34480

Русское искусство сер.18в.:Елизаветинское барокко. Интерьеры. Архитектура. Деятельность Б.Ф. Растрелли. Тенденции рококо и барокко в интерьерах и мебели

Доклад

Культурология и искусствоведение

:Елизаветинское барокко. Тенденции рококо и барокко в интерьерах и мебели. делится на два этапа: 30е годы – мрачное время правления Анны Иоанновны засилья иноземцев и 40–50е годы – годы елизаветинского правления некоторого смягчения нравов предыдущего времени роста национального самосознания поощрения всего отечественного время сложения стиля русского барокко знаменующего синтез всех видов искусства. Елизаветинское барокко – художественный стиль характерный для времени Елизаветы.

Русский

2013-09-08

31 KB

24 чел.

Ответ на вопрос №42 «Русское искусство сер.18в.:Елизаветинское барокко. Интерьеры. Архитектура. Деятельность Б.Ф. Растрелли. Тенденции рококо и барокко в интерьерах и мебели».

 Развитие искусства середины XVIII в. делится на два этапа: 30-е годы – мрачное время правления Анны Иоанновны, засилья иноземцев, и 40–50-е годы – годы елизаветинского правления, некоторого смягчения нравов предыдущего времени, роста национального самосознания, поощрения всего отечественного, время сложения стиля русского барокко, знаменующего синтез всех видов искусства.

Елизаветинское барокко – художественный стиль, характерный для времени Елизаветы. И хотя он появился в России еще в конце XVII века, расцвет его пришелся на 1740-е – начало 1760-х годов. В интерьере стиля барокко использовали золото, серебро, медь, кость, мрамор, различные породы дерева, мозаику, облицовку шпоном. В качестве декоративных элементов применяли зеркала, скульптуру и живопись, стены затягивали дорогими тканями, украшали лепниной. Основной темой для пейзажной живописи были: городские пейзажи, море, французские жанровые сцены с интерьерами барочных дворцов. Круги и овалы заменены сложными спиралями, гладкие поверхности — вогнутыми и выпуклыми. Резьба вьющихся стеблей, раковин, гирлянд. Впервые появляются комнаты с обшивкой стен в едином стиле с мебелью. В мебели барокко отслеживаются сложные позолоченные резные элементы, мягкие сидения, обитые дорогими яркими тканями и обильно украшенные бахромой. В моду входят волнистые линии, изогнутые ножки, лакированная мебель, комоды с выдвижными ящиками, напольные часы, украшенные бронзой, двухстворчатые шкафы, витрины, постаменты для скульптур. Именно в эту эпоху появились мебельные комплекты, кресла с сильно отогнутыми спинками и удлиненными сиденьями для вытянутых ног. Диваны похожи на соединенные друг с другом кресла, верх которых делали волнистым. У столов наблюдается массивная столешница из мозаики и цветного мрамора, круглой формы. Края столов украшены резьбой и инкрустированы, в виде голов баранов, львов или женских фигур.

Архитектурный стиль барокко в России обладал рядом национальных особенностей. Русское зрелое барокко отличалось от западного, в частности, наиболее ярко выраженного — итальянского, структурной ясностью и простотой плановых построений, тесной связью конструктивной основы и декорирующих её элементов. Другой отличительной особенностью русского барокко был его мажорный характер, активное использование ярких цветов в окраске, смелых колористических контрастов, включая золочение. Самым выдающимся архитектором барокко в России считался Бартоломео Франческо Растрелли. Архитектурные амбиции Елизаветы Петровны были так грандиозны, а возможности государственной казны так велики, что Растрелли стал одним из счастливейших архитекторов – он сумел воплотить в жизнь почти все свои замыслы. Растрелли заново осмыслил концепцию барокко, придав постройкам в этом стиле невиданный для других стран размах. Растрелли умел угодить вкусам императрицы, гениально сочетать желания и капризы заказчицы с правилами архитектуры и национальными традициями России. Так, знаменитый собор Смольного монастыря строился с учетом композиции Успенского собора в Кремле, а его колокольню предполагалось сделать с оглядкой на колокольню Ивана Великого. Примеры сооружений в стиле барокко: Большой дворец в Петергофе,  Зимний дворец в Петербурге, Екатерининский дворец в Царском Селе.


