34483

Русская архитектура середины 18в. Школа Д. В.Ухтомского. Своеобразие архитектурного почерка

Доклад

Культурология и искусствоведение

Ухтомского заключалась в руководстве правильной застройкой города. Ухтомского. Ухтомского выходили отличные зодчие примером чего может служить М. Ухтомского.

Русский

2013-09-08

33 KB

5 чел.

Ответ на вопрос №45 «Русская архитектура середины 18в. Школа Д. В.Ухтомского. Своеобразие архитектурного почерка».

Знаменитый московский архитектор Дмитрий Васильевич Ухтомский является основоположником московской школы русской архитектуры XVIII в. В его произведениях впервые выявились те черты русской архитектуры XVIII в., которые с таким блеском были затем развиты Баженовым и его учеником Казаковым. Здания, построенные Д. В. Ухтомским, во многом определили характерные черты архитектуры барокко в России. Деятельный строитель и архитектор, планировщик Москвы, он заслужил славу "московского Растрелли".  В 1742 г. Д. В. Ухтомский самостоятельно выполнил проект восстановления разобранных в своё время Тверских ворот Белого города Москвы. В сохранившемся описании этих ворот приводятся сведения об украшении их многочисленными колоннами, пилястрами, балюстрадами, статуями и белокаменной резьбой. Осенью 1745 года он получил звание архитектора и стал во главе собственной мастерской, или, как тогда говорили, - "команды", состоявшей из 10 учеников. Эта дата может считаться датой основания первой русской архитектурной школы. Работа Д. В. Ухтомского заключалась в руководстве правильной застройкой города. Необходимость значительного количества помощников и учеников в этой большой и разносторонней деятельности невольно заставила зодчего задуматься над планомерным архитектурным образованием своих подчинённых, учившихся обычно "с рук" у своего руководителя. Необходимо было создать школу, где будущие русские архитекторы смогли бы получить теоретические и практические знания в области архитектуры. В школу принимались подростки. Сперва ученики изучали арифметику, геометрию и тригонометрию - основы архитектурных знаний. После этого начиналось вычерчивание ордеров от простого дорического до сложного - композитного. Знание ордеров считалось важнейшим в архитектурной науке того времени. Изучение теоретических дисциплин сочеталось с практикой. Каждый ученик не только знакомился с производством строительных работ, но и самостоятельно вёл наблюдение за качеством постройки того или другого здания, выполнявшегося по проекту Д. В. Ухтомского. Из школы Д. В. Ухтомского выходили отличные зодчие, примером чего может служить М. Казаков, ограничивший своё архитектурное образование лишь одной школой Д. В. Ухтомского.

Наряду с преподаванием и управлением в школе, Д. В. Ухтомский развернул кипучую деятельность и как архитектор. Архивные документы о строительстве в Москве в 50-х годах пестрят упоминанием его имени. Самостоятельная деятельность Д. В. Ухтомского как архитектора началась с середины 40-х годов, с момента, когда он стал "архитектором при полиции". Первым нам известным крупным зданием Д. В. Ухтомского была церковь Никиты Мученика на Басманной улице.  Храм представляет собой широкий двухсветный восьмигранник значительной высоты. В архитектуре храма Никиты Мученика нет чрезмерного увлечения скульптурой, завитками лепнины, картушами и прочими деталями, свойственными архитектуре барокко. Д. В. Ухтомский нашёл свой собственный строгий стиль в этом пышном и декоративном искусстве 40-50-х годов XVIII в. Общее признание Д. В. Ухтомский завоевал постройкой Красных ворот в 1753 г. Д. В. Ухтомский прибег здесь к сочной лепнине, статуям, вазам и балюстрадам, украшавшим отдельные части строения. Эти применённые декоративные формы были оправданы назначением сооружения, носившего триумфальный характер. Но не только грандиозными постройками увлекался Дмитрий Васильевич Ухтомский. В 1753 г. он выстроил князю Н. Трубецкому усадьбу, расположенную на месте Нескучного сада. В противоположность прежним своим проектам и постройкам, Д. В. Ухтомский решил здесь отказаться от чрезмерного обилия столь любимых им колонн. Так, центральный дом их вовсе не имеет. По существу это небольшое здание, но обильно декорированное всевозможной лепниной и богатыми наличниками. В том же 1753 г. он выстроил для известного канцлера елизаветинского времени Бестужева-Рюмина дворец-усадьбу на улице Коровий брод. (Ныне в этом здании, сильно и неоднократно перестраивавшемся лучшими мастерами XVIII-XIX вв. - Кваренги, Казаковым и Жилярди - помещается Институт им. Баумана.) Задача Д. В. Ухтомского была сложной. Расположение дворца почти у самого берега реки Яузы могло легко продиктовать излюбленную схему барочного решения, сочетавшую сад и реку в один цельный архитектурно-декоративный ансамбль. Д. В. Ухтомский избежал этого, поставив здание дворца по линии улицы, чем придал ему характер городского здания, а не загородной резиденции крупного сановника.  Характерно, что здесь, как и во всех произведениях Д. В. Ухтомского, отсутствуют постройки и внутренние помещения сложных, кривых очертаний, что было так свойственно для архитектуры барокко Западной Европы. Это стремление Д. В. Ухтомского к простым, относительно несложным решениям, несмотря на барочные украшения, может считаться своеобразным "протоклассицизмом". Ведь знаменательно, что тридцать лет спустя Кваренги и Казаков, эти последовательные классики, так легко переделали весь ансамбль бестужевского дворца, сохранив, однако, основную схему планировки Ухтомского. Все качества Д. В. Ухтомского как замечательного архитектора обнаруживаются со значительной полнотой в выстроенной им в Троице-Сергиевской лавре (г. Загорск) колокольне. В этом сооружении Д. В. Ухтомский показал себя не только как талантливый архитектор, но и как зодчий-градостроитель, тонко чувствующий красоту древнерусского монастыря. Форма, пропорции и характер убранства колокольни настолько совершенны, настолько связались с обликом старинных зданий монастыря, что кажется, что колокольня искони занимала своё место. Помимо перечисленных зданий, Д. В. Ухтомским был выстроен целый ряд других разнообразных сооружений. Так, документы упоминают о его участии в работах по постройке подмосковной усадьбы Кускова. Им был выстроен Кузнецкий мост с лавками на Неглинной и ряд других зданий.

