34490

Русское искусство н.19в.: Романтизм в творчестве живописца О.А. Кипренского

Доклад

Культурология и искусствоведение

В изобразительном искусстве начала столетия сформировалось и новое направление вошедшее в историю под названием романтизма явление европейской культуры в XVIII XIX веках представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научнотехнический прогресс. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления противоположного классицизму и Просвещению. Героические походы Суворова на рубеже XVIII XIX столетий войны с Наполеоном и наконец народноосвободительная Отечественная война 1812 года а вслед за ней дворянское...

Русский

2013-09-08

35.5 KB

11 чел.

Ответ на вопрос №52 «Русское искусство н.19в.: Романтизм в творчестве живописца О.А. Кипренского».

В изобразительном искусстве начала столетия сформировалось и новое направление, вошедшее в историю под названием романтизма - явление европейской культуры в XVIIIXIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. Романтисты противостояли прогрессивной цивилизации. В России романтизм выражал прогрессивные общественные идеи, порожденные Отечественной войной и национальным подъемом. Непосредственное воздействие на все области русской культуры того времени оказали крупнейшие исторические события. Героические походы Суворова на рубеже XVIIIXIX столетий, войны с Наполеоном и, наконец, народно-освободительная Отечественная война 1812 года, а вслед за ней дворянское революционное движение, вылившееся в восстание декабристов,— вот основные факты, содействовавшие перестройке общественного сознания и оформлению идеологии и эстетики того поколения русских художников, которое выступило в первые годы XIX века. Именно в этом поколении сложилось и созрело новое идейное и художественное направление — романтизм, который отчасти противопоставил себя классическим традициям, сложившимся в Академии художеств, а отчасти унаследовал и творчески переработал эти традиции. На смену классицизму с его гармоничной и рассудочной ясностью пришло эмоциональное искусство романтизма, посвятившее себя изображению сильных душевных движений и больших чувств. Основную роль в эстетике романтизма играли требования народности искусства и развития национальной культуры, свободной от иноземных влияний. Романтическое течение в передовой русской литературе и общественной мысли первой четверти XIX века пронизано идеями борьбы за свободу, страстным протестом против рабства и тирании, одушевлено мечтой о крушении старого мира. Русский прогрессивный романтизм органически связан с политическим движением, возглавленным декабристами. В основу этой концепции романтизма в живописи были положены высокогуманистические представления о человеке. Сама русская действительность времен Отечественной войны и вызревания революционных декабристских идей подсказывала художникам новое понимание задач портрета. Работы Кипренского представляют собою результат углубленного изучения облика и характера его моделей. Именно обращенностью к жизни обусловлены черты реализма в портретной живописи Кипренского. Необходимо, однако же, сразу указать на исторически обусловленную ограниченность реалистических тенденций в творчестве романтиков. Только критический реализм, сложившийся во второй половине XIX века, сумел овладеть всей сложной совокупностью качеств, образующих человеческую личность, и с глубоким проникновением раскрыл в искусстве внутреннюю жизнь человека, его многогранный психический склад. Романтики не ставили себе такой цели. Психологическая задача оставалась, в сущности, за пределами их художественной системы. В эстетике прогрессивного русского романтизма проблема отношения к действительности сводилась, как известно, к требованию изображать «не условный, а избранный мир». Установка эта представляла собой значительный шаг вперед по сравнению с классицизмом, воплощавшим в искусстве именно «условный мир» отвлеченных идей и неизменно ориентировавшимся на античные образцы. Портретисты-романтики стремились уйти от будничной обыденности и представить человека в те, быть может, исключительные, «избранные» минуты, когда в нем раскрываются наиболее полно лучшие стороны его духовного облика. Так и Кипренский умел находить и выявлять в образах рядовых русских людей те черты благородства и величия, которые в пору Отечественной войны сделали из них героев.

