34449

Возникновение древнерусского государства. Деятельность первых русских князей и принятие христианства

Доклад

История и СИД

По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи ильменские словене чудь весь платили дань варягам а южные племена находились в зависимости от хазар. Договор Олега с греками обеспечивал возможность вывоза собираемой на Руси дани и продажи ее на рынках Византии. Формирование государственной территории Древней Руси завершилось при князе Владимире Святославиче 980 1015. Для защиты южных рубежей Руси была создана система мощных оборонительных сооружений заставы богатырские протянувшиеся...

Русский

2013-09-08

17.75 KB

11 чел.

  1. Возникновение древнерусского государства. Деятельность первых русских князей и принятие христианства.

Предпосылки образования древнерусского государства:

  1. главной причиной возникновения государства стало появление неравенства и враждебных интересов в обществе, а также усиление власти князей, опиравшихся на дружину.
  2. Восточные славяне находились под постоянным давлением кочевников, нападавших на южные и восточные земли. Для борьбы с многочисленными врагами требовалось объединение воинских сил многих племен.
  3. К IX веку по мере подчинения одних племенных союзов другими сложилось несколько крупных предгосударственных образований: вокруг Киева и вокруг Новгорода.

    Русский летописец начала XII века, пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, включил в летопись легенду о призвании варягов. По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы «изгнавши варягов за море», что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями: «Земля наша велика и обильна, да порядка в ней нет. Придите княжить и владеть нами». Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил начало княжеской династии Рюриковичей.

    Варяги переняли славянские обычаи. У восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов. Факт призвания варягов говорит не столько о возникновении древнерусской государственности, сколько о происхождении княжеской династии.  С вопросом о происхождении варягов тесно связан и вопрос о происхождении названия «Русь». Одни историки считают, что термин «Русь» скандинавского происхождения. Другие считают, что варяги-русь были славянами, происходившими либо с южного побережья Балтики (остров Рюген),  либо из района реки Неман. Известный историк Б.А. Рыбаков считал, что «Русью»  называли племенной союз, сложившийся  на базе полянского союза племен в среднем течении Днепра (река Рось).

   С 862 г. Рюрик, согласно «Повести временных лет» утвердился в Новгороде.

    После смерти Рюрика в 879 г. власть в Новгороде захватил предводитель одного из варяжских отрядов Олег. В 882 г. Олег захватил Киев, вероломно убив княживших там Аскольда и Дира. Олег объявил Киев своей столицей, принял титул «великий князь». Таким образом, в результате объединения северных и южных  земель было образовано древнерусское государство – Киевская Русь.

    В 907 и 911 г. Олег с войском дважды успешно воевал под стенами Константинополя (Царьграда). В результате этих походов были заключены договоры, согласно которым русские купцы имели право беспошлинной торговли и могли месяц жить в Константинополе за счет греков. Договор Олега с греками обеспечивал возможность вывоза собираемой на Руси дани и продажи ее на рынках Византии.

    После смерти Олега в Киеве стал княжить Игорь (912 – 945), которого считают сыном Рюрика. В 941 г. Игорь предпринял неудачный поход на Царьград. Его ладьи были сожжены «греческим огнем». В результате второго похода в 944 г. договор с Византией был подтвержден на менее выгодных условиях. Основным источником доходов князя стал сбор дани – полюдье. Во время сбора дани у древлян в 945 г. Игорь был убит.

    Жена Игоря, княгиня Ольга жестоко отомстила древлянам за смерть мужа. Столица древлян город Искоростень был сожжен дотла. Однако Ольга была вынуждена упорядочить сбор дани. Она установила твердый размер дани – «уроки» и места сбора дани – «погосты», которые представляли собой укрепленные дворы княжеских управителей.

    Сын Игоря и Ольги Святослав больше внимания уделял внешнеполитической деятельности, чем управлению государством.     В ходе своих многочисленных походов Святослав подчинил вятичей, разбил волжских булгар, нанес поражение хазарам, расчистив волжский торговый путь, успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье. После этого Святослав устремился на Балканы. Здесь он был сначала союзником византийского императора и разгромил врага Византии – Дунайскую Болгарию. Святослав подумывал о перенесении своей столицы на Дунай в город  Переслав, но это привело к конфликту с бывшим союзником – Византией. Борьба с Византией закончилась неудачно. Между империей и Русью был заключен договор, согласно которому Святослав с остатками своей дружины покидал Дунай и возвращался на Русь. Однако по дороге в Киев князь попал в засаду, которую печенеги устроили у днепровских порогов, и был убит.

    Формирование государственной территории Древней Руси завершилось при князе Владимире Святославиче (980 – 1015). Были присоединены земли радимичей, волынян и белых хорватов. Для защиты южных рубежей Руси была создана система мощных оборонительных сооружений - «заставы богатырские», протянувшиеся на десятки километров. Она состояла из расположенных вдоль пограничных рек городков-крепостей, валов, рвов и засек, системы сигнализации, сообщавшей о приближении врага.    

    Главные события правления Владимира связаны с крещением Руси. Христианство стало проникать на Русь задолго до правления Владимира. Этому способствовали интенсивные военные и торгово-экономические отношения с Византией. В 957 г. княгиня Ольга побывала в Константинополе и приняла крещение.

