34399

Исторический аспект развития прогнозирования и планирования

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Экономическая мысль совершая поиск путей становления системы планирования испытывала колебания вступала в противоборство допуская ошибки и избавляясь от них под влиянием реальных явлений хозяйственной жизни. Рассмотрим становление и совершенствование прогнозирования и планирования в бывшем СССР и развитых зарубежных странах. Первый долгосрочный план который представляет интерес с точки зрения общей методологии планирования это план ГОЭЛРО государственный план электрификации России разработанный в 1920 г.

Русский

2013-09-08

26 KB

129 чел.

Вопрос №4

Исторический аспект развития прогнозирования и планирования.

История свидетельствует о том, что прогнозирование возникло много столетий тому назад. План как система экономических мероприятий в хозяйстве возник вместе с появлением разделения и кооперации труда и служит программой хозяйствования в определенный временной период. При углублении разделения общественного труда появляется необходимость установления и поддержания пропорций. Экономическая мысль, совершая поиск путей становления системы планирования, испытывала колебания, вступала в противоборство, допуская ошибки и избавляясь от них под влиянием реальных явлений хозяйственной жизни. Рассмотрим становление и совершенствование прогнозирования и планирования в бывшем СССР и развитых зарубежных странах.

Первоначально в России, а затем в бывшем СССР планирование на макроуровне возникло в 20-е гг. XX в. В феврале 1920г. была создана Государственная комиссия по электрификации России. В 1921 г. на ее основе организован Государственный плановый комитет (Госплан). Председателем Госплана был назначен Г.М. Кржижановский, талантливый ученый и инженер-практик.

Первый долгосрочный план, который представляет интерес с точки зрения общей методологии планирования, — это план ГОЭЛРО (государственный план электрификации России), разработанный в 1920 г. В нем содержался анализ экономического положения страны в целом и по районам, представлена стратегия электрификации страны на 10 лет. При его разработке были использованы программно-целевой и балансовый методы. Впервые был составлен топливно-энергетический баланс страны.

Методы прогнозирования и планирования, становление которых началось с плана ГОЭЛРО, получили в дальнейшем значительное развитие.

Первые годовые планы содержали "контрольные цифры", не имевшие обязательного характера для отдельных предприятий, за исключением некоторых ключевых отраслей. С 1931 г. до конца 80-х гг. годовые планы становились строго обязательными к выполнению, т.е. носили директивный характер. Постепенно расширялся круг объектов планирования.

С 1928 г. в СССР, помимо детализированных годовых планов, стали разрабатываться пятилетние планы. Каждый план имел целевую направленность.

Среди первых попыток комплексного планирования в СССР важное значение имеет "балансовая таблица" национальной экономики в 1923—1924 гг., разработанная с участием В. Леонтьева, которая явилась основой модели "затраты—выпуск". В. Леонтьев, эмигрировавший в США, продолжал там работать над этой проблемой. Известная модель "затраты—выпуск" сейчас широко используется в США и других странах для прогнозирования экономики страны и мировой экономики.

СССР является родиной теории оптимального планирования. Существенный вклад в эту область исследования был внесен академиками В.С. Немчиновым, Л.В. Канторовичем, Н.П. Федоренко.

Важным этапом совершенствования планирования явилась реформа 1965 г., в результате которой стал осуществляться переход к экономическим методам управления. На первое место была поставлена прибыль.

Последующие этапы совершенствования прогнозирования и планирования (с начала 90-х гг. ) связаны с переходом к рынку и распадом СССР. Страны СНГ стали с учетом особенностей экономики осуществлять поиск подходов к планированию экономического и социального развития в условиях рыночных отношений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55970. Мовні шаради як спосіб активізації пізнавальної діяльності учнів на уроках української мови та в позакласній роботі 206 KB
  Так як людина реалізується в культурі думки, культурі праці й культурі мови, то важливим елементом виховання справжньої культурної людини є саме переконаність учителя в тому, що його учні уміють правильно говорити і писати, добирати мовно-виражальні засоби відповідно до мети та обставин спілкування.
55972. Щедрівки «Ой сивая та і зозулечка», «Щедрик, щедрик щедрівочка», «Засівальна». Украинские колядки и щедровки 38 KB
  Розширити знання учнів про традиції українського народу; удосконалювати навички виразного читання; розвивати творче мислення, увагу; виховувати любов до читання.
55973. Видатний поет Англії - Вільям Шекспір 430 KB
  William was the eldest son and third child in the family. Very little is known about his life, especially about his early years. For several years he went to school in Stratford. He studied there for six years and besides reading and writing he was taught Latin and Greek.