34426

Россия на рубеже XVI – XVII вв. Смутное время и его последствия

Доклад

История и СИД

Начало XVII века в России произошли события вошедшие в историю под названием Смутного времени. Они были заинтересованы в отторжении западных территорий России. Появление шведов на территории России дало Сигизмунду III враждовавшему со Швецией повод для открытой интервенции. Шведы в это время оккупировали север России.

Русский

2013-09-08

43.5 KB

9 чел.

  1.  Россия на рубеже XVIXVII  вв. Смутное время и его последствия.

Начало XVII века в России произошли события, вошедшие в историю под названием Смутного времени. Это был глубочайший кризис, охвативший все стороны жизни общества и поставивший под вопрос само существование Русского государства.

Причины Смуты:

  1.   династический кризис. После смерти Ивана Грозного на престоле оказался тихий, болезненный и слабоумный царь Федор Иоаннович (1584 – 1598). Фактическим правителем стал родственник его жены Борис Годунов. После смерти Федора прямых наследников престола не оказалось. Ранее при загадочных обстоятельствах в Угличе погиб младший сын Ивана Грозного Дмитрий. В 1598 г. Земский собор избрал на царство Бориса Годунова. Впервые на престоле оказался не наследный вотчинник Московского государства, а народный избранник, что с самого начала ставило под сомнение законность его правления.
  2.   Одной из главных причин Смуты стало «великое разорение» конца XVI века, ставшее результатом опричнины и Ливонской войны.
  3.  В  1601 г. случился страшный неурожай, который повторился в 1602 и 1603 гг. Тысячи людей погибали от голода. Возникло убеждение, что царствование Бориса не благословлено Богом, потому что оно беззаконно, достигнуто неправдой и, следовательно, не может кончиться добром.
  4.  Нестабильной ситуацией в стране поспешили воспользоваться западные соседи – Речь Посполитая и Швеция. Они были заинтересованы в отторжении западных территорий России.

В результате голода только в одной Москве умерло более 120 тыс. человек. В это время на территории Польши объявился человек, выдававший себя  за царевича Дмитрия, якобы чудесным образом спасшегося. Под этим именем скрывался бывший монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Он заручился поддержкой влиятельных польских магнатов, обручился с дочерью сандомирского воеводы Юрия Мнишека.

В 1604 г. Лжедмитрий с помощью польских магнатов предпринял поход на Москву. Его поддержали крестьяне, казаки, многие дворяне и бояре, недовольные Борисом Годуновым.

В 1605 г. после смерти Бориса Годунова царские полки перешли на сторону самозванца. Сын Бориса – Федор Годунов был убит боярами, а Лжедмитрий вступил в Москву и был провозглашен царем.

Новый царь не спешил выполнять обещания, данные полякам. Он потерял и доверие москвичей, открыто пренебрегая православными традициями. Поводом для недовольства послужил брак Лжедмитрия I с Мариной Мнишек, а также засилье в Москве польских шляхтичей.

В мае 1606 г. бояре Шуйские организовали восстание, в ходе которого Лжедмитрий I был убит. Царем стал  Василий Шуйский.

Поспешное избрание Шуйского вызвало раскол в стране. Началась гражданская война.

Противников Шуйского возглавил Иван Болотников, называвший себя воеводой царя Дмитрия. Осенью 1606 г. восставшие подошли к столице и осадили ее. После длительного противостояния  отряды Болотникова были отброшены к Туле и разбиты.

Гражданская война на время утихла. Однако летом 1607 г. объявился Лжедмитрий II. Самозванец расположился лагерем в селе Тушине, получив прозвище «Тушинский вор».

Не имея сил для того, чтобы справиться с тушинцами, Шуйский заключил договор со Швецией, пообещав ей в обмен за военную поддержку Карельскую волость. Русские войска при поддержке шведов приступили к освобождению центральных районов страны. Командовавший армией племянник царя Михаил Скопин-Шуйский брал город за городом, снял осаду Троице-Сергиева монастыря. Лжедмиртрий II был разбит. Многие стали воспринимать молодого полководца как будущего царя, так как у Василия Шуйского сыновей не было. Однако окружение царя опасалось удачливого полководца. На пиру Скопин-Шуйский, по-видимому, был отравлен.

Появление шведов на территории России дало Сигизмунду III, враждовавшему со Швецией, повод для открытой интервенции. Осенью 1609 г. поляки осадили Смоленск. Одновременно отряд польских войск двинулся на Москву. В среде московской знати зрело недовольство Василием Шуйским. Летом 1610 г. его свергли с престола и насильно постригли в монахи.

Власть перешла к семи боярам. Они заключили договор с поляками о приглашении на престол сына Сигизмунда III – королевича Владислава. В сентябре 1610 г. польский гарнизон по соглашению с боярами занял Москву. Шведы в это время оккупировали север России. Перед страной встала угроза потери независимости.

В начале 1611 г. в Рязанской земле было создано первое ополчение, которое возглавил дворянин Прокопий Ляпунов. Ополчение двинулось на Москву, где весной 1611 г. вспыхнуло восстание. В ополчении начались разногласия. Ляпунов противился требованию казаков занимать государственные должности, и был убит на казачьем «кругу».

