34490

Русское искусство н.19в.: Романтизм в творчестве живописца О.А. Кипренского

Доклад

Культурология и искусствоведение

В изобразительном искусстве начала столетия сформировалось и новое направление вошедшее в историю под названием романтизма явление европейской культуры в XVIII XIX веках представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научнотехнический прогресс. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления противоположного классицизму и Просвещению. Героические походы Суворова на рубеже XVIII XIX столетий войны с Наполеоном и наконец народноосвободительная Отечественная война 1812 года а вслед за ней дворянское...

Русский

2013-09-08

35.5 KB

11 чел.

Ответ на вопрос №52 «Русское искусство н.19в.: Романтизм в творчестве живописца О.А. Кипренского».

В изобразительном искусстве начала столетия сформировалось и новое направление, вошедшее в историю под названием романтизма - явление европейской культуры в XVIIIXIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. Романтисты противостояли прогрессивной цивилизации. В России романтизм выражал прогрессивные общественные идеи, порожденные Отечественной войной и национальным подъемом. Непосредственное воздействие на все области русской культуры того времени оказали крупнейшие исторические события. Героические походы Суворова на рубеже XVIIIXIX столетий, войны с Наполеоном и, наконец, народно-освободительная Отечественная война 1812 года, а вслед за ней дворянское революционное движение, вылившееся в восстание декабристов,— вот основные факты, содействовавшие перестройке общественного сознания и оформлению идеологии и эстетики того поколения русских художников, которое выступило в первые годы XIX века. Именно в этом поколении сложилось и созрело новое идейное и художественное направление — романтизм, который отчасти противопоставил себя классическим традициям, сложившимся в Академии художеств, а отчасти унаследовал и творчески переработал эти традиции. На смену классицизму с его гармоничной и рассудочной ясностью пришло эмоциональное искусство романтизма, посвятившее себя изображению сильных душевных движений и больших чувств. Основную роль в эстетике романтизма играли требования народности искусства и развития национальной культуры, свободной от иноземных влияний. Романтическое течение в передовой русской литературе и общественной мысли первой четверти XIX века пронизано идеями борьбы за свободу, страстным протестом против рабства и тирании, одушевлено мечтой о крушении старого мира. Русский прогрессивный романтизм органически связан с политическим движением, возглавленным декабристами. В основу этой концепции романтизма в живописи были положены высокогуманистические представления о человеке. Сама русская действительность времен Отечественной войны и вызревания революционных декабристских идей подсказывала художникам новое понимание задач портрета. Работы Кипренского представляют собою результат углубленного изучения облика и характера его моделей. Именно обращенностью к жизни обусловлены черты реализма в портретной живописи Кипренского. Необходимо, однако же, сразу указать на исторически обусловленную ограниченность реалистических тенденций в творчестве романтиков. Только критический реализм, сложившийся во второй половине XIX века, сумел овладеть всей сложной совокупностью качеств, образующих человеческую личность, и с глубоким проникновением раскрыл в искусстве внутреннюю жизнь человека, его многогранный психический склад. Романтики не ставили себе такой цели. Психологическая задача оставалась, в сущности, за пределами их художественной системы. В эстетике прогрессивного русского романтизма проблема отношения к действительности сводилась, как известно, к требованию изображать «не условный, а избранный мир». Установка эта представляла собой значительный шаг вперед по сравнению с классицизмом, воплощавшим в искусстве именно «условный мир» отвлеченных идей и неизменно ориентировавшимся на античные образцы. Портретисты-романтики стремились уйти от будничной обыденности и представить человека в те, быть может, исключительные, «избранные» минуты, когда в нем раскрываются наиболее полно лучшие стороны его духовного облика. Так и Кипренский умел находить и выявлять в образах рядовых русских людей те черты благородства и величия, которые в пору Отечественной войны сделали из них героев.

