34483

Русская архитектура середины 18в. Школа Д. В.Ухтомского. Своеобразие архитектурного почерка

Доклад

Культурология и искусствоведение

Ухтомского заключалась в руководстве правильной застройкой города. Ухтомского. Ухтомского выходили отличные зодчие примером чего может служить М. Ухтомского.

Русский

2013-09-08

33 KB

5 чел.

Ответ на вопрос №45 «Русская архитектура середины 18в. Школа Д. В.Ухтомского. Своеобразие архитектурного почерка».

Знаменитый московский архитектор Дмитрий Васильевич Ухтомский является основоположником московской школы русской архитектуры XVIII в. В его произведениях впервые выявились те черты русской архитектуры XVIII в., которые с таким блеском были затем развиты Баженовым и его учеником Казаковым. Здания, построенные Д. В. Ухтомским, во многом определили характерные черты архитектуры барокко в России. Деятельный строитель и архитектор, планировщик Москвы, он заслужил славу "московского Растрелли".  В 1742 г. Д. В. Ухтомский самостоятельно выполнил проект восстановления разобранных в своё время Тверских ворот Белого города Москвы. В сохранившемся описании этих ворот приводятся сведения об украшении их многочисленными колоннами, пилястрами, балюстрадами, статуями и белокаменной резьбой. Осенью 1745 года он получил звание архитектора и стал во главе собственной мастерской, или, как тогда говорили, - "команды", состоявшей из 10 учеников. Эта дата может считаться датой основания первой русской архитектурной школы. Работа Д. В. Ухтомского заключалась в руководстве правильной застройкой города. Необходимость значительного количества помощников и учеников в этой большой и разносторонней деятельности невольно заставила зодчего задуматься над планомерным архитектурным образованием своих подчинённых, учившихся обычно "с рук" у своего руководителя. Необходимо было создать школу, где будущие русские архитекторы смогли бы получить теоретические и практические знания в области архитектуры. В школу принимались подростки. Сперва ученики изучали арифметику, геометрию и тригонометрию - основы архитектурных знаний. После этого начиналось вычерчивание ордеров от простого дорического до сложного - композитного. Знание ордеров считалось важнейшим в архитектурной науке того времени. Изучение теоретических дисциплин сочеталось с практикой. Каждый ученик не только знакомился с производством строительных работ, но и самостоятельно вёл наблюдение за качеством постройки того или другого здания, выполнявшегося по проекту Д. В. Ухтомского. Из школы Д. В. Ухтомского выходили отличные зодчие, примером чего может служить М. Казаков, ограничивший своё архитектурное образование лишь одной школой Д. В. Ухтомского.

Наряду с преподаванием и управлением в школе, Д. В. Ухтомский развернул кипучую деятельность и как архитектор. Архивные документы о строительстве в Москве в 50-х годах пестрят упоминанием его имени. Самостоятельная деятельность Д. В. Ухтомского как архитектора началась с середины 40-х годов, с момента, когда он стал "архитектором при полиции". Первым нам известным крупным зданием Д. В. Ухтомского была церковь Никиты Мученика на Басманной улице.  Храм представляет собой широкий двухсветный восьмигранник значительной высоты. В архитектуре храма Никиты Мученика нет чрезмерного увлечения скульптурой, завитками лепнины, картушами и прочими деталями, свойственными архитектуре барокко. Д. В. Ухтомский нашёл свой собственный строгий стиль в этом пышном и декоративном искусстве 40-50-х годов XVIII в. Общее признание Д. В. Ухтомский завоевал постройкой Красных ворот в 1753 г. Д. В. Ухтомский прибег здесь к сочной лепнине, статуям, вазам и балюстрадам, украшавшим отдельные части строения. Эти применённые декоративные формы были оправданы назначением сооружения, носившего триумфальный характер. Но не только грандиозными постройками увлекался Дмитрий Васильевич Ухтомский. В 1753 г. он выстроил князю Н. Трубецкому усадьбу, расположенную на месте Нескучного сада. В противоположность прежним своим проектам и постройкам, Д. В. Ухтомский решил здесь отказаться от чрезмерного обилия столь любимых им колонн. Так, центральный дом их вовсе не имеет. По существу это небольшое здание, но обильно декорированное всевозможной лепниной и богатыми наличниками. В том же 1753 г. он выстроил для известного канцлера елизаветинского времени Бестужева-Рюмина дворец-усадьбу на улице Коровий брод. (Ныне в этом здании, сильно и неоднократно перестраивавшемся лучшими мастерами XVIII-XIX вв. - Кваренги, Казаковым и Жилярди - помещается Институт им. Баумана.) Задача Д. В. Ухтомского была сложной. Расположение дворца почти у самого берега реки Яузы могло легко продиктовать излюбленную схему барочного решения, сочетавшую сад и реку в один цельный архитектурно-декоративный ансамбль. Д. В. Ухтомский избежал этого, поставив здание дворца по линии улицы, чем придал ему характер городского здания, а не загородной резиденции крупного сановника.  Характерно, что здесь, как и во всех произведениях Д. В. Ухтомского, отсутствуют постройки и внутренние помещения сложных, кривых очертаний, что было так свойственно для архитектуры барокко Западной Европы. Это стремление Д. В. Ухтомского к простым, относительно несложным решениям, несмотря на барочные украшения, может считаться своеобразным "протоклассицизмом". Ведь знаменательно, что тридцать лет спустя Кваренги и Казаков, эти последовательные классики, так легко переделали весь ансамбль бестужевского дворца, сохранив, однако, основную схему планировки Ухтомского. Все качества Д. В. Ухтомского как замечательного архитектора обнаруживаются со значительной полнотой в выстроенной им в Троице-Сергиевской лавре (г. Загорск) колокольне. В этом сооружении Д. В. Ухтомский показал себя не только как талантливый архитектор, но и как зодчий-градостроитель, тонко чувствующий красоту древнерусского монастыря. Форма, пропорции и характер убранства колокольни настолько совершенны, настолько связались с обликом старинных зданий монастыря, что кажется, что колокольня искони занимала своё место. Помимо перечисленных зданий, Д. В. Ухтомским был выстроен целый ряд других разнообразных сооружений. Так, документы упоминают о его участии в работах по постройке подмосковной усадьбы Кускова. Им был выстроен Кузнецкий мост с лавками на Неглинной и ряд других зданий.

