34442

Строительство социализма в СССР в 1920 – 1930-е гг.: становление тоталитарного режима, проведение индустриализации и коллективизации, культурная революция

Доклад

История и СИД

В середине 20х годов перед советским государством встала задача модернизации экономики и превращения СССР из аграрноиндустриальной страны в индустриальную. СССР мог производить любой вид промышленной продукции Индустриализация тяжело отразилась на положении крестьян. С одной стороны был сделан гигантский скачок в развитии страны СССР вышел на 2 место в мире по производству промышленной продукции.

Русский

2013-09-08

42.5 KB

32 чел.

  1.  Строительство социализма в СССР в 1920 – 1930-е гг.:

становление тоталитарного режима,  проведение индустриализации и коллективизации, культурная революция.

В середине 20-х годов перед советским государством встала задача модернизации экономики и превращения СССР из аграрно-индустриальной страны в индустриальную. Основными путями модернизации экономики стали индустриализация и коллективизация.

Курс на индустриализацию был провозглашен в 1925 г.

 Цели индустриализации: обеспечить  экономическую независимость страны и укрепить обороноспособность.

В 1928 г. начал действовать первый пятилетний план, который предусматривал резкий рост промышленного производства.

Источниками индустриализации стали перекачивание  средств из деревни (за счет разницы цен), сбережения населения в виде принудительных займов, вывоз сырья и хлеба.

В ходе индустриализации выросла численность рабочего класса, возникло стахановское движение.

Итоги индустриализации:

  •  В 1928-1940 гг. было построено и реконструировано 9000 промышленных предприятий
  •  Возникли новые индустриальные центры и новые отрасли промышленности (химическая, станкостроительная, авиастроительная, тракторостроительная)
  •  Уже в 1930-е гг. СССР мог производить любой вид промышленной продукции

Индустриализация тяжело отразилась на положении крестьян. В конце 1927 г. возник кризис хлебозаготовок, вызванный низкими государственными ценами на зерно. Под угрозой оказалось продовольственное снабжение городов, сократился экспорт, не стало валюты для закупки техники, были введены карточки на хлеб.

Государство стало конфисковывать хлеб у крестьян, свободная торговля хлебом была запрещена.

В 1929 г. был выдвинут лозунг сплошной коллективизации.

Цели коллективизации: ликвидировать мелкие крестьянские хозяйства и создать колхозы ( коллективные хозяйства).

В деревни направили 25 тыс. рабочих («двадцатипятитысячники») для организации колхозов. Проводилось раскулачивание: имущество зажиточных крестьян (кулаков) передавали колхозам, а самих кулаков выселяли в отдаленные районы с лишением всех гражданских прав.

Принцип добровольности при создании колхозов не соблюдался, крестьяне стали массово уничтожать скот.

Колхозы должны были выполнять план по сдаче зерна государству. План хлебозаготовок был настолько большим, что после его выполнения колхозникам уже ничего не оставалось. В 1932 г. начался массовый голод на Украине, в Казахстане и Поволжье. Тогда же был принят закон об охране социалистической собственности («закон о трех колосках»), вводивший суровые наказания за самовольный сбор урожая с колхозных полей. Была введена паспортная система. Поскольку колхозники паспорта не получали, они оказались прикреплены к колхозу. Единоличники должны были платить высокие налоги.

Итоги коллективизации:

К 1933 г. 60% крестьян были объединены в колхозы. Государство получило хлеб по самым низким ценам. В 1935 г. были отменены карточки.

Модернизация страны сопровождалась культурной революцией:

  •  Складывалась система советского образования. Отменялась плата за обучение, образование становилось общедоступным. Ликвидировалась неграмотность и малограмотность, создавались рабочие факультеты при университетах
  •  Возникают новые научные центры, разрабатываются перспективные направления в области физики, химии, теории реактивного движения, авиа- и ракетостроения
  •  Развиваются литература и искусство, они становятся общедоступными.

Итоги модернизации были противоречивы. С одной стороны, был сделан гигантский скачок в развитии страны, СССР вышел на 2 место в мире по производству промышленной продукции. С другой стороны, скачок в развитии тяжелой промышленности произошел за счет отставания сельского хозяйства и легкой промышленности. Усиливается идеологизация образования и культуры.

В 1920-1930-гг. в СССР складывается тоталитарный режим, который контролировал все сферы жизни общества. Ядром тоталитарной системы в СССР стала Всесоюзная коммунистическая партия  - ВКП(б).

    В 1923 – 1929 гг. были сняты со своих постов и исключены из партии наиболее авторитетные ее лидеры: Л.Д.Троцкий, Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев, Н.И. Бухарин.

Причины победы Сталина в борьбе с  соперниками:

  •  Он умело манипулировал другими участниками кремлевских интриг: опираясь на одних авторитетных деятелей, он расправлялся с другими, а потом уничтожал и бывших своих союзников.
  •  Занимая пост генерального секретаря партии, Сталин руководил кадровой политикой и сумел расставить преданных ему людей на ключевые посты.
  •  Сталин часто «переходил на личности» и любил припоминать своим конкурентам различные грехи.
  •  Большая часть коммунистов не вдавалась в существо теоретических споров.

В конце 1920-х годов началась борьба с «вредителями», на которых стали «списывать» все проблемы, порожденные ускоренной индустриализацией – частые поломки оборудования, несчастные случаи на производстве. Были уничтожены все антисталинские группировки в партии. Во время торжеств, посвященных 50-летию Сталина в 1929 г., он был признан вождем мирового революционного движения.

