34405

Прогнозирование и планирование на микроуровне. Методология разработки бизнес-планов

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

В связи с этим повышается роль прогнозов требуются расширение системы и совершенствование методов прогнозирования с целью повышения точности прогнозных расчетов и реальности проекта. Прогнозирование будущего развития предприятия самый значительный и сложный этап подготовки бизнесплана поскольку на основе результатов прогнозных расчетов определяются рамки проекта и требуемые ресурсы. Причем при реализации проекта в случае отклонения реальных данных от заложенных в проекте или изменения условий можно быстро уточнить расчеты вводя новую...

Русский

2013-09-08

50 KB

13 чел.

Вопрос №10

Прогнозирование и планирование на микроуровне. Методология разработки бизнес-планов

На микроуровне — уровне предприятия, организации объектами пип являются: спрос, производство продукции (выполнение услуг), потребность в материальных и трудовых ресурсах, издержки производства и реализации продукции, цепы, доходы предприятия, его техническое развитие. Результаты прогнозов являются основой для принятия управленческих решений.

Субъекты пип — планово-финансовые органы предприятия, маркетинговые и технические отделы.

Планы-прогнозы разрабатываются как в целом по предприятию, так и по его структурным подразделениям: цехам, участкам, службам. Формируются планы па перспективу, краткосрочные планы (год, квартал, месяц) и оперативные планы (сутки, декада).

При переходе к рыночным отношениям особая значимость стала придаваться бизнес-планам. Он разрабатывается для выработки стратегии предприятия.

Бизнес-план — документ, в котором анализируются возможности для начала или расширения бизнеса в какой-либо конкретной ситуации и дает четкое представление о том, каким образом менеджмент данной компании намерен использовать эти возможности.   Составлению бизнес-плана должен предшествовать анализ финансовой деятельности предприятия, рынка и технико-экономического исследования различных альтернатив развития предприятия.

Для принятия решения необходимо иметь достоверную и достаточную информацию. В связи с этим повышается роль прогнозов, требуются расширение системы и совершенствование методов прогнозирования с целью повышения точности прогнозных расчетов и реальности проекта.

Прогнозирование будущего развития предприятия — самый значительный и сложный этап подготовки бизнес-плана, поскольку на основе результатов прогнозных расчетов определяются рамки проекта и требуемые ресурсы. При прогнозировании показателей бизнес-плана целесообразно использовать методы: экспертные оценки, методы экстраполяции, факторные модели, методы оптимизации, нормативный метод.

Особая значимость должна придаваться прогнозированию спроса на продукцию (услуги), издержек производства и цен, исследовать внутренний и мировой рынки, осуществлять анализ эластичности спроса.

     Для разработки бизнес-планов рекомендуется применять пакеты программ. Наибольшее распространение получила методология по технико-экономическим исследованиям и обоснованию инвестиционных проектов, разработанная специалистами организации по промышленному развитию при ООН. Широко применяются программные продукты СОМРАК, РКОЛЕКТ ЕХРЕКТ и др.

Методология базируется на принципах расчета движения денежной наличности. Она имеет ряд преимуществ. 1) использование динамического метода расчета инвестиций или метода дисконтирования денежных потоков позволяет разновременные затраты и результаты приводить к единому моменту времени и оценивать проект в динамике в течение всего периода его осуществления.2)использование программного продукта типа СОМРАК, разработанного по этой методологии, дает возможность быстро проводить многовариантные расчеты и выбирать наиболее эффективный вариант. Причем при реализации проекта в случае отклонения реальных данных от заложенных в проекте или изменения условий можно быстро уточнить расчеты, вводя новую информацию. Расчеты можно производить на достаточно длительный период.

                             Примерная структура бизнес-плана

Резюме

1. Описание предприятия

2. Продукция и услуги

3. План маркетинга

  1.  Научно-исследовательские и проектпо-конструкторские работы
  2.  Производственный план

6. Организационный план управления предприятием

  1.  Реализация проекта
  2.  Финансовый план

9. Юридические аспекты
Приложения. Технические данные по продукции (карты техни
ческого уровня выпускаемой (осваиваемой) продукции, патентная,
сертификатная и другая документация, экспертные заключения по
продукции или рынкам.

Резюме. В резюме излагается суть проекта. Показывается, чем будущая продукция будет отличаться от продукции конкурентов и почему покупатели захотят приобрести именно ее, должны быть приведены основные финансовые результаты проекта: сведения о прогнозных объемах продаж, прибыль, уровень рентабельности, затраты и источники финансирования проекта, срок окупаемости затрат и возвращения банковского кредита, предполагаемая форма гарантии по кредиту (залог, государственные гарантии с указанием имеющихся решений, гарантии местных органов, банков и другие), следует подчеркнуть инвестиционную привлекательность, надежность, своевременность и техническую новизну проекта. Резюме готовится после завершения работы над основными разделами бизнес-плана.

