34449

Возникновение древнерусского государства. Деятельность первых русских князей и принятие христианства

Доклад

История и СИД

По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи ильменские словене чудь весь платили дань варягам а южные племена находились в зависимости от хазар. Договор Олега с греками обеспечивал возможность вывоза собираемой на Руси дани и продажи ее на рынках Византии. Формирование государственной территории Древней Руси завершилось при князе Владимире Святославиче 980 – 1015. Для защиты южных рубежей Руси была создана система мощных оборонительных сооружений заставы богатырские протянувшиеся...

Русский

2013-09-08

17.75 KB

11 чел.

  1. Возникновение древнерусского государства. Деятельность первых русских князей и принятие христианства.

Предпосылки образования древнерусского государства:

  1. главной причиной возникновения государства стало появление неравенства и враждебных интересов в обществе, а также усиление власти князей, опиравшихся на дружину.
  2. Восточные славяне находились под постоянным давлением кочевников, нападавших на южные и восточные земли. Для борьбы с многочисленными врагами требовалось объединение воинских сил многих племен.
  3. К IX веку по мере подчинения одних племенных союзов другими сложилось несколько крупных предгосударственных образований: вокруг Киева и вокруг Новгорода.

    Русский летописец начала XII века, пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, включил в летопись легенду о призвании варягов. По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы «изгнавши варягов за море», что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями: «Земля наша велика и обильна, да порядка в ней нет. Придите княжить и владеть нами». Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил начало княжеской династии Рюриковичей.

    Варяги переняли славянские обычаи. У восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов. Факт призвания варягов говорит не столько о возникновении древнерусской государственности, сколько о происхождении княжеской династии.  С вопросом о происхождении варягов тесно связан и вопрос о происхождении названия «Русь». Одни историки считают, что термин «Русь» скандинавского происхождения. Другие считают, что варяги-русь были славянами, происходившими либо с южного побережья Балтики (остров Рюген),  либо из района реки Неман. Известный историк Б.А. Рыбаков считал, что «Русью»  называли племенной союз, сложившийся  на базе полянского союза племен в среднем течении Днепра (река Рось).

   С 862 г. Рюрик, согласно «Повести временных лет» утвердился в Новгороде.

    После смерти Рюрика в 879 г. власть в Новгороде захватил предводитель одного из варяжских отрядов Олег. В 882 г. Олег захватил Киев, вероломно убив княживших там Аскольда и Дира. Олег объявил Киев своей столицей, принял титул «великий князь». Таким образом, в результате объединения северных и южных  земель было образовано древнерусское государство – Киевская Русь.

    В 907 и 911 г. Олег с войском дважды успешно воевал под стенами Константинополя (Царьграда). В результате этих походов были заключены договоры, согласно которым русские купцы имели право беспошлинной торговли и могли месяц жить в Константинополе за счет греков. Договор Олега с греками обеспечивал возможность вывоза собираемой на Руси дани и продажи ее на рынках Византии.

    После смерти Олега в Киеве стал княжить Игорь (912 – 945), которого считают сыном Рюрика. В 941 г. Игорь предпринял неудачный поход на Царьград. Его ладьи были сожжены «греческим огнем». В результате второго похода в 944 г. договор с Византией был подтвержден на менее выгодных условиях. Основным источником доходов князя стал сбор дани – полюдье. Во время сбора дани у древлян в 945 г. Игорь был убит.

    Жена Игоря, княгиня Ольга жестоко отомстила древлянам за смерть мужа. Столица древлян город Искоростень был сожжен дотла. Однако Ольга была вынуждена упорядочить сбор дани. Она установила твердый размер дани – «уроки» и места сбора дани – «погосты», которые представляли собой укрепленные дворы княжеских управителей.

    Сын Игоря и Ольги Святослав больше внимания уделял внешнеполитической деятельности, чем управлению государством.     В ходе своих многочисленных походов Святослав подчинил вятичей, разбил волжских булгар, нанес поражение хазарам, расчистив волжский торговый путь, успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье. После этого Святослав устремился на Балканы. Здесь он был сначала союзником византийского императора и разгромил врага Византии – Дунайскую Болгарию. Святослав подумывал о перенесении своей столицы на Дунай в город  Переслав, но это привело к конфликту с бывшим союзником – Византией. Борьба с Византией закончилась неудачно. Между империей и Русью был заключен договор, согласно которому Святослав с остатками своей дружины покидал Дунай и возвращался на Русь. Однако по дороге в Киев князь попал в засаду, которую печенеги устроили у днепровских порогов, и был убит.

    Формирование государственной территории Древней Руси завершилось при князе Владимире Святославиче (980 – 1015). Были присоединены земли радимичей, волынян и белых хорватов. Для защиты южных рубежей Руси была создана система мощных оборонительных сооружений - «заставы богатырские», протянувшиеся на десятки километров. Она состояла из расположенных вдоль пограничных рек городков-крепостей, валов, рвов и засек, системы сигнализации, сообщавшей о приближении врага.    

    Главные события правления Владимира связаны с крещением Руси. Христианство стало проникать на Русь задолго до правления Владимира. Этому способствовали интенсивные военные и торгово-экономические отношения с Византией. В 957 г. княгиня Ольга побывала в Константинополе и приняла крещение.

