34464

Эстетическая программа романтизма. Романтизм во Франции. Творчество Т. Жерико и Э. Делакруа. Романтизм в Германии. Творчество Ф.О. Рунге и К.Д. Фридриха

Доклад

Культурология и искусствоведение

Делакруа. Энгр непримиримый враг романтиков до конца жизни говорил что Делакруа пишет бешеной метлой а Делакруа обвинял Энгра и всех художников Школы в холодности рассудочности в отсутствии движения в том что они не пишут а раскрашивают свои картины. Об этом говорят и темы экзотического Востока и иллюстрации к Байрону и Шелли и Охота на львов и портрет 20летнего Делакруа. Истинным вождем романтизма стал Эжен Делакруа 1798 1863 сын бывшего члена революционного Конвента Его первые работы Ладья Данте и...

Русский

2013-09-08

19.64 KB

40 чел.

Ответ на вопрос № 26

Эстетическая программа романтизма. Романтизм во Франции. Творчество Т. Жерико и Э. Делакруа. Романтизм в Германии. Творчество Ф.О. Рунге и К.Д. Фридриха

Немецкий романтизм. Германия — одна из первых стран, в изобразительном искусстве которой сложился романтизм. Романтизм в Германии начинался с литературы. Братья Шлегель в Йене на рубеже веков явились ведущими теоретиками романтизма. Портрет и пейзаж прежде всего откликаются на новые веяния в изобразительном искусстве. Филипп Отто Рунге (1777—1810), живописец, график, теоретик искусства, в своих портретах монументализирует образы обыкновенных людей, одновременно стараясь проникнуть в тонкую душевную, внутреннюю жизнь своих моделей («Мы втроем» (погибла в 1931) —автопортрет с невестой и братом, 1805, портреты жены (1804, 1809), родителей (1806), автопортреты (1805, 1806). Рунге разрабатывает проблемы света и воздуха, предваряя открытия пленэрной живописи XIX в. (портрет детей Хюльзенбек, 1805).

Каспар Давид Фридрих (1774—1840) передает поэзию национального немецкого пейзажа, пронизанного меланхолическим настроением самого художника. Пейзажи Фридриха всегда созерцательны, высоко одухотворены, в них присутствует ощущение вечности и бесконечности бытия и неизменной грусти от сознания непознаваемости его тайн. Фридрих избирает те состояния природы, которые наиболее соответствуют романтическому ее восприятию: раннее утро, вечерний закат, восход луны. Линейный рисунок очень тонок, красочные соотношения представлены крупными пятнами чистых тонов («Двое, созерцающие луну», 1819—1820; «Женщина у окна», около 1818; «Монастырское кладбище», 1819; «Пейзаж с радугой», 1809; «Восход луны над морем», 1821). Многие картины Фридриха были приобретены Россией благодаря усилиям любившего этого художника и близкого ему по духу В. А. Жуковского.

Заслуги романтиков несомненны в деле собирания и изучения национальных памятников средневековья, отечественного фольклора (преданий, легенд, сказаний), а также в обращении к традициям великого немецкого Возрождения во главе с Дюрером.

Романтизм 20—30-х годов XIX века во Франции. Поражение Наполеона у Ватерлоо и последовавшая за этим реставрация Бурбонов принесли лучшим умам Франции разочарования в возможном переустройстве общества. С крушением общественных идеалов разрушались и основы классицистического искусства. Рождалось новое мощное течение во французском изобразительном искусстве — романтизм.

Романтическая литература Франции: сначала Шатобриан с его программным произведением эстетики романтизма «Гений христианства» (1800—1802), затем—Ламартин, Виктор Гюго, Стендаль, Мюссе, в раннем творчестве — Флобер, Теофиль Готье, Бодлер, —имела громадное влияние на художественную культуру всей Европы.

