34442

Строительство социализма в СССР в 1920 – 1930-е гг.: становление тоталитарного режима, проведение индустриализации и коллективизации, культурная революция

Доклад

История и СИД

В середине 20х годов перед советским государством встала задача модернизации экономики и превращения СССР из аграрноиндустриальной страны в индустриальную. СССР мог производить любой вид промышленной продукции Индустриализация тяжело отразилась на положении крестьян. С одной стороны был сделан гигантский скачок в развитии страны СССР вышел на 2 место в мире по производству промышленной продукции.

Русский

2013-09-08

42.5 KB

22 чел.

  1.  Строительство социализма в СССР в 1920 – 1930-е гг.:

становление тоталитарного режима,  проведение индустриализации и коллективизации, культурная революция.

В середине 20-х годов перед советским государством встала задача модернизации экономики и превращения СССР из аграрно-индустриальной страны в индустриальную. Основными путями модернизации экономики стали индустриализация и коллективизация.

Курс на индустриализацию был провозглашен в 1925 г.

 Цели индустриализации: обеспечить  экономическую независимость страны и укрепить обороноспособность.

В 1928 г. начал действовать первый пятилетний план, который предусматривал резкий рост промышленного производства.

Источниками индустриализации стали перекачивание  средств из деревни (за счет разницы цен), сбережения населения в виде принудительных займов, вывоз сырья и хлеба.

В ходе индустриализации выросла численность рабочего класса, возникло стахановское движение.

Итоги индустриализации:

  •  В 1928-1940 гг. было построено и реконструировано 9000 промышленных предприятий
  •  Возникли новые индустриальные центры и новые отрасли промышленности (химическая, станкостроительная, авиастроительная, тракторостроительная)
  •  Уже в 1930-е гг. СССР мог производить любой вид промышленной продукции

Индустриализация тяжело отразилась на положении крестьян. В конце 1927 г. возник кризис хлебозаготовок, вызванный низкими государственными ценами на зерно. Под угрозой оказалось продовольственное снабжение городов, сократился экспорт, не стало валюты для закупки техники, были введены карточки на хлеб.

Государство стало конфисковывать хлеб у крестьян, свободная торговля хлебом была запрещена.

В 1929 г. был выдвинут лозунг сплошной коллективизации.

Цели коллективизации: ликвидировать мелкие крестьянские хозяйства и создать колхозы ( коллективные хозяйства).

В деревни направили 25 тыс. рабочих («двадцатипятитысячники») для организации колхозов. Проводилось раскулачивание: имущество зажиточных крестьян (кулаков) передавали колхозам, а самих кулаков выселяли в отдаленные районы с лишением всех гражданских прав.

Принцип добровольности при создании колхозов не соблюдался, крестьяне стали массово уничтожать скот.

Колхозы должны были выполнять план по сдаче зерна государству. План хлебозаготовок был настолько большим, что после его выполнения колхозникам уже ничего не оставалось. В 1932 г. начался массовый голод на Украине, в Казахстане и Поволжье. Тогда же был принят закон об охране социалистической собственности («закон о трех колосках»), вводивший суровые наказания за самовольный сбор урожая с колхозных полей. Была введена паспортная система. Поскольку колхозники паспорта не получали, они оказались прикреплены к колхозу. Единоличники должны были платить высокие налоги.

Итоги коллективизации:

К 1933 г. 60% крестьян были объединены в колхозы. Государство получило хлеб по самым низким ценам. В 1935 г. были отменены карточки.

Модернизация страны сопровождалась культурной революцией:

  •  Складывалась система советского образования. Отменялась плата за обучение, образование становилось общедоступным. Ликвидировалась неграмотность и малограмотность, создавались рабочие факультеты при университетах
  •  Возникают новые научные центры, разрабатываются перспективные направления в области физики, химии, теории реактивного движения, авиа- и ракетостроения
  •  Развиваются литература и искусство, они становятся общедоступными.

Итоги модернизации были противоречивы. С одной стороны, был сделан гигантский скачок в развитии страны, СССР вышел на 2 место в мире по производству промышленной продукции. С другой стороны, скачок в развитии тяжелой промышленности произошел за счет отставания сельского хозяйства и легкой промышленности. Усиливается идеологизация образования и культуры.

В 1920-1930-гг. в СССР складывается тоталитарный режим, который контролировал все сферы жизни общества. Ядром тоталитарной системы в СССР стала Всесоюзная коммунистическая партия  - ВКП(б).

    В 1923 – 1929 гг. были сняты со своих постов и исключены из партии наиболее авторитетные ее лидеры: Л.Д.Троцкий, Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев, Н.И. Бухарин.