Величественные купола, огромная высота его зданий-башен, победно трубящие "гениусы" - всё говорит о мажорности его мироощущения и архитектуры. Многое из того, что дали его предшественники - древнерусские зодчие, было им воспринято, развито и применено в стиле его времени - в барокко.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8686. Діалектика. Антиподи діалектики: софістика, метафізика 177 KB
  Діалектика Діалектика як вчення про розвиток і універсальні зв’язки. Принципи діалектики. Категорії діалектики. Закони діалектики, їхнє методологічне та світоглядне значення. Антиподи діалектики: софістика, метафізика.  ...
8687. Філософська антропологія. людина, її проблема у філософії 97 KB
  Філософська антропологія. людина, її проблема у філософії. Актуальність філософського вивчення проблеми людини. Природа і сутність людини. Сенс життя людини. Особа. Індивід. Індивідуальність. Ціннісні орієнтації особи. Людина...
8688. Феноменологія. Проблема свідомості у філософії 158 KB
  Феноменологія. Проблема свідомості у філософії Філософське розуміння проблеми свідомості. Свідомість. Самосвідомість. Мова. Суспільна та індивідуальна свідомість. Свідоме і несвідоме. Що могутніше розуму? Йому - влад...
8689. Гносеологія. Проблема пізнання. Чи можливо пізнати світ 85 KB
  Гносеологія. Проблема пізнання. Чи можливо пізнати світ. Теорія пізнання, її предмет і метод. Чуттєве і раціональне пізнання. Проблема розуміння в пізнанні. Наукове пізнання. Проблема істини. Істина, хиба, помилка...
8690. Природа як об’єкт вивчення філософії 111 KB
  Природа як об’єкт вивчення філософії. Природа як предмет філософського дослідження. Історичні взаємодії природи і суспільства. Взаємодія природи і суспільства. Екологічна проблема, її філософський смисл. Обніми цю ...
8691. Суспільство як об’єкт вивчення філософії 84 KB
  Суспільство як об’єкт вивчення філософії. Суспільство, його сутність. Суспільство як самоорганізуюча і саморозвиваюча система. Відмінність законів природи і суспільства. Роль географічного природного середовища в житті суспіль...
8692. Філософія науки і техніки 94 KB
  Філософія науки і техніки. Техніка та історія людства. Філософія техніки: історія становлення та предмет вивчення. Головні проблеми досліджень у філософії техніки. Проблема комп’ютеризації та штучного інтелекту. Пр...
8693. Аксіологія. цінності в житті людини і суспільства 118 KB
  Аксіологія. цінності в житті людини і суспільства. Поняття «аксіологія». Місце аксіології в системі культури. Природа цінностей. Цінність і сенс життя людини. Ієрархія цінностей буття людини. Сучасна культурна криза і проблем...
8694. Релігієзнавство як наука. Свобода совісті як елемент демократичних свобод 90 KB
  Релігієзнавство як наука.Свобода совісті як елемент демократичних свобод Богословсько-теологічний, філософський та науковий методи пізнання релігії. Соціології та психологія релігії. Релігійний світогляд. Релігія, її со...