34478

Русское искусство первой трети 18в. Эпоха реформ Петра 1. Строительство Петербурга. Петровское барокко. Скульптура К.Б. Растрелли

Доклад

Культурология и искусствоведение

Петровское барокко. Петровское барокко историкорегиональный стиль архитектуры СанктПетербурга сложившийся при жизни его основателя Петра Великого в первой четверти XVIII в. Стиль петровского барокко впитал в себя множество разнородных элементов и потому не является Барокко в полном значении этого слова. Так же петровскому барокко свойственна двуцветная окраска зданий чаще красная с белым и плоскостная трактовка декора.

Русский

2013-09-08

72 KB

11 чел.

Ответ на вопрос №40 «Русское искусство первой трети 18в. Эпоха реформ Петра 1. Строительство Петербурга. Петровское барокко. Скульптура К.Б. Растрелли».

XVIII век – значительнейший период в русской истории. Реформы Петра касались не только экономической, государственной, политической, военной и общественной жизни, но также просвещения, науки и искусства. В это время шел процесс европеизации во всех областях русской жизни. Переход от Древней Руси к новой России, от средних веков к новому времени был многотруден, ибо задержался в России почти на триста лет и происходил при уже сформировавшихся новых формах жизни на Западе. Перелом в русском искусстве наметился еще в XVII в. Сам Петр как личность имел определенное влияние на формирование нового искусства. Его воцарение на престоле означало конец средневековья, конец ведущей роли церкви в общественной жизни, господства «древлего средневекового благочестия», истинный культ государственности и государственной власти. Сложность нововведений Петровской эпохи видна и на насильственной во многом перемене быта, вторжении новой моды. В XVIII веке в России работало много иностранных художников— французов, немцев, англичан, итальянцев. Среди этих иностранцев были и первоклассные мастера. Широкие связи России с Европой имели и отрицательную сторону, выразившуюся в раболепном преклонении русского дворянства и придворных кругов перед всем иностранным, что приводило к некритическому подражанию западным образцам и пренебрежительному отношению к достижениям отечественной науки и искусства. Положение русских художников по сравнению с иностранными было крайне неблагоприятным и чрезвычайно необеспеченным.  Первые посланцы пенсионеры – художники братья Никитины, Андрей Матвеев.

Новая конструктивная система создавалась в архитектуре. В 1703 г. был заложен город, ставший столицей Российской державы. Сам план города с его регулярностью и симметрией, с его параллельно-перпендикулярным устройством улиц, застройкой по красной линии был новым по сравнению с древнерусскими городами. Город возник сначала как крепость и порт, поэтому Петропавловская крепость и Адмиралтейство, окруженные укреплениями, были одними из первых построек. Название его тогда звучало немного иначе — Санкт-Питер-Бурх, что означало «крепость Святого Петра» (апостол Пётр был небесным покровителем русского монарха). По замыслу Петра I, прежде всего, нужно было застроить и заселить острова в устье Невы. При такой планировке река с её многочисленными рукавами и прорытые позже каналы становились главными магистралями Петербурга, почти как в Венеции или в Амстердаме (его и взял за образец русский царь). Мостов сознательно не строили; горожанам раздавали лодки, чтобы приучить их к водной стихии. Петербург был построен по европейским меркам необычайно быстро, за несколько десятилетий. Чтобы быстрее воплотить замысел Петра, сюда собрали лучших мастеров, а по всей стране запрещено было строить каменные дома. Много внимания уделяется и строительству частных жилых домов - возведение с помощью деревянных каркасов с забутовкой из глины и щебня так называемых мазанковых зданий: двухэтажные, как правило, строились уже каменные. Центром города становится Адмиралтейская сторона, где от Адмиралтейской башни со шпилем тремя лучами отходили Невский и Вознесенский проспекты и возникшая несколько позже Гороховая улица.

Петровское барокко — историко-региональный стиль архитектуры Санкт-Петербурга, сложившийся при жизни его основателя, Петра Великого, в первой четверти XVIII в. Стиль "петровского барокко" впитал в себя множество разнородных элементов и потому не является Барокко в полном значении этого слова. В 1716 г. в Петербург вместе с целым штатом мастеров прибыл именитый французский архитектор Жан-Батист Александр Леблон. Он разработал генеральный план города, план Летнего сада, начал строительные работы в Стрельне и Петергофе. Идеи правильности, регулярности, геометричности ассоциировались с европейской культурой. Регулярность застройки способствовала воплощению идеи государственного престижа, в том числе и самым простым способом: дома "в линию" создавали "представительность", закрывая пустыри и необжитые участки. Планировка комнат также соответствовала классической анфиладной схеме (вдоль одной оси). Она хорошо отвечала требованию "представительности" и организации торжественных приемов. Парадный вестибюль в интерьере соответствовал центральному ризалиту главного фасада здания, который дополнительно подчеркивался наружной лестницей с двумя симметричными спусками. Отличительным свойством зданий стала крутая вальмовая кровля "с переломом" и окнами — люкарнами. Так же петровскому барокко свойственна двуцветная окраска зданий (чаще красная с белым) и плоскостная трактовка декора.  Капители использовали в основном тосканского или коринфского ордера, но в упрощенной, архаичной трактовке, однако еще чаще применяли простые лопатки, или лизены. Колонны использовали редко. Окна обрамляли профилированными наличниками — белыми на красном или желтом фоне — с характерными утолщениями — "ушками" по углам, вверху — замко́вый камень. Углы зданий подчеркивали рустом — имитацией выступающих камней. Венчающий карниз усложняли фронтонами, балюстрадами, волютами, вазонами и статуями. Столь нарядный вид верхней части построек объясняли тем, что ее необходимо подчеркивать для контраста на фоне серого и унылого петербургского неба. Примеры зданий и сооружении петровского барокко - здание Двенадцати коллегий на Васильевском острове, Летний дворец Петра I, дворец и парк Екатерингоф.  Ныне здания "петровского барокко" почти не видны. Маленькие, уютные "голландские домики" затерялись среди величественных ансамблей классицистического Петербурга. Более того, "петровский стиль" теперь кажется неорганичным для Северной Пальмиры. Город был задуман как мировая столица, и ему не соответствовал "облик архитектуры европейской провинции".

