34463

Творчество Ж.Л. Давида. Ж.Д. Энгр и формирование принципов неоклассицизма

Доклад

Культурология и искусствоведение

В преддверии Великой французской революции в живописи Франции появляется Жак Луи Давид 1748 1825. Познакомившись с памятниками античности испытав влияние трудов Винкельмана и живописи немецкого классицистического художника Рафаэля Менгса Давид находит свой путь. Так выкристаллизовывался новый стиль и Давид в своей картине Клятва Горациев 1784 1785 выступил его глашатаем.

Русский

2013-09-08

18.99 KB

30 чел.

Ответ на вопрос № 25.

Творчество Ж.Л. Давида. Ж.Д. Энгр и формирование принципов неоклассицизма.

Накануне грозных событий революции и во время самой революции искусство Франции оказалось захвачено новой волной классицизма. Новые требования жизни вызвали потребности и в новом искусстве, новом языке, новых выразительных средствах. Увлечение античной культурой совпало с самыми насущными требованиями искусства героического, высокогражданственного, создающего образы, достойные подражания.  Архитектура этого времени, воплощая мечту о гармоничном мире, пыталась решить грандиозные задачи идеального города. Рационально мыслящий Жак Анж Габриэль в  оформлении площади Людовика XV (площади Согласия), в решении Малого Трианона, поражающего точностью расчета, конструктивной ясностью и логичностью, воплотил эстетику искусства неоклассицизма. С приходом к власти Наполеона вместе с изменением исторической ситуации трансформировалось и ведущее художественное направление — неоклассицизм. Он стал более условным, холодным, более внешним. Неоклассицизм начала нового столетия называют ампиром, стилем империи. Стиль ампир — монументальный, репрезентативный в экстерьере, изысканно-роскошный во внутреннем убранстве, использующий древнеримские архитектурные формы и орнаменты.

В живописи классицистические тенденции проявляются наиболее ярко. Вновь в искусстве выдвигается роль разума как главного критерия в познании прекрасного, вновь искусство призывается прежде всего воспитывать в человеке чувство долга, гражданственности, служить идеям государственности, а не быть забавой и наслаждением.

В преддверии Великой французской революции в живописи Франции появляется Жак Луи Давид (1748—1825). В его творчестве античные традиции, эстетика классицизма слились с политической борьбой, это и дало новую фазу классицизма во французской культуре, так сказать, «революционный классицизм».

Познакомившись с памятниками античности, испытав влияние трудов Винкельмана и живописи немецкого классицистического художника Рафаэля Менгса, Давид находит свой путь. Накануне революции идеалом французского буржуазного общества была античность, но не греческая, а римская, времен Римской республики.

Так выкристаллизовывался новый стиль, и Давид в своей картине «Клятва Горациев» (1784—1785) выступил его глашатаем. Сюжет взят из истории Рима: братья Горации дают отцу клятву в верности долгу и готовности сражаться с врагами. Логически ясная композиция, где фигуры, похожие на античные статуи или скорее на античный рельеф, четко распределены на три группы, соответствующие трем аркам колоннады фона (слева — братья, справа — женщины, оплакивающие их, замок композиции — фигура принимающего клятву отца), линеарно-пластическая трактовка формы, резкий рисунок, жесткий локальный цвет, не допускающий никакой сложной нюансировки, весь точный и лаконичный язык создают монолитность произведения.

С началом революционных событий Давид оформляет массовые празднества, занимается национализацией произведений искусства и превращением Лувра в национальный музей. Каждое такое оформление являло собой синтез искусств: изобразительного, театрального, музыкального, поэтического, ораторского.

После смерти «друга народа» Марата Давид по поручению Конвента пишет одну из самых знаменитых своих картин «Убитый Марат», или «Смерть Марата» (1793).  Марат лежит в ванне, в руке еще зажато письмо-прошение, с которым к нему и проникла Шарлотта Корде (виден даже текст: «Достаточно быть несчастной, чтобы иметь право...»); статуарно-пластическая, линеарная трактовка формы — все делает картину Давида произведением сурового, чисто классицистического стиля и придает ему мемориальный характер. С 1793 г. Давид входит в Комитет общественной безопасности — орган революционной диктатуры французской буржуазии — и сближается с главой якобинской партии Робеспьером. Естественно, что после падения якобинской диктатуры, событий 9 термидора политическая карьера художника обрывается, а его самого (ненадолго) арестовывают.

Его последующий путь — это путь от первого художника республики до придворного живописца империи. Он пишет «Сабинянок» (1795—1799), громоздкое архаическое произведение, далекое от суровых и лаконичных решений прежних лет. На возвышение Наполеона он отвечает полотном «Леонид при Фермопилах» (1800—1814), в образе спартанского героя довольно ясно проступают черты идеализированного сходства с первым консулом, в 1804 г. ставшим императором. В период империи Давид — первый живописец императора («Наполеон на Сен-Бернарском перевале», 1801; «Коронация», 1805—1807.) Помимо исторических композиций Давид оставил большое количество прекрасных по живописи и характеристике портретов (парные портреты супругов Серезиа (1795), портрет мадам Рекамье (1800)). В них Давид строгим изяществом своего письма предопределил характерные черты того классицизма начала XIX в., который получил в искусстве наименование стиля ампир.

Давид явился создателем огромной школы учеников. Из его мастерской вышли Франсуа Жерар, Анн Луи Жироде, Антуан Гро и, наконец, великий художник Энгр (1780— 1867). Именно Энгру предстало превратить давидовский классицизм в академическое искусство, с которым вступили в противоборство романтики.

