34471

Ростово-суздальская живопись. Периодизация. Влияние исторических событий на формирование живописного языка

Доклад

Культурология и искусствоведение

Густые темносиние вишневые зеленые насыщенные краски сочетаются в иконах с белыми яркокрасными с золотом пробелов и фонов. В иконах этого времени чувствуются поиски русского национального типа лица Широкое в скулах и суживающиеся книзу округлое лицо Богоматери с ее небольшими глазами и тонким длинным но мягко закругленным внизу носом. Примеры икон домонгольского периода Богоматерь Великая Панагия найденная в Ярославле Ярославская Оранта Дмитрий Солунский из Дмитрова Спас Нерукотворный из Ростова Богоматерь...

Русский

2013-09-08

42.5 KB

1 чел.

Ответ на вопрос №33 «Ростово-суздальская живопись. Периодизация. Влияние исторических событий на формирование живописного языка».

Ранний, так называемый домонгольский период развития Ростово-Суздальской Руси, именуемый обычно владимиро-суздальским, был отмечен исключительным духовным подъемом, отразившимся в создании неповторимо-прекрасных памятников архитектуры и живописи.

Успенский и Дмитровский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, церковь Бориса и Глеба в Кидекше под Суздалем – архитектурные памятники Ростово-суздальского периода.

Развитие ростово-суздальской живописи XII—XVI веков, ее эволюция находятся в тесной связи с историей всей жизни края. От некоторых периодов из-за войн, раздоров, стихийных бедствий до нас дошли буквально крохи того многого, что было сделано.

Как и история Ростово-Суздальской Руси в целом, история ростово-суздальской живописи разбивается на различные периоды, каждый из которых, в той или иной мере сохраняя преемственность, приобретает свои художественные стилистические особенности, свою смысловую и эмоциональную специфику.

Если в связи с домонгольским временем мы можем говорить об едином владимиро-суздальском искусстве, хотя и разнообразном в своем единстве, то в период феодальной раздробленности, в период татарского ига необходимо различать отдельные художественные центры с их ярко выраженными индивидуальными чертами. Однако при создании централизованного государства, когда феодальные княжества начинают все больше подчиняться Москве, искусство вновь обретает общность черт, сохраняя лишь некоторые местные особенности.

Живопись домонгольского периода. Некоторые общие черты: торжественность и изящество образов святых, сочетание монументальности с подробной выписанностью орнаментов и декоративных украшений. Густые темно-синие, вишневые, зеленые насыщенные краски сочетаются в иконах с белыми, ярко-красными, с золотом пробелов и фонов. В иконах этого времени чувствуются поиски русского национального типа лица (Широкое в скулах и суживающиеся книзу округлое лицо Богоматери с ее небольшими глазами и тонким, длинным, но мягко закругленным внизу носом).

В наиболее ранней владимиро-суздальской живописи имеются черты, роднящие ее с живописью Киевской Руси - монументальность, яркий золотой фон, светлые бело-розовые лица, белая полоса, идущая по краю ковчега.

Примеры икон домонгольского периода - «Богоматерь Великая Панагия», найденная в Ярославле («Ярославская Оранта»), «Дмитрий Солунский» из Дмитрова, «Спас Нерукотворный» из Ростова, «Богоматерь Толгская, на троне».

Живопись Ростова и Ярославля. Начавшееся  при  сыновьях  Всеволода   III   (умер  в 1212 году) феодальное дробление Ростово-Суздальской земли продолжается при его внуках и правнуках. К XIV веку для владения каждого удельного князя уже не хватало городов, в связи с чем, например, Ростов был разделен на два удела. «В Ростовской земле князь в каждом селе» — гласила древняя поговорка. Искусство в разных городах приобретает свой местный характер.

