34454

Московская Русь в эпоху Ивана Грозного

Доклад

История и СИД

Московская Русь в эпоху Ивана Грозного. Вокруг молодого Ивана IV сложился круг близких к нему людей получивший у историков название Избранной рады. войско Ивана IV взяло штурмом Казань. Потрясением для Ивана IV стала смерть любимой жены Анастасии Романовой в 1560 г.

Русский

2013-09-08

38.5 KB

22 чел.

8. Московская Русь в эпоху Ивана Грозного.

После смерти в 1533 г. Василия III на великокняжеский престол вступил его трехлетний сын Иван IV. Фактически государством управляла его мать Елена Глинская. И в годы правления Елены, и после ее смерти в 1538 году (предполагают, что она была отравлена) не прекращалась борьба за власть между боярами. Она сопровождалась грабежом казны, разорением простых дворян, горожан, крестьян. Надежды на порядок все слои населения связывали с молодым государем. В январе 1547 г. Иван IV торжественно венчался на царство. Отныне великий князь московский стал называться царем.

В июне 1547 г. в Москве вспыхнул пожар, город почти полностью выгорел. По городу поползли слухи, что пожар – дело рук Глинских, с именем которых народ связывал годы боярского правления. Дворы сторонников Глинских были разграблены восставшим народом, а один из Глинских был растерзан толпой. Народные выступления показали, что страна нуждается в реформах по укреплению государственности.

Вокруг молодого Ивана IV сложился круг близких к нему людей, получивший  у историков название «Избранной рады». В нее входили А. Адашев, происходивший из богатого, но не знатного рода, духовник царя священник Сильвестр, князь А.Курбский.

Был расширен состав Боярской думы, чтобы ослабить в ней роль старой боярской аристократии.

Возник новый орган власти – Земский собор, состоявший из представителей сословий – бояр, дворян, представителей духовенства, верхушки посада. Земский собор занимался решением важнейших государственных дел – вопросами внешней политики и финансов.

Отдельные отрасли государственного управления стали поручаться («приказываться») боярам. Так появились первые приказы – учреждения, ведавшие отраслями государственного управления и отдельными территориями. Во главе приказа стоял боярин или дьяк – крупный государственный чиновник.  Приказы ведали сбором налогов, управлением и судом. Оформление приказной системы позволило централизовать управление страной.

Стала складываться единая система управления на местах. Была ликвидирована система кормлений. Управление было передано в руки губных старост (губа – округ), избиравшихся из числа местных дворян.

Было создано постоянное стрелецкое войско. В свободное от службы время стрельцы могли заниматься  ремеслом и торговлей.

В 1551 г. по инициативе царя и митрополита был созван церковный собор, получивший название  Стоглавого, т.к. его решения были сформулированы в ста главах. Был составлен общерусский список святых. Устанавливалась единая обрядовость на всей территории страны. Отныне церковники могла покупать землю и получать ее в дар только с царского разрешения.

Таким образом, реформы способствовали укреплению централизованного государства, усилили власть царя и военную мощь страны. В 1552 г. войско Ивана IV  взяло штурмом Казань. Казанское ханство было подчинено России. В 1556 г. было присоединено Астраханское ханство. Присоединение Казани и Астрахани открыло возможность для продвижения в Сибирь.

Пытаясь выйти к Балтийскому морю, Иван IV в 1558 г. начал войну с Ливонским орденом. Начало Ливонской войны сопровождалось победами русских войск. Были взяты 20 городов, орден был разбит и признал зависимость от польского короля. Однако война приобрела затяжной характер, в нее оказались втянуты несколько европейских держав. Усилились противоречия внутри России. Некоторые деятели «Избранной рады» считали войну бесперспективной. Еще ранее, в 1553 г., когда царь опасно заболел, многие бояре отказались присягать его маленькому сыну – «пеленочнику». Потрясением для Ивана IV стала смерть любимой жены Анастасии Романовой в 1560 г. Царь обвинил в ее гибели своих ближайших советников. В изменах боярской знати он видел и причины неудач своей политики. Курс на реформы был отброшен. Иван IV предпочел путь террора, ведущий к быстрому установлению личной власти.

В 1565 г. территория страны была поделена на земщину и опричнину.  На территории земщины сохранялось прежнее правление. Опричнина стала личным уделом царя (от слова «опричь» - кроме. Так раньше назывался удел, который выделял вдове при разделе имущества мужа). В опричнину вошли наиболее развитые земли. В опричнине параллельно с земщиной создавались свои органы управления. Было создано опричное войско, содержать которое должно было население земщины.  Опричники носили черную одежду. К их седлам были приторочены собачьи головы и метлы, символизировавшие собачью преданность царю и готовность вымести измену из страны.

Стремясь укрепить свою власть, Иван IV не останавливался ни перед какими жестокостями. Начался опричный террор. Были казнены многие видные бояре, родственники царя, церковные деятели.  Подвергся погрому Новгород.

