34422

Ценовая политика. Методы прогнозирования и регулирования цен

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Методы прогнозирования и регулирования цен. Цена является экономической категорией исторического характера. Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара.

Русский

2013-09-08

42.5 KB

48 чел.

Вопрос № 27

Ценовая политика. Методы прогнозирования и регулирования цен.

Цена является экономической категорией исторического характера. Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара. Однако в любом товарном производстве цены откланяются от стоимости.

При директивном планировании отклонения устанавливались в плановом порядке и применялись государством как экономический инструмент планового воздействия на производство, реализацию и использование продукции. Ценообразующие факторы подразделялись на 2 группы. Первая – факторы, воздействующие на величину стоимости продукции: техническая вооруженность труда, уровень квалификации работников, организация производства и труда, природный и географический факторы. Вторая – факторы, вызывающие отклонение цен от стоимости: при несоответствии спроса и предложения, для экономического стимулирования с помощью цен и рационального использования различных видов продукции.

В переходный период цена складывалась под влиянием рынка и государства. К факторам, влияющим на цены относятся: издержки производства и обращения, соотношение спроса и предложения, конкуренция, качество и полезность продукции, состояние денежного обращения, государственное регулирование цен.

Цена играет важную роль  в экономике. На микроуровне является регулятором производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия. На макроуровне формирует структуру экономики и сигнализирует о возникших диспропорций.

Функции цены:

1.планово-учетная – цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей экономики.

2.регулирующая – государство использует цены для регулирования экономических процессов, проведения социальной политики, стимулирования развития НТП.

3.распределительная и перераспределительная – распределение и перераспределение национального дохода между отраслями и секторами экономики.

4.балансирующая – цены обеспечивают сбалансированность спроса и предложения.

5.информационная – доведение до всех звеньев экономики и населения сведений об изменении цен, конъюнктуре рынка, предполагаемых инфляционных процессах.

Классификация цен:

1.Исходя из экономических особенностей продукции и характера ее обращения: оптовые, закупочные, цены на продукцию строительства, розничные, тарифы на услуги.

2.По способу установления цены: свободные и регулируемые. И др.

Важную роль в управлении процессами ценообразования играют разработка и осуществление определенной политики в этой области. Для переходного периода характерна политика либерализации цен. Ее цель – создание стимулов для производства и обеспечение структурной трансформации экономики на основе рыночных критериев. Для этого должны быть созданы необходимые предпосылки в денежно-кредитной, валютной и налоговой сферах, проведение институциональных изменений. Государственная политика в области цен должна быть направлена на защиту интересов потребителей и отечественных производителей в целях обеспечения  конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешних рынках. Степень государственного вмешательства должна дифференцироваться в зависимости от видов товаров и их социальной значимости, состояния конкурентной среды, производителя продукции.

Важнейшими направлениями ценовой политики в РБ являются:

  1.  регулирование цен на социально-значимые товары и слуги, продукцию предприятий-монополистов, базовых отраслей – ТЭК, транспорта и связи, жкх;
  2.  политика свободных цен. Цены должны формироваться на основе их себестоимости, прибыли, всех видов налогов, потребительских свойств продукции, конъюнктуры рынка.
  3.  защита собственных товаропроизводителей, цены на импортные товара на внутреннем рынке не должны быть ниже цен на товары отечественного производства.
  4.  сближение ценовой политики РБ с ценовой политикой РФ
  5.  переход к закупкам продукции для государственных нужд по ценам, устанавливаемым на основе открытых тендеров.

На современном этапе  возникает необходимость применения эффективных методов управления ценообразованием, повышается значимость научного предвидения и анализа возможных вариантов системы цен.

На макроуровне должны производиться прогнозные расчеты изменения цен по отраслям экономики, потребительских цен, цен экспорта (импорта), сводного индекса цен и осуществляться государственное регулирование цен.

На микроуровне необходимо проводить исследования эластичности спроса на продукцию, изменения издержек под влиянием внешних и внутренних факторов, изучение уровня качества и уникальности своего товара, цен конкурентов.

Методы прогнозирования цен

  1.  Методы эксперных оценок. Они применяются при:

- анализе и прогнозировании национальных и мировых товарных рынков.

