34478

Русское искусство первой трети 18в. Эпоха реформ Петра 1. Строительство Петербурга. Петровское барокко. Скульптура К.Б. Растрелли

Доклад

Культурология и искусствоведение

Петровское барокко. Петровское барокко историкорегиональный стиль архитектуры СанктПетербурга сложившийся при жизни его основателя Петра Великого в первой четверти XVIII в. Стиль петровского барокко впитал в себя множество разнородных элементов и потому не является Барокко в полном значении этого слова. Так же петровскому барокко свойственна двуцветная окраска зданий чаще красная с белым и плоскостная трактовка декора.

Русский

2013-09-08

72 KB

11 чел.

Ответ на вопрос №40 «Русское искусство первой трети 18в. Эпоха реформ Петра 1. Строительство Петербурга. Петровское барокко. Скульптура К.Б. Растрелли».

XVIII век – значительнейший период в русской истории. Реформы Петра касались не только экономической, государственной, политической, военной и общественной жизни, но также просвещения, науки и искусства. В это время шел процесс европеизации во всех областях русской жизни. Переход от Древней Руси к новой России, от средних веков к новому времени был многотруден, ибо задержался в России почти на триста лет и происходил при уже сформировавшихся новых формах жизни на Западе. Перелом в русском искусстве наметился еще в XVII в. Сам Петр как личность имел определенное влияние на формирование нового искусства. Его воцарение на престоле означало конец средневековья, конец ведущей роли церкви в общественной жизни, господства «древлего средневекового благочестия», истинный культ государственности и государственной власти. Сложность нововведений Петровской эпохи видна и на насильственной во многом перемене быта, вторжении новой моды. В XVIII веке в России работало много иностранных художников— французов, немцев, англичан, итальянцев. Среди этих иностранцев были и первоклассные мастера. Широкие связи России с Европой имели и отрицательную сторону, выразившуюся в раболепном преклонении русского дворянства и придворных кругов перед всем иностранным, что приводило к некритическому подражанию западным образцам и пренебрежительному отношению к достижениям отечественной науки и искусства. Положение русских художников по сравнению с иностранными было крайне неблагоприятным и чрезвычайно необеспеченным.  Первые посланцы пенсионеры – художники братья Никитины, Андрей Матвеев.

Новая конструктивная система создавалась в архитектуре. В 1703 г. был заложен город, ставший столицей Российской державы. Сам план города с его регулярностью и симметрией, с его параллельно-перпендикулярным устройством улиц, застройкой по красной линии был новым по сравнению с древнерусскими городами. Город возник сначала как крепость и порт, поэтому Петропавловская крепость и Адмиралтейство, окруженные укреплениями, были одними из первых построек. Название его тогда звучало немного иначе — Санкт-Питер-Бурх, что означало «крепость Святого Петра» (апостол Пётр был небесным покровителем русского монарха). По замыслу Петра I, прежде всего, нужно было застроить и заселить острова в устье Невы. При такой планировке река с её многочисленными рукавами и прорытые позже каналы становились главными магистралями Петербурга, почти как в Венеции или в Амстердаме (его и взял за образец русский царь). Мостов сознательно не строили; горожанам раздавали лодки, чтобы приучить их к водной стихии. Петербург был построен по европейским меркам необычайно быстро, за несколько десятилетий. Чтобы быстрее воплотить замысел Петра, сюда собрали лучших мастеров, а по всей стране запрещено было строить каменные дома. Много внимания уделяется и строительству частных жилых домов - возведение с помощью деревянных каркасов с забутовкой из глины и щебня так называемых мазанковых зданий: двухэтажные, как правило, строились уже каменные. Центром города становится Адмиралтейская сторона, где от Адмиралтейской башни со шпилем тремя лучами отходили Невский и Вознесенский проспекты и возникшая несколько позже Гороховая улица.

