34472

Искусство русского централизованного государства к.15 – н.16вв.: Деятельность В.Д. Ермолина. Формирование архитектурного ансамбля Московского Кремля. Архитектура Московского централизованного государства

Доклад

Культурология и искусствоведение

Формирование архитектурного ансамбля Московского Кремля. При Иване III идет активная перестройка Кремля. Одним из архитекторов и реконструкторов старого Московского Кремля был Василий Ермолин. Ермолину было поручено возобновление белокаменных стен Московского Кремля.

Русский

2013-09-08

54 KB

10 чел.

Ответ на вопрос № 34 «Искусство русского централизованного государства к.15 – н.16вв.: Деятельность В.Д. Ермолина. Формирование архитектурного ансамбля Московского Кремля. Архитектура Московского централизованного государства».

В последней четверти XV в. заканчивается процесс сложения русского централизованного государства. Москва становится столицей мощной державы, в которой главной опорой «государя всея Руси» является боярство. Она становится также и главным культурным центром, вобравшим в себя и продолжающим развивать традиции искусства русских княжеств. В Москву свозятся самые замечательные произведения из разных земель, здесь работают бок о бок с приглашенными иноземными архитекторами русские мастера. Развивается искусство не отдельных школ, как это было в предыдущий период, а общенациональное искусство.

Москва в этот период – оплот русского православия, «третий Рим». Это не могло не отразиться и на искусстве. Начиная с XVI в., особенно при Иване Грозном, искусство все больше подчиняется интересам государства, в нем все отчетливее наблюдается регламентация. Стоглавый собор Русской церкви 1551 г. канонизировал многие иконографические схемы и композиции, что, несомненно, ограничивало художника, сковывало его творческую душу.

При Иване III идет активная перестройка Кремля. Крепость Дмитрия Донского уже не соответствовала новым представлениям ни об оборонном зодчестве, ни о резиденции великого государя. В 1485–1496 гг. Кремль, по существу, был возведен заново, сохраняя при этом план старой крепости. Новый Кремль с краснокирпичными стенами протяженностью более чем в 2 км и 18 башнями, Украшенный двурогими зубцами (вместо прежних прямоугольных), с бойницами и боевыми ходами представлял собой не только грозную крепость, но и прекрасный архитектурный ансамбль, вписанный в прихотливый ландшафт Москвы.

Одним из архитекторов и реконструкторов старого Московского Кремля был Василий Ермолин. В отличие от современников этого зодчего, о его жизни и работах сохранилось немало сведений, благодаря ему самому: в 1472г. он заказал летопись своей жизни, которая так и называется теперь – Ермолинская летопись. В летописи содержатся сведения о работах Василия Ермолина с 1462 по 1472 гг. В 1462г. Ермолину было поручено возобновление белокаменных стен Московского Кремля. В 1464 году великий князь Иван III повелел Ермолину украсить главные ворота Кремля. В 1467г. восстанавливает недостроенную и сгоревшую церковь Вознесения в женском Вознесенском монастыре в Кремле. Изначальным планом было полностью разобрать обгоревшее здание, но Ермолин со своими мастерами предпочел реставраторское решение: он облицевал стены собора белым камнем и кирпичом, тем самым еще усилив их, и «новым сженым кирпичом» завершил своды здания. Ермолиным создана трапезная Троице-Сергиева монастыря, именно в ней впервые появился тип торжественной одностолпной палаты. Ермолин работал не только в Москве и близ нее. Известны его реставраторские труды во Владимире, где в 1469г. артель под его руководством обновила церковь в Золотых воротах и Вознесения на торгу. Оба храма не сохранились, но о реставрационных способностях Ермолина можно судить по единственному дошедшему до нашего времени памятнику, к которому приложил руку Василий Ермолин – по Георгиевскому собору в Юрьеве-Польском. Собор этот был построен в 1230-1234 гг. на месте древнего собора 1152г., заложенного Юрием Долгоруким. Второй Георгиевский собор заложил князь Святослав Всеволодович, и здание, украшенное богатейшей белокаменной резьбой, простояло до XV века, когда верх его неожиданно обрушился. Великий князь Иван III повелел восстановить собор как можно скорее; из-за нехватки материала, добывать который в округе Юрьева-Польского было негде, Ермолину пришлось использовать старые камни с резьбой. Многие из них уцелели, не раскололись, но восстановить картины, которые были изначально выложены владимиро-суздальскими мастерами, не представлялось возможным.

Московский Кремль — во второй половине XV века Московский Кремль перестраивается под руководством итальянских зодчих, в частности, Пьетро Антонио Солари. В проведенном с огромным размахом строительстве Кремля использовались достижения как русского, так и итальянского военно-инженерного искусства. В качестве основного материала для строительства был выбран обожженный кирпич. Многие здания, включая церкви, были спроектированы и возведены итальянскими мастерами. По замыслу зодчих центром кремля стала Соборная площадь с расположенными на ней Успенским собором (147579), Благовещенским собором (148489), Грановитой палатой (148791), Архангельским собором (150508) — (усыпальницей русских князей и царей) и колокольней Иван Великий. В отличие от главных построек Кремля, Благовещенский собор и церковь Ризоположения (148486), построенные русскими мастерами, гораздо более связаны со старыми русскими традициями. В 148595 годах, при Иване III, фортификационные сооружения Кремля перестраиваются. Например, были заложены «Портомойные ворота» со стороны Москва реки. В 150816 годах на месте современной Красной площади был вырыт ров, вода в который поступала из реки Неглинной. Кремль становится неприступной крепостью, окружённой водой со всех сторон.

