34446

Перестройка в СССР: попытки реформирования экономики и обновления политической системы

Доклад

История и СИД

Политические и социальноэкономические преобразования в СССР в период правления Горбачева получили название перестройка. Сократились доходы СССР от внешней торговли в связи с падением мировых цен на нефть и газ. была отменена 6ая статья конституции СССР о руководящей роли КПСС Был введен пост Президента СССР им стал М.

Русский

2013-09-08

39.5 KB

12 чел.

  1.  Перестройка в СССР: попытки реформирования экономики и обновления политической системы.

В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С.Горбачев. В апреле 1985 г. было объявлено о намерении провести широкомасштабные реформы. Политические и социально-экономические преобразования в СССР в период правления Горбачева получили название «перестройка».

Важнейшими составными частями политики перестройки стали:

  1.  Ускорение социально-экономического развития
  2.  Гласность и демократизация политической жизни.

Первоначально предполагалось ускорить развитие экономики за счет преимуществ социализма, «скрытых резервов». Началась борьба с пьянством. На предприятиях создавалась  госприемка – вневедомственный контроль. Принятые меры имели временный эффект. Сократились доходы государства от продажи алкоголя, началось массовое самогоноварение, из продажи исчез сахар. В это же время выросли расходы государства в связи с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г., землетрясением в Армении в 1988 г. Сократились доходы СССР от внешней торговли в связи с падением мировых цен на нефть и газ.

Развитие кризисных явлений привело к идее более решительных преобразований за счет использования рыночных механизмов. Предполагалось расширить права государственных предприятий и создать частный сектор.

  •  Предприятия переводились на хозрасчет
  •  Развивалась кооперативная и индивидуальная трудовая деятельность
  •  Создавались совместные предприятия
  •  Появились коммерческие банки, биржи, акционерные общества
  •  Было разрешено брать землю в аренду, создавать фермерские хозяйства

В 1989 – 1990 гг. разрабатывались программы перехода к рынку. Основой этих программ стали приватизация (передача в частные руки) государственной собственности и либерализация цен ( установление цен на основе спроса и предложения). Программа С.С.Шаталина и Г.А.Явлинского «500 дней» прдлагала это сделать быстро. Программа правительства во главе с Н.И.Рыжковым планировала растянуть переход на несколько лет.

Последствия экономических реформ:

  •  Руководители госпредприятий стали создавать при них кооперативы и совместные предприятия, перекачивая туда государственную собственность
  •  Новые предприятия стремились заниматься не производством, а более выгодной торгово-посреднической деятельностью
  •  Производство на государственных предприятиях сократилось, начались увольнения работников
  •  выросли цены ( в 1991 г. цены росли на 25% в неделю), курс рубля падал ( в начале 1991г. 1$=10 рублей, в конце 1991 г. 1$=110 рублей)
  •  В магазинах исчезли товары
  •  Начались забастовки

Наряду с экономическими реформами начались изменения в политической системе.

  •  Были сняты цензурные запреты, стали открыть обсуждаться острые проблемы
  •  Появились новые газеты и журналы
  •  Были отправлены на пенсию ветераны брежневской эпохи
  •  Был учрежден новый орган власти – Съезд народных депутатов. Из числа его участников избирался Верховный Совет, который превратился в постоянно действующий парламент
  •  В 1989 г. состоялись первые альтернативные выборы народных депутатов
  •  В 1990 г. была отменена 6-ая статья конституции СССР о руководящей роли КПСС
  •  Был введен пост Президента СССР, им стал М.С.Горбачев.
  •  Появились демократические течения в самой КПСС (демократическая платформа)

Последствия политических реформ:

  •  Гласность усилила недовольство существующим порядком и привела к политизации и разобщению в обществе
  •  Несмотря на рост полномочий, власть уходила из-под рук Горбачева. Разрушение КПСС, которая являлась стержнем власти, вело к усилению неуправляемости страны.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76537. Методы и приемы обучения русскому языку 40 KB
  Метод - способы взаимодействия учителя и ученика, направленные на достижение положительных результатов обучения. Положительные результаты - достижение цели. Действия: учение и обучение. Классификация Дубникова (основа: характеристика способов мышления - индукция(от частного к общему) и дедукция)
76538. Диктант как метод обучения и форма контроля 32 KB
  Диктант как метод обучения и форма контроля. Среди упражнений с помощью которых происходит формирование умений и навыков используется списывание простое и осложненное обучающие диктанты а также упражнения творческого характера: конструирование словосочетаний и предложений изложения и сочинения малых форм; разные виды грамматического разбора. В методике разработаны различные виды обучающих диктантов. Диктант с карточками удобен на первых этапах закрепления: дети записывают слова поднимая карточку с изучаемой орфограммой что позволяет...
76539. Теоретические методы усвоения русского языка 26.5 KB
  Теоретические методы усвоения русского языка. Федоренко выделяет методы практического изучения языка объяснение непонятных слов подготовка устных сообщений письменных сочинений составление планов конспектов тезисов исправление ошибок грамматических и стилистических обучение работе со справочной литературой методы теоретического изучения языка беседа сообщение чтение правил в учебнике методы теоретикопрактического изучения языка различные упражнения: при изучении грамматики грамматический разбор анализ готового материала...
76540. Языковой разбор и его роль в формировании знаний, навыков и умений обучающихся 30 KB
  Языковой разбор и его роль в формировании знаний навыков и умений обучающихся. Языковый разбор представляет собою лингвистический анализ и толкование предложенного учителем дидактического материала: это могут быть отдельные слова предложения небольшие тексты. Языковый разбор основывается на рецептивной деятельности учащихся так как проводится на готовом языковом материале восприятие которого сквозь призму изученных понятий и правил и составляет суть метода. В зависимости от того какое умение отрабатывается различаются следующие виды...
76542. Методы практического изучения языка и обучения речи. Анализ текста на уроке русского языка 26.5 KB
  Анализ текста на уроке русского языка. Сочинение – вид письменной школьной работы – изложение своих мыслей знаний на заданную тему Анализ текста. анализ текста создаёт условия для формирования у школьников представления о языковой системе реализации внутрипредметных межуровневых а также метапредметных связей включает уроки русского языка в единую систему филологического образования. Определить тему и проблему текста 3.
76543. Урок как основная форма обучения. Основные свойства и структура урока 32.5 KB
  Урок как основная форма обучения. Основные свойства и структура урока. Классификация: урок объяснение новых знаний введение новых теоретических понятий уроки закрепления формирования умений и навыков урок повторения и обобщения урок контролирования или контрольный урок. комбинированный урок классический Классификация в соответствии с ведущим методом обучения: урок лекция урок семинар урок практикум урок зачетТак же выделяются уроки развития речи2 направления: развитие речи на уроке с любой темой то есть изучение грамматики и...
76545. Методика изучения раздела «фонетика, графика, орфоэпия». Цели, содержание, методы обучения 31 KB
  Необходимо при изучении словообразования: буквы имеющие два один звук. Цель изучения: осознаное усвоение звуковой системы языка; знакомство с орфоэпическими нормами СРЛЯ; формирование орфографических навыков.Задачи:Формирование основных фонетических понятий: звук слог ударение интонация; ать представление о русской графике как науке устанавливающей общие принципы передачи звучащей речи на письме; Развивать фонематический слух учащегося и на этой основе формировать орфографическую грамотность школьника; Закрепить умение обозначить звуки...