Петровское барокко — историко-региональный стиль архитектуры Санкт-Петербурга, сложившийся при жизни его основателя, Петра Великого, в первой четверти XVIII в. Стиль "петровского барокко" впитал в себя множество разнородных элементов и потому не является Барокко в полном значении этого слова. В 1716 г. в Петербург вместе с целым штатом мастеров прибыл именитый французский архитектор Жан-Батист Александр Леблон. Он разработал генеральный план города, план Летнего сада, начал строительные работы в Стрельне и Петергофе. Идеи правильности, регулярности, геометричности ассоциировались с европейской культурой. Регулярность застройки способствовала воплощению идеи государственного престижа, в том числе и самым простым способом: дома "в линию" создавали "представительность", закрывая пустыри и необжитые участки. Планировка комнат также соответствовала классической анфиладной схеме (вдоль одной оси). Она хорошо отвечала требованию "представительности" и организации торжественных приемов. Парадный вестибюль в интерьере соответствовал центральному ризалиту главного фасада здания, который дополнительно подчеркивался наружной лестницей с двумя симметричными спусками. Отличительным свойством зданий стала крутая вальмовая кровля "с переломом" и окнами — люкарнами. Так же петровскому барокко свойственна двуцветная окраска зданий (чаще красная с белым) и плоскостная трактовка декора.  Капители использовали в основном тосканского или коринфского ордера, но в упрощенной, архаичной трактовке, однако еще чаще применяли простые лопатки, или лизены. Колонны использовали редко. Окна обрамляли профилированными наличниками — белыми на красном или желтом фоне — с характерными утолщениями — "ушками" по углам, вверху — замко́вый камень. Углы зданий подчеркивали рустом — имитацией выступающих камней. Венчающий карниз усложняли фронтонами, балюстрадами, волютами, вазонами и статуями. Столь нарядный вид верхней части построек объясняли тем, что ее необходимо подчеркивать для контраста на фоне серого и унылого петербургского неба. Примеры зданий и сооружении петровского барокко - здание Двенадцати коллегий на Васильевском острове, Летний дворец Петра I, дворец и парк Екатерингоф.  Ныне здания "петровского барокко" почти не видны. Маленькие, уютные "голландские домики" затерялись среди величественных ансамблей классицистического Петербурга. Более того, "петровский стиль" теперь кажется неорганичным для Северной Пальмиры. Город был задуман как мировая столица, и ему не соответствовал "облик архитектуры европейской провинции".

Процесс «обмирщения» и освоения новых методов в скульптуре происходит медленнее, чем в других видах искусства. В основном скульптура была религиозного содержания, а светской скульптуры не было. Рождение же светской круглой скульптуры, монумента, конного монумента на русской почве связано, прежде всего, с именем Б.-К. Растрелли. Он работал и как архитектор, и как скульптор в разных жанрах: от «кумироделия всяких фигур» до строительства фонтанов и создания театральных декораций. Его первая работа в России – бюст А. Д. Меншикова, несколько театральный, внешне эффектный, величественный образ «прегордого Голиафа, герцога Ижорской земли», «полудержавного властелина». Но главным, для чего был приглашен Растрелли в Россию, было создание памятника Петру. Естественно, что в процессе работы над монументом родился портретный бюст Петра. Бюст императора представляет типичное произведение барокко: это динамическая композиция с подчеркнутой пространственностью и непременным акцентом на множественности фактур, со светотеневыми контрастами пластических масс, их живописностью. Это скорее образ целой эпохи, чем конкретного индивидуума, и эта обобщенность придает бюсту черты монументальности. Но вместе с тем в нем есть подлинная историческая правда. Бюсты Растрелли по праву могут считаться началом развития русского скульптурного портрета. Расцвет монументальной русской скульптуры начинается со статуи Анны Иоанновны с арапчонком, одного из ярчайших памятников по цельности художественного образа и пластической выразительности. Введение в композицию фигуры арапчонка необходимой скульптору для пластического равновесия масс, соединило мотивы парадный и жанровый, усилило контраст с «каменно-подобной» фигурой императрицы, в образе которой слились воедино азиатский деспотизм и изощренная роскошь западноевропейской придворной культуры.  За 1741–1744 гг. он создает конный монумент императора.