Романтическая живопись во Франции возникает как оппозиция классицистической школе Давида  и академическому искусству. Отсюда и патетический характер романтических произведений, их нервная возбужденность, тяготение к экзотическим мотивам, к историческим и литературным сюжетам, ко всему, что может увести от «тусклой повседневности», отсюда эта игра воображения, а иногда, наоборот, мечтательность и полное отсутствие активности. Идеал романтиков туманен, оторван от реальности, но всегда возвышен и благороден. Мир в их воображении (и соответственно изображении) предстает в непрерывном движении. Даже излюбленный классицистами мотив античных руин, трактуемый ими как символ неувядаемости вечности, превращается у романтиков, как тонко подмечено, в символ бесконечного течения времени.

Представители «Школы», академисты восставали прежде всего против языка романтиков: их возбужденного горячего колорита, их моделировки формы, построенной на сильных констрастах цветовых пятен, их экспрессивного рисунка; их смелой, иногда хаотичной композиции, лишенной величавости и незыблемого спокойствия. Энгр, непримиримый враг романтиков, до конца жизни говорил, что Делакруа «пишет бешеной метлой», а Делакруа обвинял Энгра и всех художников «Школы» в холодности, рассудочности, в отсутствии движения, в том, что они не пишут, а «раскрашивают» свои картины. Но это было не простое столкновение двух ярких, абсолютно разных индивидуальностей, это была борьба двух различных художественных мировоззрений.

Борьба эта длилась почти полстолетия, романтизм в искусстве одерживал победы не легко и не сразу, и первым художником этого направления был Теодор Жерико (1791—1824) —мастер героических монументальных форм, который соединил в своем творчестве и классицистические черты, и черты самого романтизма, и, наконец, мощное реалистическое начало. В Салоне 1812 г. Жерико заявляет о себе большим полотном-портретом, носящим название «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку». Романтика наполеоновской эпохи, выражена здесь со всем темпераментом двадцатилетнего юноши.

Жерико настойчиво ищет героические образы в современности. События, происшедшие с французским кораблем «Медуза» летом 1816 г., дали Жерико сюжет, полный драматизма и привлекший внимание общественности. Фрегат «Медуза» потерпел крушение у берегов Сенегала. Из 140 человек, высадившихся на плот, лишь 15 полумертвецов подобрал бриг «Аргус» на двенадцатый день. Жерико несомненно явился провозвестником и даже первым представителем романтизма. Об этом говорят и темы экзотического Востока, и иллюстрации к Байрону и Шелли, и «Охота на львов», и портрет 20-летнего Делакруа.

Истинным вождем романтизма стал   Эжен   Делакруа (1798—1863), сын бывшего члена революционного Конвента  Его первые работы «Ладья Данте» и «Хиосская резня» написаны прежде всего под стилевым влиянием Жерико. Сцена жестокой резни на фоне природы, безучастной к насилиям и безумствам человечества. И человек, в свою очередь, ничтожен перед этой природой.

Вслед за Жерико Делакруа также едет в Англию. Он живет английскими литературными образами и английским театром, делает литографии к «Гамлету», изображает байроновского Гяура, но кроме этого пишет «Тассо в доме сумасшедших», изображает Фауста. В Салоне 1827 г. он выставляет свое новое большое полотно «Смерть Сарданапала», навеянное трагедией Байрона. Изображая самоубийство ассирийского царя, он идет дальше Байрона: обречены не только сам царь и его сокровища, но и наложницы, рабыни, слуги, кони — все живое и мертвое.

Следующий этап творчества Делакруа связан с июльскими событиями 1830 г. Он воплощает революцию 1830 г. в аллегорическом образе «Свободы на баррикадах» (другие названия — «Свобода, ведущая народ», «Марсельеза» или «28 июля 1830 г.»).

Поездки в Марокко и Алжир в конце 1831 —в 1832 г. обогатили палитру Делакруа и вызвали к жизни две его знаменитые картины: «Алжирские женщины в своих покоях» (1834) и «Еврейская свадьба в Марокко» (около 1841). Колористический дар Делакруа проявляется здесь в полную силу.

Он часто вдохновляется в эти годы литературными сюжетами, прежде всего Байроном («Крушение Дон-Жуана»), пишет «Взятие Константинополя крестоносцами» (1840) по Торквато Тассо, возвращается к образам Фауста и Гамлета. Всегда горячо, экспрессивно пишет он сцены охот, портреты любимых музыкантов —Паганини (около 1831), Шопена (1838). Некоторые марины предваряют находки импрессионистов, недаром именно Делакруа был тем единственным в 60-е годы из признанных художников, кто был готов поддержать это новое поколение. В 1863 г. Делакруа умирает.

