34471

Ростово-суздальская живопись. Периодизация. Влияние исторических событий на формирование живописного языка

Доклад

Культурология и искусствоведение

Густые темносиние вишневые зеленые насыщенные краски сочетаются в иконах с белыми яркокрасными с золотом пробелов и фонов. В иконах этого времени чувствуются поиски русского национального типа лица Широкое в скулах и суживающиеся книзу округлое лицо Богоматери с ее небольшими глазами и тонким длинным но мягко закругленным внизу носом. Примеры икон домонгольского периода Богоматерь Великая Панагия найденная в Ярославле Ярославская Оранта Дмитрий Солунский из Дмитрова Спас Нерукотворный из Ростова Богоматерь...

Русский

2013-09-08

42.5 KB

1 чел.

Ответ на вопрос №33 «Ростово-суздальская живопись. Периодизация. Влияние исторических событий на формирование живописного языка».

Ранний, так называемый домонгольский период развития Ростово-Суздальской Руси, именуемый обычно владимиро-суздальским, был отмечен исключительным духовным подъемом, отразившимся в создании неповторимо-прекрасных памятников архитектуры и живописи.

Успенский и Дмитровский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, церковь Бориса и Глеба в Кидекше под Суздалем – архитектурные памятники Ростово-суздальского периода.

Развитие ростово-суздальской живописи XII—XVI веков, ее эволюция находятся в тесной связи с историей всей жизни края. От некоторых периодов из-за войн, раздоров, стихийных бедствий до нас дошли буквально крохи того многого, что было сделано.

Как и история Ростово-Суздальской Руси в целом, история ростово-суздальской живописи разбивается на различные периоды, каждый из которых, в той или иной мере сохраняя преемственность, приобретает свои художественные стилистические особенности, свою смысловую и эмоциональную специфику.

Если в связи с домонгольским временем мы можем говорить об едином владимиро-суздальском искусстве, хотя и разнообразном в своем единстве, то в период феодальной раздробленности, в период татарского ига необходимо различать отдельные художественные центры с их ярко выраженными индивидуальными чертами. Однако при создании централизованного государства, когда феодальные княжества начинают все больше подчиняться Москве, искусство вновь обретает общность черт, сохраняя лишь некоторые местные особенности.

Живопись домонгольского периода. Некоторые общие черты: торжественность и изящество образов святых, сочетание монументальности с подробной выписанностью орнаментов и декоративных украшений. Густые темно-синие, вишневые, зеленые насыщенные краски сочетаются в иконах с белыми, ярко-красными, с золотом пробелов и фонов. В иконах этого времени чувствуются поиски русского национального типа лица (Широкое в скулах и суживающиеся книзу округлое лицо Богоматери с ее небольшими глазами и тонким, длинным, но мягко закругленным внизу носом).

В наиболее ранней владимиро-суздальской живописи имеются черты, роднящие ее с живописью Киевской Руси - монументальность, яркий золотой фон, светлые бело-розовые лица, белая полоса, идущая по краю ковчега.

Примеры икон домонгольского периода - «Богоматерь Великая Панагия», найденная в Ярославле («Ярославская Оранта»), «Дмитрий Солунский» из Дмитрова, «Спас Нерукотворный» из Ростова, «Богоматерь Толгская, на троне».

Живопись Ростова и Ярославля. Начавшееся  при  сыновьях  Всеволода   III   (умер  в 1212 году) феодальное дробление Ростово-Суздальской земли продолжается при его внуках и правнуках. К XIV веку для владения каждого удельного князя уже не хватало городов, в связи с чем, например, Ростов был разделен на два удела. «В Ростовской земле князь в каждом селе» — гласила древняя поговорка. Искусство в разных городах приобретает свой местный характер.

