34416

Порядок разработки планов-прогнозов и утверждения важнейших показателей

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Порядок и сроки разработки плановпрогнозов экономического и социального развития определяются правительством. Основой разработки годовых плановпрогнозов являются: Национальная стратегия устойчивого социальноэкономического развития; Программа социальноэкономического развития на среднесрочную перспективу; Программы и решения президента и правительства по важнейшим направлениям экономического развития межгосударственные соглашения. Всю работу по составлению планапрогноза можно подразделить на ряд этапов: Аналитическая...

Русский

2013-09-08

38 KB

32 чел.

Вопрос № 21

Порядок разработки планов-прогнозов и утверждения важнейших показателей

Разработка планов-прогнозов представляет собой сложный процесс, в котором взаимосвязаны элементы научного предвидения тех или иных экономических явлений и принятия плановых решений.

Порядок и сроки разработки планов-прогнозов экономического и социального развития определяются правительством.

Основой разработки годовых планов-прогнозов являются:

  1.  Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития;
  2.  Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу;
  3.  Программы и решения президента и правительства по важнейшим направлениям экономического развития, межгосударственные соглашения.

В этих документах обосновываются главные цели, задачи преобразования экономики, сформирована ее перспективная модель.

Всю работу по составлению плана-прогноза можно подразделить на ряд этапов:

  1.  Аналитическая, научно-исследовательская и организационно-методическая работа;

На первом этапе аналитическая работа предполагает проведение комплексного анализа экономических и социальных процессов и явлений, оценку сложившейся социально-экономической ситуации, определение уровня развития и результатов реформирования экономики. Для проведения аналитической работы используются информация ряда предшествующих периодов и данные ожидаемого выполнения текущего плана-прогноза.

Научно-исследовательская и организационно-методическая работа сводится к поиску прогрессивных методов прогнозирования, разработке исследовательских вариантов макроэкономического прогноза, формированию методологических подходов и методических рекомендаций по прогнозированию важнейших показателей и пропорций национальной экономики, разработке нормативов. Главными исполнителями этого этапа являются республиканские (центральные) плановые органы, научно-исследовательские учреждения, органы государственной статистики.

  1.  Разработка Концепции прогноза социально-экономического развития;

На втором этапе Министерством экономики при взаимодействии с другими органами управления разрабатывается Концепция прогноза социально-экономического развития. В ней дается оценка социально-экономической ситуации, определение основных целей, представляются сценарии развития экономики и предложения по корректировке экономической политики и системы государственных регуляторов. Расчеты к Концепции прогноза носят ориентирующий характер и осуществляются в нескольких вариантах по узкому кругу важнейших макроэкономических показателей. При проведении расчетов выделяется несколько блоков взаимоувязанных показателей: цены и обменные курсы; показатели совокупного спроса и предложения; платежный баланс; финансовые и денежно-кредитные показатели.

Основные положения Концепции прогноза социально-экономического развития сообщаются Министерству финансов, Национальному банку, Министерству труда, Министерству внешнеэкономических связей, и другим республиканским и территориальным органам управления.

  1.  Разработка проекта плана-прогноза;

Третий этап связан с разработкой плана-прогноза на соответствующий год. План-прогноз разрабатывается Министерством экономики исходя из основных положений Концепции прогноза, нормативов, задающих и ориентирующих показателей, а также предложений министерств и региональных органов управления. На этом этапе формирования плана-прогноза, когда используются предложения других республиканских органов управления, основное внимание уделяется сбалансированности показателей.

В самом начале осуществляются расчеты прогнозных индексов цен, обменного курса, макроэкономических показателей и важнейших пропорций, уточняются социальные и экологические нормативы. При этом движение информации в процессе проведения расчетов по обоснованию показателей происходит в направлении от сводных показателей к сводно-ресурсным и сводно-функциональным и далее к отраслевым. При получении же предложений от других республиканских и территориальных органов управления предполагается движение информации в обратном направлении, т.е. от отраслевых к сводно-ресурсным и сводно-функциональным и далее к сводным макроэкономическим показателям. Согласованность показателей достигается посредством многократных итераций.

Министерством экономики определяются такие задающие показатели, как ВВП и его структура, прогнозные индексы цен, ряд других показателей, которые являются основой разработки Государственного бюджета и Основных направлений кредитно-денежной политики. В процессе разработки и уточнения прогноза осуществляется корректировка соответствующих экономических параметров, используемых Министерством финансов и Национальным банком в разрабатываемых ими документах. Республиканские органы исполнительной власти и государственные заказчики уточняют объемы финансирования для реализации республиканских целевых программ, на закупку продукции для республиканских нужд и представляют проекты заявок в Министерство экономики и Министерство финансов.