Величественные купола, огромная высота его зданий-башен, победно трубящие "гениусы" - всё говорит о мажорности его мироощущения и архитектуры. Многое из того, что дали его предшественники - древнерусские зодчие, было им воспринято, развито и применено в стиле его времени - в барокко.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47383. Разработка рекомендаций по эффективному использованию денежных средств на примере ООО «Вахрушевец» 967 KB
  На расчетном счете сосредотачиваются свободные денежные средства и поступления за реализованную продукцию, выполненные работы и услуги, краткосрочные и долгосрочные ссуды, получаемые от банка, и прочие зачисления
47384. Организация логистических процессов распределения товаров (на примере ОАО "Полоцкий молочный комбинат") 331.39 KB
  Предмет исследования: распределительная логистика Цель работы: обоснование актуальности создания распределительного центра продукции ОАО Полоцкий молочный комбинат в городе Риге обоснование актуальности использования услуг дистрибьютора в городе Пскове и актуальность внедрения логистического программного обеспечения на предприятии и оценка экономической эффективность предложенных мероприятий. Исследование и разработки: изучены основные аспекты логистических процессов распределения товаров проанализирована организация логистической...
47385. Разработка маркетинговой стратегии развития организации на примере ООО “Антарес” 170.01 KB
  Раздел 1 Маркетинг как философия производства Содержит анализ литературных источников посвященных рассмотрению теоретических аспектов маркетинга классификации услуг анализ потребителей и их потребностей сегментации рынка услуг по пошиву одежды особенностям стимулирования сбыта в данной отраслевой группе влияние рекламы как основного элемента коммуникационного воздействия на потребителя.1 Понятие маркетинга особенности маркетинга услуг.2 Эффективность внедряемой услуги 655 Правовая часть...
47386. Влияние самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте 383.5 KB
  Широкое распространение феномена оценки в учебновоспитательном процессе школы послужило причиной того что оценивание учителем результатов учебной деятельности учащихся и самооценивание выделилось в последние годы в самостоятельное направление. Согласно теории учебной деятельности оценочная деятельность порождает потребность ученика или учителя получить информацию о том соответствует или нет качество знаний и умений учащихся по предмету требованиям программы. Целью оценочной деятельности является таким образом контроль успеваемости...
47387. Разработка миссии и целей компании «Ultra» 254.18 KB
  В первую очередь целевое начало в деятельности организации возникает потому что организация это объединение людей преследующих определенные цели. так же как и те кто являются хозяевами организации или работают в организации преследуя свои собственные цели при взаимодействии с организацией придают ее существованию определенную направленность и тем самым развивают целевое начало в деятельности организации. Цели и задачи исследования. Первая глава посвящена теоретическому осмыслению понятий миссия цели система целей и др.
47388. Технологічний процес визначення оптимальних змішаних стратегій автотранспортного підприємства 412 KB
  Особлива увага приділяється автомобільному транспорту бо саме він є самим мобільним і швидко реагує на зміни ринкового середовища тому саме цьому виду транспорту надають перевагу наші підприємці при здійсненні внутрішніх перевезень і перевезень в країни ближнього зарубіжжя. Україна росташована в центрі Європи на перетині важливих торгівельних шляхів і тому особливу увагу слід приділяти розвитку транспорту щоб не лишень забезпечувати власні потреби але й виводити цю галузь господарства на міжнародний рівень. Застарілі методи...
47389. Отграничение вандализма от смежных составов преступления 101.77 KB
  В соответствии с ч.1 статьи 214 Уголовного Кодекса Российской Федерации:- вандализм, то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах,- (наказывается штрафом в размере до 40 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 месяцев, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок от 6 месяцев до 1 года, либо арестом на срок до 3 месяцев).
47390. Строительство в г. Абакан, расчет и архитектурные особенности 2.07 MB
  Недостатком является стесненность площадки что не позволяет оптимально разместить на ней механизмы и материалы необходимые для проведения работ. Варианты фундаментов: ленточный работающий как балка на упругом основании; столбчатый под колонны. Данный дипломный проект был разработан при помощи ЭВМ. Методы проверки качества маркировка и транспортирование пиломатериалов должно производится по ГОСТ 656463 укладка и хранение по ГОСТ 3808 поверхностная антисептическая обработка по ГОСТ 1095064.
47391. Специфика патриотического воспитания дошкольников с отклонениями в эмоционально-личностном развитии и поведении 99.95 KB
  Они делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа. Куликова предлагают одним из решений проблемы воспитания патриотизма детейдошкольников познание ими РодиныРоссии. разработать комплекс занятий для детей с отклонениями направленных на патриотическое воспитание. Уровень патриотического воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и поведении станет выше если в процессе работы будут использованы игровые словесные наглядные экскурсионные методы и формы функционирования воспитательной системы...