34471

Ростово-суздальская живопись. Периодизация. Влияние исторических событий на формирование живописного языка

Доклад

Культурология и искусствоведение

Густые темносиние вишневые зеленые насыщенные краски сочетаются в иконах с белыми яркокрасными с золотом пробелов и фонов. В иконах этого времени чувствуются поиски русского национального типа лица Широкое в скулах и суживающиеся книзу округлое лицо Богоматери с ее небольшими глазами и тонким длинным но мягко закругленным внизу носом. Примеры икон домонгольского периода Богоматерь Великая Панагия найденная в Ярославле Ярославская Оранта Дмитрий Солунский из Дмитрова Спас Нерукотворный из Ростова Богоматерь...

Русский

2013-09-08

42.5 KB

1 чел.

Ответ на вопрос №33 «Ростово-суздальская живопись. Периодизация. Влияние исторических событий на формирование живописного языка».

Ранний, так называемый домонгольский период развития Ростово-Суздальской Руси, именуемый обычно владимиро-суздальским, был отмечен исключительным духовным подъемом, отразившимся в создании неповторимо-прекрасных памятников архитектуры и живописи.

Успенский и Дмитровский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, церковь Бориса и Глеба в Кидекше под Суздалем – архитектурные памятники Ростово-суздальского периода.

Развитие ростово-суздальской живописи XII—XVI веков, ее эволюция находятся в тесной связи с историей всей жизни края. От некоторых периодов из-за войн, раздоров, стихийных бедствий до нас дошли буквально крохи того многого, что было сделано.

Как и история Ростово-Суздальской Руси в целом, история ростово-суздальской живописи разбивается на различные периоды, каждый из которых, в той или иной мере сохраняя преемственность, приобретает свои художественные стилистические особенности, свою смысловую и эмоциональную специфику.

Если в связи с домонгольским временем мы можем говорить об едином владимиро-суздальском искусстве, хотя и разнообразном в своем единстве, то в период феодальной раздробленности, в период татарского ига необходимо различать отдельные художественные центры с их ярко выраженными индивидуальными чертами. Однако при создании централизованного государства, когда феодальные княжества начинают все больше подчиняться Москве, искусство вновь обретает общность черт, сохраняя лишь некоторые местные особенности.

Живопись домонгольского периода. Некоторые общие черты: торжественность и изящество образов святых, сочетание монументальности с подробной выписанностью орнаментов и декоративных украшений. Густые темно-синие, вишневые, зеленые насыщенные краски сочетаются в иконах с белыми, ярко-красными, с золотом пробелов и фонов. В иконах этого времени чувствуются поиски русского национального типа лица (Широкое в скулах и суживающиеся книзу округлое лицо Богоматери с ее небольшими глазами и тонким, длинным, но мягко закругленным внизу носом).

В наиболее ранней владимиро-суздальской живописи имеются черты, роднящие ее с живописью Киевской Руси - монументальность, яркий золотой фон, светлые бело-розовые лица, белая полоса, идущая по краю ковчега.

Примеры икон домонгольского периода - «Богоматерь Великая Панагия», найденная в Ярославле («Ярославская Оранта»), «Дмитрий Солунский» из Дмитрова, «Спас Нерукотворный» из Ростова, «Богоматерь Толгская, на троне».

Живопись Ростова и Ярославля. Начавшееся  при  сыновьях  Всеволода   III   (умер  в 1212 году) феодальное дробление Ростово-Суздальской земли продолжается при его внуках и правнуках. К XIV веку для владения каждого удельного князя уже не хватало городов, в связи с чем, например, Ростов был разделен на два удела. «В Ростовской земле князь в каждом селе» — гласила древняя поговорка. Искусство в разных городах приобретает свой местный характер.

В XIV веке на Ростов обрушились многие бедствия. Чудом уцелевшие произведения XIII—XIV веков почти все происходят не из самого Ростова, а из окрестных сел. Кроме того, стилистически мы можем сблизить с ростовскими иконами и несколько произведений, сохранившихся в Ярославле. Как ростовские, так и ярославские художники этой поры отказываются от густых насыщенных красок, ярко выделяющихся на золотых и серебряных фонах. Строя цветовые соотношения на тонком сочетании сближенных тонов, они открывают красоту живописи без внешних, бросающихся в глаза эффектов. Именно здесь, в ростовских иконах XIV века, зарождаются элементы той круговой гармонической композиции, которая была так характерна для произведений Андрея Рублева. Здесь возникают и новые человеческие образы, отмеченные подлинной красотой простого русского лица. Утратив былую торжественность, русское искусство этой поры приобретает глубокую задушевность и теплоту, оно пленяет новой, неизвестной ранее передачей прекрасного.

Примеры икон Ростова и Ярославля -  «Архангел Михаил, лоратный» 1300 года.

«Спас Нерукотворный» к.13 – н.14 в., «Никола Зарайский, с житием» из села Павлова под Ростовом к.13 – н.14 в., «Илья-пророк в пустыне» из Ярославля 14в. «Спас в силах» 14в. и «Иоанн Предтеча» 14в.,  «Троица ветхозаветная» н.14в.

