34454

Московская Русь в эпоху Ивана Грозного

Доклад

История и СИД

Московская Русь в эпоху Ивана Грозного. Вокруг молодого Ивана IV сложился круг близких к нему людей получивший у историков название Избранной рады. войско Ивана IV взяло штурмом Казань. Потрясением для Ивана IV стала смерть любимой жены Анастасии Романовой в 1560 г.

Русский

2013-09-08

38.5 KB

19 чел.

8. Московская Русь в эпоху Ивана Грозного.

После смерти в 1533 г. Василия III на великокняжеский престол вступил его трехлетний сын Иван IV. Фактически государством управляла его мать Елена Глинская. И в годы правления Елены, и после ее смерти в 1538 году (предполагают, что она была отравлена) не прекращалась борьба за власть между боярами. Она сопровождалась грабежом казны, разорением простых дворян, горожан, крестьян. Надежды на порядок все слои населения связывали с молодым государем. В январе 1547 г. Иван IV торжественно венчался на царство. Отныне великий князь московский стал называться царем.

В июне 1547 г. в Москве вспыхнул пожар, город почти полностью выгорел. По городу поползли слухи, что пожар – дело рук Глинских, с именем которых народ связывал годы боярского правления. Дворы сторонников Глинских были разграблены восставшим народом, а один из Глинских был растерзан толпой. Народные выступления показали, что страна нуждается в реформах по укреплению государственности.

Вокруг молодого Ивана IV сложился круг близких к нему людей, получивший  у историков название «Избранной рады». В нее входили А. Адашев, происходивший из богатого, но не знатного рода, духовник царя священник Сильвестр, князь А.Курбский.

Был расширен состав Боярской думы, чтобы ослабить в ней роль старой боярской аристократии.

Возник новый орган власти – Земский собор, состоявший из представителей сословий – бояр, дворян, представителей духовенства, верхушки посада. Земский собор занимался решением важнейших государственных дел – вопросами внешней политики и финансов.

Отдельные отрасли государственного управления стали поручаться («приказываться») боярам. Так появились первые приказы – учреждения, ведавшие отраслями государственного управления и отдельными территориями. Во главе приказа стоял боярин или дьяк – крупный государственный чиновник.  Приказы ведали сбором налогов, управлением и судом. Оформление приказной системы позволило централизовать управление страной.

Стала складываться единая система управления на местах. Была ликвидирована система кормлений. Управление было передано в руки губных старост (губа – округ), избиравшихся из числа местных дворян.

Было создано постоянное стрелецкое войско. В свободное от службы время стрельцы могли заниматься  ремеслом и торговлей.

В 1551 г. по инициативе царя и митрополита был созван церковный собор, получивший название  Стоглавого, т.к. его решения были сформулированы в ста главах. Был составлен общерусский список святых. Устанавливалась единая обрядовость на всей территории страны. Отныне церковники могла покупать землю и получать ее в дар только с царского разрешения.

Таким образом, реформы способствовали укреплению централизованного государства, усилили власть царя и военную мощь страны. В 1552 г. войско Ивана IV  взяло штурмом Казань. Казанское ханство было подчинено России. В 1556 г. было присоединено Астраханское ханство. Присоединение Казани и Астрахани открыло возможность для продвижения в Сибирь.

Пытаясь выйти к Балтийскому морю, Иван IV в 1558 г. начал войну с Ливонским орденом. Начало Ливонской войны сопровождалось победами русских войск. Были взяты 20 городов, орден был разбит и признал зависимость от польского короля. Однако война приобрела затяжной характер, в нее оказались втянуты несколько европейских держав. Усилились противоречия внутри России. Некоторые деятели «Избранной рады» считали войну бесперспективной. Еще ранее, в 1553 г., когда царь опасно заболел, многие бояре отказались присягать его маленькому сыну – «пеленочнику». Потрясением для Ивана IV стала смерть любимой жены Анастасии Романовой в 1560 г. Царь обвинил в ее гибели своих ближайших советников. В изменах боярской знати он видел и причины неудач своей политики. Курс на реформы был отброшен. Иван IV предпочел путь террора, ведущий к быстрому установлению личной власти.

