34472

Искусство русского централизованного государства к.15 – н.16вв.: Деятельность В.Д. Ермолина. Формирование архитектурного ансамбля Московского Кремля. Архитектура Московского централизованного государства

Доклад

Культурология и искусствоведение

Формирование архитектурного ансамбля Московского Кремля. При Иване III идет активная перестройка Кремля. Одним из архитекторов и реконструкторов старого Московского Кремля был Василий Ермолин. Ермолину было поручено возобновление белокаменных стен Московского Кремля.

Русский

2013-09-08

54 KB

11 чел.

Ответ на вопрос № 34 «Искусство русского централизованного государства к.15 – н.16вв.: Деятельность В.Д. Ермолина. Формирование архитектурного ансамбля Московского Кремля. Архитектура Московского централизованного государства».

В последней четверти XV в. заканчивается процесс сложения русского централизованного государства. Москва становится столицей мощной державы, в которой главной опорой «государя всея Руси» является боярство. Она становится также и главным культурным центром, вобравшим в себя и продолжающим развивать традиции искусства русских княжеств. В Москву свозятся самые замечательные произведения из разных земель, здесь работают бок о бок с приглашенными иноземными архитекторами русские мастера. Развивается искусство не отдельных школ, как это было в предыдущий период, а общенациональное искусство.

Москва в этот период – оплот русского православия, «третий Рим». Это не могло не отразиться и на искусстве. Начиная с XVI в., особенно при Иване Грозном, искусство все больше подчиняется интересам государства, в нем все отчетливее наблюдается регламентация. Стоглавый собор Русской церкви 1551 г. канонизировал многие иконографические схемы и композиции, что, несомненно, ограничивало художника, сковывало его творческую душу.

При Иване III идет активная перестройка Кремля. Крепость Дмитрия Донского уже не соответствовала новым представлениям ни об оборонном зодчестве, ни о резиденции великого государя. В 1485–1496 гг. Кремль, по существу, был возведен заново, сохраняя при этом план старой крепости. Новый Кремль с краснокирпичными стенами протяженностью более чем в 2 км и 18 башнями, Украшенный двурогими зубцами (вместо прежних прямоугольных), с бойницами и боевыми ходами представлял собой не только грозную крепость, но и прекрасный архитектурный ансамбль, вписанный в прихотливый ландшафт Москвы.

Одним из архитекторов и реконструкторов старого Московского Кремля был Василий Ермолин. В отличие от современников этого зодчего, о его жизни и работах сохранилось немало сведений, благодаря ему самому: в 1472г. он заказал летопись своей жизни, которая так и называется теперь – Ермолинская летопись. В летописи содержатся сведения о работах Василия Ермолина с 1462 по 1472 гг. В 1462г. Ермолину было поручено возобновление белокаменных стен Московского Кремля. В 1464 году великий князь Иван III повелел Ермолину украсить главные ворота Кремля. В 1467г. восстанавливает недостроенную и сгоревшую церковь Вознесения в женском Вознесенском монастыре в Кремле. Изначальным планом было полностью разобрать обгоревшее здание, но Ермолин со своими мастерами предпочел реставраторское решение: он облицевал стены собора белым камнем и кирпичом, тем самым еще усилив их, и «новым сженым кирпичом» завершил своды здания. Ермолиным создана трапезная Троице-Сергиева монастыря, именно в ней впервые появился тип торжественной одностолпной палаты. Ермолин работал не только в Москве и близ нее. Известны его реставраторские труды во Владимире, где в 1469г. артель под его руководством обновила церковь в Золотых воротах и Вознесения на торгу. Оба храма не сохранились, но о реставрационных способностях Ермолина можно судить по единственному дошедшему до нашего времени памятнику, к которому приложил руку Василий Ермолин – по Георгиевскому собору в Юрьеве-Польском. Собор этот был построен в 1230-1234 гг. на месте древнего собора 1152г., заложенного Юрием Долгоруким. Второй Георгиевский собор заложил князь Святослав Всеволодович, и здание, украшенное богатейшей белокаменной резьбой, простояло до XV века, когда верх его неожиданно обрушился. Великий князь Иван III повелел восстановить собор как можно скорее; из-за нехватки материала, добывать который в округе Юрьева-Польского было негде, Ермолину пришлось использовать старые камни с резьбой. Многие из них уцелели, не раскололись, но восстановить картины, которые были изначально выложены владимиро-суздальскими мастерами, не представлялось возможным.