Московская архитектура рубежа XV–XVI вв. Одной из самых интересных страниц в истории древнерусского зодчества стала шатровая архитектура XVI столетия. Храмы, завершаемые шатром, издавна известны в русской деревянной как церковной, так и светской архитектуре. Конструкция шатрового верха так и называлась «на деревянное дело». Один из первых и самых великолепных кирпичных памятников шатрового зодчества – Церковь Вознесения в селе Коломенском (1530–1532) –была построена Василием III в честь рождения сына, будущего царя Ивана Грозного.

Напротив церкви Вознесения, в селе Дьякове Иваном Грозным была построена церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Это другой тип храма XVI в. – столпообразный.

Храм Василия Блаженного, воздвигнутый на Красной площади в Москве в 1555–1561 гг. двумя русскими зодчими Бармой и Постником – тип хатрово-многоглавой церкви. Храм заложен в память о взятии войсками Грозного Казани, происшедшем в день праздника Покрова. Светское начало в храме, конечно, не превалирует над культовым, но выражено отчетливо, недаром иностранцы замечали, что храм «построен скорее как бы для украшения, чем для молитвы».

Крестово-купольные храмы - Софийский собор в Вологде, Успенский собор в Троице-Сергиевой лавре - подчеркнуто массивные, громадные по размерам, отражающие мощь самодержавной власти и силу церкви.

XVI век – период расцвета крепостного зодчества. Оно было вызвано появлением новых орудий ведения боя. Это регулярные, геометрически правильные фортификации. Мощные стены прорезываются бойницами для «верхнего» и «подошвенного» боя. В башнях помещались артиллерийские орудия. Крепость в большой степени определяет и планировку города. Слободы, посад под ее стенами стали также укрепляться деревянными «острогами». Монастыри укреплялись тоже как крепости, являясь важными оборонительными оплотами как в самой Москве (Новодевичий, Симонов монастырь), так и на ближних к ней подступах (Троице-Сергиев),   мощные монастыри-крепости строились и далеко на севере (Кирилло-Белозерский монастырь, Соловецкий монастырь).

Искусство не могло не отражать главных моментов русской истории. Поэтому,  естественно, во многом развитие русской живописи второй половины XV–XVI столетия определялось таким важнейшим историческим процессом, как создание централизованного государства. В его задачу входило прославление государственной мощи. Расширяется идейное содержание искусства, но одновременно усиливается регламентация сюжетов и иконографических схем, что вносит в произведения отвлеченный официальный характер, определенную холодность.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19463. Institute on Mathematics and Mechanics, Urals Branch of Russian Academy of Science and Urals State University 59 KB
  This theoretical paper is devoted to research of computer metaphor’s sources. Metaphors are actively used in designing of modern interaction and visualization systems. The paper contains the discussion of problems of metaphor search and/or metaphor generations. One of possible hierarchy of computer metaphors is described.
19464. THEORY AS A BRIDGE BETWEEN EDUCATION, RESEARCH AND DEVELOPMENT IN HUMAN-COMPUTER INTERACTION AND COMPUTER VISUALIZATION 72 KB
  The theory is necessary to analyze an existing state of the practice, to train new professionals and to use in the practical work. One may find two main approaches to a choice of foundations for the theories of the computer visualization and human-computer interaction which can be roughly described as psychological and semiotical. The paper contains discussion on the theories of computer visualization and human-computer interaction and considers the role of the theories in education and development processes.
19465. Договор энергоснабжения и его характеристики 32.5 KB
  Договор энергоснабжения Договор энергоснабжения относится к договорам куплипродажи. Одна сторона передает другой за плату определенный товар энергию. Вместе с тем указанный товар обладает специфическими свойствами что требует особого регулирования договорн...
19467. Не коммерческие юридические лица 29.5 KB
  Не коммерческие юридические лица. Некоммерческие организации могут создаваться в форме: общественных или религиозных организаций объединений некоммерческих партнерств учреждений автономных некоммерческих организаций социальных благотворительных и иных фондов...
19468. Понятие и виды обязательств 31 KB
  Понятие и виды обязательств. Обязательство это гражданское правоотношение в силу которого одно лицо должник обязано совершить в пользу другого лица кредитора определенное действие передать вещь выполнить работу либо воздержаться от определенного действия а кре...
19469. Понятие и виды юридических лиц 23.5 KB
  Понятие и виды юридических лиц. Юридическое лицо́ организация имеющая в собственности хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество в соответствии с которым отвечают по обязательствам. Виды. Юр.Лица бывают: Коммерческие Тов...
19470. Понятие и классификация вещей 30.5 KB
  Понятие и классификация вещей Вещи – объекты гражданских прав имеющие материальную осязаемую форму товара – имеют следующую классификацию: – недвижимые объекты перемещение которых затруднено в связи с их особой связью с землей земельные участки леса здания...
19471. Основні види архітектури ВМ 14.02 KB
  Основні види архітектури ВМ. По разрядности интерфейсов и машинных слов: 8 16 32 64 128 разрядные ряд ЭВМ имеет и иные разрядности По особенностям набора регистров формата команд и данных: CISC RISC VLIW; По количеству центральных процессоров: однопроцессорные многопроцесс