Из скульптурных произведений романтического направления нужно отметить в первую очередь «Марсельезу» Рюда (1784—1855). В бронзе, текучесть которой легко передает динамику борьбы или нападения, работал скульптор-анималист Антуан Бари (1795—1875), искусно передававший пластику диких животных на воле, в естественных условиях существования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67014. Функционально-смысловые типы монологической речи. Рассуждение 78 KB
  Рассуждение это тип речи целью которого является выяснение какого-либо понятия доказательство или опровержение какой-нибудь мысли. С логической точки зрения рассуждение это цепь умозаключений на какую-либо тему изложенная в последовательной форме. Рассуждение как тип речи широко встречается в научном стиле.
67015. Функциональные стили русского языка (общая характеристика) 90.5 KB
  Современный русский язык состоит из 5 стилей: Разговорный стиль Научный стиль Официально-деловой стиль Публицистический стиль Художественный стиль Функционально-стилевая типология охватывает практически все тексты рассматривая их во всем многообразии содержательных и языковых стилевых признаков. Любой текст можно отнести к тому или иному стилю...
67016. Функциональные стили русского языка: общее понятие о публицистическом стиле 64 KB
  Аудирование Задание 1. Вопросы к тексту: Какие функции сочетает в себе публицистический стиль Какие вопросы освещает публицистический стиль С какой целью используется публицистический стиль Задание 2. Задание 3. фразеологизированные выражения публицистического стиля имеюшие отрицательно-оценочную окрашенность...
67017. Функциональные стили русского языка. Основные функции публицистики в обществе. Правописание имен числительных 74 KB
  Добиться осознания студентами тесной взаимосвязи языка и общества, основных функций языка в обществе, которые будут способствовать правильному стилистическому использованию изученных конструкций в речи.
67018. Мир глазами физика 146 KB
  Цель: формирование интереса к изучению физики‚ расширение кругозора учащихся с помощью демонстрации занимательных опытов‚ загадок‚ игр‚ знакомства с космонавтом‚ бароном Мюнхгаузеном‚ магом-чародеем.
67019. Ігри з учнями початкової школи для розвитку комунікативних здібностей 31.5 KB
  Дихальні вправи: контроль і самоконтроль за частотою дихання привчають дітей після навантаження завжди застосовувати дихальні вправи в тому числі і самостійно. Відповідальний за штрафні очки фіксує кількість штрафних очок які призначає суддя за неправильне виконання вправи або передачу м'яча.
67020. Підготовчі вправи: розмикання приставними кроками в колоні, у шерензі, у колі. Загальнорозвивальні вправи: комплекс ранкової гімнастики 50.5 KB
  На відміну від попередніх у цій програмі навчальний матеріал розподілений за школами до яких увійшли вправи обєднані за способами рухової діяльності а не за видами спорту. Школу культури рухів становлять вправи основної гімнастики стройові вправи і команди елементи акробатики вправи коригувальної спрямованості та ті що повязані із незвичним положенням тіла у просторі.
67021. Загальнорозвивальні вправи з м’ячем. Вправи для розвитку сили. Стрибки в глибину з висоти до 40 см із м`яким приземленням. Зіскок з гімнастичної лави вигнувшись 75 KB
  Школа стрибків об`єднує види стрибків: зі скакалкою, стрибки у глибину, висоту, довжину, опорні. Навчати молодших школярів рухових дій доцільно із застосуванням ігрового методу. Це сприятиме створенню позитивного емоційного клімату і формуванню стійкого інтересу до занять фізичною культурою.
67022. За здоровьем – на футбол! 158.5 KB
  Развивать физические качества учащихся содействовать развитию скоростно-силовых качеств совершенствовать технические действия с мячом умения использовать технические действия с мячом в эстафетах. Оборудование: свисток футбольные мячи кегли мультимедийный проектор ноутбук плакаты эмблемы.