- формировании однородных групп продукции, выборе базового изделия.

- выборе из всего набора параметров анализируемого изделия главных свойств и их ранжирование по степени значимости для потребителя.

- определение свойств изделия, которые в большей степени влияют на динамику затрат.

- оценке технического уровня и конкурентоспособности продукции с учетом цен.

Среди индивидуальных экспертных оценок применяются – методы интервью и анкетирование. К коллективным экспертным оценка относятся – методы «комиссии», «мозговой атаки», «Дельфи». Обработка экспертных оценок осуществляется методом ранговой корреляции.

  1.  Параметрические модели и методы прогнозирования.  

Основу этих методов составляют количественные зависимости между ценами и основными потребительскими свойствами продукции или уровнем качества изделий в пределах параметрического ряда  (это группа продукции, которая однородна по конструкции и технологии изготовления, имеет одинаковое или сходное назначение и различается количественным уровнем потребительских свойств).

Эти методы используются в тех случаях, когда конкурентоспособность продукции, ее качество являются важными ценообразующими факторами.  К ним относятся методы:

- удельной цены используется для расчета и анализа затрат и цен товаров, характеризующихся основным параметром качества (производительность, мощность, содержание полезного компонента, емкость и др.)

- структурной аналогии – по однотипной продукции определяется себестоимость по элементам затрат, затем нормативным методом определяется  абсолютная величина материальных затрат по новому изделию. Зная величину того или иного вида затрат  по основному изделию и его удельный вес в структуре себестоимости можно рассчитать себестоимость нового изделия .

- агрегатный – цена нового изделия определяется путем суммирования цен отдельных конструктивных частей с добавлением стоимости оригинальных узлов и деталей.

- балловый – цены формируются  на основе эксперных оценок значимости параметров качества изделия для потребителей. Каждому параметру присваивается определенной число баллов, суммирование которых дает оценку технико-экономического уровня изделия. Умножением суммы баллов по новому изделию на стоимостную оценку одного балла изделия-эталона определяется ориентировочная стоимость нового изделия.

- корреляционно-регрессионного анализа – строится уравнение регрессии и определяется зависимость цены от влияющих на нее факторов.

3.Модели прогнозирования индексов цен.

Индекс цен – это показатель, отражающий движения цен. Рассчитываются индексы:

-оптовых цен – отражает изменение цен на сырье, материалы, полуфабрикаты, топливно-энергитические ресурсы, конечные виды продукции на оптовом рынке;

- потребительских цен – определяет изменение во времени стоимости фиксированного набора товаров и услуг, потребляемых населением;

- цен (дефлятор) ВВП характеризует изменение общего индекса цен.

На основе индексов цен определяются темпы инфляции, осуществляется соизмерение затрат с результатами, анализируется и прогнозируется производственная и торговая деятельность. Они используются при разработке социально-экономических прогнозов.

4Динамическая макромодель рыночного ценообразования.

Она базируется на динамических моделях расчета макропоказателей (ВВ, капиталоемкости ВВП и др.) и расчета уровня цен в зависимости от спроса и предложения.

5.Регрессионные модели.

Эти модели позволяют рссчитать индекс цен в зависимости от влияющих факторов, т.е. формируется многофакторная модель, где индекс цен выступает как функция от факторов

6.Метод определения цен на основе издержек производства

Цена на товар определяется исходя из издержек производства. Себестоимость рассчитывается по элементам и статьям затрат, определяются переменные и постоянные издержки. Прибыль в цене определяется по средней сложившейся рентабельности на продукцию или по установленному нормативу рентабельности.

7.Индексный метод

Так как издержки подвержены постоянным изменениям в связи с постоянным ростом цен на энергоносители, сырьевые ресурсы, инфляционными и другими процессами, целесообразно прогнозировать себестоимость продукции индексным методом. На основе данных о структуре затрат по элементам и индексов изменения отдельных затрат определяются общие изменения себестоимости продукции в прогнозируемом периоде.

8.Формирование цен с ориентацией на спрос

Цена товара определяется исходя из спора на товар, т.е. из того, сколько покупатель может и хочет заплатить за товар. Уровень цены на товар ставится в зависимость от изменения спроса на него.