Поскольку мы почти не знаем ростовских памятников конца XIV — начала XV века, трудно проследить постепенное изменение живописи этого времени, можно говорить лишь о новых качествах, появившихся уже в XV веке. В это время более светлой, яркой, но и более простой становится красочная гамма. Колорит строится на сочетании цветов неяркого красного с сине-зеленым, серо-голубым и охряным. Пропорции фигур становятся вытянутыми, движения — более медленными, спокойными.

В искусстве Ростова и Ярославля очень часто ощущается, что художник идет как бы не от исстари установившегося живописного образца, а скорее от привычного литературного образа. Кажется, что он и не видел и не знал ранее созданных икон на те же темы, но зато хорошо знал легенды и в своей работе старался наиболее точно следовать литературному тексту. Отсюда, с одной стороны, подробность и повествовательность в развитии сюжетов, с другой — свежесть и часто необычность художественных образов.

Живопись Владимира и Суздаля. Примеры икон - «Богоматерь Одигитрия» (так называемая Грузинская, со «Спасом Вседержителем» на обороте) «Покров», «Богоматерь Одигитрия». Их объединяет большая схожесть, одинаково разительное отличие всех трех икон от ростовской живописи XIV века. Скорее в них ощутимы черты и византийского и древнего ростово-суздальского искусства домонгольского периода. На суздальских иконах так же стройны и изысканны, анатомически правильны и объемны фигуры святых. Так же изящны их тонконосые с миндалевидными глазами лица, с такой же любовью выписаны узорные украшения. Но образы святых здесь проще и интимнее, в них не ощущается уже былой торжественности, приподнятости, они пронизаны теплотой и как бы приблизились к человеку. Происходят заметные изменения и в колорите икон: в них исчезают золотые фоны, появляются более холодные, приглушенные тона. Композиция икон Суздаля строится многопланово, четко и определенно написана в них конкретная по форме архитектура.

Во многих суздальских иконах XV и XVI веков излюбленным становится сочетание светло-синего и красного цветов. Иногда краски высветляются, синий становится ясно-голубым, а красный — нежно-розовым.

В Государственной Третьяковской галерее и Киевском государственном музее русского искусства хранится пять замечательных икон XV века: «Усекновение главы Иоанна Предтечи», «Тайная вечеря», «Воскресение — Сошествие во ад», «Снятие со креста», «Положение во гроб». Сближает иконы манера художника очерчивать силуэты фигур четкими линиями, почти без пробелов передавать объем графическим рисунком складок. Колорит всех пяти икон построен на сочетании ярких, но не контрастных цветов, очень тщательно подобранных друг к другу, сходно написаны лица, руки, ноги.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8178. Нові тенденції розвитку образотворчого мистецтва другої половини XVI-XVIII ст. 16.71 KB
  Цей період характеризувався посиленням звязків із західною культурою, широким використанням античної та європейської спадщини. У живописі, графіці, скульптурі спостерігається перехід від середньовічних канонів до реалістичних форм з виразними демократичними елементами...
8179. Культурно-мистецький процес України у XVIII ст 22.93 KB
  Культурно-мистецький процес України у XVIIIст. Починаючи з XVIII ст. в українську літературу входять нові напрямки. На противагу дидактичній і теологічній літературі починає формуватися світська, в якій збільшується жанрова різноманітність: са...
8180. Педагогика: предмет, категории, структура 88.54 KB
  Педагогика: предмет, категории, структура Вступление: структура курса, учебные требования ПЛАН Педагогика как наука и искусство. Основные категории педагогической науки. Связь педагогики с другими науками. Система педагогических наук ЛИТЕРАТУРА Подл...
8181. Проблема целей воспитания в педагогике 17.26 KB
  Проблема целей воспитания в педагогике. Историческая динамика целей воспитания. Человеческое общество в своей практической воспитательной деятельности всегда преследует определенные цели - даже если они не осознаются на уровне общественного соз...
8182. Методология и методика педагогического исследования 30.14 KB
  Методология и методика педагогического исследования ПЛАН Методологическая основа педагогических исследований. Классификация методов педагогического исследования. Этапы педагогического исследования. Структура изложения педагогического исследования (н...
8183. Основные факторы развития личности 38.1 KB
  Основные факторы развития личности Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С то...
8184. Возрастные и индивидуальные особенности развития и воспитания личности 39.57 KB
  Возрастные и индивидуальные особенности развития и воспитания личности. Проблема возрастных и индивидуальных особенностей развития и воспитания личности в педагогике Как отмечалось в предыдущей главе, личностное развитие человека несет на себе печ...
8185. Сущность педагогического процесса 16.44 KB
  Сущность педагогического процесса Становление человека как личности, его формирование в соответствии с общественным идеалом немыслимо вне педагогического процесса. Педагогический процесс - это специально организованное взаимодействие педагогов ...
8186. Виды педагогических систем 20.74 KB
  Виды педагогических систем В педагогической лексике теоретиков и практиков педагогики довольно часто в разных контекстах употребляется понятие система (система обучения, воспитания, система методов, средств и т.п.). Однако при использовании этого ...