Художником, наиболее полно и глубоко выразившим это направление романтизма, был О.А. Кипренский, один из крупнейших живописцев первой половины XIX века. Кипренский написал портрет гусарского офицера Давыдова -принадлежит к числу наиболее типичных романтических произведений. В позе Давыдова есть та романтическая приподнятость и взволнованная патетика, которая служит характеристикой образа. Кипренский не ищет здесь декоративных эффектов, а лишь стремится передать напряженную внутреннюю жизнь изображаемого человека. В намеренном контрасте с воинственной и небрежной позой, как бы подчеркивая многогранность образа, изображено лицо Давыдова с широко раскрытыми задумчивыми и мечтательными глазами. Он кажется одушевленным какой-то глубокой и страстной мыслью — недаром этот портрет так долго считался изображением поэта. Не будет преувеличением сказать, что в образе Давыдова художник воплотил возвышенный идеал человека своей эпохи — воина и мыслителя. Значительную роль в решении образа играет пейзаж. Человек представлен здесь не на фоне природы, а как бы в ней самой, и напряженная страстность его чувств находит живой отклик в тревожном ритме теней и в почерневшем грозовом небе, по которому бегут облака. Люди, которых писал Кипренский, были в большинстве своем участниками войны, и в их душевном облике нетрудно заметить черты, типичные для всего поколения воинов и будущих декабристов; кажется, что некое родственное сходство объединяет героев Кипренского. Это не значит, конечно, что художник сознательно нивелировал их индивидуальности или стремился свести их к какому-то собирательному типу. Напротив, Кипренский проникновенно чуток и внимателен к душевному миру каждого из своих персонажей. Но в характеристике изображенных им людей художник неизменно выявляет и подчеркивает черты высокого благородства и напряженной интеллектуальной жизни.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24470. Психические состояния их классификация 45 KB
  Психические состояния их классификация. Психическое состояние это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности предшествующего состояния и психических свойств личности. По параметру динамичности лабильности временной протяжённости состояния занимают промежуточное значение между процессами и свойствами. Функции психических состояний: Регулятивная состояния позволяют адаптироваться...
24471. Интеллект и креативность 45 KB
  intellectus понимание познание способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Он выделил семь таких потенций: 1 счетную способность т. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия; 2 вербальную словесную гибкость т. способность понимать устную и письменную речь; 4 пространственную ориентацию или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве; 5 память; 6 способность к рассуждению; 7...
24472. Темперамент: его свойства и типология 46.5 KB
  Тип темперамента тесно связан с врожденными анатомофизиологическими особенностями высшей нервной деятельности. К свойствам темперамента можно отнести те отличительные индивидуальные признаки человека которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности характеризуют особенности протекания психических процессов имеют более или менее устойчивый характер сохраняются в течение длительного времени проявляясь вскоре после рождения. Небылицин выделяет три ведущих свойства темперамента относящихся к сферам общей активности...
24473. Характер: его формирование и детерминанты 53 KB
  Последний представляет собой динамическую сторону характера. В состав характера человека входят следующие свойства личности: Свойства личности которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности. Черты которые относятся к действиям направленным на достижение поставленных целей: настойчивость целеустремленность последовательность и другие а также альтернативные им как свидетельство отсутствия характера. Формирование характера и его детерминанты.
24474. Задатки, способности, одаренность 41.5 KB
  Способности индивидуальнопсихологические особенности личности являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности. Теплова способности это индивидуальнопсихологические особенности отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения деятельности. Теплов считает индивидуальное своеобразие продуктивной деятельности оригинальность и самобытность приемов используемых в деятельности. 2 Способности служат успешному выполнению деятельности.
24475. Потребности и мотивы. Направленность личности 54.5 KB
  Возникновение потребности является механизмом запускающим активность человека на поиск и достижение цели которая может удовлетворить эту потребность. Существуют различные классификации потребностей человека которые чаще всего строятся на основе таких критериев как зависимость организма или личности от какихто объектов а также по нуждам которые он испытывает. Деятельность человека направляется не одним мотивом а их совокупностью т. В основе внутренних мотивов лежат потребности человека его эмоции интересы.
24476. Стратегия и этапы индивидуальной психологической помощи клиентам с проблемами нарко/алко-зависимости 55.5 KB
  Важнейшими мотивами воздержания являются: стремление быть социально полезным способствовать изменениям в обществе самореализация поиск единомышленников из чувства долга за полученную в прошлом помощь интересно провести досуг решить собственные проблемы. Предлагается поэтапное продвижение к открытому рассмотрению проблемы а затем к намерению изменить ситуацию. Потенциальные ресурсы преодоления проблемы. В качестве потенциальных ресурсов преодоления проблемы важно оценить следующие области: 1.
24477. Психология в системе наук о человеке. Предмет и структура психологической науки. Прикладная психология и её задачи 43 KB
  Психология в системе наук о человеке. Прикладная психология и её задачи. В наиболее общем виде психология может быть определена как наука направленная на изучение закономерностей развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Современная психология находится в системе наук занимая промежуточное положение между философскими науками с одной стороны естественными с другой социальными с третьей.
24478. Классификация методов психологического исследования 36.5 KB
  Классификация методов психологического исследования. Метод путь познания опирающийся на некую совокупность ранее полученных знаний принципов. Существуют различные подходы к описанию и классификации методов психологического исследования. Наиболее общепризнанной классификацией методов психологического исследования в отечественной психологии является классификация Б.