34420

Критерии и показатели эффективности общественного производства. Методы их прогнозирования и планирования

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Методы их прогнозирования и планирования Согласно экономической теории эффективность производства означает результативность т. Повышение эффективности производства – это рост результативности производства за счет лучшего использования ресурсов : материальных трудовых финансовых природных и т. Основной метод расчета эффективности – это сопоставление полезного результата производства с затратами или используемыми в производстве ресурсами.

Русский

2013-09-08

31 KB

10 чел.

Вопрос № 25

Критерии и показатели эффективности общественного производства. Методы их прогнозирования и планирования

Согласно экономической теории, эффективность производства означает результативность, т.е. соотношение результатам затрат.

Повышение эффективности производства – это рост результативности производства за счет лучшего использования ресурсов : материальных, трудовых, финансовых, природных и т.д.

Основной метод расчета эффективности – это сопоставление полезного результата производства с затратами или используемыми в производстве ресурсами.

Эффективность определяется на всех уровнях управления общественным производством и оценивается с использованием различных критериев,

Критерий эффективности - это основное мерило ее оценки. Он должен отражать как цель общественного производства, так и средства ее достижения. Критерием эффективности функционирования экономики является максимизация ВНП(ВВП) по отношению к затратам труда в общественном производстве. Эффективность деятельности фирмы характеризует рентабельность.

Среди важнейших показателей эффективности, характеризующих качество экономического роста, следует выделить материалоемкость, энергоемкость, фондоотдачу, производительность труда. Для международных сравнений экономического роста используется величина ВНП на душу населения и темпы роста этого показателя.

На макроуровне базой для расчета показателей эффективности производства является ВВП, на микроуровне — выпуск продукции в стоимостном выражении.

Материалоемкость и энергоемкость характеризуют эффективность использования сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. Материалоемкость и энергоемкость рассчитываются соответственно как отношение материальных и энергозатрат к выпуску продукции.

Измеряются материалоемкость и энергоемкость в рублях на рубль продукции. Снижение или рост этих показателей, как правило, показывается в процентах.

В Республике Беларусь в связи с обостряющейся проблемой ресурсосбережения этим показателям придается особая значимость. В связи с постоянным ростом цен на сырье, материалы и топливно-энергетические ресурсы в последние годы наблюдалась негативная тенденция изменения материалоемкости и ее составляющих (энергоемкости и металлоемкости). С целью снижения материалоемкости и энергоемкости продукции разрабатываются мероприятия организационного характера и внедрения в производство прогрессивной техники и ресурсосберегающих технологий. Совершенствуется структура экономики. Предусмотрено развивать эффективные интеграционные связи с другими странами и, прежде всего, с Россией.

Эффективность использования основных фондов характеризует фондоотдача. Рассчитывается фондоотдача путем отношения выпуска продукции к среднегодовой стоимости основных производственных фондов. Обратным показателем является фондоемкость.

Эффективность живого труда характеризует производительность труда. В целом по народному хозяйству производительность труда определяется путем отношения ВВП к численности занятых в народном хозяйстве. На микроуровне производительность труда рассчитывается как отношение выпуска продукции к среднесписочной численности работников.

При разработке планов-прогнозов определяется уровень производительности труда и темпы ее роста (снижения). На основе этого показателя производятся прогнозные расчеты потребности в рабочей силе отраслей материального производства. В условиях высокого уровня скрытой безработицы этот показатель временно теряет свою значимость.

Прогнозирование показателей эффективности производства предполагает проведение прогнозных расчетов каждого из них. Поскольку показатели используются для решения разнообразных задач и каждый показатель несет определенную смысловую нагрузку, необходимо из всей системы методов прогнозирования использовать те, с помощью которых можно достичь более высокой точности прогноза. Наиболее распространенными методами являются методы экспертных оценок в сочетании с методами экстраполяции, факторные модели и методы оптимизации.

На начальном этапе прогнозирования целесообразно выявить тенденции изменения показателей за предшествующий период и, используя методы подбора функций, скользящей средней, экспоненциального сглаживания с регулируемым трендом, адаптивного сглаживания, линейной регрессии и др., осуществить прогноз показателей на определенный период.

