34475

Живопись Дионисия

Доклад

Культурология и искусствоведение

Вот в такое время освобожденной обновляемой Руси как нельзя кстати пришелся светлый талант Дионисия его умение создавать праздничный настрой духа его сочные краски. Художественные тенденции последней трети XV начала XVI веков к праздничному декоративизму рафинированной утонченности и каноническому догматизму нашли в лице Дионисия тонкого истолкователя. О творчестве Дионисия в московский период можно судить только по двум произведениям: по иконе Божией Матери Одигитрия и по иконе Апокалипсис.

Русский

2013-09-08

41 KB

9 чел.

Ответ на вопрос №37 «Живопись Дионисия».

Дионисий достиг славы при жизни. Так случилось, что творчество талантливого иконописца любил государь «всея Руси» Иван III. После падения Византии Русское государство стало центром православия: славянский мир с надеждой и упованием смотрел на Восток. Московскому князю сулили корону византийских императоров. «Москва — третий Рим», — говорили в столице Руси. Главное, чем тогда дышала страна, — освобождение от монголо-татарского ига. Вот в такое время освобожденной, обновляемой Руси как нельзя кстати пришелся светлый талант Дионисия — его умение создавать праздничный настрой духа, его сочные краски. Художественные тенденции последней трети XV — начала XVI веков к праздничному декоративизму, рафинированной утонченности и каноническому догматизму нашли в лице Дионисия тонкого истолкователя.
Крайне ограниченное число икон, бесспорно принадлежащих кисти мастера, дает конкретное представление о характере его живописи. Много работ приписано иконописцу на основании стилистического анализа.
Дионисий был одним из немногих, кому удалось найти и тонко сбалансированную гармонию между плавной текучей линией и изысканными колористическими сочетаниями. В ликах святых он почти исключает возможность объемной моделировки. Едва намеченные графическими линиями глаза, нос, губы лишены индивидуальных особенностей. Дионисий мастерски владеет ритмическим построением композиции. Святые в его произведениях поданы вне динамического развития. На золотом фоне они словно вне времени и пространства.
1481—82 годы — наиболее ответственный период в жизни иконописца. «Иконники Дионисий, да поп Тимофей, да Ярец, да Коня» были призваны Вассианом за большие деньги для украшения великокняжеского Успенского собора, недавно завершенного Аристотелем Фиораванти. В те же годы иконописец получил новый почетный заказ. Во время пожара в кремлевском Воскресенском монастыре обгорела «чюдная Богородица греческого письма в туже сделана, яко же в Цареграде чюдная». Живописцу предписывалось возобновить на той же доске особо почитаемый образ. В этом первом сохранившемся произведении можно заметить сформировавшийся художественный почерк, который вскоре станет характерным для русской общегосударственной культуры. Образы Марии и младенца Христа лишены всего конкретного, индивидуального и эмоционального. Легко читаемые силуэты фигур превращают икону в геральдический знак, символ.

О творчестве Дионисия в московский период можно судить только по двум произведениям: по иконе Божией Матери «Одигитрия» и по иконе «Апокалипсис».

Страшный суд Дионисий изображает, как торжество праведников. Икона не носит мрачного характера - художник стремится ободрить зрителя, а не запугать и не подавить его. В деве Марии Дионисия нет ничего от образа пленительно юной Матери радующейся Младенцу и ласкающей Его. Черты прекрасного лица Богоматери холодны и строги. Большие темные глаза обращены не к Ребёнку, а смотрят как бы поверх голов зрителей. Мария уже не прижимает к себе Младенца - Она лишь показывает Его. Торжественность изображения усиливается рисунком и цветовыми сочетаниями одежд. Строгими складками лежит золотая кайма накидки, почти полностью скрывающей темно-синюю головную повязку. Её рука, поддерживающая Младенца, кажется не заботливой рукой Матери, а неким подобием Царского трона. Правой рукой Мария показывает зрителям на Своего Сына, призванного спасти род человеческий. Однако в дионисиевой иконе этот жест приобретает и второй смысл: мольбы, обращенной к Сыну. Поэтому и сам Христос (на других иконах благословляющий зрителей) у Дионисия обращается не к зрителям, а к Богоматери, Которая принимает от Него благословение. Таким приёмом художник несколько отстранил изображение от зрителя, утвердил дистанцию между ними. Христос у него недосягаем и доступным может стать только через посредницу - деву.

Важно отметить, что в ту эпоху Дионисий писал свою «Одигитрию», происходило изменение представлений о святости. Святых начинают возносить на пьедестал царственности, древние жития перелагают в новые, отличающиеся хитросплетением словес. Дионисий чутко улавливает веяния времени. Дионисия интересует не столько внутренний мир человека, сколько его взаимоотношение с окружающим миром, его место в мире. Художник словно чувствует, что человек как индивидуальность выделен из мировоззрения, противопоставлен ему, имеет ценность только как часть некоего огромного целого.

