34449

Возникновение древнерусского государства. Деятельность первых русских князей и принятие христианства

Доклад

История и СИД

По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи ильменские словене чудь весь платили дань варягам а южные племена находились в зависимости от хазар. Договор Олега с греками обеспечивал возможность вывоза собираемой на Руси дани и продажи ее на рынках Византии. Формирование государственной территории Древней Руси завершилось при князе Владимире Святославиче 980 1015. Для защиты южных рубежей Руси была создана система мощных оборонительных сооружений заставы богатырские протянувшиеся...

Русский

2013-09-08

17.75 KB

11 чел.

  1. Возникновение древнерусского государства. Деятельность первых русских князей и принятие христианства.

Предпосылки образования древнерусского государства:

  1. главной причиной возникновения государства стало появление неравенства и враждебных интересов в обществе, а также усиление власти князей, опиравшихся на дружину.
  2. Восточные славяне находились под постоянным давлением кочевников, нападавших на южные и восточные земли. Для борьбы с многочисленными врагами требовалось объединение воинских сил многих племен.
  3. К IX веку по мере подчинения одних племенных союзов другими сложилось несколько крупных предгосударственных образований: вокруг Киева и вокруг Новгорода.

    Русский летописец начала XII века, пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, включил в летопись легенду о призвании варягов. По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы «изгнавши варягов за море», что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями: «Земля наша велика и обильна, да порядка в ней нет. Придите княжить и владеть нами». Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил начало княжеской династии Рюриковичей.

    Варяги переняли славянские обычаи. У восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов. Факт призвания варягов говорит не столько о возникновении древнерусской государственности, сколько о происхождении княжеской династии.  С вопросом о происхождении варягов тесно связан и вопрос о происхождении названия «Русь». Одни историки считают, что термин «Русь» скандинавского происхождения. Другие считают, что варяги-русь были славянами, происходившими либо с южного побережья Балтики (остров Рюген),  либо из района реки Неман. Известный историк Б.А. Рыбаков считал, что «Русью»  называли племенной союз, сложившийся  на базе полянского союза племен в среднем течении Днепра (река Рось).

   С 862 г. Рюрик, согласно «Повести временных лет» утвердился в Новгороде.

    После смерти Рюрика в 879 г. власть в Новгороде захватил предводитель одного из варяжских отрядов Олег. В 882 г. Олег захватил Киев, вероломно убив княживших там Аскольда и Дира. Олег объявил Киев своей столицей, принял титул «великий князь». Таким образом, в результате объединения северных и южных  земель было образовано древнерусское государство – Киевская Русь.

    В 907 и 911 г. Олег с войском дважды успешно воевал под стенами Константинополя (Царьграда). В результате этих походов были заключены договоры, согласно которым русские купцы имели право беспошлинной торговли и могли месяц жить в Константинополе за счет греков. Договор Олега с греками обеспечивал возможность вывоза собираемой на Руси дани и продажи ее на рынках Византии.

    После смерти Олега в Киеве стал княжить Игорь (912 – 945), которого считают сыном Рюрика. В 941 г. Игорь предпринял неудачный поход на Царьград. Его ладьи были сожжены «греческим огнем». В результате второго похода в 944 г. договор с Византией был подтвержден на менее выгодных условиях. Основным источником доходов князя стал сбор дани – полюдье. Во время сбора дани у древлян в 945 г. Игорь был убит.

    Жена Игоря, княгиня Ольга жестоко отомстила древлянам за смерть мужа. Столица древлян город Искоростень был сожжен дотла. Однако Ольга была вынуждена упорядочить сбор дани. Она установила твердый размер дани – «уроки» и места сбора дани – «погосты», которые представляли собой укрепленные дворы княжеских управителей.

    Сын Игоря и Ольги Святослав больше внимания уделял внешнеполитической деятельности, чем управлению государством.     В ходе своих многочисленных походов Святослав подчинил вятичей, разбил волжских булгар, нанес поражение хазарам, расчистив волжский торговый путь, успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье. После этого Святослав устремился на Балканы. Здесь он был сначала союзником византийского императора и разгромил врага Византии – Дунайскую Болгарию. Святослав подумывал о перенесении своей столицы на Дунай в город  Переслав, но это привело к конфликту с бывшим союзником – Византией. Борьба с Византией закончилась неудачно. Между империей и Русью был заключен договор, согласно которому Святослав с остатками своей дружины покидал Дунай и возвращался на Русь. Однако по дороге в Киев князь попал в засаду, которую печенеги устроили у днепровских порогов, и был убит.