Попытка грубой силой разрешить противоречия в стране могла дать лишь кратковременный эффект. В 1571 г. опричное войско не смогло защитить Москву от набега крымского хана Давлет Гирея. В 1572 г. недалеко от Подольска у села Молоди земский воевода Воротынский во главе объединенного земского и опричного войска нанес поражение  войску крымских татар.  В том же году царь отменил опричнину.

Итоги правления Ивана Грозного.

  •  Опричнина дала царю неограниченную власть
  •  Многие земли были разорены. В 1581 г. были введены «заповедные лета» - крестьянам временно запрещалось уходить от землевладельцев даже в Юрьев день.
  •  Россия потерпела поражение в Ливонской войне и вынуждена была отдать Польше Ливонию в обмен на возвращение захваченных русских городов, кроме Полоцка. Побережье Балтийского моря осталось за Швецией.
  •  Правление Ивана Грозного во многом предопределило установление крепостного права в государственном масштабе и трагедию смутного времени.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32089. Основные методологические проблемы и специфика СП исследования 67 KB
  Виды: стандартизированное нестандартизированное включенное участвующее взаимодействие наблюдателя и группы и невключенное простое со стороны наблюдение. Проблема определения единиц наблюдения: Объектом наблюдения являются отдельные люди малые группы и большие социальные общности например толпа и социальные процессы происходящие в них например паника. Предметом наблюдения обычно служат вербальные и невербальные акты повеления индивида или группы в целом в определенной социальной ситуации. Референтометрия методический...
32090. Общение как обмен информацией 43 KB
  Андреева рассматривая проблему общения выделяет в ней 3 стороны перцептивную восприятие партнёров коммуникативную обмен информацией и интерактивную взаимодействие. Но передача инфо только формальная сторона общения всегда информация не только передается но и формируется уточняется развивается. Поэтому рассмотрения общения только с этой стороны недостаточно. У общающихся должно быть не только одинаковые лексические и синтаксические системы но и понимание ситуации общения это возможно лишь в случае включения коммуникации в...
32091. Общение как взаимодействие. Типы взаимодействий: кооперация, конкуренция, конфронтация 48.5 KB
  Исследование проблемы взаимодействия имеет в социальной психологии давнюю традицию. Такое понимание взаимод исключает отождествление коммуникации и взаимодействия а с другой точки зрения исключает их отрыв друг от друга они взаимосвязаны. При изучении структуры взаимодействия фиксируются его элементы и выявляются доминирующие факторы мотивации действий. Парсонс: В основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия на них строится человеческая деятельность в ее широком проявлении она результат единичных действий.
32092. Общение как восприятие и понимание людьми друг друга 51 KB
  Специфика анализа перцептивых процессов в социальной психологии Процесс восприятия одним человеком другого обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения. В ходе восприятия другого человека работают 3 процесса: эмоциональный оценка другого когнитивный познание другого выстраивание своей концепции поведения процессы могут происходить одновременно. На соц воспр влияют наши ожидания желания намерения прошлый опыт восприятия; 4. Механизмы межличностного восприятия: идентификация...
32093. Общение и межличностные отношения 53 KB
  Общение и межличностные отношения. Отношение специфическая человеческая категория потому что человек выступает в качестве субъекта выстраивает своим отношения с окружающим миром этим и отличается от животных. Мясищев выделял отношения: 1. Эти отношения безличны хотя имеют личностную окраску.
32094. Предмет социальной психологии Личности 52 KB
  Предмет социальной психологии Л. научное значение понятия Л: Антропология: Л как носитель общечеловеческих свв это родовое понятие принадлежность к homospiens Л=индивид от Феербаха он считал что челк абсолютно биологичен без соцного но в психологии индивид это природное а Л соцное сущво. Проблема соцного статуса. Проблема личности стоит в центре и философского и социологического знания; ею занимается и этика и педагогика и генетика.
32095. Проблема социализации в социальной психологии личности. Теории социализации 57.5 KB
  Проблема социализации в социальной психологии личности. Теории социализации. Понятие социализации. Термин социализация не имеет однозначного толкования среди различных представителей науки.
32096. Проблема установки в психологии и социологии. Структура и функции социальной установки. Социальные стереотипы и предрассудки 50.5 KB
  Проблема установки в психологии и социологии. Структура и функции социальной установки. Понятие соц установки. Значение исследований установки в школе Д.
32097. Ценностно – нормативная и социально-ролевая регуляция поведения личности 57 KB
  Ценностно нормативная и социальноролевая регуляция поведения личности. Нормативная регуляция поведения: нормы в контексте культуры социальные групповые нормы внутриличностные нормы. Норма это правила регулирующие соцое поведение передаются в процессе инкультурации. Ценностно нормативная и социальная регуляция означает что индивиду задается должный вид поведения его форма тот или иной способ достижения цели реализации намерений и т.