34446

Перестройка в СССР: попытки реформирования экономики и обновления политической системы

Доклад

История и СИД

Политические и социальноэкономические преобразования в СССР в период правления Горбачева получили название перестройка. Сократились доходы СССР от внешней торговли в связи с падением мировых цен на нефть и газ. была отменена 6ая статья конституции СССР о руководящей роли КПСС Был введен пост Президента СССР им стал М.

Русский

2013-09-08

39.5 KB

11 чел.

  1.  Перестройка в СССР: попытки реформирования экономики и обновления политической системы.

В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С.Горбачев. В апреле 1985 г. было объявлено о намерении провести широкомасштабные реформы. Политические и социально-экономические преобразования в СССР в период правления Горбачева получили название «перестройка».

Важнейшими составными частями политики перестройки стали:

  1.  Ускорение социально-экономического развития
  2.  Гласность и демократизация политической жизни.

Первоначально предполагалось ускорить развитие экономики за счет преимуществ социализма, «скрытых резервов». Началась борьба с пьянством. На предприятиях создавалась  госприемка – вневедомственный контроль. Принятые меры имели временный эффект. Сократились доходы государства от продажи алкоголя, началось массовое самогоноварение, из продажи исчез сахар. В это же время выросли расходы государства в связи с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г., землетрясением в Армении в 1988 г. Сократились доходы СССР от внешней торговли в связи с падением мировых цен на нефть и газ.

Развитие кризисных явлений привело к идее более решительных преобразований за счет использования рыночных механизмов. Предполагалось расширить права государственных предприятий и создать частный сектор.

  •  Предприятия переводились на хозрасчет
  •  Развивалась кооперативная и индивидуальная трудовая деятельность
  •  Создавались совместные предприятия
  •  Появились коммерческие банки, биржи, акционерные общества
  •  Было разрешено брать землю в аренду, создавать фермерские хозяйства

В 1989 – 1990 гг. разрабатывались программы перехода к рынку. Основой этих программ стали приватизация (передача в частные руки) государственной собственности и либерализация цен ( установление цен на основе спроса и предложения). Программа С.С.Шаталина и Г.А.Явлинского «500 дней» прдлагала это сделать быстро. Программа правительства во главе с Н.И.Рыжковым планировала растянуть переход на несколько лет.

Последствия экономических реформ:

  •  Руководители госпредприятий стали создавать при них кооперативы и совместные предприятия, перекачивая туда государственную собственность
  •  Новые предприятия стремились заниматься не производством, а более выгодной торгово-посреднической деятельностью
  •  Производство на государственных предприятиях сократилось, начались увольнения работников
  •  выросли цены ( в 1991 г. цены росли на 25% в неделю), курс рубля падал ( в начале 1991г. 1$=10 рублей, в конце 1991 г. 1$=110 рублей)
  •  В магазинах исчезли товары
  •  Начались забастовки

Наряду с экономическими реформами начались изменения в политической системе.

  •  Были сняты цензурные запреты, стали открыть обсуждаться острые проблемы
  •  Появились новые газеты и журналы
  •  Были отправлены на пенсию ветераны брежневской эпохи
  •  Был учрежден новый орган власти – Съезд народных депутатов. Из числа его участников избирался Верховный Совет, который превратился в постоянно действующий парламент
  •  В 1989 г. состоялись первые альтернативные выборы народных депутатов
  •  В 1990 г. была отменена 6-ая статья конституции СССР о руководящей роли КПСС
  •  Был введен пост Президента СССР, им стал М.С.Горбачев.
  •  Появились демократические течения в самой КПСС (демократическая платформа)

Последствия политических реформ:

