34407

Методы экспертных оценок, их сущность. Индивидуальные и коллективные экспертные оценки, их разновидности и характеристика

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

1метод интервью беседа прогнозиста с экспертом по схеме вопрос ответ относительно перспектив развития прогнозируемого объекта 2 аналитический мд самостоятельная работа эксперта над анализом развития прогнозируемого объекта. Прогнозный сценарий определяет стратегию развития объекта. Коллективные экспертные оценки предполагают согласованность мнений экспертов по направлениям развития объекта: 1 м. Используется ряд приемов предполагающих систематизированное рассмотрение характеристик объекта.

Русский

2013-09-08

26 KB

42 чел.

Вопрос №12

Методы экспертных оценок, их сущность. Индивидуальные и коллективные экспертные оценки, их разновидности и характеристика

Сущность методов- в основу закладывается мнение специалиста или коллектива специалистов, основанное на профессиональном, научном или практическом опыте. Выделяют индивидуальные и коллективные экспертные оценки.

Индивидуальные основаны на использовании мнений экспертов- специалистов.

    1)метод интервью  - беседа прогнозиста с экспертом по схеме «вопрос – ответ» относительно перспектив развития прогнозируемого объекта

    2) аналитический м-д  самостоятельная работа эксперта над анализом развития прогнозируемого объекта. Свои выводы эксперт оформляет в виде докладной записки

 Преимущество метода – возможность максимального использования индивидуальных способностей эксперта, но этот метод мало пригоден для прогноз-ия сложных систем.

     3) м. написания сценариев – м.б. индивидуальный и коллективный.

 Основан на определении логики процесса во времени при различных условиях. Прогнозный сценарий определяет стратегию развития объекта. Он должен отражать  последовательное решение задачи и возможные препятствия.

Коллективные экспертные оценки предполагают согласованность мнений экспертов по направлениям развития объекта:

     1) м. коллективной генерации идей (мозговой атаки)

     Вначале формируются группы экспертов (10-15 чел.), затем формулируется проблемная ситуация, на 3-ем этапе непосредственно генерируются идеи, критика в это время не допускается, затем осуществляется критика идей, даются оценки идеям и выделяются практически реализуемые идеи.

      2) метод «635» - 6 участников должны записать по 3 идеи в течении 5 мин. За полчаса каждый запишет по 18 идей, в общем 108. Структура идей д.б. четко определена.

      3) м. Дельфи – проводится индивидуальный опрос экспертов в форме анкет, затем результаты обрабатываются на ЭВМ и формируется коллективное мнение группы. Метод используется при прогноз-ии развития науки и техники, инвестиций и т.д.

      4) м. написания сценариев.

      5) м. «дерево целей»- дерево, выражающее отношение между вершинами-этапами или проблемами достижения целей. Дерево целей предполагает выделение нескольких структурных уровней. Каждая вершина- цель для всех исходящих ветвей.

      6) м. морфологического анализа – выбор наиболее приемлемого решения проблемы из числа возможных. Используется ряд приемов, предполагающих систематизированное рассмотрение характеристик объекта. Используется при прогнозировании фундаментальных исследований.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32356. Психологические основы обучения. Учение как процесс и ка деятельность. Основные модели обучения 17.22 KB
  Основные модели обучения. Учение как организованный процесс является стороной обучения и является продуктом учебной деятельности. Компоненты обучения: Целевой цели и задачи Содержание учебная программа Деятельностный деятельность педагога и учащихся Результативный оценка самооценка Функции обучения: Образовательная усвоение ЗУНов Воспитательная ценностное отношение к миру Развивающая установление взаимосвязи между явлениями и факторами Обучение целенаправленная познавательная деятельность учащихся направленная на усвоение ими...
32357. Общее понятие о темпераменте. Свойства и типы темперамента, их проявление в деятельности и поведении 16.91 KB
  Темперамент врожденные индивидуальные особенности человека обусловливающие динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности особенности приспособления к окружающей среде. Они определяют динамику различной деятельности человека игровой учебной трудовой рекреационной: Реактивность степень непроизвольности реакций человека на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы. Пластичность легкость гибкость и быстрота приспособления человека к меняющимся внешним...
32358. Самосознание личности. Структура самосознания. Развитие самосознания в онтогенезе 18.56 KB
  Таким образом самосознание включает в себя: Самопознание интеллектуальные аспекты познания себя Самоотношение эмоциональное отношение к самому себе В целом можно выделить три пласта сознания человека: Отношение к себе Ожидание отношения других людей к себе атрибутная проекция Отношение к другим людям: эгоцентрический уровень отношений если мне помогают то это хорошие люди группоцентрический уровень если принадлежит к моей группе то он хороший просоциальный уровень поступай с другими так как хотел чтобы поступали стобой ...
32359. Общие понятия о характере. Структура характера. Типология характера 13.96 KB
  Структура характера. Типология характера. В структуре личности характера занимает центральное место объединяя все другие свойства и особенности поведения: Влияет на познавательные процессы На эмоциональную жизнь На мотивацию и волю Определяет индивидуальность и своеобразие личности Характер человека сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течении жизни индивидуальными чертами. Структура характера: Черты выражающие направленность личности устойчивые потребности установки интересы склонности идеалы цели...
32360. Групповая и совместная деятельность. Факторы эффективности групповой и совместной деятельности 15.38 KB
  Факторы эффективности групповой и совместной деятельности. Совместимость способность членов группы к совместной деятельности. Виды совместимости: Психофизиологическая определенное сходство характеристик людей и на этой основе согласованность их эмоциональных и поведенческих реакций синхронизация темпа совместной деятельности. Критерии оценки: Результаты деятельности.
32361. Психологическая готовность ребенка к школе. Методы диагностики психологической готовности к обучению в школе 13.85 KB
  Психологическая готовность ребенка к школьному обучению необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Структура компоненты: Психоматорная готовность сбалансированность процессов возбуждения и торможения которая позволяет ребенку более длительное время сосредотачивать свое внимание способствует формированию произвольных форм поведения и познавательных процессов; развитие мелких мышц руки и зрительно моторных координаций что создает...
32362. Метод тестов 19.05 KB
  Тесты отличаются от других методов исследования тем что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных а также своеобразную их последующему интерпретацию. Стал широко использоваться в психологии после публикации в 1980 работы Кетелла Умственные тесты и измерения которая была посвящена результатам тестирования студентов США. Виды тестов: По особенностям тестовых значений: вербальные невербальные По форме проведения: групповые индивидуальные В зависимости о наличия или отсутствия временных ограничений: скорости...
32363. Развитие супружеских отношений. Психологические аспекты отношений в браке. Динамика сексуальных отношений в браке 16.21 KB
  Модели семьи: Родительская модель индивид обучается супружескому поведению на основе идентификации родителей своего пола на основании поведения родителей противоположного пола строиться представление о том как должен вести себя партнер. В супружестве каждый из партнеров пытается приспособить свои реальные отношения с эталонными. Гармоничные отношения становятся возможными только в том случае если партнер своей внутренней программой напоминает родителей противоположного пола. В этом случае происходит перенос связей существовавших в...
32364. Психологические основы воспитания. Организация воспитания с учетом специфики различных категорий детей 13.68 KB
  Психология воспитания научает внутренние механизмы становления и развития личности в целом а также отдельные ее свойства. Воспитание социальное целенаправленное создание условий материальных духовных организованных для развития человека это целенаправленная деятельность призванная формировать у детей систему качеств личности взглядов и убеждений. Цели воспитания: Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности сочетающей в себе духовное богатство моральную чистоту и физическое совершенство. Воспитание социально компетентной...