В XIV веке на Ростов обрушились многие бедствия. Чудом уцелевшие произведения XIII—XIV веков почти все происходят не из самого Ростова, а из окрестных сел. Кроме того, стилистически мы можем сблизить с ростовскими иконами и несколько произведений, сохранившихся в Ярославле. Как ростовские, так и ярославские художники этой поры отказываются от густых насыщенных красок, ярко выделяющихся на золотых и серебряных фонах. Строя цветовые соотношения на тонком сочетании сближенных тонов, они открывают красоту живописи без внешних, бросающихся в глаза эффектов. Именно здесь, в ростовских иконах XIV века, зарождаются элементы той круговой гармонической композиции, которая была так характерна для произведений Андрея Рублева. Здесь возникают и новые человеческие образы, отмеченные подлинной красотой простого русского лица. Утратив былую торжественность, русское искусство этой поры приобретает глубокую задушевность и теплоту, оно пленяет новой, неизвестной ранее передачей прекрасного.

Примеры икон Ростова и Ярославля -  «Архангел Михаил, лоратный» 1300 года.

«Спас Нерукотворный» к.13 – н.14 в., «Никола Зарайский, с житием» из села Павлова под Ростовом к.13 – н.14 в., «Илья-пророк в пустыне» из Ярославля 14в. «Спас в силах» 14в. и «Иоанн Предтеча» 14в.,  «Троица ветхозаветная» н.14в.

Поскольку мы почти не знаем ростовских памятников конца XIV — начала XV века, трудно проследить постепенное изменение живописи этого времени, можно говорить лишь о новых качествах, появившихся уже в XV веке. В это время более светлой, яркой, но и более простой становится красочная гамма. Колорит строится на сочетании цветов неяркого красного с сине-зеленым, серо-голубым и охряным. Пропорции фигур становятся вытянутыми, движения — более медленными, спокойными.

В искусстве Ростова и Ярославля очень часто ощущается, что художник идет как бы не от исстари установившегося живописного образца, а скорее от привычного литературного образа. Кажется, что он и не видел и не знал ранее созданных икон на те же темы, но зато хорошо знал легенды и в своей работе старался наиболее точно следовать литературному тексту. Отсюда, с одной стороны, подробность и повествовательность в развитии сюжетов, с другой — свежесть и часто необычность художественных образов.

Живопись Владимира и Суздаля. Примеры икон - «Богоматерь Одигитрия» (так называемая Грузинская, со «Спасом Вседержителем» на обороте) «Покров», «Богоматерь Одигитрия». Их объединяет большая схожесть, одинаково разительное отличие всех трех икон от ростовской живописи XIV века. Скорее в них ощутимы черты и византийского и древнего ростово-суздальского искусства домонгольского периода. На суздальских иконах так же стройны и изысканны, анатомически правильны и объемны фигуры святых. Так же изящны их тонконосые с миндалевидными глазами лица, с такой же любовью выписаны узорные украшения. Но образы святых здесь проще и интимнее, в них не ощущается уже былой торжественности, приподнятости, они пронизаны теплотой и как бы приблизились к человеку. Происходят заметные изменения и в колорите икон: в них исчезают золотые фоны, появляются более холодные, приглушенные тона. Композиция икон Суздаля строится многопланово, четко и определенно написана в них конкретная по форме архитектура.

Во многих суздальских иконах XV и XVI веков излюбленным становится сочетание светло-синего и красного цветов. Иногда краски высветляются, синий становится ясно-голубым, а красный — нежно-розовым.