Московский Кремль — во второй половине XV века Московский Кремль перестраивается под руководством итальянских зодчих, в частности, Пьетро Антонио Солари. В проведенном с огромным размахом строительстве Кремля использовались достижения как русского, так и итальянского военно-инженерного искусства. В качестве основного материала для строительства был выбран обожженный кирпич. Многие здания, включая церкви, были спроектированы и возведены итальянскими мастерами. По замыслу зодчих центром кремля стала Соборная площадь с расположенными на ней Успенским собором (147579), Благовещенским собором (148489), Грановитой палатой (148791), Архангельским собором (150508) — (усыпальницей русских князей и царей) и колокольней Иван Великий. В отличие от главных построек Кремля, Благовещенский собор и церковь Ризоположения (148486), построенные русскими мастерами, гораздо более связаны со старыми русскими традициями. В 148595 годах, при Иване III, фортификационные сооружения Кремля перестраиваются. Например, были заложены «Портомойные ворота» со стороны Москва реки. В 150816 годах на месте современной Красной площади был вырыт ров, вода в который поступала из реки Неглинной. Кремль становится неприступной крепостью, окружённой водой со всех сторон.

Московская архитектура рубежа XV–XVI вв. Одной из самых интересных страниц в истории древнерусского зодчества стала шатровая архитектура XVI столетия. Храмы, завершаемые шатром, издавна известны в русской деревянной как церковной, так и светской архитектуре. Конструкция шатрового верха так и называлась «на деревянное дело». Один из первых и самых великолепных кирпичных памятников шатрового зодчества – Церковь Вознесения в селе Коломенском (1530–1532) –была построена Василием III в честь рождения сына, будущего царя Ивана Грозного.

Напротив церкви Вознесения, в селе Дьякове Иваном Грозным была построена церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Это другой тип храма XVI в. – столпообразный.

Храм Василия Блаженного, воздвигнутый на Красной площади в Москве в 1555–1561 гг. двумя русскими зодчими Бармой и Постником – тип хатрово-многоглавой церкви. Храм заложен в память о взятии войсками Грозного Казани, происшедшем в день праздника Покрова. Светское начало в храме, конечно, не превалирует над культовым, но выражено отчетливо, недаром иностранцы замечали, что храм «построен скорее как бы для украшения, чем для молитвы».

Крестово-купольные храмы - Софийский собор в Вологде, Успенский собор в Троице-Сергиевой лавре - подчеркнуто массивные, громадные по размерам, отражающие мощь самодержавной власти и силу церкви.

XVI век – период расцвета крепостного зодчества. Оно было вызвано появлением новых орудий ведения боя. Это регулярные, геометрически правильные фортификации. Мощные стены прорезываются бойницами для «верхнего» и «подошвенного» боя. В башнях помещались артиллерийские орудия. Крепость в большой степени определяет и планировку города. Слободы, посад под ее стенами стали также укрепляться деревянными «острогами». Монастыри укреплялись тоже как крепости, являясь важными оборонительными оплотами как в самой Москве (Новодевичий, Симонов монастырь), так и на ближних к ней подступах (Троице-Сергиев),   мощные монастыри-крепости строились и далеко на севере (Кирилло-Белозерский монастырь, Соловецкий монастырь).