Свободную постановку фигуры, четкость и строгость силуэта, органическую слитность массы и силуэта с пространством, законченность и определенность всех форм видим мы в памятнике вместо барочной сложности движения и помпезности пышных драпировок. Мужественный, простой и ясный пластический язык, которым Растрелли прославляет – убедительно и искренне – силу и могущество русской государственной власти, несомненно продолжает традиции антично-ренессансных пространственных представлений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54436. Мотивація навчальної діяльності учнів 58.5 KB
  Мотивація навчальної діяльності учнів Найважливіший сенс учительської праці навчити учнів так щоб вони не розгубилися в бурхливому вирії сучасного життя. Треба зацікавити учнів не лише конкретним предметом а й процесом отримання знань. За словами французького письменника вчитись треба тільки весело; щоб переварити знання треба поглинати їх з апетитом Саме тому однією з моїх методичних тем є проблема Мотивація навчальної діяльності учнів Будь яка діяльність людинив тому числі і навчання підкоряється загальній схемі: 1. Навіщо...
54437. Мотивація - один і з структурних елементів інтерактивного навчання 68.5 KB
  Використовую різноманітні прийоми мотивації: Мотивація навчальної діяльності шляхом бесіди Шляхом створення проблемної ситуації Шляхом використання технології мозкова атака Шляхом опрацювання тексту періодичних видань За технологією незакінчене речення Шляхом виготовлення саморобних наочних посібників Шляхом використання творчих завдань Шляхом використання художньої та науковопопулярної літератури Шляхом створення ситуацій успіху На основі діяльнісного підходу до навчання За допомогою екстраполяції прогнозування...
54438. Die Ukraine − unsere Heimat 49.5 KB
  Die Ukrine − unsere Heimt Мета. Мовна зарядка Welche Tg ist heute Der wievielte ist heute Sind lle Schen in Ordnung Ist die Tfel suber 3. Де ви живете Ви живете в Києві Ми живемо на вулиці Шевченка 12 Konjugiert die folgenden Verben im Präsens sprechen wohnen leben. Die Hupstdt der Ukrine heißt Kyjiw.
54439. Лексикологія. Багатозначність слів, вживання їх у прямому та переносному значеннях, синоніми і антоніми 44.5 KB
  Сухомлинський Мова жива сходинка людського духу Панас Мирний Мова коштовній скарб народу І. Франко Мова життя духовного основа М. Рильский Мова генофонд культури О.Завжди йдуть у парі мова й думка.
54440. Голос рідної природи серцем слухати навчись 84.5 KB
  Полтави Голос рідної природи серцем слухати навчись Мова найбільший скарб який є у кожного народу. Навчальний процес в початковій школі ми намагаємося організувати так щоб перші кроки до науки маленькі школярі робили на уроках мислення серед природи гортаючи сторінку за сторінкою Книгу рідної землі. Дитина від своєї природи писав Сухомлинський допитливий дослідник відкривач світу. Один із перших кроків наближення дітей до природи розуміння її це спостереження що проводиться безпосередньо в довкіллі.
54441. ЦІКАВИНКИ РІДНОЇ МОВИ 53 KB
  Закріплювати знання учнів формувати вміння думатислухати. Ви підросли порозумнішали навчилися застосовувати практично наявні знання. Вітаю тих хто не отримав перемогу але показав міцні знання стійкий бійцівський характер.
54442. ЦВІТИ І СМІЙСЯ, РІДНЕ СЛОВО! У СЕРЦІ ЩИРОМУ ЗВУЧИ! 66 KB
  Нам стежку в світ дано топтати Поки в нас рідна мова є Учениця І як гуртом не поодинці Почнемо в світ її нести То й доти будем українці Поміж народів сміло йти Учень А знехтуємо рідне слово Земля цього нам не простить То ж сяй над світом рідна мово Тобі в віках судилось жить Учениця Цвіти і смійся рідне слово У серці щирому звучи Моя чарівна рідна мово Лети над світом не мовчи Звучить музика Ведучий. Ведучий. Ведучий. Ведучий.
54443. Соловїна, барвінкова, українська рідна мова 205 KB
  Мета: навчальна поглибити знання учнів про рідну мову її символи традиції впроваджувати елементи естетичного виховання культури спілкування; розвивальна розвивати українське мовлення культуру поведінки; виховна виховувати любов і повагу до своєї Батьківщини України її символів традицій обрядів почуття глибокої поваги до предків своїх рідних і близьких творчу самостійність і відповідальність уміння самоорганізовуватись вміння...
54444. Мово моя рідна, не мовчи! 522.5 KB
  А вчителька мовила що якби ваші словасуржики перетворились і справді на страшні дерева та ще на страшніших звірів я б побачила які ви герої Іванко. Багато віків люди засмічували рідну мову то модним словечком яке нічого спільного з рідною мовою не мало то вживали надмірно російські слова на український лад бо свого ліньки було підшукати а рідним словом нехтували цуралися його. Це не просто деревця це ті слова які ви щоденно говорите. А ви щодня сієте словазернятка і не задумуєтеся на тим що з того виросте.