В разделе "Описание предприятия" указываются отраслевая принадлежность, цель бизнес-плана (дерево целей), вид и номенклатура продукции, мощность предприятия и место его размещения, ориентация проекта, график его осуществления, основные мероприятия по разработке проекта.

Раздел "Продукция и услуги": информацию о продукции, новизне решения технических, технологических, потребительских и других проблем, сравнительный анализ продукции конкурентов, какие преимущества получает производитель и потребитель предлагаемой продукции, отражаются основные показатели качества продукции и организация ее сервисного обслуживания, защита ее особенностей или технологий ее изготовления патентами или авторскими свидетельствами, цена продукции и затраты па производство, примерная величина прибыли.

В разделе "План маркетинга":анализ рынка, производственной мощности, требуемой технологии и выбора места осуществления проекта, степень изучения рынка и принципиальные схемы сбыта продукции. Различают 2 вида информации о рынке: общая рыночная информация и конкретная информация об определенном сегменте рынка. Анализ рынка осуществляется по этапам. На первом этапе определяется целевой рынок для проекта, дается описание и анализ структуры этого рынка. На втором этапе анализируются потребители и сегментация рынка. Следует выделить вариант наиболее эффективного производства продукции и ее реализации.

Для обоснования выбранной стратегии необходимо дать оценку внешней среды предприятия: рынка труда, инфляции, технологии, продукции, конкуренции, общей оценки рынка, насыщенности рынка товарами-конкурентами, покупательной способности, ценовых ограничений, спроса, возможностей изменения потребительских свойств товара, культурных национальных особенностей, налогового законодательства и др.; собрать информацию о своих возможных конкурентах, их товаре, уровне качества и основных характеристиках продукции, уровне цен продукции конкурентов, их политике цен, объеме и условиях продаж, доходах, внедрении новых моделей, технологическом сервисе, а также определить крупнейшего производителя аналогичной продукции. Необходимо решить такие проблемы: как будет реализовываться продукция; как будут определяться цены па продукцию и какой предполагается уровень рентабельности; реклама и средства на нее; как предусматривается добиваться постоянного роста объема продаж; как будет организована служба сервиса и сколько на это потребуется средств.

На основе маркетинговых исследований осуществляются прогнозы спроса на продукцию, цен, издержек, прибыли, ресурсов. Проводятся многовариантные расчеты по производству продукции для принятия оптимального решения.

В разделе "Научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы": описываются оптимальные рамки проекта, обосновывается его выбор, приводится перечень компонентов проекта (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ), определяются соответствующие технологии, технологические процессы, которые предлагается использовать, виды и качество требуемого оборудования, источники и пути приобретения (лизинг, закупки, собственное производство). Оборудование классифицируется на производственное, вспомогательное, подсобное, запчасти и инструмент.

Раздел "Производственный план" должен показать, что экономический потенциал предприятия способен обеспечить производственную программу. Необходимо объективно оценить уровень экономического потенциала, уровня технологического потенциала предприятия, выделяемые группы технологического оборудования. Особое внимание следует обратить на вопросы материально-технического обеспечения проекта. Целесообразно представить альтернативные варианты поставки материальных ресурсов, оборудования. В этом разделе дается также характеристика трудового потенциала, данные по кадровому обеспечению предприятия. Обращается внимание на уровень управленческих кадров, консультантов, вопросы правовой защиты производства, сертификации, патентоведения, лицензирования, защиты торговой марки и др.

В разделе "Организационный план управления предприятием" : организационная схема предприятия, квалификационные требования, обосновывается необходимость привлечения специалистов. Следует обратить внимание на гибкость системы управления в случае изменения рыночных условий, объема производства или сбыта продукции, целесообразно представить принципиальную схему принятия решений по управлению.

Раздел "Реализация проекта": стадии осуществления проекта, выполнения услуг, включая такие этапы как заключение контрактов, разработку документации проекта, строительство объектов и пуск производства; финансовые последствия стадии реализации проекта с целью обеспечения его достаточными средствами как до начала производства, так и после него; выбор вариантов финансирования (собственные средства, акционерный капитал, кредит). Обязательным условием является участие собственного капитала предприятия в осуществлении проекта.