  •  Гласность усилила недовольство существующим порядком и привела к политизации и разобщению в обществе
  •  Несмотря на рост полномочий, власть уходила из-под рук Горбачева. Разрушение КПСС, которая являлась стержнем власти, вело к усилению неуправляемости страны.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81835. Размещение производительных сил и транспортных узлов 23.87 KB
  При планировании и в практике размещения производительных сил в стране непременно учитывается конфигурация и мощность существующей сети путей сообщения и предусматривается ее развитие в соответствии с перспективными задачами народного хозяйства.
81836. Транспортная сеть города 26.41 KB
  Транспортная инфраструктура в планировочной структуре современного города является основой вокруг которой образуются и развиваются элементы городской среды: микрорайоны жилые районы общегородские и районные центры зоны в которых размещаются производственные предприятия объекты здравоохранения спортивные комплексы рекреационные объекты и т. Городская транспортная инфраструктура неразрывно связана с внешними междугородными транспортными коммуникациями являясь их логическим продолжением в планировочной структуре города и наоборот. Как...
81837. Технико – эксплуатационные характеристики промышленного транспорта 25.22 KB
  Промышленный транспорт - это совокупность транспортных средств, сооружений и путей промышленных предприятий, предназначенных для обслуживания производственных процессов, перемещения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции на территории обслуживаемого предприятия.
81838. Классификация транспортных узлов по функциональным признакам 26.65 KB
  В отношении географического фактора узлы могут располагаться на территории где отсутствуют море и судоходные реки или на берегах указанных водоемов; на конструкции узлов оказывает влияние характер производительных сил род промышленности: добывающая обрабатывающая смешанная; наконец существенное влияние на конструкцию узлов оказывают размеры местных пассажирских перевозок. В этом отношении они могут быть подразделены на узлы: с одной станцией тупиковые треугольные крестообразные с последовательным расположением станций с...
81839. Производительность труда на разных видах транспорта 27.98 KB
  Рассмотренные экономические показатели тесно связаны между собой: с увеличением производительности труда снижается себестоимость возрастают прибыль и рентабельность перевозок. Производительность труда в целом по сети или отдельным железным дорогам и их отделениям определяется условнонатуральным методом ее расчета Птр=∑Pℓприв Чсп ∑Pℓприв=∑Pℓн2∑ℓ 4.При существующем дефиците трудовых ресурсов в стране показатель производительности труда приобретает особо важное значение при выборе того или иного вида транспорта.
81840. Технико–эксплуатационные характеристики автомобильного транспорта 25.72 KB
  Его высокая маневренность позволяет организовать перевозку грузов непосредственно от склада отправителя до склада получателя. Автотранспорт обеспечивает главным образом внутрирайонные и внутригородские перевозки грузов и пассажиров завозит и вывозит грузы с железнодорожных станций морских и речных портов и аэропортов. Широко используется автотранспорт на внутрипроизводственных перемещениях грузов почти во всех отраслях промышленности в строительстве и сельском хозяйстве. Большой объем перевозок грузов выполняется автомобилями занятыми в...
81841. Прямые, смешанные перевозки, их эффективность 25.69 KB
  На начало 90х годов большинство грузовых перевозок осуществлялось с участием двух и более видов транспорта т. С автомобильного транспорта на железнодорожный на грузовых районах и контейнерных пунктах по ориентировочной оценке в 1994 г. было передано не менее 4550 млн т различных грузов а с железнодорожного транспорта на автомобильный примерно 100 млн т в 2 раза больше.
81842. Принципы выбора видов транспорта 26.81 KB
  Четвертый принцип – обеспечение достоверной и достаточной информированности потребителей транспортных услуг в частности через рекламу о емкости качестве и стоимости этих услуг благодаря наличию хорошей экспедиторской службы по обслуживанию клиентов развитию материальных подходов в работе транспортных предприятий. Объективная информация транспортных услугах позволяет потребителям проводить сравнительные расчеты по оптимизации своих затрат на транспорт рационализировать перевозку и эффективнее размещать заказы определять более выгодные рынки...
81843. Технико–эксплуатационные характеристики железнодорожного транспорта 27.33 KB
  Массовость перевозок в сочетании с довольно низкой себестоимостью малые эксплуатационные расходы и достаточно высокой скоростью доставки; более короткий путь следования по сравнению с естественными путями водного транспорта. Относительные недостатки железнодорожного транспорта: ограниченная маневренность из-за привязки к колее; высокая первоначальная стоимость основных фондов: стоимость строительства 1 км однопутной линии примерно 10 млн.