На следующих этапах целесообразно применить мпогофакторпые модели

у = f(.x1, х2, х3, ..., хn).

С использованием методов оптимизации и экономика-математических моделей рекомендуется формировать структуру производства продукции с учетом рационального использования сырьевых, топливно-энергетических и других производственных ресурсов.

Результаты прогнозных расчетов используются при определении потребностей в ресурсах. На этой основе принимается решение о производстве их в республике и импорте из зарубежных стран.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80859. ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО: ТИПЫ ФЕДЕРАЦИЙ, СПЕЦИФИКА РОССИИ 88.5 KB
  Распределение власти по вертикали между уровнями Федерации, Субъектов Федерации, МСУ. Верховенство Конституции РФ, Федеральных законов над Конституциями, законами субъектов Федерации (только по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов). Разделение властей
80860. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ 48.88 KB
  Гос политика это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем доступностью и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер. Она является средством позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области используя правовые экономические административные методы воздействия опираясь на ресурсы которые имеются в его распоряжении. Формирование и реализация госй политики обычно имеют 4 этапа политический цикл: 1й этап – опреде общественных...
80861. Структура федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) и Организация их деятельности 46.19 KB
  Функции ФОИВ руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ определяются указом Президента РФ. Функции ФОИВ руководство деятельностью которого осуществляет Правительство РФ постановлением Правительства РФ. Функции: выработка государственной политики и нормативноправовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ федеральный министр; Он не вправе осуществлять функции по контролю и надзору правоприменительные...
80862. Особенности государственного устройства и органы власти субъектов РФ 48.73 KB
  Среди субъектов РФ различают виды: республики края области автономную область города федерального значения и автономные округа. Частями субъектами российского государства являются национальные государства республики всего их 21; государственнотерриториальные образования края 6 области 49 города федерального значения 2; национальногосударственные образования 1 автономная область и 10 автономных округов. иметь свои конституции госный язык и госную символику; КРАЯ ОБЛАСТИ ГОРОДА ФЕДГО ЗНАЧЕНИЯ автономная область...
80863. Государственная служба как социально-правовой институт 48.6 KB
  Социальное понятие государственная служба очень многогранно и в широком смысле слова под государственной службой как социальным институтом понимается: исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности лиц находящихся на службе государства; особый вид социальной практики нацеленной в конечном итоге на реализацию функций государства на обеспечение прав и свобод граждан на создание благоприятных социальных условий для их достойной жизни; функция особого социального слоя людей государственных служащих...
80864. Критерии эффективности государственного управления. Взаимодействие общества и государства 44.77 KB
  Взаимодействие общества и государства. Государственное управление – это практическое организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность в целях ее упорядочения сохранения или преобразования которое опирается на власть. Эффективность гос управления – соотношение достигнутого результата целей управления с затраченными на это ресурсами.
80865. Особенности разрешения конфликтов в системе государственного и муниципального управления 46.19 KB
  Управление конфликтами – процесс целенаправленного воздействия на персонал с целью устранения причин породивших конфликт и перевод конфликта в рациональное русло для достижения желаемых результатов. Управление конфликтами включает в себя: прогнозирование конфликтов предупреждение одних и стимулирование других прекращение и подавление конфликтов их регулирование и разрешение. Прогнозирование конфликта – представление о будущем конфликте с определенной вероятностью указания времени и места действий. культуры нетерпимой к конфликтам в...
80866. Понятие и основные теории местного самоуправления 47.27 KB
  МСУ составляет одну из основ конституционного строя РФ. МСУ в РФ форма осуществления народом своей власти обеспечивающая в пределах установленных Конституцией РФ федеральными законами а в случаях установленных федеральными законами законами субъектов РФ самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и или через органы МСУ вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций ФЗ. МСУ является первичным уровнем публичной власти и системы управления в...
80867. Местные интересы, роль и функции местного самоуправления в обществе 45.02 KB
  Ориентация на учет местных интересов предопределяет роль и функции местного самоуправления в современном обществе. Политологи разделяют общество на три основных сектора каждому из которых отведены своя роль и свои функции. Если под этим углом зрения взглянуть на местное самоуправление то можно сделать вывод что в современном обществе оно выполняет все три перечисленные функции.