Правовой основой разработки планов-прогнозов являются законодательные и нормативные акты. В них содержатся принципиальная схема и порядок разработки системы государственных прогнозов и программ социально-экономического развития страны.

IV. Рассмотрение проекта плана-прогноза в Совете Министров, на комиссиях Национального Собрания, его уточнение и утверждение важнейших параметров социально-экономического развития.

На четвертом этапе подготовленный Министерством экономики план-прогноз социально-экономического развития представляется в Совет Министров для рассмотрения, затем после обсуждения и уточнения отдельных параметров направляется на рассмотрение Президенту и Национальному Собранию. Одновременно рассматриваются Государственный бюджет и Основные направления кредитно-денежной политики. При необходимости документы дорабатываются. В процессе доработки, осуществляемой посредством ряда итераций, участвуют Министерство экономики, Министерство финансов, Национальный банк и другие республиканские и территориальные органы управления. Взаимоувязка и обоснование показателей плана-прогноза экономического и социального развития осуществляется на основе существующей системы прогнозно-аналитических расчетов, включающей последовательность и взаимосвязь между отделами Министерства экономики и другими органами управления.

После уточнения отдельных показателей принимается (утверждается) Государственный бюджет, одобряется план-прогноз экономического и социального развития страны па соответствующий год, Президентом утверждаются важнейшие параметры развития экономики. До исполнителей доводятся целевые ориентиры социально-экономического развития, заказ на поставку продукции для государственных нужд, лимиты ресурсов и нормативы.

С целью обеспечения выполнения плана-прогноза и бюджета Совет Министров и другие органы управления осуществляют контроль и принимают соответствующие меры.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68872. ЗОВНІШНЬОЕКОНОМІЧНА ДІЯЛЬНІСТЬ ПІДПРИЄМСТВА 62 KB
  Зовнішньоекономічна діяльність підприємства може мати ряд напрямків пов’язаних з обміном товарів науковотехнічним співробітництвом спеціалізацією і кооперуванням наданням економічного і технічного сприяння створенню спільних підприємств фінансово-кредитними відносинами та іншими формами співробітництва.
68873. САНАЦІЯ І БАНКРУТСТВО ПІДПРИЄМСТВА 62 KB
  Банкрутство як елемент ринкових відносин стало реальністю української економіки. В економічно розвинутих країнах банкрутство (за винятком зловмисного) розглядають як нормальне явище господарського життя. За статистикою США близько 1% діючих у країні фірм щорічно стають банкрутами.
68876. ОРГАНІЗАЦІЯ ОСНОВНОГО ВИРОБНИЦТВА 127.5 KB
  Поняття і класифікація виробничих процесів Успішність діяльності будьякого підприємства залежить від ряду умов серед яких особливе місце належить організації виробництва. Під організацією виробництва розуміють сукупність методів раціонального поєднання процесів праці та матеріальних елементів...
68877. ПІДПРИЄМСТВО В СТРУКТУРІ НАЦІОНАЛЬНОЇ ЕКОНОМІКИ 100.5 KB
  Зміна організаційної структури правового поля призвела до введення в дію постановою ВР №424-IV від 16.01.2003р. Господарського кодексу, в якім зазначено, що підприємство – самостійний суб’єкт господарювання, створений компетентними органами державної влади або місцевого господарювання...
68878. ПРАВЛІННЯ ТА ПЛАНУВАННЯ ДІЯЛЬНОСТІ ПІДПРИЄМСТВА 91.5 KB
  Структура органів управління підприємством. Поняття принципи і методи управління промисловим виробництвом. Процес виробництва матеріальних благ вимагає двох видів праці: перший праця для створення матеріальних благ другий робота з координації першої праці тобто управління.
68879. ПЕРСОНАЛ ПІДПРИЄМСТВА ТА ПРОДУКТИВНІСТЬ ПРАЦІ 106 KB
  Якими б досконалими не були засоби виробництва, знаряддя праці, їх ефективне використання завжди залежатиме від головної виробничої сили – тих, хто працює. Кадри – це основний (штатний) склад працівників. Усі, хто працює, залежно від ступеня їх участі у виробничій діяльності...
68880. ОСНОВНІ ФОНДИ І ВИРОБНИЧІ ПОТУЖНОСТІ ПІДПРИЄМСТВА 142 KB
  Амортизація основних фондів підприємства. Поняття класифікація і структура основних виробничих фондів. Залежно від характеру участі основних фондів у процесі виробництва розрізняють основні виробничі та невиробничі фонди.