    Формирование государственной территории Древней Руси завершилось при князе Владимире Святославиче (980 – 1015). Были присоединены земли радимичей, волынян и белых хорватов. Для защиты южных рубежей Руси была создана система мощных оборонительных сооружений - «заставы богатырские», протянувшиеся на десятки километров. Она состояла из расположенных вдоль пограничных рек городков-крепостей, валов, рвов и засек, системы сигнализации, сообщавшей о приближении врага.    

    Главные события правления Владимира связаны с крещением Руси. Христианство стало проникать на Русь задолго до правления Владимира. Этому способствовали интенсивные военные и торгово-экономические отношения с Византией. В 957 г. княгиня Ольга побывала в Константинополе и приняла крещение.

    В 988 г. Владимир крестился сам и повелел креститься дружине и всем жителям Руси. Языческих идолов сбросили наземь и уничтожили. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения. Так летопись повествует о том, что «Добрыня крестил Новгород мечом, а Путята огнем». Христианство утверждалось медленно. На окраинах Руси люди еще долго прислушивались к голосу волхвов, молились Христу и одновременно приносили жертвы древним богам, в нательные кресты прятали талисманы-обереги.

    Значение принятия христианства:

  1. В результате принятия христианства укрепился авторитет княжеской власти, олицетворяющей единство Руси.
  2. Крещение способствовало росту международного авторитета Руси, которую теперь воспринимали не как страну варваров-язычников, а равной другим христианским странам.
  3. Принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры.     


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1968. Беседа для подростков ЗОЖ 60.5 KB
  Рассмотреть здоровье как основную ценность человеческой жизни и человеческого общества. Сформулировать понятие Здоровье человека. Раскрыть позитивные и негативные факторы, влияющие на здоровье человека.
1969. СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО РАСПОЗНАВАНИЯ РЕЧЕВЫХ КОМАНД ДЛЯ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ АРХИТЕКТУР 1.46 MB
  АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ ПРИМЕНЕНИЯ СКРЫТЫХ МАРКОВСКИХ МОДЕЛЕЙ В СИСТЕМАХ РАСПОЗНАВАНИЯ РЕЧИ. РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕНЕТИЧЕСКОГО АЛГОРИТМА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ ОПТИМИЗАЦИИ СММ. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОПТИМИЗАЦИИ СММ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГЕНЕТИЧЕСКИХ АЛГОРИТМОВ.
1970. ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ КАРЛА ЯСПЕРСА КАК МЫСЛИТЕЛЯ СВОЕЙ ЭПОХИ 1.17 MB
  Исторические условия формирования научного мировоззрения Карла Ясперса. Концепция всемирно-исторического развития в трудах Карла Ясперса. Ясперс о будущем человечества и смысле истории. Роль современных науки и техники в истории человечества.
1971. Критерии оценки в литературной критике В.В. Розанова 1.17 MB
  Теоретические взгляды В.В. Розанова на литературу. Теория пола и семейный вопрос. Основные черты современности в понимании В.В. Розанова. Место литературы в системе ценностей В.В. Розанова. Писательская саморефлексия. Пушкин в сопоставлении с другими авторами. Интерпретация второй половины 1890-х – начала 1900-х гг.
1972. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.17 MB
  Актуальные аспекты современного развития органов местного самоуправления в Российской Федерации. Оценка управленческой эффективности в мировой практике. Критерии, характеризующие состояние местных финансов (бюджет). Расчет и ретроспективный анализ управленческого состояния м/о г. Артем.
1973. МІЖНАРОДНІ КРЕДИТНО-РОЗРАХУНКОВІ ТА ВАЛЮТНІ ОПЕРАЦІЇ 1.17 MB
  Застосування кредитних методів підтримки зовнішньоекономічної діяльності підприємницьких структур, здійснення розрахунків по експортно-імпортних операціях, проведення валютних операцій, хеджування валютних ризиків за допомогою комерційних банків України тощо.
1974. ВЛИЯНИЕ ПСИХОТИПОЛОГИЧЕСКИХ, ГЕНДЕРНЫХ И КОНСТИТУЦИОНАЛЬНО-КОНТИНУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НРАВСТВЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ 1.17 MB
  Конституционально-биологические основы развития личности. Определение границ психической и психологической нормы и патологии. Анализ философских концепций нравственности. Изучение проблемы нравственности в отечественной психологии. Факторный анализ результатов мужской выборки испытуемых.
1975. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ В РОССИИ. НА МАТЕРИАЛАХ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ. 1996-2004 гг. 1.16 MB
  Электоральные процессы в Псковской области на фоне ослабления центральной власти в Российской Федерации. Избирательные процессы в псковском регионе в период усиления центральной российской власти.
1976. Антропология советскости: философский анализ 1.16 MB
  Макросоциальная идентичность: сущность, содержание, типология. Содержание и механизмы социокультурной динамики советскости. Советская идентичность в современной социокультурной ситуации.