    В начале 1930-х годов начинаются репрессии, которые особенно усилились после убийства первого секретаря Ленинградского обкома партии С.М. Кирова 1 декабря 1934 г. Было принято решение об ускоренном рассмотрении всех политических дел. Суд происходил без участия адвокатов и свидетелей, приговоры подлежали немедленному исполнению и не могли быть обжалованы. Пик репрессий пришелся на 1937 г. Были расстреляны или отправлены в лагеря на принудительные работы многие видные партийные и государственные работники, военные, деятели культуры, простые граждане.

        Репрессии были вызваны стремлением обеспечить абсолютное единодушие в обществе, исключавшее возникновение оппозиции. Применение труда заключенных дало возможность решать многие хозяйственные проблемы с меньшими затратами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29518. Діагностика сексуальних розладів (тестування) 42 KB
  При психологічній діагностиці сексуальної патології повинен проводитись диференціальний діагноз з порушеннями. При психологічному обстеженні осіб з сексуальними порушеннями виявляється підвищення “невротичноїâ€ частини профілю “пікиâ€: статева дисфункція без органічної патології високий підйом за шкалою істерії; розлади сексуальної переваги психопатії. Келлі дозволяє виявити основні фактори які затримують досягнення гармонії в статевих відносинах а також індивідуальну систему життєвих цінностей і орієнтацій які...
29519. Конфликт: предотвращение и управление 84 KB
  Моргунов В этой теме вы узнаете: Все о конфликтах о типологии конфликтов а также их предотвращении; О причинах и фазах конфликта; О конфликте и эмоциях; О задачах и основных понятиях конфликтологии; О типичных ошибках конфликтологии и технологии разрешения конфликта; Необходимо сразу оговорить что безконфликтных организаций не существует. Поэтому понимать истоки конфликта и уметь управлять его течением и разрешением неотъемлемое умение руководителя. Если противоречие получает развитие говорят о возникновении конфликта....
29520. Организация как система 44.5 KB
  Общая теория систем это не столько научная теория в традиционном смысле слова сколько комплекс методологических подходов к обширному классу объектов объединенных названием сложные системы Шрейдер Ю. Определения и свойства системы Часть смысловых связей понятия система можно обнаружить в его противопоставлении с несколькими понятиями: система беспорядочное образование; система аморфность; система случайная совокупность; система случайность; система множество из элементов не связанных в целое.Блюменфельду системой...
29521. Управление нововведениями в организации 78.5 KB
  Управление нововведениями в организации Е.Моргунов В этой теме вы узнаете: О том как управлять инновациями в организации; О видах изменений происходящих в жизни организации; О технологиях работы с организационным сопротивлением; Рекомендациях по внедрению изменений. Понятие изменение подразумевает что между двумя последовательными моментами времени имеются заметные различия в ситуации человеке рабочей группе организации или взаимоотношениях. Изменения в организации могут касаться любого аспекта или фактора.
29522. Организационная культура. Компоненты и уровни организационной культуры 83 KB
  Моргунов В этой теме вы узнаете: Об организационной культуре; О компонентах и уровнях организационной культуры; О характеристиках поведения руководителей; Все организации независимо от формы собственности и целей деятельности создаются и живут в определенной среде носящей название культура. Общеупотребимого определения культуры нет хотя интуитивно ясно что это такое. В дополнение к нормам принятым в обществе каждая группа людей в том числе и организация вырабатывает собственные культурные образцы которые получили название...
29523. Коммуникативное поведение в организации 49 KB
  Моргунов В этой теме вы узнаете: Об общении и функциях общения в организации; О возможностях понимания человека человеком; Об эффектах межличностного восприятия; О половых различиях в общении. Источники информации в общении сигналы непосредственно от другого человека сигналы от собственных сенсорноперцептивных систем информация о внешних по отношению к общению условиях информация об итогах деятельности информация от внутреннего опыта информация о вероятном будущем. Теория транзакций Эрик Берн 1902 1970 развивал...
29524. ПОВЕДЕНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ 68.5 KB
  Школа научного управления 1885 1920. Школа научного управления наиболее тесно связана с именами Фредерик Уинслоу Тейлор Фрэнк Банкер Гилбрет с женой Лилиан Генри Лоуренс Гантт.Тейлором 1856 1915 который возглавил движение научного управления. Он интересовался эффективностью деятельности не отдельного человека а организации что и положило начало развитию школы научного управления.
29525. Активация, утомление и другие состояния работника 101.5 KB
  Так например для состояния утомления характерны совершенно определенные сдвиги в деятельности сердечнососудистой системы. По мере развития утомления в первую очередь наблюдается снижение силы сердечных сокращений. Поэтому диагностически значимыми для состояния утомления являются не сами по себе симптомы увеличенной частоты сердечных сокращений повышенного артериального давления и изменения минутного объема крови в их непосредственном количественном выражении а направление и величина сдвигов этих показателей и соотношений между ними....
29526. Группа: как управлять коллективом 60.5 KB
  Фрезер в 1978м году предложил список 6ти основных характеристик группы: взаимодействие членов восприятие группы как чегото реального наличие групповых целей формирование норм взаимодействия в группе синергетический эффект от взаимодействия в группе эмоциональные отношения между членами группы относительная закрепленность ролей. Психологической группой можно назвать некоторое число людей которые: взаимодействуют друг с другом знают друг друга воспринимают себя членами одной группы. Свойства группы: размер...