34471

Ростово-суздальская живопись. Периодизация. Влияние исторических событий на формирование живописного языка

Доклад

Культурология и искусствоведение

Густые темносиние вишневые зеленые насыщенные краски сочетаются в иконах с белыми яркокрасными с золотом пробелов и фонов. В иконах этого времени чувствуются поиски русского национального типа лица Широкое в скулах и суживающиеся книзу округлое лицо Богоматери с ее небольшими глазами и тонким длинным но мягко закругленным внизу носом. Примеры икон домонгольского периода Богоматерь Великая Панагия найденная в Ярославле Ярославская Оранта Дмитрий Солунский из Дмитрова Спас Нерукотворный из Ростова Богоматерь...

Русский

2013-09-08

42.5 KB

1 чел.

Ответ на вопрос №33 «Ростово-суздальская живопись. Периодизация. Влияние исторических событий на формирование живописного языка».

Ранний, так называемый домонгольский период развития Ростово-Суздальской Руси, именуемый обычно владимиро-суздальским, был отмечен исключительным духовным подъемом, отразившимся в создании неповторимо-прекрасных памятников архитектуры и живописи.

Успенский и Дмитровский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, церковь Бориса и Глеба в Кидекше под Суздалем – архитектурные памятники Ростово-суздальского периода.

Развитие ростово-суздальской живописи XII—XVI веков, ее эволюция находятся в тесной связи с историей всей жизни края. От некоторых периодов из-за войн, раздоров, стихийных бедствий до нас дошли буквально крохи того многого, что было сделано.

Как и история Ростово-Суздальской Руси в целом, история ростово-суздальской живописи разбивается на различные периоды, каждый из которых, в той или иной мере сохраняя преемственность, приобретает свои художественные стилистические особенности, свою смысловую и эмоциональную специфику.

Если в связи с домонгольским временем мы можем говорить об едином владимиро-суздальском искусстве, хотя и разнообразном в своем единстве, то в период феодальной раздробленности, в период татарского ига необходимо различать отдельные художественные центры с их ярко выраженными индивидуальными чертами. Однако при создании централизованного государства, когда феодальные княжества начинают все больше подчиняться Москве, искусство вновь обретает общность черт, сохраняя лишь некоторые местные особенности.

Живопись домонгольского периода. Некоторые общие черты: торжественность и изящество образов святых, сочетание монументальности с подробной выписанностью орнаментов и декоративных украшений. Густые темно-синие, вишневые, зеленые насыщенные краски сочетаются в иконах с белыми, ярко-красными, с золотом пробелов и фонов. В иконах этого времени чувствуются поиски русского национального типа лица (Широкое в скулах и суживающиеся книзу округлое лицо Богоматери с ее небольшими глазами и тонким, длинным, но мягко закругленным внизу носом).

В наиболее ранней владимиро-суздальской живописи имеются черты, роднящие ее с живописью Киевской Руси - монументальность, яркий золотой фон, светлые бело-розовые лица, белая полоса, идущая по краю ковчега.

Примеры икон домонгольского периода - «Богоматерь Великая Панагия», найденная в Ярославле («Ярославская Оранта»), «Дмитрий Солунский» из Дмитрова, «Спас Нерукотворный» из Ростова, «Богоматерь Толгская, на троне».

Живопись Ростова и Ярославля. Начавшееся  при  сыновьях  Всеволода   III   (умер  в 1212 году) феодальное дробление Ростово-Суздальской земли продолжается при его внуках и правнуках. К XIV веку для владения каждого удельного князя уже не хватало городов, в связи с чем, например, Ростов был разделен на два удела. «В Ростовской земле князь в каждом селе» — гласила древняя поговорка. Искусство в разных городах приобретает свой местный характер.

