34446

Перестройка в СССР: попытки реформирования экономики и обновления политической системы

Доклад

История и СИД

Политические и социальноэкономические преобразования в СССР в период правления Горбачева получили название перестройка. Сократились доходы СССР от внешней торговли в связи с падением мировых цен на нефть и газ. была отменена 6ая статья конституции СССР о руководящей роли КПСС Был введен пост Президента СССР им стал М.

Русский

2013-09-08

39.5 KB

12 чел.

  1.  Перестройка в СССР: попытки реформирования экономики и обновления политической системы.

В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С.Горбачев. В апреле 1985 г. было объявлено о намерении провести широкомасштабные реформы. Политические и социально-экономические преобразования в СССР в период правления Горбачева получили название «перестройка».

Важнейшими составными частями политики перестройки стали:

  1.  Ускорение социально-экономического развития
  2.  Гласность и демократизация политической жизни.

Первоначально предполагалось ускорить развитие экономики за счет преимуществ социализма, «скрытых резервов». Началась борьба с пьянством. На предприятиях создавалась  госприемка – вневедомственный контроль. Принятые меры имели временный эффект. Сократились доходы государства от продажи алкоголя, началось массовое самогоноварение, из продажи исчез сахар. В это же время выросли расходы государства в связи с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г., землетрясением в Армении в 1988 г. Сократились доходы СССР от внешней торговли в связи с падением мировых цен на нефть и газ.

Развитие кризисных явлений привело к идее более решительных преобразований за счет использования рыночных механизмов. Предполагалось расширить права государственных предприятий и создать частный сектор.

  •  Предприятия переводились на хозрасчет
  •  Развивалась кооперативная и индивидуальная трудовая деятельность
  •  Создавались совместные предприятия
  •  Появились коммерческие банки, биржи, акционерные общества
  •  Было разрешено брать землю в аренду, создавать фермерские хозяйства

В 1989 – 1990 гг. разрабатывались программы перехода к рынку. Основой этих программ стали приватизация (передача в частные руки) государственной собственности и либерализация цен ( установление цен на основе спроса и предложения). Программа С.С.Шаталина и Г.А.Явлинского «500 дней» прдлагала это сделать быстро. Программа правительства во главе с Н.И.Рыжковым планировала растянуть переход на несколько лет.

Последствия экономических реформ:

  •  Руководители госпредприятий стали создавать при них кооперативы и совместные предприятия, перекачивая туда государственную собственность
  •  Новые предприятия стремились заниматься не производством, а более выгодной торгово-посреднической деятельностью
  •  Производство на государственных предприятиях сократилось, начались увольнения работников
  •  выросли цены ( в 1991 г. цены росли на 25% в неделю), курс рубля падал ( в начале 1991г. 1$=10 рублей, в конце 1991 г. 1$=110 рублей)
  •  В магазинах исчезли товары
  •  Начались забастовки

Наряду с экономическими реформами начались изменения в политической системе.

  •  Были сняты цензурные запреты, стали открыть обсуждаться острые проблемы
  •  Появились новые газеты и журналы
  •  Были отправлены на пенсию ветераны брежневской эпохи
  •  Был учрежден новый орган власти – Съезд народных депутатов. Из числа его участников избирался Верховный Совет, который превратился в постоянно действующий парламент
  •  В 1989 г. состоялись первые альтернативные выборы народных депутатов
  •  В 1990 г. была отменена 6-ая статья конституции СССР о руководящей роли КПСС
  •  Был введен пост Президента СССР, им стал М.С.Горбачев.
  •  Появились демократические течения в самой КПСС (демократическая платформа)

Последствия политических реформ:

  •  Гласность усилила недовольство существующим порядком и привела к политизации и разобщению в обществе
  •  Несмотря на рост полномочий, власть уходила из-под рук Горбачева. Разрушение КПСС, которая являлась стержнем власти, вело к усилению неуправляемости страны.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52709. Героев имена помнит Донбасс 53 KB
  Цель: Воспитывать уважительное отношения к исторической памяти народа. Способствовать формированию стремлению учащихся знать историю своего народа и отстаивать историческую правду. Воспитывать ответственность, эмпатию, потребность личного участия в мероприятиях, посвященных празднованию памятных дат.
52711. Моєму рідному краю, його величності Донбасу – 80 1.58 MB
  Мета: Формувати в учнів інтерес до навчання; формувати також в учнів навички здорового способу життя, навички толерантного спілкування; засвоїти матеріал за темою; вчити розповідати про символи Української держави та їх значення; розвивати прагнення бути свідомим громадянином України, її патріотом.
52713. Організація надання першої медичної допомоги в бою. Реанімація потерпілих 223 KB
  Ознайомити учнів з особливостями розшуку поранених на полі бою; навчити проводити первинний огляд поранених надавати першу медичну допомогу; формувати практичні навички проведення підручних заходів реанімації потерпілих.Розшук поранених на полі бою.Збір виніс вивіз і евакуація поранених з поля бою.