9.Определение цен с ориентацией на конкуренцию

Производитель исходи только из конкуренции при определении цены на свои товары чуть выше или чуть ниже уровня цен ближайшего или крупнейшего конкурента.

10.Статическая теория игр – предполагает обоснование оптимальных решений по ценам в конкурентных ситуациях.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30313. Проблема связи и отношения между компонентами синтаксических единиц. Типы связи в традиционном и современном понимании 47 KB
  Проблема связи и отношения между компонентами синтаксических единиц. Синтаксические отношения самое глобальное понятие в синтаксисе. Синтаксические отношения есть абстракция от смысловых отношений. Все смысловые отношения различны но везде речь идет о действии лица и переходе действия на объект.
30314. Понятие о словосочетании. Разное понимание словосочетания в современной лингвистике. Типология словосочетаний 35 KB
  Непредикативное Интонационно не оформленное Коммуникационно не законченное ССЧ являясь синтаксической едцой может быть описано в 3х аспектах: Формальный Содержательный Коммуникативный Ссч строится по определенной структурной схеме. Ссч обладает смысловой устроенностью. ГЗ ссч – это выраженные синтаксической связью синтаксические отношения между его компонентами рассматриваемые вне конкретного лексического наполнения. Ссч выполняет строительную функцию для предложения употребляется в качестве названия или заголовка составной...
30315. Предложение как синтаксическая единица. Его признаки и свойства. Понятие структурной схемы и парадигмы предложения 35.5 KB
  Понятие структурной схемы и парадигмы предложения. Универсальный признак предложения – предикативность вслед за Шахматовым и Пешковским сформулировал Виноградов – соотнесенность содержания предложения с действительностью. Существует широкое предикативность присуща всем предложениям и узкое понимание только те предложения в которых есть предикат предикативности. Универсальное свойство предложения позволяющее совокупности словоформ стать предложением – интонационная оформленность.
30316. Понятие семантической структуры предложения, ее соотношение с формальной структурой 46 KB
  Эти отношения выражает предикат который организует положение дел и задаёт определённые места для предметов – участников ситуации актантов определяя их количество и роли. Актанты это предметные распространители предиката актант субъектного типа актант объектного типа орудийный актант и т. В структуре пропозиции имеются также непредметные распространители предиката – сирконстанты локатив темпоратив и др. Таким образом каждая пропозиция являясь моделью ситуации имеет свою структуру вершиной которой выступает предикат.
30317. Основы описания простого предложения. Типы предложений 29 KB
  Основы описания простого предложения. коммуникативную задачу выражающуюся интонацией и порядком слов Актуальное членение предложения. структура; порядок слов и интонация; члены предложения как компоненты предикативной основы П. По характеру выражаемого в них отношения к действительности различаются предложения реальной и ирреальной модальности с разнообразными оттенками модальных значений: реальности и ирреальности предположения сомнения уверенности возможности невозможности и т.
30318. Современный русский литературный язык как предмет научного изучения. Русский язык в современном мире 45.5 KB
  Русский язык в современном мире. Русский язык в современном мире. Языки имеют национальные границы каждый из языков своеобразен.
30319. Понятие о стилях ЛЯ. Принципы их классификации 198.5 KB
  ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК наддиалектная подсистема форма существования национального языка которая характеризуется такими чертами как нормативность кодифицированность полифункциональность стилистическая дифференцированность высокий социальный престиж в среде носителей данного национального языка. Литературный язык является основным средством обслуживающим коммуникативные потребности общества; он противопоставлен некодифицированным подсистемам национального языка – территориальным диалектам городским койне городскому просторечию...
30320. Проблема нормативности литературной речи. Классификация речевых ошибок 53 KB
  Нормы: 1. Ожегов дал такое определение языковой нормы: Норма это совокупность наиболее пригодных для обслуживания общества средств языка складывающихся как результат отбора языковых элементов из числа сосуществующих наличествующих образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной в широком смысле оценки этих элементов. Искусственные нормы устанавливаются в результате нормотворческой деятельности языковедов путем подготовки и издания авторитетных словарей и справочников и даже законодательных актов ...