Художником, наиболее полно и глубоко выразившим это направление романтизма, был О.А. Кипренский, один из крупнейших живописцев первой половины XIX века. Кипренский написал портрет гусарского офицера Давыдова -принадлежит к числу наиболее типичных романтических произведений. В позе Давыдова есть та романтическая приподнятость и взволнованная патетика, которая служит характеристикой образа. Кипренский не ищет здесь декоративных эффектов, а лишь стремится передать напряженную внутреннюю жизнь изображаемого человека. В намеренном контрасте с воинственной и небрежной позой, как бы подчеркивая многогранность образа, изображено лицо Давыдова с широко раскрытыми задумчивыми и мечтательными глазами. Он кажется одушевленным какой-то глубокой и страстной мыслью — недаром этот портрет так долго считался изображением поэта. Не будет преувеличением сказать, что в образе Давыдова художник воплотил возвышенный идеал человека своей эпохи — воина и мыслителя. Значительную роль в решении образа играет пейзаж. Человек представлен здесь не на фоне природы, а как бы в ней самой, и напряженная страстность его чувств находит живой отклик в тревожном ритме теней и в почерневшем грозовом небе, по которому бегут облака. Люди, которых писал Кипренский, были в большинстве своем участниками войны, и в их душевном облике нетрудно заметить черты, типичные для всего поколения воинов и будущих декабристов; кажется, что некое родственное сходство объединяет героев Кипренского. Это не значит, конечно, что художник сознательно нивелировал их индивидуальности или стремился свести их к какому-то собирательному типу. Напротив, Кипренский проникновенно чуток и внимателен к душевному миру каждого из своих персонажей. Но в характеристике изображенных им людей художник неизменно выявляет и подчеркивает черты высокого благородства и напряженной интеллектуальной жизни.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31841. Направления повышения эффективности управления активными операциями ОАО Банк «Финансы и Кредит» 986.5 KB
  Обеспеченность имеет целью с помощью гарантии или залога защитить интересы банка и обезопасится от убытков в случае невозврата долга вследствие неплатежеспособности заемщика 6. Оценка личных качеств руководителей фирмы КЛАССИФИКАЦИЯ БАНКОВСКИХ КРЕДИТОВ 1 по основным категориям заемщиков отраслям народного хозяйства населению государственным органам власти производственные пополнения оборотных средств и основных средств потребительские на потребительские цели населения срочные предоставлены на определенный в договоре срок: ...
31842. АКЦИЗНИЙ ПОДАТОК 2.72 MB
  Сутність акцизного податку. Субєкти та обєкти оподаткування акцизним податком. Види підакцизних товарів та ставки податку. Порядок обчислення сум податку які підлягають сплаті до бюджету.
31845. «Лексика с семантикой эстетической оценки в трилогии Л.Н. Толстого “Детство. Отрочество. Юность”». (опыт анализа частотности и семантики) 493 KB
  Алтухов Лексика с семантикой эстетической оценки в трилогии Л. Место и значение эстетической рефлексии и оценки в трилогии Л. Лексические единицы с семантикой положительной эстетической оценки в трилогии Льва Николаевича Толстого Детство. Лексические единицы с семантикой отрицательной эстетической оценки в трилогии Льва Николаевича Толстого Детство.
31846. Разработка рекомендаций по повышению эффективности ресурсной политики ПАО АКБ «Аркада» 1.9 MB
  1 Банковские ресурсы и ресурсная политика банка. Нормативно-правовая база регулирующая деятельность коммерческого банка по формированию ресурсов. Анализ ресурсной политики банка на примере ПАО АКБ Аркада. Структурно-динамический анализ ресурсов банка ПАО АКБ Аркада.
31847. Политика управления кредитным риском и методами оценки кредитоспособности заемщика ОАО Банк «Финансы и Кредит» 1.48 MB
  Экономическая сущность понятие и необходимость осуществления анализа кредитоспособности заемщика и методы оценки кредитного риска. Кредитный риск и его источники Сравнительная характеристика методик оценки кредитного риска. Нормативноправовое регулирование кредитных рисков и оценки кредитоспособности заемщика коммерческого банка Анализ кредитоспособности заемщика и оценка кредитного риска.
31848. Комплементарная логика на транзисторах металл-оксид (К-МОП) 429.5 KB
  С приходом переключающих запускающих сигналов переход триггера из одного состояния в другое происходит лавинообразно и потенциалы на выходах меняются на противоположные. В интервале между переключающими сигналами состояние триггера не меняется т. При лавинообразных переключениях на выходе триггера формируются прямоугольные импульсы с крутыми фронтами. При двух последовательных переключениях триггера на выходе формируется один импульс т.