Энгр намеренно отказался от революционности давидовского классицизма, отрицая современность, и выражал своим творчеством единственное желание — уйти от жизни в мир идеального. Энгр преклонялся перед античностью. В «Автопортрете в возрасте 24-х лет» (1804), портрете мадам Ривьер (1805 г.). отчетливо прослеживаются основные принципы портретного искусства Энгра: яркая индивидуальность характеристики, отточенность формы, лаконизм строго продуманных и отобранных деталей.  

В Риме Энгр создает в 1807 г. один из лучших портретов своего друга — художника Франсуа Мариуса Гране. Его портрет по настроению предвещает новое мироощущение романтиков. Предвестием романтического направления было и появление в произведениях Энгра такого экзотического мотива, как одалиски, со всеми их условно-восточными атрибутами: чалмой, веером, чубуком и пр. («Купальщица Вальпинсон»).

Тончайшим колористом, преклоняющимся перед классическим совершенством модели, выступает Энгр в портрете мадам Девосе (1807). Но главным трудом его в это время становится алтарный образ для церкви его родного города Монтобана, получивший название «Обет Людовика XIII, просящего покровительства мадонны для Французского королевства». Энгр нарочито решил образ мадонны близким к Сикстинской мадонне, выражая свое преклонение перед Рафаэлем и следование заветам великого художника.

В 1824 г. после 18-летнего отсутствия Энгр возвращается на родину, избирается академиком, награждается орденом Почетного легиона и отныне и до конца дней остается вождем официального академического направления. В 1830 г. он пишет замечательный портрет главы политической прессы 30-х годов, владельца газеты «Journal des Debats» Луи Франсуа Бертена Старшего (1832), могучего седого старика с умным, спокойным взглядом.Когда Бертен появлялся на улице, говорили: «Вот идет портрет Энгра».

Самое пленительное произведение старого мастера — его «Источник» (1856)—аллегорический образ живительного вечного источника жизни, в котором ему удалось с необычайной силой и страстностью прославить жизнь, соединив конкретность форм с пластическим обобщением.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48373. Подготовка конструкторской документации с использованием трехмерных моделей деталей 12.58 KB
  После построения 3Dмодели детали или сборки либо непосредственно в ходе построения конструктор может получить ее чертеж избежав таким образом рутинного создания видов средствами плоского черчения. Плоский чертеж будет создан автоматически и с абсолютной точностью независимо от сложности модели. В Компас3D объемные модели и плоские чертежи ассоциативны между собой. Компас3D располагает мощными средствами редактирования модели которые позволяют задавать параметрические связи и ассоциации как между отдельными элементами деталей так и...
48374. Подготовка конструкторской документации с использованием трехмерных моделей сборок 12.6 KB
  После построения 3Dмодели детали или сборки либо непосредственно в ходе построения конструктор может получить ее чертеж избежав таким образом рутинного создания видов средствами плоского черчения. Плоский чертеж будет создан автоматически и с абсолютной точностью независимо от сложности модели. В Компас3DV объемные модели и плоские чертежи ассоциативны между собой. Компас3D располагает мощными средствами редактирования модели которые позволяют задавать параметрические связи и ассоциации как между отдельными элементами деталей так...
48375. Требования к системам автоматизированной подготовки конструкторской документации 11.32 KB
  Требования к системам автоматизированной подготовки конструкторской документации Требования: наличие средств импорта экспорта графических документов позволяющих поддерживать обмен данными с другими системами: 1 чтение и запись графических файлов плоских dxf. 2 чтение и запись фалов трехмерных моделей iges. 3 чтение и запись текстовых документов scci. 4 запись данных спецификаций dbf.
48376. Модули библиотек как средства автоматизации конструкторского проектирования. Работа с библиотеками 29 KB
  Основная задача информационного обеспечения САПР - удовлетворение информационных потребностей проектировщика и отдельных компонентов САПР. Вопросы повышения достоверности результатов проектирования и скорости их получения напрямую связаны с организацией данных информационного фонда САПР.
48377. Конституционные основы государства 16.14 KB
  Основы конституционного строя закрепляют форму государственной власти в стране. Российская Федерация отмечается в статье 1 Конституции есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления Россия демократическое государство Носителем суверенитета и единственным источником власти в ней является многонациональный народ. Он осуществляет свою власть непосредственно путем референдумов и свободных выборова также через органы государственной власти и местного самоуправления. Эти исходные положения...
48378. Драгоценные камни: свойства и обработка. Учебное пособие 1.86 MB
  В учебном пособии рассматриваются свойства ювелирных и ювелирно-поделочных камней и способы их обработки. Пособие предназначено в помощь студентам специальностей 261001 Технология художественной обработки материалов и 071504 Художественное проектирование ювелирных изделий бакалаврам и магистрам по направлениям подготовки Технология художественной обработки материалов Декоративноприкладное искусство и народные промыслы художественный металл Искусство костюма и текстиля проектирование ювелирных изделий...
48379. Конспект воспитательного мероприятия в форме праздника «Масленица» 3.04 MB
  Ребята а что такое масленица Масленица народный праздничный цикл сохранившийся на Руси с языческих времён. Масленица получила свое название оттого что в этот период времени последнюю неделю перед Великим постом разрешается употребление в пищу сливочного масла молочных продуктов и рыбы.
48380. Основы бухгалтерского учета 252.67 KB
  Цель нашего курса - познакомить Вас с основами системы ведения бухгалтерского учета которая ежедневно используется на предприятии. Вы овладеете основами бухгалтерского учета и научитесь практически применять полученные знания. Материалы курса выходят за рамки только бухгалтерского учета.
48381. Кримінальне право. Курс лекцій 546.71 KB
  Курс лекцій містить зміст лекційного курсу, завдання до самостійного вивчення теоретичного матеріалу курсу, що вивчається в позааудиторний час, список рекомендованої літератури і ресурсів Інтернет, ілюстративний матеріал до лекцій