Причины победы Сталина в борьбе с  соперниками:

  •  Он умело манипулировал другими участниками кремлевских интриг: опираясь на одних авторитетных деятелей, он расправлялся с другими, а потом уничтожал и бывших своих союзников.
  •  Занимая пост генерального секретаря партии, Сталин руководил кадровой политикой и сумел расставить преданных ему людей на ключевые посты.
  •  Сталин часто «переходил на личности» и любил припоминать своим конкурентам различные грехи.
  •  Большая часть коммунистов не вдавалась в существо теоретических споров.

В конце 1920-х годов началась борьба с «вредителями», на которых стали «списывать» все проблемы, порожденные ускоренной индустриализацией – частые поломки оборудования, несчастные случаи на производстве. Были уничтожены все антисталинские группировки в партии. Во время торжеств, посвященных 50-летию Сталина в 1929 г., он был признан вождем мирового революционного движения.

    В начале 1930-х годов начинаются репрессии, которые особенно усилились после убийства первого секретаря Ленинградского обкома партии С.М. Кирова 1 декабря 1934 г. Было принято решение об ускоренном рассмотрении всех политических дел. Суд происходил без участия адвокатов и свидетелей, приговоры подлежали немедленному исполнению и не могли быть обжалованы. Пик репрессий пришелся на 1937 г. Были расстреляны или отправлены в лагеря на принудительные работы многие видные партийные и государственные работники, военные, деятели культуры, простые граждане.

        Репрессии были вызваны стремлением обеспечить абсолютное единодушие в обществе, исключавшее возникновение оппозиции. Применение труда заключенных дало возможность решать многие хозяйственные проблемы с меньшими затратами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9613. Деякі джерела помилок та заходи по їх обліку або запобіганню 160 KB
  Вступ Однією з основних задач лабораторного практикуму, окрім сприяння кращому засвоєнню ідей та законів фізики, є виховання у студентів навичок самостійної практичної роботи та, насамперед, правильного виконання вимірів фізичних величин. Під час пр...
9614. Визначення коефіцієнта поверхневого натягу рідин з допомогою торзіонних терезів 57 KB
  Визначення коефіцієнта поверхневого натягу рідин з допомогою торзіонних терезів Мета роботи: ознайомлення з роботою торзіонних терезів та визначення коефіцієнта поверхневого натягу різних рідин. Молекули поверхневого шару рідини, на відміну від моле...
9615. Дослідження підсилювача постійного струму на біполярному транзисторі 56 KB
  Тема: Дослідження підсилювача постійного струму на біполярному транзисторі Мета: Отримати вхідну та вихідну вольт-амперну характеристику (ВАХ) біполярного транзистора, обраховувати коефіцієнт підсилення потужності Обладнання: Стенд з двома рег...
9616. Теоретичні відомості до лабораторних робіт Т1 та Т2 Фізика твердого тіла 225.5 KB
  Теоретичні відомості до лабораторних робіт Т1 та Т2 Фізика твердого тіла Напівпровідникові прилади можна розподілити на дві групи: прилади з точковими контактами та прилади з площинним контактами. Ми обмежимось розглядом площинних діодів та тр...
9617. Дослідження вольт амперної характеристики діоду 57.5 KB
  Тема: Дослідження вольт амперної характеристики діоду Мета: Отримати кількісну залежність струму від напруги для прямого і зворотнього напрямку напруги на напівпровідниковому p-n переході. Дослідити функціональну залежність струму. Облад...
9618. Вимірювання лінійних розмірів та маси 54 KB
  Вимірювання лінійних розмірів та маси Мета роботи: ознайомлення студентів з будовою і застосування приладів для вимірювання лінійних розмірів тіл і визначення маси с точністю до 0.1 мг. Для вимірювання довжини застосовуються різноманітні лінійки з п...
9619. Визначення густини твердого тіла 39 KB
  Визначення густини твердого тіла Мета роботи: вивчення методів визначення густини тіла. Визначення густини твердого тіла правильної геометричної форми. Густина тіла визначається відношенням маси тіла до його обєму, а маса тіла - зважуванн...
9620. Визначення коефіцієнта поверхневого натягу рідин з допомогою торсійної ваги 55.5 KB
  Визначення коефіцієнта поверхневого натягу рідин з допомогою торсійної ваги Мета роботи:ознайомлення з роботою торсійної ваги та визначення коефіцієнта поверхневого натягу різних рідин. Молекули поверхневого шару рідини, на відміну від молекул...
9621. Визначення відношення теплоємностей для повітря по методу Клемана та Дезорма 50 KB
  Визначення відношення теплоємностей для повітря по методу Клемана та Дезорма Мета роботи: вивчення закономірностей ізопроцесів, що протікають в газах визначення відношення теплоємностей Cp/CV. Молярною (або мольною) теплоємністю називається величин...