34443

Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.: основные этапы, события и итоги. Источники и значение победы

Доклад

История и СИД

Этапы войны: 22 июня 1941 г. Причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны: Неожиданность нападения Германии войска не были приведены в полную боевую готовность; Не было завершено перевооружение Красной Армии новую технику не успели освоить. В начале войны многие части не имели связи со своими штабами что затрудняло получение сведений о враге и приводило к окружению и плену. Центральным событием начального этапа войны стала битва за Москву 30 сентября – 56 декабря 1941 г.

Русский

2013-09-08

43 KB

585 чел.

  1.  Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.: основные этапы, события и итоги. Источники и значение победы.

    В декабре 1940 г. Гитлер утвердил план «Барбаросса» - нападения на СССР. Он предусматривал окружение и разгром главных сил Красной Армии  в ходе летней кампании 1941 года и выход немецких войск на линию Архангельск – Астрахань.

    22 июня 1941 г. немецкие войска вторглись на территорию СССР, началась Великая Отечественная война.

Этапы войны:

  1.  22 июня 1941 г. – ноябрь 1942 г. – начальный этап. Главные события:
    •  Пограничные сражения.
    •  Проведение мобилизации
    •  Создание Ставки Верховного Главнокомандования во главе со Сталиным.
    •  Июль – сентябрь 1941 г. – Смоленское сражение. 4 дивизии, отличившиеся под Смоленском, первыми получили звание гвардейских. На полях сражений под Смоленском была испытана реактивная установка «Катюша», 3 залпа которой остановили наступление немецких войск на день.
    •  8 сентября 1941 г. - начало блокады  Ленинграда, которая продолжалась 900 дней.

         Причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны:

  •  Неожиданность нападения Германии, войска не были приведены в полную боевую готовность;
  •  Не было завершено перевооружение Красной Армии, новую технику не успели освоить. В войсках недоставало средств радиосвязи, автомобилей, механизированных средств тяги для артиллерии.
  •  В начале войны многие части не имели связи со своими штабами, что затрудняло получение сведений о враге и приводило к окружению и плену. 16 августа 1941 г. был издан приказ Ставки ВГК об объявлении военнопленных предателями Родины и лишении их семей государственной помощи.
  •  Репрессии нанесли удар по качеству командного состава армии.

    Центральным событием начального этапа войны стала битва за Москву (30 сентября – 5-6- декабря 1941 г.)

Битва под Москвой стала первым крупным поражением фашистских войск с начала второй мировой войны. Был развеян миф о непобедимости германской армии. Потерпел крах план молниеносной войны.

  1.  19 ноября 1942 г. – декабрь 1943 г. - Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Главные события:
  •  Битва за Сталинград

  17 июля 1942 г. начались оборонительные бои за Сталинград.

  28 июля 1942 г. был издан приказ №227 «Ни шагу назад!», который вводил суровые наказания за отступление без приказа, в войсках создавались заградительные отряды и штрафные батальоны.

  23 августа немецкие войска под командованием  Паулюса вышли к Волге, в Сталинграде было введено осадное положение.  

  19 ноября 1942 г. началось контрнаступление советских войск под Сталинградом. Немецкая армия была окружена.

  2 февраля 1943 г. – окончательная капитуляция немецких войск под Сталинградом.

Сталинградская битва положила начало коренному перелому в ходе всей войны, стратегическая инициатива перешла в руки советского командования.

  •  В январе 1943 г. была прорвана блокада Ленинграда.
  •  Курская битва (июль – август 1943 г.)   В районе села Прохоровка произошло крупнейшее танковое сражение второй мировой войны, в котором с обеих сторон участвовало 1200 танков. В ходе контрнаступления советские войска освободили Орел, Белгород и Харьков. 5 августа в честь освобождения Орла и Белгорода в Москве впервые прозвучал салют.
  •  сражение за Днепр (сентябрь 1943 г.).

    Битва на Курской дуге и битва за Днепр завершили коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Соотношение сил изменилось в пользу Советской армии. Немецкое командование перешло к обороне почти на всей территории фронта.

    

  1.  1944 – 9 мая 1945 г. - завершающий этап . Основные события:
  •  январь 1944 г. - окончательно снята блокада Ленинграда.
  •  Январь – сентябрь 1944 г. – полное освобождение советской территории.
  •  1944 – май 1945 г. - освобождение стран Центральной и Юго-Восточной Европы.
  •  16 апреля – 2 мая 1945 г. – битва за Берлин.  8 мая представители немецкого командования подписали акт о безоговорочной капитуляции.
  •   9 мая советские войска завершили последнюю операцию в Европе, разгромив группировку фашистских войск под Прагой.

    

    Источники Победы:

  1.  Патриотический подъем и массовый героизм многонационального советского народа.
  2.  Единство фронта и тыла.
  3.  Действия партизан.
  4.  Военное искусство советских полководцев.
  5.  Помощь участников антигитлеровской коалиции.

Значение Победы:

  1.  Защищены независимость и суверенитет Советского государства.
  2.  Разгромлен германский фашизм и нацизм.
  3.  Освобождены от фашизма народы Восточной и Центральной Европы.
  4.  Укрепился международный авторитет СССР, Советский Союз стал одной из ведущих держав мира.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7751. Педагогика в системе современного человекознания 207.5 KB
  Педагогика в системе современного человекознания. Возникновение и развитие педагогической науки. Свое название педагогика получила от функции, которую в Древней Греции исполняли рабы, специально приставленные к молодым людям из аристократическ...
7752. Методология педагогики и методы педагогических исследований 82 KB
  Методология педагогики и методы педагогических исследований 1. Методология педагогики, её уровни и функции Понятие методология педагогической науки. Термин методология в научной лексике используется в нескольких смыслах: 1) методология - это у...
7753. Целеполагание в педагогике 178.5 KB
  Целеполагание в педагогике. Понятие цели воспитания Проблема научного обоснования цели воспитания обуславливается объективной зависимостью между осознанием личностью цели деятельности и достижением ее результатов. Чтобы добиться успеха,...
7754. Общие закономерности развития личности 101.5 KB
  Общие закономерности развития личности. 1. Закон развития высших психических функций человека по Л.С.Выготскому. Л.С.Выготский: Общий генетический закон развития высших психических функций человека, который является основой культурно-историчес...
7755. Современное состояние образования 175 KB
  Современное состояние образования 1. Анализ состояния современной системы образования Основными целями функционирования системы образования в обществе выступают: подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни и труду в условиях быс...
7756. Дидактика как теория обучения 148.5 KB
  Дидактика как теория обучения. Общее понятие о дидактике, ее предмет, основные категории Отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения, называется дидактикой. В дидактике научно обосновываются закономерности...
7757. Процесс обучения как целостная система 117 KB
  Процесс обучения как целостная система. Двусторонний характер процесса обучения. Процесс обучения является разновидностью человеческой деятельности, которая носит двусторонний характер. Этот процесс обязательно предполагает взаимодействие преподав...
7758. Научные основы содержания образования в современной школе 62 KB
  Научные основы содержания образования в современной школе. Понятие содержания образования, его сущность. Концепция содержания образования по И.Я. Лернеру, В.В. Краевскому, М.Н. Скаткину. Обучение - это социально обусловленный процесс, вызванный...
7759. Методы обучения. Понятие и сущность метода, приема и средств обучения 230 KB
  Методы обучения 1. Понятие и сущность метода, приема и средств обучения Метод (в переводе с греческого языка означает буквально путь к чему-либо) обозначает способ деятельности, направленной на достижение определённой цели. В педагогической ли...