В XIV веке на Ростов обрушились многие бедствия. Чудом уцелевшие произведения XIII—XIV веков почти все происходят не из самого Ростова, а из окрестных сел. Кроме того, стилистически мы можем сблизить с ростовскими иконами и несколько произведений, сохранившихся в Ярославле. Как ростовские, так и ярославские художники этой поры отказываются от густых насыщенных красок, ярко выделяющихся на золотых и серебряных фонах. Строя цветовые соотношения на тонком сочетании сближенных тонов, они открывают красоту живописи без внешних, бросающихся в глаза эффектов. Именно здесь, в ростовских иконах XIV века, зарождаются элементы той круговой гармонической композиции, которая была так характерна для произведений Андрея Рублева. Здесь возникают и новые человеческие образы, отмеченные подлинной красотой простого русского лица. Утратив былую торжественность, русское искусство этой поры приобретает глубокую задушевность и теплоту, оно пленяет новой, неизвестной ранее передачей прекрасного.

Примеры икон Ростова и Ярославля -  «Архангел Михаил, лоратный» 1300 года.

«Спас Нерукотворный» к.13 – н.14 в., «Никола Зарайский, с житием» из села Павлова под Ростовом к.13 – н.14 в., «Илья-пророк в пустыне» из Ярославля 14в. «Спас в силах» 14в. и «Иоанн Предтеча» 14в.,  «Троица ветхозаветная» н.14в.

Поскольку мы почти не знаем ростовских памятников конца XIV — начала XV века, трудно проследить постепенное изменение живописи этого времени, можно говорить лишь о новых качествах, появившихся уже в XV веке. В это время более светлой, яркой, но и более простой становится красочная гамма. Колорит строится на сочетании цветов неяркого красного с сине-зеленым, серо-голубым и охряным. Пропорции фигур становятся вытянутыми, движения — более медленными, спокойными.

В искусстве Ростова и Ярославля очень часто ощущается, что художник идет как бы не от исстари установившегося живописного образца, а скорее от привычного литературного образа. Кажется, что он и не видел и не знал ранее созданных икон на те же темы, но зато хорошо знал легенды и в своей работе старался наиболее точно следовать литературному тексту. Отсюда, с одной стороны, подробность и повествовательность в развитии сюжетов, с другой — свежесть и часто необычность художественных образов.

Живопись Владимира и Суздаля. Примеры икон - «Богоматерь Одигитрия» (так называемая Грузинская, со «Спасом Вседержителем» на обороте) «Покров», «Богоматерь Одигитрия». Их объединяет большая схожесть, одинаково разительное отличие всех трех икон от ростовской живописи XIV века. Скорее в них ощутимы черты и византийского и древнего ростово-суздальского искусства домонгольского периода. На суздальских иконах так же стройны и изысканны, анатомически правильны и объемны фигуры святых. Так же изящны их тонконосые с миндалевидными глазами лица, с такой же любовью выписаны узорные украшения. Но образы святых здесь проще и интимнее, в них не ощущается уже былой торжественности, приподнятости, они пронизаны теплотой и как бы приблизились к человеку. Происходят заметные изменения и в колорите икон: в них исчезают золотые фоны, появляются более холодные, приглушенные тона. Композиция икон Суздаля строится многопланово, четко и определенно написана в них конкретная по форме архитектура.

Во многих суздальских иконах XV и XVI веков излюбленным становится сочетание светло-синего и красного цветов. Иногда краски высветляются, синий становится ясно-голубым, а красный — нежно-розовым.