Первое ополчение распалось. К этому времени шведы захватили Новгород, а поляки после многомесячной осады овладели Смоленском. Польский король Сигизмунд III объявил, что сам станет русским царем.

Осенью 1611 г. посадский староста Нижнего Новгорода Кузьма Минин обратился с призывом к русскому народу о создании второго ополчения. Военным руководителем ополчения стал князь Дмитрий Пожарский.

Летом 1612 г. ополчение подошло к Москве. 22 октября на день обретения иконы Казанской богоматери, сопровождавшей ополчение, был взят Китай-город. Через четыре дня сдался польский гарнизон в Кремле. В память об освобождении Москвы от интервентов на Красной площади на средства князя Пожарского был возведен храм в честь иконы Казанской богоматери.

В январе 1613 г. в Москве открылись заседания Земского собора на котором состоялось избрание нового царя -  16-летнего Михаила Романова.

Итоги Смуты:

  1.  катастрофический упадок хозяйства. В царской казне не было ни рубля. В некоторых уездах вообще не осталось жилых дворов, в некоторых распахивалось всего 5 процентов земель.
  2.  По стране бродили разбойничьи шайки, польские и шведские отряды грабили города и деревни.     
  3.  По мирному договору 1617 г.   Швеция освобождала Новгородскую землю, но сохраняла за собой побережье Финского залива, Карельский перешеек, города Ям, Копорье, Иван-город, Корела и Орешек.

    Польша удержала за собой Смоленск и значительную часть Северской земли.

Таким образом, территориальное единство России в основном было восстановлено, хотя часть русских земель остались за Польшей и Швецией.

В ходе Смуты, в которой приняли участие все сословия русского общества, решался вопрос о самом существовании Российского государства, о выборе пути развития страны. В конкретных условиях XVII века выход был найден в осознании необходимости сильной государственности. Был избран путь дальнейшего развития России: самодержавие как форма политического правления, крепостное право как основа экономики, православие как идеология.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19630. Сферы применения маркетинга. Принципы маркетинга. Этапы развития маркетинга. Основные стратегии маркетинга 149.5 KB
  Занятие 1. Предмет и задачи курса. Сферы применения маркетинга. Принципы маркетинга. Этапы развития маркетинга. Основные стратегии маркетинга. Внешняя среда предприятия. Виды рынков. Сегмент рынка. Инструментарий маркетинга. Развитие предприятий на основе маркети
19631. Задачи управления маркетинговыми исследованиями и пути их решения 85 KB
  Занятие 2. Задачи управления маркетинговыми исследованиями и пути их решения. Формирование программы исследований. Основные группы методов маркетинговых исследований. Использование результатов маркетингового исследования для принятия маркетинговых решений М...
19632. Товарная политика. Задачи товарной политики и пути их решения. Полезность товара. Цикл жизни товара 64 KB
  Занятие 3. Товарная политика. Задачи товарной политики и пути их решения. Полезность товара. Цикл жизни товара. Качество и ассортимент продукции. Торговая марка и брэнд товара.. Позиционирование товара на рынке. Задачи товарной политики и пути их решения. Маркет...
19633. Ценовая политика. Задачи ценовой политики и пути их решения. Типовые подходы к определению цены товара 48 KB
  Занятие 4. Ценовая политика. Задачи ценовой политики и пути их решения. Типовые подходы к определению цены товара. Система скидок и надбавок как инструмент согласования интересов предприятия и потребителя. Задачи ценовой политики и пути их решения. Цена – денежно
19634. Коммуникационная политика. Задачи коммуникационной политики и пути их решения. Реклама и рекламная деятельность 83.5 KB
  Занятие 5. Коммуникационная политика. Задачи коммуникационной политики и пути их решения. Реклама и рекламная деятельность. Работа с общественностью по формированию положительного имиджа. Персональные продажи как эффективный метод продвижения товара. Задачи ко...
19635. Сбытовая политика. Задачи сбытовой политики и пути их решения. Продвижение и распространение продукции 95.5 KB
  Занятие 6. Сбытовая политика. Задачи сбытовой политики и пути их решения. Продвижение и распространение продукции. Основные функции решаемые системой сбыта. Задачи сбытовой политики и пути их решения. Главной задачей сбытовой политики предприятия является продви...
19636. Организация службы маркетинга на предприятии. Информационные технологии в маркетинге 58.5 KB
  Занятие 7. Организация службы маркетинга на предприятии. Информационные технологии в маркетинге. 1. Организация службы маркетинга на предприятии. Задача управления маркетингом заключается в воздействии на уровень время и характер спроса таким образом чтобы про...
19637. Маркетинговый план. Составление плана и бюджета маркетинговой деятельности предприятия 80.5 KB
  Занятие 8. Маркетинговый план. Составление плана и бюджета маркетинговой деятельности предприятия. Работа № 4. Маркетинговый план. Планирование деятельности является одной из основных функций управления поэтому такой вид деятельности как маркетинговая также п...
19638. Информационное обеспечение маркетинговых исследований. Организация маркетинговых исследований 43.5 KB
  Занятие 10. Информационное обеспечение маркетинговых исследований. Организация маркетинговых исследований. Первичные и вторичные исследования. Информационные системы маркетинговых исследований являются частью общей системы маркетинга на предприятии. Принято с...