В XIV веке на Ростов обрушились многие бедствия. Чудом уцелевшие произведения XIII—XIV веков почти все происходят не из самого Ростова, а из окрестных сел. Кроме того, стилистически мы можем сблизить с ростовскими иконами и несколько произведений, сохранившихся в Ярославле. Как ростовские, так и ярославские художники этой поры отказываются от густых насыщенных красок, ярко выделяющихся на золотых и серебряных фонах. Строя цветовые соотношения на тонком сочетании сближенных тонов, они открывают красоту живописи без внешних, бросающихся в глаза эффектов. Именно здесь, в ростовских иконах XIV века, зарождаются элементы той круговой гармонической композиции, которая была так характерна для произведений Андрея Рублева. Здесь возникают и новые человеческие образы, отмеченные подлинной красотой простого русского лица. Утратив былую торжественность, русское искусство этой поры приобретает глубокую задушевность и теплоту, оно пленяет новой, неизвестной ранее передачей прекрасного.

Примеры икон Ростова и Ярославля -  «Архангел Михаил, лоратный» 1300 года.

«Спас Нерукотворный» к.13 – н.14 в., «Никола Зарайский, с житием» из села Павлова под Ростовом к.13 – н.14 в., «Илья-пророк в пустыне» из Ярославля 14в. «Спас в силах» 14в. и «Иоанн Предтеча» 14в.,  «Троица ветхозаветная» н.14в.

Поскольку мы почти не знаем ростовских памятников конца XIV — начала XV века, трудно проследить постепенное изменение живописи этого времени, можно говорить лишь о новых качествах, появившихся уже в XV веке. В это время более светлой, яркой, но и более простой становится красочная гамма. Колорит строится на сочетании цветов неяркого красного с сине-зеленым, серо-голубым и охряным. Пропорции фигур становятся вытянутыми, движения — более медленными, спокойными.

В искусстве Ростова и Ярославля очень часто ощущается, что художник идет как бы не от исстари установившегося живописного образца, а скорее от привычного литературного образа. Кажется, что он и не видел и не знал ранее созданных икон на те же темы, но зато хорошо знал легенды и в своей работе старался наиболее точно следовать литературному тексту. Отсюда, с одной стороны, подробность и повествовательность в развитии сюжетов, с другой — свежесть и часто необычность художественных образов.

Живопись Владимира и Суздаля. Примеры икон - «Богоматерь Одигитрия» (так называемая Грузинская, со «Спасом Вседержителем» на обороте) «Покров», «Богоматерь Одигитрия». Их объединяет большая схожесть, одинаково разительное отличие всех трех икон от ростовской живописи XIV века. Скорее в них ощутимы черты и византийского и древнего ростово-суздальского искусства домонгольского периода. На суздальских иконах так же стройны и изысканны, анатомически правильны и объемны фигуры святых. Так же изящны их тонконосые с миндалевидными глазами лица, с такой же любовью выписаны узорные украшения. Но образы святых здесь проще и интимнее, в них не ощущается уже былой торжественности, приподнятости, они пронизаны теплотой и как бы приблизились к человеку. Происходят заметные изменения и в колорите икон: в них исчезают золотые фоны, появляются более холодные, приглушенные тона. Композиция икон Суздаля строится многопланово, четко и определенно написана в них конкретная по форме архитектура.

Во многих суздальских иконах XV и XVI веков излюбленным становится сочетание светло-синего и красного цветов. Иногда краски высветляются, синий становится ясно-голубым, а красный — нежно-розовым.