В Государственной Третьяковской галерее и Киевском государственном музее русского искусства хранится пять замечательных икон XV века: «Усекновение главы Иоанна Предтечи», «Тайная вечеря», «Воскресение — Сошествие во ад», «Снятие со креста», «Положение во гроб». Сближает иконы манера художника очерчивать силуэты фигур четкими линиями, почти без пробелов передавать объем графическим рисунком складок. Колорит всех пяти икон построен на сочетании ярких, но не контрастных цветов, очень тщательно подобранных друг к другу, сходно написаны лица, руки, ноги.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30803. Подача Б-смеси в конструкции. Способы подачи 13.91 KB
  Способы подачи бетонной смеси. Подача бет. – бетон. при бетонировании подземных сооружений бет.
30804. Способы укладки Б-смеси. Требования при укладке Б-смеси в конструкции с уплотнением 16.62 KB
  Способы укладки Бсмеси. Требования при укладке Бсмеси в конструкции с уплотнением. Основные требования к укладке бетонной смеси: Ограничение высоты падения бетонной смеси плиты до 1м колонны 5 м остальное 2м Послойная укладка с уплотнением каждого слоя; Для обеспечен. Задача процесса уплотнения бетонной смеси состоит в предельной упаковке различных по форме и величине частиц составляющих многокомпонентный конгломерат бетонной смеси.
30805. Уплотнение бетонной смеси вибрированием. Типы вибраторов. Признаки достаточности 16.61 KB
  По способу воздействия на уплотняемую бетонную смесь различают вибраторы глубинные поверхностные и наружные прикрепляемые тисками к опалубке Глубинные вибраторы выполняют с электро или пневмодвигателем встроенным в наконечник вибробулава с электродвигателем вынесенным к ручке и с вынесенным к ручке двигателем и гибким валом. При бетонировании мало и средне армированных конструкций применяют глубинные вибраторы с встроенным в корпус вибровозбудителем вибробулавы диаметром 76 114 и 133 мм с частотой от 5700 до 11000 мин....
30806. Устройство рабочих швов 13.91 KB
  В изгибаемых конструкциях рабочие швы располагают в местах с наименьшим влиянием на прочность конструкции. В колоннах швы устраивают на уровне верха фундамента у низа прогонов балок или подкрановых консолей; в колоннах безбалочных перекрытий у низа или верха вута в рамах между стойкой и ригелем. При подготовке к очередному бетонированию швы обрабатывают через 8.
30807. Уход за бетоном в процессе твердения. Распалубливание конструкций 16.32 KB
  Открытую поверхность бетона прежде всего предохраняют от вредного воздействия прямых солнечных лучей ветра и дождя. Если поверхность бетона предварительно была укрыта влагоемкими материалами брезентом матами песком и др. В жарком сухом климате если не обеспечить благоприятных температурновлажностных условий твердения прочность бетона снижается на 15. В начальный период ухода за бетоном не следует обильной поливкой сразу после укладки нарушать структуру твердеющего бетона.
30808. Бетонирование массивов и фундаментов 14.03 KB
  В фундаменты и массивы в зависимости от объема заглубления высоты и других особенностей бетонную смесь укладывают по следующим технологическим схемам: с разгрузкой смеси из транспортного прибора непосредственно в опалубку с передвижного моста или эстакады с помощью вибропитателей и виброжелобов бетоноукладчиков бетононасосов бадьями с помощью кранов. В ступенчатые фундаменты с общей высотой до 3 м и площадью нижней ступени до 6 м2 смесь подают через верхний край опалубки предусматривая меры против смещения анкерных болтов и закладных...
30809. Бетонирование полов 15.33 KB
  Для осуществления процесса укладки плиты разбивают на карты. Если толщина плит меньше 05 м то разбивку на карты и укладку бетона ведут в таком порядке: Площадь делят на картыполосы по 34м Устанавливают по краям полос маячные доски. При большей толщине плиты разбивают на параллельные карты шириной 5. Карты бетонируют подряд т.
30810. Сетевые и локальные СУБД 12.74 KB
  Существенной проблемой СУБД такого типа является синхронизация копий данных именно поэтому для решения задач требующих совместной работы нескольких пользователей локальные СУБД фактически не используются. К сетевым относятся файлсерверные клиентсерверные и распределенные СУБД. В файлсерверных СУБД все данные обычно размещаются в одном или нескольких каталогах достаточно мощной машины специально выделенной для этих целей и постоянно подключенной к сети.
30811. Процес нормализации баз данных 16.04 KB
  Например задано следующее отношение: ПРЕДМЕТ Код предмета. Переведем атрибут с повторяющимися значениями в новую сущность назначим ей первичный ключ Код преподавателя и свяжем с исходной сущностью ссылкой на ее первичный ключ Код предмета. В результате получим две сущности причем во вторую сущность добавятся характеризующие ее атрибуты: ПРЕДМЕТ Код предмета. Название Цикл Объем часов; ПРЕПОДАВАТЕЛЬ Код преподавателя ФИО Должность Оклад Адрес Код предмета.