В Государственной Третьяковской галерее и Киевском государственном музее русского искусства хранится пять замечательных икон XV века: «Усекновение главы Иоанна Предтечи», «Тайная вечеря», «Воскресение — Сошествие во ад», «Снятие со креста», «Положение во гроб». Сближает иконы манера художника очерчивать силуэты фигур четкими линиями, почти без пробелов передавать объем графическим рисунком складок. Колорит всех пяти икон построен на сочетании ярких, но не контрастных цветов, очень тщательно подобранных друг к другу, сходно написаны лица, руки, ноги.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39797. Распределение оперативной памяти в современных ОС 110.5 KB
  Распределение оперативной памяти в современных MSDOS В состав MS DOS входят следующие основные компоненты: Базовая система ввода вывода BIOS bse inputoutput system включающая в себя помимо программы тестирования ПК POST программа самотестирования при включении ПК.SYS 580 Кб Область памяти для выполнения программ пользователя и утилит MSDOS. Область и размер используемого видеобуфера зависит от используемого режима При работе в текстовом режиме область памяти А0000В0000 свободна и м.
39798. Логическая структура дисков 71 KB
  должна быть создана физическая и логическая структура диска. Формирование физической структуры диска состоит в создании на диске концентрических дорожек которые делятся на секторы. Для этого в процессе форматирования магнитная головка дисковода расставляет в определенных местах диска метки дорожек и секторов. После форматирования гибкого диска 35 его параметры будут следующими: Информационная емкость сектора 512 байтов; Количество секторов на дорожке 18; Дорожек на одной стороне 80; Сторон 2.
39799. Понятие операционной системы и цели ее работы 7.34 MB
  Суперкомпьютеры используются для вычислений требующих больших вычислительных мощностей сверхвысокой производительности и большого объема памяти. Другая характерная черта ноутбуков это наличие кардридеров портов для чтения всевозможных карт памяти используемых в мобильных телефонах или цифровых фотокамерах; обеспечивается также интерфейс FireWire официально IEEE 1394 для подключения цифровой видеокамеры; таким образом ноутбуки хорошо приспособлены для ввода обработки и воспроизведения обработки мультимедийной информации....
39800. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 1.32 MB
  ISBN Новые информационные технологии активно развивающиеся в последние годы позволили осуществить своеобразную революцию в проблеме обработки и передачи информации. Основные угрозы безопасности информации в ИВС 8 1. Цели и задачи защиты информации в ИВС 19 1. При этом стоимость информации часто превосходит в сотни и тысячи раз стоимость компьютерной системы в которой она находится.
39801. БАЗЫ И БАНКИ ДАННЫХ 5.08 MB
  ВВЕДЕНИЕ В БАЗЫ И БАНКИ ДАННЫХ 1. Понятие базы и банка данных Развитие вычислительной техники и появление емких внешних запоминающих устройств прямого доступа предопределило интенсивное развитие автоматических и автоматизированных систем разного назначения и масштаба в первую очередь заметное в области бизнесприложений.1 Другими направлениями стимулировавшими развитие стали с одной стороны системы управления физическими экспериментами обеспечивающими сверхоперативную обработку в реальном масштабе времени огромных потоков данных от...
39802. Административная теория А. Файоля 36.5 KB
  Файоля Французский инженер и предприниматель Анри Файоль {18411925 создал так называемую административную теорию управления. Его теория состоит из двух частей: функций управления которые отвечают на вопрос что делает руководитель он выделяет всего пять функций: предвидение планирование организация координирование и контроль. Он называется так потому что все функции расписаны по уровням управления каждому свои и в разном объёме. Существовавшую до него линейную структуру управления он дополнил функциональными службами.
39803. Використання ІТ в документознавстві 37 KB
  Хоча компютерні інформаційні системи використовують компютерні технології щоб обробити неперевірені відомості в значущу інформацію існує відчутна відмінність між компютером і компютерною програмою з одного боку та інформаційною системою з іншого. Компютери забезпечують устаткування для зберігання і виготовлення інформації. Компютерні програми або програмне забезпечення є наборами керівництва по обслуговуванню які управляють роботою компютерів. Але компютери є тільки частиною інформаційної системи.
39804. Методика малювання натюрморту в початкових класах 21 KB
  При компонуванні натюрморту діти спочатку малюють лінію що виділяє предметну площину від вертикальної стіни. При зображенні натюрморту діти повинні користуватися модулем умовною міркою. За модуль береться самий маленький предмет натюрморту.
39805. Використання творів образотворчого мистецтва на уроках малювання і ліплення в початковій школі 22 KB
  Жодного уроку з образотворчої діяльності не повинно бути без аналізу творів образотворчого мистецтва. Програма пропонує використовувати репродукції фотографії таких видів образотворчого мистецтва: живопис графіка скульптура архітектура декоративнеприкладне мистецтво. Інколи для порівняння аналізів творів образотворчого мистецтва можна ввести в заключну частину при аналізі дитячих робіт щоб діти самі аналізуючи свою роботу могли знайти недоліки у своїх роботах.