34407

Методы экспертных оценок, их сущность. Индивидуальные и коллективные экспертные оценки, их разновидности и характеристика

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

1метод интервью беседа прогнозиста с экспертом по схеме вопрос – ответ относительно перспектив развития прогнозируемого объекта 2 аналитический мд самостоятельная работа эксперта над анализом развития прогнозируемого объекта. Прогнозный сценарий определяет стратегию развития объекта. Коллективные экспертные оценки предполагают согласованность мнений экспертов по направлениям развития объекта: 1 м. Используется ряд приемов предполагающих систематизированное рассмотрение характеристик объекта.

Русский

2013-09-08

26 KB

40 чел.

Вопрос №12

Методы экспертных оценок, их сущность. Индивидуальные и коллективные экспертные оценки, их разновидности и характеристика

Сущность методов- в основу закладывается мнение специалиста или коллектива специалистов, основанное на профессиональном, научном или практическом опыте. Выделяют индивидуальные и коллективные экспертные оценки.

Индивидуальные основаны на использовании мнений экспертов- специалистов.

    1)метод интервью  - беседа прогнозиста с экспертом по схеме «вопрос – ответ» относительно перспектив развития прогнозируемого объекта

    2) аналитический м-д  самостоятельная работа эксперта над анализом развития прогнозируемого объекта. Свои выводы эксперт оформляет в виде докладной записки

 Преимущество метода – возможность максимального использования индивидуальных способностей эксперта, но этот метод мало пригоден для прогноз-ия сложных систем.

     3) м. написания сценариев – м.б. индивидуальный и коллективный.

 Основан на определении логики процесса во времени при различных условиях. Прогнозный сценарий определяет стратегию развития объекта. Он должен отражать  последовательное решение задачи и возможные препятствия.

Коллективные экспертные оценки предполагают согласованность мнений экспертов по направлениям развития объекта:

     1) м. коллективной генерации идей (мозговой атаки)

     Вначале формируются группы экспертов (10-15 чел.), затем формулируется проблемная ситуация, на 3-ем этапе непосредственно генерируются идеи, критика в это время не допускается, затем осуществляется критика идей, даются оценки идеям и выделяются практически реализуемые идеи.

      2) метод «635» - 6 участников должны записать по 3 идеи в течении 5 мин. За полчаса каждый запишет по 18 идей, в общем 108. Структура идей д.б. четко определена.

      3) м. Дельфи – проводится индивидуальный опрос экспертов в форме анкет, затем результаты обрабатываются на ЭВМ и формируется коллективное мнение группы. Метод используется при прогноз-ии развития науки и техники, инвестиций и т.д.

      4) м. написания сценариев.

      5) м. «дерево целей»- дерево, выражающее отношение между вершинами-этапами или проблемами достижения целей. Дерево целей предполагает выделение нескольких структурных уровней. Каждая вершина- цель для всех исходящих ветвей.

      6) м. морфологического анализа – выбор наиболее приемлемого решения проблемы из числа возможных. Используется ряд приемов, предполагающих систематизированное рассмотрение характеристик объекта. Используется при прогнозировании фундаментальных исследований.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63272. Урок доброты 18.76 KB
  Аделя: Сегодня у нас с вами необычный урок урок доброты. Аделя: Итак что такое добро Где вы его встречали Дети отвечают Аделя: Да это все хорошее доброе красивое. Согласны Аделя: Добрые слова не лень Повторять мне трижды в день.
63278. Знакомство со школой. Урок- экскурсия 20.88 KB
  Учитель Здравствуйте дорогие ребята Дорогие дети вот вы и переступили порог чудесной страны Страны Знаний. Затем дети по очереди читают появившуюся у себя на листочке надпись например: школа парта коридор столовая.
63279. Розв’язування задач із переведенням числового масштабу в іменований 20.69 KB
  Мета: сформувати поняття про масштаб і його види навчити користуватися масштабом джля визначення реальних відстаней за допомогою плану карти і глобуса дати поняття про умовні знаки; розвивати просторове мислення; розвивати матемематичні здібності виховувати любов до картографії.