    В 988 г. Владимир крестился сам и повелел креститься дружине и всем жителям Руси. Языческих идолов сбросили наземь и уничтожили. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения. Так летопись повествует о том, что «Добрыня крестил Новгород мечом, а Путята огнем». Христианство утверждалось медленно. На окраинах Руси люди еще долго прислушивались к голосу волхвов, молились Христу и одновременно приносили жертвы древним богам, в нательные кресты прятали талисманы-обереги.

    Значение принятия христианства:

  1. В результате принятия христианства укрепился авторитет княжеской власти, олицетворяющей единство Руси.
  2. Крещение способствовало росту международного авторитета Руси, которую теперь воспринимали не как страну варваров-язычников, а равной другим христианским странам.
  3. Принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры.     


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27377. Классный руководитель 27.5 KB
  выполняет следующие функции: 1 знакомится с семьями учащихся для того чтобы знать какое влияние оказывается на них дома и для того чтобы своевременно помочь им если это влияние оказывается неблагоприятным; 2 знакомит родителей с требованиями школы к учащимся по режиму дня приготовлению уроков привлечению учащихся к домашнему труду и др.; 3 стремится обеспечить единство требований школы и семьи; 4 для родителей регулярно устраивает лекции по отдельным вопросам где говорится о средствах и методах которыми семья может помочь школе в...
27378. Общеобразовательные цели обучения математике 19.7 KB
  ФГОС здесь все из книги по фгосам на экзамене будут фгосы доступны так что учить здесь всё не нужно наизусть: В результате изучения курса математики обучающиеся на ступени начального общего образования: научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов процессов явлений оценки количественных и пространственных отношений; овладеют основами логического и алгоритмического мышления пространственного воображения и математической речи приобретут необходимые вычислительные навыки; научатся применять...
27379. Этапы формирования представлений о числе 18.8 KB
  5 этап: изучение отрезка ряда натуральных чисел. Так же необходимо в процессе изучения отрезка натуральных чисел отрабатывать прием присчитывания и отсчитывания по одному. Моро А последовательно один за другим рассматриваются отрезки ряда натуральных чисел 12 123 123. Основные приемы: прочтение чисел счет предметов выделение нового для изучаемого числа.
27380. Изучение смысла сложения и вычетания 18.9 KB
  Этот подход легко интерпретируется на уровне предметных действий позволяя тем самым учитывать психологические особенности младших школьников. Например в учебнике М1М в качестве основного средства формирования у детей представлений о смысле действий сложения и вычитания выступают простые текстовые задачи. В основе другого подхода лежит выполнение учащимися предметных действий и их интерпретация в виде графических и символических моделей. Деятельность учащихся сначала сводится к переводу предметных действий на язык математики а затем к...
27381. Действия с величинами 23.83 KB
  Формирование у учащихся представлений о числе и о десятичной системе счисления тесно связано с изучением величин. В начальных классах у учащихся имеются некоторые интуитивные представления о величинах и об их измерении. Измерение заключается в сравнении данной величины с некоторой величиной того же рода принятой за единицу.
27382. ЗУНы для вычисления в пределах 100 (сложение и вычитание) 22.28 KB
  Остальные случаи вычислений над числами большими 100 относятся к письменным вычислениям. Рассмотрим методические особенности формирования умений складывать и вычитать числа в пределах 100 которые нашли отражение в учебниках М1М и М2М Моро. Овладение вычислительными приемами предполагает усвоение: нумерации чисел в пределах 100 разрядного состава двузначного числа табличных случаев сложения вычитания и свойств сложения и вычитания; прибавления числа к сумме вычитания числа из суммы прибавления суммы к числу вычитания...
27383. Алгоритмы: 1. Письменного сложения и вычитания 2. Письменного умножения 3. Письменного деления 20.18 KB
  Письменного деления ЗУНы для сложения и вычитания: Нумерация многозначных чисел Разрядный состав многозначных чисел Десятичный состав числа Навык сложения и вычитания чисел в пределах 20 Знание переместительного и сочетательного закона сложения Как и другие алгоритмы письменного вычисления в и – рассматриваются поэтапно: Актуализация ЗУН подготовка к изучению алгоритма подготовка и изучение алгоритма Введение самого алгоритма Усвоение алгоритма Продуктивное повторение новой темы включать новые знания в систему имеющихся Основная...
27384. Функции текстовых задач 17.29 KB
  Любое математическое задание можно рассматривать как задачу выделив в нем условие т. Функции текстовых задач. Ведущие методисты отмечают что решение текстовых задач в начальной школе преследует двойную цель: с одной стороны – научить решать текстовые задачи различных видов с другой стороны – сами текстовые задачи выступают как средство обучения воспитания и развития школьников.
27385. Математическое развитие младших школьников невозможно без приобщения их к геометрии 19.38 KB
  Эта особенность находит свое выражение и в начальных классах где формирование представлений о геометрических фигурах связано с изучением таких величин как длина и площадь. Основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является способность их к восприятию формы. В развитии представлений о геометрических фигурах учащиеся начальных классов проходят два этапа. Формируя у них целостное представление о геометрических фигурах следует идти от реальных предметов к их моделям геометрическим фигурам и наоборот: от...