В 1565 г. территория страны была поделена на земщину и опричнину.  На территории земщины сохранялось прежнее правление. Опричнина стала личным уделом царя (от слова «опричь» - кроме. Так раньше назывался удел, который выделял вдове при разделе имущества мужа). В опричнину вошли наиболее развитые земли. В опричнине параллельно с земщиной создавались свои органы управления. Было создано опричное войско, содержать которое должно было население земщины.  Опричники носили черную одежду. К их седлам были приторочены собачьи головы и метлы, символизировавшие собачью преданность царю и готовность вымести измену из страны.

Стремясь укрепить свою власть, Иван IV не останавливался ни перед какими жестокостями. Начался опричный террор. Были казнены многие видные бояре, родственники царя, церковные деятели.  Подвергся погрому Новгород.

Попытка грубой силой разрешить противоречия в стране могла дать лишь кратковременный эффект. В 1571 г. опричное войско не смогло защитить Москву от набега крымского хана Давлет Гирея. В 1572 г. недалеко от Подольска у села Молоди земский воевода Воротынский во главе объединенного земского и опричного войска нанес поражение  войску крымских татар.  В том же году царь отменил опричнину.

Итоги правления Ивана Грозного.

  •  Опричнина дала царю неограниченную власть
  •  Многие земли были разорены. В 1581 г. были введены «заповедные лета» - крестьянам временно запрещалось уходить от землевладельцев даже в Юрьев день.
  •  Россия потерпела поражение в Ливонской войне и вынуждена была отдать Польше Ливонию в обмен на возвращение захваченных русских городов, кроме Полоцка. Побережье Балтийского моря осталось за Швецией.
  •  Правление Ивана Грозного во многом предопределило установление крепостного права в государственном масштабе и трагедию смутного времени.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57800. Загальна характеристика класу Птахи 107.5 KB
  Мета: розширити знання учнів про різноманітність представників класу Птахів або Пернатих; показати особливості зовнішньої будови у звязку з польотом; вивчити будову піряного покриву типи піря їх будова та призначення;...
57801. Розмноження та розвиток птахів 83 KB
  Мета уроку. Сформувати поняття про поведінку птахів під час розмноження, звернути увагу складність будови пташиного яйця на типи розвитку птахів, ознайомити з різноманітністю гнізд, з’ясувати риси ускладнення розмноження та розвитку птахів порівняно з плазунами...
57802. Різноманітність птахів, їх значення для людини. Охорона птахів 119 KB
  Узагальнити та систематизувати знання знання учнів про птахів; розкрити їх роль у екосистемах та господарстві людини; перевірити рівень засвоєння матеріалу; продовжити формувати вміння узагальнювати...
57803. Інтегрований урок з математики та біології. Відсотки. Розв’язування задач на відсотки 44 KB
  Мета уроку: формувати практичні вміння і навички учнів застосовувати набуті знання до розв’язування різних типів задач на відсотки; розвивати логічне мислення творчі та інтелектуальні здібності учнів...
57804. Раціональні числа. Порівняння, додавання та віднімання раціональних чисел 59 KB
  Вчитель повідомляє тему та мету уроку ставить завдання перед учнями на даний урок Слайд 4 ІІІ. Актуалізація опорних знань Повторення вивченого матеріалу Перевірка домашнього завдання в усній формі або ш ляхом...
57805. Умножение рациональных чисел 84.5 KB
  Цели урока: Образовательные: организовать деятельность учащихся по общению и систематизация знаний в рамках темы Умножение положительных и отрицательных чисел повысить уровень осмысления учащимися изученного материала.
57806. Розв’язування раціональних рівнянь 214 KB
  Мета: навчальна: удосконалити вміння і навички розв’язувати раціональні рівняння; формувати вміння розв’язувати задачі за допомогою рівняння робити висновки.
57807. Візитна картка Харкова: вулиці, храми, пам’ятники 2.7 MB
  The topic of our lesson is “The Places of Interest of Kharkiv”. I think we can talk about our precious city for hours. But we have only 45 minutes during which we’ll try to visit many corners of our precious city, see famous places of Kharkiv. Of course, we can do it only virtually, but I hope it will be interesting for you despite the fact that it’s an imaginary journey.
57808. Основні річкові басейни та їхня характеритика. Річкові системи Дніпра, Дунаю, Дністра, Південного Бугу, Сіверського Дінця 75.5 KB
  Мета уроку: Систематизувати знання про річки та використовувати ці знання на темі річки України вміти давати оцінку а також розширити свої знання про най більші річки України.