В России, позднее остальных стран Западной Европы включившейся в общеевропейский процесс, такие стилевые направления, как барокко и рококо, существовали почти одновременно, легко уживаясь между собой, в том числе в убранстве интерьеров. По традиции того времени в состав парадных анфилад барочного дворца входили несколько гостиных, картинный зал, комнаты с восточными раритетами, парадная опочивальня, будуар, кабинет, библиотека. Кульминацией служили Тронный и Танцевальный залы. Появление интерьеров с гипертрофированными по отношению к человеку размерами и «архитектурными элементами убранства знаменовало новый этап в решении дворцовых апартаментов. С усилением рокайльных тенденций в середине XVIII века, помимо золочения, в моду вошла раскраска мебели по левкасу – белая или цветная. Иногда фон и резьба красились в два тона, гармонируя с нарядной вышитой или штофной обивкой. Мебель, выполненная в рокайльной манере, отличалась большей утонченностью пропорций и изяществом контуров. В предметах мебели с преобладанием барочных черт объемная резьба часто покрывалась сплошной позолотой, а асимметричный растительный декор нередко соседствовал с аллегорическими элементами, усиливая контрасты масс и светотени.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64337. НАПРУЖЕНО-ДЕФОРМОВАНИЙ СТАН ЗАЛІЗОБЕТОННИХ ЕЛЕМЕНТІВ ПРИ РІЗНИХ ШВИДКОСТЯХ НАВАНТАЖЕННЯ В УМОВАХ НАГРІВАННЯ ДО +200 С 394.5 KB
  Для бетону в умовах підвищених температур істотним чинником є температурне старіння що проявляється в значній кількісній зміні характеристик механічних і реологічних властивостей при збільшенні тривалості навантаження і нагрівання.
64338. ІНФОРМАЦІЙНО-КОМУНІКАТИВНИЙ ПРОСТІР ПОЛІТИКИ ЯК ПРЕДМЕТ ТЕОРЕТИКО-СОЦІОЛОГІЧНОЇ РЕФЛЕКСІЇ 244.5 KB
  Феномен інформаційно-комунікативного простору політики його структурнозмістовну неоднорідність не вдається ефективно вивчати в межах загальновизнаних політикофілософських і соціологічних теорій підходів і шкіл.
64339. ТЕХНОЛОГІЧНІ ВЛАСТИВОСТІ ГОЛОЗЕРНОГО ВІВСА ТА МЕТОДИ ЙОГО ЗБЕРІГАННЯ 242.5 KB
  Завдяки усуненню головного недоліку вівса плівчастого твердої плівки витрати на переробку вівса голозерного значно зменшилися а отже відповідно зріс і попит на нього у виробників. Свіжозібране зерно голозерного вівса з поля потрапляє на хлібоприймальні підприємства та заготівельні...
64340. ЕРГО-ДИЗАЙНЕРСЬКИЙ ПІДХІД ДО ФОРМУВАННЯ АРХІТЕКТУРНОГО СЕРЕДОВИЩА ЛІКУВАЛЬНИХ ЗАКЛАДІВ 504.31 KB
  Сучасні вимоги до лікувальних закладів в світовій практиці їх проектування і будівництва наскільки змінилися, що виникла необхідність в удосконаленні архітектурних принципів формування їх архітектурного середовища.
64341. Формування теоретичних та нормативно-технічних засад оцінювання якісного рівня продукції 873 KB
  При чому всі названі складові потребують отримання оцінок на базі кількісного оцінювання якості. Становлення галузі знань про кількісне оцінювання якості своїми коренями сягає 20х років коли в своїй праці з теорії розмірностей...
64342. ОРГАНІЗАЦІЙНО-ПЕДАГОГІЧНА ТЕХНОЛОГІЯ МЕНЕДЖМЕНТУ УЧНІВСЬКИХ ФІЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВЧИХ КЛУБІВ 200.5 KB
  Актуальною формою практичної реалізації такого напрямку організації позакласної фізкультурнооздоровчої та спортивномасової роботи у загальноосвітніх навчальних закладах є учнівські фізкультурнооздоровчі клуби.
64343. Інформаційні технології в системах навчання оперативного технічного персоналу екологічно-небезпечних виробництв 812.5 KB
  З урахуванням специфіки роботи подібних підприємств в Україні прийнято Закон Про об'єкти підвищеної небезпеки який регламентує первинну та повторну інформаційну підготовку ІП технічного персоналу як у традиційній формі так і з використанням інформаційних технологій.
64344. РОЗВИТОК ДЕРЖАВНОГО РЕГУЛЮВАННЯ АГРАРНОЇ СФЕРИ УКРАЇНИ В УМОВАХ СОЦІАЛЬНО-ОРІЄНТОВАНОЇ ЕКОНОМІКИ 180 KB
  Реформування аграрної сфери економіки яке супроводжувалося становленням ринкових відносин проведенням земельної реформи створенням нових підприємницьких організаційних структур різних форм власності не дало очікуваних результатів.