34428

Преобразования Петра I в первой четверти XVIII в.: содержание, итоги, последствия

Доклад

История и СИД

Изменения в сословиях: По указу о единонаследии запрещалось делить имения при передаче их по наследству. Изменения в государственном управлении: В 1721 г. Изменения в области культуры: Развивалось просвещение. Произошли изменения во внешнем облике дворян.

Русский

2013-09-08

15.24 KB

4 чел.

11. Преобразования Петра I в первой четверти XVIII в.: содержание, итоги, последствия.

Необходимость преобразований:

  1. Отставание в области экономики, слабо развитие промышленности.
  2. Слабость русской армии, отсутствие флота.
  3. Громоздкий и неэффективный государственный аппарат.

    Петр I (родился в 1672 г.) был сыном второй жены царя Алексея Михайловича – Натальи Кирилловны Нарышкиной. На престоле – с 1682 г. совместно со старшим братом Иваном. Фактической правительницей была царевна Софья. Только после ее заключения в монастырь в 1689 г. началось правление Петра (Иван умер в 1694 г.).

    Главной задачей внешней политики Петра был выход к морю. Во время Азовских походов 1695 – 1696 гг. против Турции за выход в Черное море началось строительство российского флота.

     Во время Северной войны со Швецией за выход в Балтийское море (1700 – 1721 гг.)      Петр провел реорганизацию армии. В ходе военной реформы:

  1. была создана регулярная армия на основе рекрутских наборов.
  2. Началась подготовка офицеров. Преображенский и Семеновский полки были преобразованы в офицерские школы.

Экономические реформы:

  1. Поощрялось развитие отечественной промышленности – строительство мануфактур и разведка полезных ископаемых. Владельцы мануфактур получали льготы.
  2. Государство контролировало развитие промышленности и давало заказы на производство продукции.
  3. На мануфактурах использовался труд крепостных.

Изменения в сословиях:

  1. По указу о единонаследии запрещалось делить имения при передаче их по наследству. Младшие дети дворян должны были служить.
  2. Согласно «Табели о рангах» дворянство могли получить выходцы из других сословий. Знатность дворянина зависела от его служебной выслуги.
  3. Вводилась единая подушная подать, которую платили крестьяне и посадские люди.

Изменения в государственном управлении:

  1. В 1721 г. Петр был провозглашен императором.
  2. Вместо Боярской думы был создан Сенат, который должен был исполнять указы государя.
  3. Вместо приказов были созданы коллегии.
  4. Контроль за деятельностью чиновников осуществляли прокуроры и фискалы.
  5. Страна была поделена на губернии во главе с губернаторами.
  6. Было отменено патриаршество. Главой церкви стал государь. Для управления делами церкви был создан Святейший Синод.

Изменения в области культуры:

  1. Развивалось просвещение. Создавались школы. Неграмотным дворянам запрещалось жениться.
  2. С 1700 года было введено европейское летоисчисление.
  3. В 1709 г. был выпущен первый гражданский календарь под редакцией Якова Брюса (раньше Россия жила по православным святцам).
  4. Был создан первый музей – Кунсткамера.
  5. Была издана первая печатная газета – «Ведомости». Введен гражданский шрифт.
  6. Произошли изменения во внешнем облике дворян.
  7. Стали устраиваться ассамблеи – собрания-балы в домах российской знати.

Итоги и последствия реформ Петра I.

  1. Результатом петровских преобразований стало превращение России в европейскую державу. Однако положение России в мире определялось не высоким уровнем экономического развития, а военным могуществом.
  2. Экономика страны была приспособлена к задаче обеспечения армии в бесконечных войнах.
  3. Европеизация затронула лишь образ жизни дворянства.
  4. Реформы сопровождались укреплением крепостнических порядков и самодержавного правления.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5979. Влияние легирующих элементов на механические и химические свойства стали 455 KB
  Следуя в ногу с техническим прогрессом, требующим удовлетворения растущих потребностей вновь создаваемых и развивающихся отраслей промышленности, ОАО ТАГМЕТ наращивал объем производства за счет расширения старых и строительства новых цехо...
5980. МЕХАНИЗМ МЫШЕЧНОГО СОКРАЩЕНИЯ 104.69 KB
  Мышечные ткани (обзор). Физиологические свойства поперечно-полосатых скелетных мышц. Структурно-функциональная характеристика мускулатуры (поперечно-полосатых мышц), их иннервация. Механизм мышечного сокращения. Явления, сопровождающие мышечное сокращение.
5981. Экономика как сфера жизнедеятельности общества 272.7 KB
  Чтобы существовать, жить и развиваться, сохранять и продолжать на земле свой род, человек обязан удовлетворять свои потребности. Хозяйственная деятельность человека предполагает: А) единство цели и средств ее достижения Б) затраты энергии и ресурсо...
5982. Основные понятия по передаче информации 937 KB
  Основные понятия по передаче информации Информация это совокупность сведений об окружающем нас мире. Эти сведения человек получает в процессе взаимодействия с окружающим миром, изучения различных явлений посредством книг, радио, телевидения и других...
5984. Практика проектирования. Руководство к лабораторно-практическим занятиям 3.56 MB
  Представлен перечень практических заданий к лабораторно-практическим занятиям, типовому расчету, курсовой работе и курсовому проекту для студентов энергомашиностроительного факультета при изучении основ инженерного проектирования на завершающем этап...
5985. Аграрне право України О.О. Погріб 5.43 MB
  У підручнику докладно розглянуті умови та порядок створення та функціонування субєктів аграрних правовідносин, питання права власності їх на землю, розкриті умови та порядок набуття і користування земельними ділянками, реалізації земельних прав і обмеження прав на землю.
5986. Особливості гуманістичної психології 48.76 KB
  I.Основні принципи гуманістичної психології. Гуманістична психологія -особливий напрямок, що відрізняється від інших шкіл по ряду принципово важливих для розуміння природи людини положень. До нього традиційно відносять такі концепції, як теорія осо...
5987. Концепции современного естествознания. Учебно-методическое пособие 1.73 MB
  Учебное пособие включает в себя 10 семинарских занятий по курсу Концепции современного естествознания. Для каждого занятия разработан план, содержащий основные вопросы излагаемой темы, приводятся список рекомендуемой литературы, темы рефератов...