"Финансовый план" : отражаются как инвестиционные и производственные издержки. Состоит из ряда подразделов: план по прибыли; движение денежных потоков; анализ безубыточности, рентабельности, финансовый анализ отдельных видов продукции, чувствительности проекта к различным изменениям; риск и намечаемые меры по его снижению. При этом следует указать, в какой степени проект подвержен воздействию непредсказуемых факторов, насколько данный проект можно рассматривать в качестве надежного капитала; необходимо рассчитать: срок окупаемости; чистый дисконтированный доход; внутреннюю норму доходности.

Финансовая оценка проекта осуществляется на основе таких критериев, как чистый дисконтированный доход, внутренняя норма прибыли, период погашения задолженности.

В перечень документов, представляемых заемщиком для рассмотрения просьб о финансировании проекта за счет средств иностранных кредитов, входят следующие документы: технико-экономическое и финансовое обоснование проекта; финансовый прогноз деятельности заемщика на весь период реализации кредита, в котором должны быть указаны оценочные данные по росту объема реализации продукции, услуг, цены, прибыль, другие финансовые показатели и их обоснование, которые показывали бы, что заемщик действительно может реализовать проект и погасить свою задолженность в установленный срок. Такие же документы понадобятся для привлечения партнеров по совместным предприятиям, чтобы обеспечить поступление акционерного капитала.

Отражаются предполагаемый объем продаж, себестоимость продукции, возможные варианты приобретения сырья и реализации продукции.

Необходимо учитывать инфляционные процессы. Особенно сильное воздействие инфляции проявляется в тех случаях, когда проект осуществляется несколько лет. Поэтому как инвестиционные, так и производственные издержки следует корректировать на фактор инфляции.

В разделе "Юридические аспекты" указывается форма ведения дел, т.е. речь идет о форме и правовом статусе организации: частное владение, кооператив, государственное предприятие, совместное предприятие, акционерное общество и др.

          Экспертиза инвестиционных проектов. В процесс экспертизы выявляется соответствие проекта целям и приоритетам социально-экономического развития страны. С целью наиболее эффективного использования государственных средств отдается предпочтение проектам с ориентацией на экспорт, импортозамещепие, использование местного сырья, а также проектам, реализуемым путем создания различного рода хозяйственных групп, особое внимание обращается па глубину маркетинговых исследований по изучению рынка, достоверность прогнозов спроса на продукцию (услуги) и издержек производства, обоснованность объема продаж, осуществляется проверка на реальность проекта.

Центральное место при проведении экспертизы инвестиционных проектов занимает финансовый анализ. Анализируются: ликвидность, соотношение собственных и заемных средств, оборачиваемость капитала, прибыльность.

Сравнение различных инвестиционных проектов (или вариантов проекта) и выбор лучшего из них рекомендуется производить с использованием различных показателей, к которым относятся: чистый дисконтированный доход (ЧДД); индекс доходности (ИД); внутренняя норма доходности (ВНД); срок окупаемости (СО).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71204. Определение дефектов и болезней хлебных изделий 19.4 KB
  Теоретическая часть: Наиболее распространенными внешними дефектами хлеба являются: пониженный объем трещины пузыри и пятна на поверхности хлеба отсутствие глянца на корке излишне бледная или слишком темная окраска корки выпуклая или вогнутая верхняя корка боковые притиски расплывчатость.
71205. Изучение строения зелёных водорослей 38.5 KB
  Цель: изучить внешнее и клеточное строение водорослей найти черты низшего растения. Выявите признаки низшего растения в строении водорослей. Какова окраска водорослей Как вы думаете чем она обусловлена Определите разделено ли тело водоросли на органы Какие Как называется тело водорослей...
71206. Гармонический анализ сигналов 68.5 KB
  Цель: Приобрести навыки проведения преобразования Фурье расчета характеристик спектра очистки сигнала от шумов в частотной области. Задачи: Прямое и обратное преобразование Фурье быстрое преобразование Фурье. Краткие теоретические сведения Дискретное преобразование Фурье...
71210. Обработка результатов измерений с многократными наблюдениями 145.5 KB
  Цель работы: ознакомление с методикой обработки результатов измерений с многократными наблюдениями. Аппаратура: персональный компьютер. Лабораторное задание Ознакомиться с методикой выполнения работы на ЭВМ и ввести выборку наблюдений.
71211. Сортировка и фильтрация списков 104.5 KB
  Цель работы: изучение способов сортировки и фильтрации списков в табличном процессоре Excel. Задание Изучить порядок сортировки и фильтрации списков в Excel. В соответствии с заданием, указанным в таблицах вариантов, выполнить сортировку и фильтрацию списка...