план, который представляет интерес с точки зрения общей методологии планирования, — это план ГОЭЛРО (государственный план электрификации России), разработанный в 1920 г. В нем содержался анализ экономического положения страны в целом и по районам, представлена стратегия электрификации страны на 10 лет. При его разработке были использованы программно-целевой и балансовый методы. Впервые был составлен топливно-энергетический баланс страны.

Методы прогнозирования и планирования, становление которых началось с плана ГОЭЛРО, получили в дальнейшем значительное развитие.

Первые годовые планы содержали "контрольные цифры", не имевшие обязательного характера для отдельных предприятий, за исключением некоторых ключевых отраслей. С 1931 г. до конца 80-х гг. годовые планы становились строго обязательными к выполнению, т.е. носили директивный характер. Постепенно расширялся круг объектов планирования.

С 1928 г. в СССР, помимо детализированных годовых планов, стали разрабатываться пятилетние планы. Каждый план имел целевую направленность.

Среди первых попыток комплексного планирования в СССР важное значение имеет "балансовая таблица" национальной экономики в 1923—1924 гг., разработанная с участием В. Леонтьева, которая явилась основой модели "затраты—выпуск". В. Леонтьев, эмигрировавший в США, продолжал там работать над этой проблемой. Известная модель "затраты—выпуск" сейчас широко используется в США и других странах для прогнозирования экономики страны и мировой экономики.

СССР является родиной теории оптимального планирования. Существенный вклад в эту область исследования был внесен академиками В.С. Немчиновым, Л.В. Канторовичем, Н.П. Федоренко.

Важным этапом совершенствования планирования явилась реформа 1965 г., в результате которой стал осуществляться переход к экономическим методам управления. На первое место была поставлена прибыль.

Последующие этапы совершенствования прогнозирования и планирования (с начала 90-х гг. ) связаны с переходом к рынку и распадом СССР. Страны СНГ стали с учетом особенностей экономики осуществлять поиск подходов к планированию экономического и социального развития в условиях рыночных отношений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60191. Свято «Прощавай, початкова школа!» 53.5 KB
  Звучить святкова музика. Лунають фанфари. 1учень. Слухайте! 2 учень. Слухайте! 1учень. І не кажіть, що ви не чули! 2учень. І не кажіть, що ви не бачили! 1 учень. Сьогодні в нашому шкільному королівстві – свято!
60192. Сценарій тематичного вечора Дня Матері на тему «Рідна мати моя» 73 KB
  Спливли роки мов човник по воді І ведмежа стареньке десь поділось Та очі мами сині та сумні Моїм дитинством вранці подивились Анастасія Клєцова Руда Дитинство Ведуча 2 Кожна мама дає дитині свій наказ свою любов.
60193. Сценарій виховного заходу «Від зернини до хлібини» 72 KB
  Мета: Поглибити знання учнів про походження хліба, розвивати знання про професії, повязані з вирощуванням зернових культур,різновиди зернових культур. Виховувати любов до хліба, та бережливе ставлення до нього; повагу і пошану до людей хліборобської професії.
60195. Я люблю Україну, Позакласний захід для учнів початкової школи 90 KB
  Чи вірите що є такі квіти кульбабки та куль дідки Ні. Чи вірите що соком калини можна лікуватися від простудних захворювань і від авітамінозі Так. що сич заморожує на зиму в дуплі як у холодильникумишей і птахів Так. –що в Карпатах ростуть смереки Так.
60196. В гостях у доктора Пилюлькина. Устный журнал для учащихся 2 - 4 классов 46 KB
  Цели: расширить знания учащихся о вирусных заболеваниях, создать условия для формирования навыков здорового образа жизни, развивать творческие способности учащихся, воспитывать чувство товарищества.
60197. Життя без насильства 42 KB
  Мета ознайомити дітей з документами які захищають їх права; теоретично обґрунтувати сутність насильства зясувати основні причини насильства над дітьми в середовищі сімї та виявлення шляхів його подолання.