    В 988 г. Владимир крестился сам и повелел креститься дружине и всем жителям Руси. Языческих идолов сбросили наземь и уничтожили. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения. Так летопись повествует о том, что «Добрыня крестил Новгород мечом, а Путята огнем». Христианство утверждалось медленно. На окраинах Руси люди еще долго прислушивались к голосу волхвов, молились Христу и одновременно приносили жертвы древним богам, в нательные кресты прятали талисманы-обереги.

    Значение принятия христианства:

  1. В результате принятия христианства укрепился авторитет княжеской власти, олицетворяющей единство Руси.
  2. Крещение способствовало росту международного авторитета Руси, которую теперь воспринимали не как страну варваров-язычников, а равной другим христианским странам.
  3. Принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры.     


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30696. Мотив дороги в произведениях отечественной классики 19 века 25.31 KB
  Есенина Мотив дороги звучит в двух значительнейших произведениях 19 века. Образ дороги в этом произведении не выходит на первый план. Образ дороги здесь традиционный символ жизненного пути.
30697. Стихотворное новаторство В.В. Маяковского. Чтение наизусть и анализ стихотворения «А вы могли бы?» 12.76 KB
  Чтение наизусть и анализ стихотворения А вы могли бы. Тема этого стихотворения желание и способность лирического героя изменить в корне обыденную ни чем не примечательную жизнь причем сделать это так как никто другой и не подумал бы. Идея же заключается в названии стихотворения и в последних строках:А вы ноктюрн сыграть могли быНа флейте водосточных трубКаждая строка этого стихотворения вызов каждое слово экспрессивно и ярко; при своей лаконичности стихотворение оставляет более глубокое впечатление чем многие более длинные...
30698. Психологизм изображения внутреннего мира личности в лирике А.А.Ахматовой (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). Земное и вечное в стихотворении «Приморский сонет» 15.95 KB
  Облик героини поэзии Ахматовой предстает в житейской простоте но в нем заключается пафос сильной личности. Ее лирическая героиня не отражает персональной судьбы Ахматовой а отражает проявление женской доли женского голоса. Предметный мир воспринимается уже в ином виде: три ступеньки кажутся вечностью любимый прием Ахматовой оксюморон темный дом свечи горевшие равнодушножелтым огнем. То в образе лирической героини проступают черты самой Ахматовой которая не верит что все происходит именно с ней насмешницей любимицей всех...
30699. Стихотворение А. Блока «Незнакомка» 12.25 KB
  Блока Незнакомка Тема страшного мира звучит в третьем томе стихотворений А. Это лишь внешняя видимая сторона страшного мира. При этом все зримые образы материального мира у Блока обретают символический подтекст. Повествование о ресторанной встрече превращается в рассказ о человеке угнетенном пошлостью окружающего мира его стремлении освободиться от этого.
30700. АНАЛИЗ 1 ГЛАВЫ 1 ЧАСТИ «МАСТЕРА И МАРГАРИТЫ» 20.62 KB
  Патриавшие пруды это центр Москвы давно пользующийся дурной славой Время года месяц: Весна май Время суток: Небывало жаркий закат странности возникающие в это время на Патриарших: одновременная икота литераторов; отсутствие в жаркое время отдыхающих под липами; появление прозрачного человека в клетчатом пиджаке; чувство необоснованного страха появившегося у Берлиоза...
30701. Анализ романа Замятина Мы 19.86 KB
  Солженицын1 История создания и смысл названия романа: Роман создавался вскоре после возвращения автора из Англии в революционную Россию в 1920 году по некоторым сведениям работа над текстом продолжалась и в 1921 году. Первая публикация романа состоялась за границей в 1924 году. В случае с названием романа Мы и с героем романа это утверждение особенно справедливо.
30702. Приём антитезы в произведениях русской литературы 2-й половины XIX века. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» 132.77 KB
  I антитеза ос6новное идейно композиционный принцип романа Преступление и наказание II функции антитезы. Приём антитезы при создании образа главного героя: А замечательная внешность Раскольникова и одежда нищего; Б описание каморки и страшная теория Раскольникова; В бесчеловечность теории и её неприятие сердцем сны Раскольникова. Приём антитезы в основе системы персонажей: А двойники Раскольникова Лужин и Свидригайлов; Б правда Сони Мармеладовой и правда Раскольникова.
30703. И. А. Бунин. Тема любви 15.98 KB
  Тема любви. В теме любви Бунин раскрывается как человек удивительного таланта тонкий психолог умеющий передать состояние души раненной любовью. На протяжении столетий многие художники слова посвящали свои произведения великому чувству любви и каждый из них находил чтото неповторимое индивидуальное этой теме. Эта тайна бытия становится темой бунинского рассказа Грамматика любви1915.
30704. Образ нигилиста Базарова и тема смены поколений в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Тургеневский принцип «тайной психологии» в изображении человеческих характеров 13.82 KB
  Сюжет строится на столкновение двух враждебных идеологий разночиннодемократической к которой относится Евгений Базаров и либеральнодворянской.Взгляды Базарова главного героя романа сводятся к резкой критике того положения которое сложилось в стране. Но Базаров не видит силы и в народе.