34428

Преобразования Петра I в первой четверти XVIII в.: содержание, итоги, последствия

Доклад

История и СИД

Изменения в сословиях: По указу о единонаследии запрещалось делить имения при передаче их по наследству. Изменения в государственном управлении: В 1721 г. Изменения в области культуры: Развивалось просвещение. Произошли изменения во внешнем облике дворян.

Русский

2013-09-08

15.24 KB

4 чел.

11. Преобразования Петра I в первой четверти XVIII в.: содержание, итоги, последствия.

Необходимость преобразований:

  1. Отставание в области экономики, слабо развитие промышленности.
  2. Слабость русской армии, отсутствие флота.
  3. Громоздкий и неэффективный государственный аппарат.

    Петр I (родился в 1672 г.) был сыном второй жены царя Алексея Михайловича – Натальи Кирилловны Нарышкиной. На престоле – с 1682 г. совместно со старшим братом Иваном. Фактической правительницей была царевна Софья. Только после ее заключения в монастырь в 1689 г. началось правление Петра (Иван умер в 1694 г.).

    Главной задачей внешней политики Петра был выход к морю. Во время Азовских походов 1695 – 1696 гг. против Турции за выход в Черное море началось строительство российского флота.

     Во время Северной войны со Швецией за выход в Балтийское море (1700 – 1721 гг.)      Петр провел реорганизацию армии. В ходе военной реформы:

  1. была создана регулярная армия на основе рекрутских наборов.
  2. Началась подготовка офицеров. Преображенский и Семеновский полки были преобразованы в офицерские школы.

Экономические реформы:

  1. Поощрялось развитие отечественной промышленности – строительство мануфактур и разведка полезных ископаемых. Владельцы мануфактур получали льготы.
  2. Государство контролировало развитие промышленности и давало заказы на производство продукции.
  3. На мануфактурах использовался труд крепостных.

Изменения в сословиях:

  1. По указу о единонаследии запрещалось делить имения при передаче их по наследству. Младшие дети дворян должны были служить.
  2. Согласно «Табели о рангах» дворянство могли получить выходцы из других сословий. Знатность дворянина зависела от его служебной выслуги.
  3. Вводилась единая подушная подать, которую платили крестьяне и посадские люди.

Изменения в государственном управлении:

  1. В 1721 г. Петр был провозглашен императором.
  2. Вместо Боярской думы был создан Сенат, который должен был исполнять указы государя.
  3. Вместо приказов были созданы коллегии.
  4. Контроль за деятельностью чиновников осуществляли прокуроры и фискалы.
  5. Страна была поделена на губернии во главе с губернаторами.
  6. Было отменено патриаршество. Главой церкви стал государь. Для управления делами церкви был создан Святейший Синод.

Изменения в области культуры:

  1. Развивалось просвещение. Создавались школы. Неграмотным дворянам запрещалось жениться.
  2. С 1700 года было введено европейское летоисчисление.
  3. В 1709 г. был выпущен первый гражданский календарь под редакцией Якова Брюса (раньше Россия жила по православным святцам).
  4. Был создан первый музей – Кунсткамера.
  5. Была издана первая печатная газета – «Ведомости». Введен гражданский шрифт.
  6. Произошли изменения во внешнем облике дворян.
  7. Стали устраиваться ассамблеи – собрания-балы в домах российской знати.

Итоги и последствия реформ Петра I.

  1. Результатом петровских преобразований стало превращение России в европейскую державу. Однако положение России в мире определялось не высоким уровнем экономического развития, а военным могуществом.
  2. Экономика страны была приспособлена к задаче обеспечения армии в бесконечных войнах.
  3. Европеизация затронула лишь образ жизни дворянства.
  4. Реформы сопровождались укреплением крепостнических порядков и самодержавного правления.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84981. Велика буква в іменах, по-батькові та прізвищах людей 39.3 KB
  Формувати в учнів уміння розрізняти поняття „ім’я”, „по батькові”, „прізвище”; засвоювати правила написання з великої букви імен, по батькові та прізвищ людей; закріплювати знання про слова – назви предметів; розвивати вміння аналізувати, доводити; збагачувати словниковий запас учнів
84982. Велика буква у назвах міст, сіл, вулиць, річок 141.63 KB
  Формувати у учнів навички написання з великої букви назви міст, сіл, вулиць, річок; удосконалювати вміння розрізняти загальну і власну назви (без вживання терміну), вміння писати імена, по батькові, прізвища людей та клички тварин з великої букви; розвивати зв’язне мовлення, пам’ять...
84983. Вправи на закріплення та узагальнення знань про слова, які означають назви предметів 39.54 KB
  Повторювати і поглиблювати знання учнів про слова, які є назвами предметів; удосконалювати вміння розпізнавати ці слова серед інших слів; закріплювати навички написання слів з великої букви; розвивати зв’язне мовлення, вміння правильно висловлювати свою думку, поповнювати словникову скарбницю школярів
84984. Розпізнавання слів – назв предметів за питаннями хто? що? Малювання Колобка 488.21 KB
  Формувати вміння і навички розпізнавати слова, які відповідають на питання хто? що?, розвивати зв’язне мовлення, мислення, увагу, пам’ять; збагачувати словниковий запас; вчити малювати Колобка; виховувати любов до свого рідного міста; виховувати бережливе ставлення до хліба, а також працьовитість, дисциплінованість.
84985. Погодные условия и безопасность человека 27.54 KB
  Сформировать умения по обеспечению личной безопасности во время грозы гололеда и метели. Правила безопасного поведения во время грозы. Правила безопасного поведения во время метели. Сформировать убеждение в необходимости соблюдения правил безопасного поведения во время грозы при гололедице и во время метели.
84986. Безопасность на водоемах 29.17 KB
  Безопасность на водоемах Цель урока. Дать знания учащимся о состоянии водоемов в нашем городе и правила безопасного поведения на водоемах в разное время года. Сформировать убеждение в необходимости знать и соблюдать правила личной безопасности на водоемах. Общие правила безопасности при купании в водоемах.
84987. Криминогенные ситуации и личная безопасность 27.87 KB
  Сформировать убеждение в необходимости соблюдать правила личной безопасности при общении с незнакомыми людьми выработать умение в безопасном поведении в характерных криминогенных ситуациях. Правила личной безопасности в криминогенных ситуациях. Необходимо выработать у учащихся умение отказываться от нежелательного общения для обеспечения личной безопасности. Разобрать основные правила по обеспечению личной безопасности в различных ситуациях возникающих в повседневной жизни.
84988. Обеспечение личной безопасности дома 30.08 KB
  Изучаемые вопросы Общие правила безопасного поведения школьника если он остался дома один. Обсудить с учащимися рекомендации по соблюдению правил безопасного поведения дома если они в доме одни. Не открывайте дверь никому даже если эти люди представились работниками коммунальных услуг милиции или почты. Если вас просят принести попить или позвонить от вас объясните через дверь как дойти до ближайшего магазина и телефонаавтомата.
84989. Обеспечение личной безопасности на улице 30.24 KB
  Обеспечение личной безопасности на улице Цель урока. Познакомить учащихся с общими правилами безопасного поведения в случаях возникновения криминогенных ситуаций на улице. Сформировать убеждение в необходимости совершенствовать свои знания и умения в вопросах безопасного поведения на улице с учетом складывающейся криминогенной обстановки. Изучаемые вопросы Общие рекомендации по безопасному поведению на улице.