Искусство не могло не отражать главных моментов русской истории. Поэтому,  естественно, во многом развитие русской живописи второй половины XV–XVI столетия определялось таким важнейшим историческим процессом, как создание централизованного государства. В его задачу входило прославление государственной мощи. Расширяется идейное содержание искусства, но одновременно усиливается регламентация сюжетов и иконографических схем, что вносит в произведения отвлеченный официальный характер, определенную холодность.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38331. Маркетингова політика комунікацій 1.6 MB
  Котлера слід розглядати маркетингові комунікації як управління процесом прямування товару на всіх етапах перед продажем у момент покупки під час і по завершенню процесу споживання. Важливо пам'ятати що розробка такого комплексу є стратегічно важливою для успішної діяльності по просуванню товару тому що тільки правильне використання засобів комунікації й чітке розміщення акцентів сприяє досягненню цілей фірми. Існують три біієрархічні моделі відповідної реакції споживачів на комунікацію залежно від виду товару й...
38332. Морське право 368 KB
  Вони не встановлювали правовий режим морських просторів оскільки ще не склалися інститути відкритого моря внутрішніх і територіальних вод. Саме в цей період починає формуватися принцип свободи відкритого моря що остаточно сформувався до кінця XVII сторіччя: Його становлення прямо пов'язане з гострою боротьбою між феодальними державами Іспанією і Португалією і державами у котрих активно розвивався капіталістичний засіб виробництва Англією Францією а потім Голландією що виступили за свободу морів. У цей час були початі перші спроби...
38333. Міжнародне право 362.5 KB
  Версії виникнення міжнародного права. Уже в той час союзницькі зв’язки племен не зводилися лише до турботи про зовнішній захист а містили й безліч інших норм поведінки які закріплюючись із плином часу призвели до появи права у формі звичаю. Також існує дві концепції походження міжнародного права: 1 Позитивістське тлумачення походження міжнародного права Природно – правова концепція була першою спробою пояснення походження і сутності міжнародного права. В її розвитку можна виділити послідовні етапи: від пояснення походження міжнародного...
38334. Международное сегментирование 28.06 KB
  Критерии сегментации мирового рынка. Целевой сегмент мирового рынка. Углубленное исследование рынка предполагает необходимость его рас смотрения как дифференцированной структуры в зависимости от групп потребителей и потребительских свойств товара что в широком смысле определяет понятие рыночной сегментации. Рыночная сегментация представляет собой с одной стороны метод для нахождения частей рынка и определения объектов на которые направлена международная маркетинговая деятельность предприятий.
38335. Міжнародне торгівельне право 293.5 KB
  ТНК як суб’єкт міжнародного торговельного права: поняття види міжнародноправова регламентація діяльності.Характеристика діяльність регіональних економічних комісій ЕКОСОР в сфері міжнародного торговельного права.Об’єкти міжнародного торговельного права: види поняття особливості нормативноправового регулювання. Об’єкти МТП – будьяка продукція послуги роботиправа інтелектуальної власності призначені для продажу або оплачуваної передачі.
38336. Міжнародне приватне право 244.5 KB
  Поняття суб’єкт об’єкт та джерела міжнародного приватного права. Субєкти МПрП це учасникицивільних правовідносин ускладнених іноземним елементом: 1 фізичні особи громадяни особи без громадянства апатриди; іноземні громадяни особи які мають подвійне громадянство біпатриди; 2 юридичні особи державні організації приватні фірми підприємства науководослідні та інші організації; 3 держави; 4 нації і народи які борються за свободу і незалежність і створення власної державності в особі своїх керівних органів до них...
38337. Критерии социальной стратификации, ее виды 14.93 KB
  В социологии выделяют три базовых вида социальной стратификации современного общества - экономическую, политическую и социально-профессиональную.
38338. Міжнародне публічне прво 309.5 KB
  Воно включає в себе такі компоненти як володіння природними ресурсами та їх експлуатація виробництво та розподіл товарів міжнародні угоди господарського чи фінансовог характеру кредити та фінанси та ін. Для маркировки невеливих товарів розроблений стандарт штрихкоду EN8 у тілі повідомлення якого кодується тільки 8 цифр замість 13. Показником лібералізму є свобода звичаєва категорія руху товарів послуг та капіталів економічні свободи. Особливістю розвитку світового експорту сировинних товарів є також нижчі темпи зростання торгівлі...