Процесс «обмирщения» и освоения новых методов в скульптуре происходит медленнее, чем в других видах искусства. В основном скульптура была религиозного содержания, а светской скульптуры не было. Рождение же светской круглой скульптуры, монумента, конного монумента на русской почве связано, прежде всего, с именем Б.-К. Растрелли. Он работал и как архитектор, и как скульптор в разных жанрах: от «кумироделия всяких фигур» до строительства фонтанов и создания театральных декораций. Его первая работа в России – бюст А. Д. Меншикова, несколько театральный, внешне эффектный, величественный образ «прегордого Голиафа, герцога Ижорской земли», «полудержавного властелина». Но главным, для чего был приглашен Растрелли в Россию, было создание памятника Петру. Естественно, что в процессе работы над монументом родился портретный бюст Петра. Бюст императора представляет типичное произведение барокко: это динамическая композиция с подчеркнутой пространственностью и непременным акцентом на множественности фактур, со светотеневыми контрастами пластических масс, их живописностью. Это скорее образ целой эпохи, чем конкретного индивидуума, и эта обобщенность придает бюсту черты монументальности. Но вместе с тем в нем есть подлинная историческая правда. Бюсты Растрелли по праву могут считаться началом развития русского скульптурного портрета. Расцвет монументальной русской скульптуры начинается со статуи Анны Иоанновны с арапчонком, одного из ярчайших памятников по цельности художественного образа и пластической выразительности. Введение в композицию фигуры арапчонка необходимой скульптору для пластического равновесия масс, соединило мотивы парадный и жанровый, усилило контраст с «каменно-подобной» фигурой императрицы, в образе которой слились воедино азиатский деспотизм и изощренная роскошь западноевропейской придворной культуры.  За 1741–1744 гг. он создает конный монумент императора.

Свободную постановку фигуры, четкость и строгость силуэта, органическую слитность массы и силуэта с пространством, законченность и определенность всех форм видим мы в памятнике вместо барочной сложности движения и помпезности пышных драпировок. Мужественный, простой и ясный пластический язык, которым Растрелли прославляет – убедительно и искренне – силу и могущество русской государственной власти, несомненно продолжает традиции антично-ренессансных пространственных представлений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66881. Продукційна модель представленнязнань 39.3 KB
  Вивчення представлення знань засобами С++ та ПАСКАЛЬ в рамках продукційної моделі. Папір - метод читання оптичний, обєм середній, перезапис неможливий. Перфокарта - метод читання оптичний, обєм малий, перезапис неможливий. ГМД - метод читання магнітний, обєм середній, перезапис можливий.
66882. Комбинационные микросхемы 389 KB
  В лекции рассказывается о комбинационных микросхемах: шифраторах дешифраторах мультиплексорах и компараторах кодов об их алгоритмах работы параметрах типовых схемах включения а также о реализации на их основе некоторых часто встречающихся функций.
66883. ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО 86 KB
  Наскальные изображения. Зооморфные и антропоморфные изображения. Изображения людей: а женщины б мужчины в лицевая часть головы г человек в композиции с другими объектами. Изображения женщин встречаются двух видов: 1 наиболее древние изображения...
66884. Системное проектирование программных средств 173 KB
  Цели и принципы системного проектирования сложных программных средств Комплекс формально организованных мероприятий по достижению единой цели создания сложной системы с требуемыми характеристиками качества при ограниченных ресурсах получил название...
66886. МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 206.5 KB
  Компьютерная модель это программная реализация математической модели дополненная различными служебными программами например рисующими и изменяющими графические образы во времени. Это лишь другая форма абстрактной модели которая однако может интерпретироваться не только математиками...
66887. Предмет теории моделирования 105 KB
  Познание любой системы S сводится по существу к созданию её модели. Сами ВС как сложные и дорогостоящие технические системы могут являться объектами моделирования. Обычно процесс разработки сложной системы осуществляется итерационно с использованием моделирования проектных решений.
66888. Побудова розгорток паперових моделей будівлі засобами комп’ютерної графіки 647 KB
  Графіка – вид мистецтва, що включає малюнок і художнє зображення (походить від грецькі слова графо, що означає пишу, креслю, малюю). Комп’ютерна графіка – це галузь знань, що вивчає та розробляє методи і засоби синтезу, збереження й перетворення цифрових зображень за допомогою ЕОМ та інших технічних пристроїв.
66889. Базовые понятия цифровой электроники 215 KB
  К тому же поведение цифровых устройств всегда можно абсолютно точно рассчитать и предсказать. Однако у цифровых сигналов есть и крупный недостаток. Поэтому максимально достижимое быстродействие аналоговых устройств всегда принципиально больше чем цифровых.