Из цикла, созданного для Павло-Обнорского монастыря в 1500 году, наиболее известно «Распятие». Прихотливо изогнутое Тело Христа лишено весомой тяжести. Оно парит в призрачном мерцании золотого фона. Группа предстоящих яркими полутоновыми пятнами своих одеяний создает ощущение приподнятой праздничности. Рафинированная удлиненность их пропорций делает стиль Дионисия легко узнаваемым. В иконе «Распятие» фигуры святых приобретают подчеркнутое изящество силуэтов, пропорции удлиняются, что в сочетании со светлым колоритом создает впечатление большой легкости. Трагическая сцена получает спокойное, просветленное звучание.
В 1500—1502 годах Дионисий со своей дружиной работал в Ферапонтовом монастыре. Ансамбль росписей поражает своей тематической цельностью, ясностью замысла, изумительным колористическим решением. В нем доминирующая роль отведена голубому цвету, синонимичному Небесному Свету. Существует мнение, что только общий замысел росписи принадлежал Дионисию, а большинство фресок в самом храме были написаны помощниками мастера. Замечено, что почти во всех фресковых работах Дионисия встречаются погрешности и есть некоторая незавершённость. Это происходило из-за того, что сыновья, работающие с отцом, или подмастерья не выдерживали темпа работы Дионисия, необходимого для письма по высыхающей штукатурке. Дионисий любил сложные многофигурные сцены, где фигуры построены так, что кажутся особенно легкими, изящными, движения их естественны, разнообразны, даже прислужницы и нищие обретают у него царственную осанку. Мастер подчеркивает достоинство человека, мысль о единении рода человеческого; он стремится передать различные переживания, но никогда не изображает сильных страстей - чувства его персонажей всегда сдержанны, исполнены благородства. Композиции сцен, при всей сложности, строго уравновешены, обладают четкой завершенностью, а мастерский рисунок, плавность линий придают росписи музыкальность. Наибольшей силой эмоционального воздействия отличается колорит. Дионисий не любит ярких красок, он как бы чуть приглушает цвет, высветляя палитру, отчего она обретает особую нежность, мягкость, какую-то сияющую чистоту. В богатой гамме гармонически переплетаются бледно-зеленые, золотисто-желтые, розоватые, белые, вишневые, серебристо-серые тона и как лейтмотив всего цветового решения звучит небесно-голубая лазурь.
Изображение человеческих фигур и пейзажа, полностью подчиненных плоскости стены, прозрачность красок подчеркивают легкость архитектурных форм, как бы раздвигают стены храма, делая его более просторным и светлым.
Герой Дионисия, вливаясь в толпу, как бы теряет частицу собственного «я». Но только такой ценой, по мысли Дионисия, и может человек остаться неразрывно связанным с окружающим миром.

Не случайно мастер старательно выписывает и одежды персонажей. Внимание художника к социальной принадлежности каждого персонажа тем более примечательно, что лица самих персонажей написаны в манере, не рассчитанной на восприятие издали, излишне детализированы, как бы измельчены.
Мир раскрывается перед мастером в стройной системе отношений, где невозможны произвол и случайность и сам человек, прежде всего, ответствен за свои действия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79766. Финансовое планирование в экономической организации 244.5 KB
  Значение финансового планирования для внутренней среды организации определяется тем что оно: облекает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей; устанавливает стандарты для организации финансовой информации; определяет приемлемые границы затрат необходимых для реализации всей совокупности планов фирмы; в части оперативного финансового планирования дает очень полезную информацию для разработки и корректировки общефирменной стратегии...
79767. Общая концепция внутрифирменного планирования 147.5 KB
  Планирование является важнейшей частью предпринимательской практики. Важность планирования выражена в известном афоризме: Планировать или быть планируемым. Смысл высказывания заключается в том, что фирма, которая не умеет или не считает...
79768. Содержание и организация внутрифирменного планирования 294.5 KB
  Планирование в организации может относиться к тому или иному типу в зависимости от признака, по которому происходит классификация. Признаками, определяющими тип планирования
79769. Стратегическое планирование в экономической организации 651.5 KB
  Стратегическое планирование - относительно молодой вид деятельности фирм. Его предтечей стало долгосрочное планирование, которое бизнес начал применять в 50-х годах нашего столетия. Уже долгосрочное планирование оказалось большим шагом вперед
79770. Стратегический менеджмент: сущность и основные составляющие 89 KB
  Понятие стратегического управления. Стратегические проблемы развития производства и трудности стратегического управления. Составляющие стратегического управления и связь между ними. Понятие стратегического управления Слово стратегия греческого происхождения и означает искусство развертывания войск в бою...
79771. Организация как объект стратегического управления 71 KB
  Стратегический ресурсный потенциал организации. Производственный профиль миссия организации Системой называют совокупность взаимосвязанных элементов предназначенную для достижения определенной цели. Стратегический ресурсный потенциал организации Основополагающим принципом выделения элементов ПС для стратегического управления ею является оценка возможностей достижения стратегических целей ПС появляющихся при использовании данного элемента системы. СУ ПС связано с постановкой целей организации и с поддержанием определенных взаимоотношений...
79772. Формирование стратегических целей и стратегии предприятия 50.5 KB
  Если миссия задает общие ориентиры, направления функционирования организации, выражающие смысл ее существования, то конкретные конечные состояния, к которым стремится организация, фиксируются в виде ее целей, т.е. говоря иначе
79773. Разработка эффективной системы управления проектами в организации 624 KB
  Управление Проектами - одна из самых быстроразвивающихся управленческих дисциплин нашего времени. В условиях современной экономики, когда конкуренция во всех областях возросла, кажется, до предела, а сроки жизни отдельных товаров исчисляются месяцами и даже неделями, применение технологий управления проектами является необходимым не только для процветания, но и для выживания почти каждого коммерческого предприятия.
79774. Разработка устройства, позволяющего контролировать и управлять бытовым оборудованием через сеть GSM 388 KB
  При этом помимо необходимости охраны существует ещё необходимость отслеживать состояние бытового оборудования, прежде всего системы отопления, поскольку на значительной части территории России оставлять жилой доме без работающего отопления нельзя. При этом на рынке нет систем, предназначенных только для контроля работы системы отопления. Некоторые охранные сигнализации позволяют это делать, однако они их цена значительно выше, чем у специализированного устройства. Поэтому разработка устройства для удалённого контроля бытового оборудования целесообразна.