В Государственной Третьяковской галерее и Киевском государственном музее русского искусства хранится пять замечательных икон XV века: «Усекновение главы Иоанна Предтечи», «Тайная вечеря», «Воскресение — Сошествие во ад», «Снятие со креста», «Положение во гроб». Сближает иконы манера художника очерчивать силуэты фигур четкими линиями, почти без пробелов передавать объем графическим рисунком складок. Колорит всех пяти икон построен на сочетании ярких, но не контрастных цветов, очень тщательно подобранных друг к другу, сходно написаны лица, руки, ноги.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52550. Усі уроки української мови у 9 класі 12.02 MB
  Автори пропонованого посібника в основу розроблених уроків поклали основні чотири змістові лінії: мовленнєву, мовну, діяльнісну й соціокультурну. У зв’язку з цим дібрані методи, прийоми й засоби навчання української мови спрямовані, по-перше, на формування мовних і мовленнєво-комунікативних умінь і навичок, збагачення мовлення лексико-фразеологічними, граматичними і стилістичними засобами; по-друге, на вдосконалення загальнопізнавальних, організаційних і творчих умінь, ціннісних орієнтацій тощо; по-третє, на формування національних і загальнолюдських культурних цінностей за допомогою мовленнєво-ко мунікативного дидактичного матеріалу
52551. Усі уроки фізики 10 клас. Рівень стандарту 72.22 MB
  Мета навчального посібника - надати методичну допомогу вчителям у розподілі навчального матеріалу по уроках та його систематизації. Для кожного уроку визначено мету уроку, тип уроку, демонстрації, план викладу нового матеріалу, а також наведено запитання, які ставляться учням під час викладу нового матеріалу. Викад нового матеріалу може бути сценарієм уроку в діалоговому режимі.
52553. Літературно-музичний вечір «Реве та стогне Дніпр широкий» (до 70-річчя визволення Дніпропетровської області від фашистських загарбників) 1.84 MB
  За героїзм та відвагу при обороні Дніпропетровська командирові 8ої танкової дивізії було присвоєне звання Героя Радянського Союзу. Леніна на виблискуючому крилі літака в металі шаленого полум’я стоїть пам’ятник мужнім льотчикам Героям Радянського Союзу Гомоненку і Вдовенку. На проспекті Правди в затишній алеї встановлено бюст відважному льотчику двічі Герою Радянського Союзу Анатолію Яковичу Брандису. Двічі Герой Радянського Союзу.
52554. Впровадження інтерактивних технологій в освітній процес з метою розвитку мовленнєвої компетентності у дошкільників 56 KB
  План проведення майстер класу для вихователів: п п Зміст роботи Відповідальний Джерела І Вправа Очікування Вихователь методист Базова програма Я у Світі Майстер класи для вихователів ДНЗ випуск№2 упоряд. Настільна гра На гостину до казки III Вправа Очікування підсумок Вихователь методист Матеріал: магнітофон з записами дитячих мелодій стікери кораблики плакат з намальованою річкою маркери конверти з завданнями ілюстрації до різних казок предметні картинки гуашева фарба аркуші А 4 пензлики тампончики...
52555. Ігрова вправа «Народно-поетичні символи України» 95 KB
  У чужій сторонці не так світить і сонце Хочеш собі добра не роби нікому зла За гроші честі не купиш Гра Чи вірите ви що Чи вірите ви що гімн – це колискова пісня Чи вірите ви що вінок – символ молодості і дівоцтва Чи вірите ви що калина державний символ України Чи вірите ви що Павло Чубинський – автор тексту гімну Чи вірите ви що оранжевий і синій – кольори Державного Прапора України Чи вірите ви що лелека – символ працьовитості Чи вірите ви що у тризубі відображено триєдність життя Чи...
52556. Воспитательный час «Если добрый ты…» 54 KB
  Участники и действующие лица: ведущая учительница Незнайка школьный класс поделенный на три команды из числа которых назначаются чтецы и исполнители инсценировок. Входит Незнайка. Незнайка. Скажи пожалуйста как тебя зовут Незнайка.
52557. Інтегроване заняття на тему: Людина починається з добра (з використанням казок В. Сухомлинського) 57 KB
  Діти до кого я привіталася Так я привітала новий день все що оточує нас наших гостей. Добрий день Стук у двері відчинили і внесли лист Діти до нас листоноша приніс листа від Казкаря. Давайте пригадаємо разом ці прислів’я діти пригадують прислів’я. Молодці діти.
52558. Хто людям добра бажає, той сам його здобуває 36.5 KB
  Донести до дитини важливість слова людяний. Удосконалювати вміння добирати слова близькі за значенням. Мовленева вправа Добери слова з протилежним значенням Злий жорстокий співчутливий добрий милосердний. Малюючи кожну пелюсточку промовляйте такі слова щоб довести що кожен із вас – справжній друг.