34492

Русское искусство н.19в.: А.Г. Веницианов – основоположник русской жанровой живописи

Доклад

Культурология и искусствоведение

Чтобы верно понять значение творческого наследие Венецианова необходимо вспомнить общее состояние русской художественной культуры первой четверти XIX века. Венецианов.Ранние портретные работы Венецианова несмотря на тонкую одухотворенность казались современникам слишком скромными лишенными артистического блеска недостаточно проникновенными. В самом деле Венецианов не был прирожденным портретистом.

Русский

2013-09-08

28 KB

3 чел.

Ответ на вопрос №54 «Русское искусство н.19в.: А.Г. Веницианов – основоположник русской жанровой живописи».

Чтобы верно понять значение творческого наследие Венецианова необходимо вспомнить общее состояние русской художественной культуры первой четверти XIX века. Академия художеств постепенно утрачивала руководящую роль в художественной жизни страны, классическая традиция перестала быть единственным руслом развития русского искусства. Передовые, прогрессивные направления, связанные с романтизмом и реализмом, либо отмежевывались от академической школы, либо с самого начала формировались вне стен Академии и в стороне от ее эстетики. Во главе направления, обновившего русскую живопись 1820—1830-х годов и открывшего перед ней целый мир новых тем и художественных представлений, стоял А. Г. Венецианов.
Ранние портретные работы Венецианова, несмотря на тонкую одухотворенность, казались современникам слишком скромными, лишенными артистического блеска, недостаточно проникновенными. В самом деле, Венецианов не был прирожденным портретистом. Он — не психолог, не аналитик. Венецианов чувствовал это с полной ясностью и на середине жизненного пути сознательно отказался от деятельности портретиста. Венецианова называют основоположником русской жанровой живописи. Именно с него начинается подъем реалистических тенденций в русском искусстве, сопровождавшийся обращением к миру национальных и народных образов и повышением интереса к современной жизни. Он обратился к почти неразработанной в русском искусстве области крестьянского бытового жанра. Первой вехой на новом пути была картина «Гумно», в которой уже вполне отчетливо проявляются основные особенности жанровой живописи Венецианова.
Тема этой картины подчеркнуто проста. Сюжета, в смысле какого-либо действия, в ней нет. Художник изобразил здесь сцену, непосредственно взятую из живой действительности, и с тонкой наблюдательностью подчеркнул ряд характерных моментов. Правдиво и метко переданы типы крестьян, с безукоризненной точностью изображается вся обстановка гумна. Особенную живость и естественность придают картине мотивы освещения, внимательно изученные на натуре. Венецианов сознательно стремился к реалистической верности изображения и даже теоретизировал по этому поводу, утверждая, что «дело состоит в том, чтобы ничего не изображать иначе, как только в натуре что является, и повиноваться ей одной». Но задача искусства, в глазах Венецианова, отнюдь не исчерпывалась простым копированием натуры. Он не только воспроизводил действительность, зорко и метко улавливая ее типические черты, но и вкладывал в изображение всю силу своего глубоко лирического чувства; Венецианов поэтизировал природу, жизнь и своих героев. В русском крепостном крестьянстве Венецианов — художник-гуманист — сумел разглядеть черты не рабского, а, напротив, высшего человеческого типа.
Все эти качества воплощены в обширном цикле картин на темы крестьянской жизни, созданных Венециановым вслед за «Гумном». Один за другим возникали такие шедевры, как «Весна. На пашне» и «Лето. Жатва» — поэтическое изображение крестьянского труда, «Утро помещицы», «Дети в поле», «Жнецы». Картина «Спящий пастушок» - художник с особенной теплотой и лирической приподнятостью изображал крестьянских детей. Чистота и гармоническая ясность его художественного мышления как нельзя лучше отвечали задачам воссоздания детского мира. В картине нет никакого действия. Но в несложный сюжет вложено глубокое эмоциональное содержание. Картина Венецианова проникнута чувством умиротворенности и покоя, лирической любовью к природе и человеку. В «Пастушке» нет и следов нарочитого позирования, напротив, весь облик спящего мальчика отмечен чертами живой и непринужденной естественности. Венецианов с особенной тщательностью подчеркивает в нем национальный русский тип и придает его лицу выражение неподдельной трогательной душевной чистоты. Критика иногда упрекала Венецианова за несколько манерную позу пастушка, но этот упрек несправедлив — именно поза спящего мальчика с ее своеобразной оцепенелостью, хорошо передающей состояние сна, свидетельствует о меткой наблюдательности художника и о близости его образов к живой натуре. Особенно значительную роль в картине играет пейзаж. Он становится уже не «фоном» для изображения человека, а самостоятельным и существеннейшим средством в передаче чувств и в построении образа. Венецианов обратился к простой, «неукрашенной» природе родной страны и воссоздал ее не только с внимательной точностью, но и с глубоким лирическим чувством.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2903. Генетика популяций 53.5 KB
  Генетика популяций Популяционная генетика – раздел генетики, изучающий законы и закономерности микроэволюции. Элементарной эволюционной структурой является популяция, и изучение генетических закономерностей жизни популяции позволяет понять...
2904. Биосоциальная сущность человека 109.5 KB
  Биосоциальная сущность человека Биологический вид Homo sapiens составляет часть биосферы и продукт её эволюции. Закономерности биологических процессов, происходящих на клеточном уровне и имеющие универсальное значение в природе, в полной мере п...
2905. Методы генетики человека. Наследственные заболевания человека. 31.5 KB
  Методы генетики человека. Наследственные заболевания человека. Проблемы в генетике человека (почему мы не можем использовать классические методы генетики): невозможность направленных скрещиваний для генетического анализа невозможность эксперимен...
2906. Основи охорони праці 3.34 MB
  Правові та організаційні засади охорони праці Законодавчо-нормативна база України з питань охорони праці.Основні принципи державної політики України у галузі охорони праці. Нормативно-правові акти України про охор...
2907. Фінансовий моніторинг як різновид фінансового контролю 341 KB
  Фінансовий моніторинг як різновид фінансового контролю. Сутність фінансово-правового регулювання процесу протидії легалізації доходів, одержаних злочинним шляхом (відмиванню коштів). Структура системи фінансового моніторингу Фінансов...
2908. Управление эффективностью производства реформируемых предприятий 56 KB
  Управление эффективностью производства реформируемых предприятий Реформирование отечественных предприятий  в процессе создания новой экономической системы связано с изменением их основной производственной деятельности, ориентируя и соизмеряя ее...
2909. Проблемы управления промышленным комплексом в условиях реформирования экономики 51 KB
  Проблемы управления промышленным комплексом в условиях реформирования экономики Вторая половина нашего столетия характеризуется устойчивыми тенденциями интернационализации и глобализации социально-экономических процессов развития мирового сообщества...
2910. Природа наш дім 45 KB
  Позакласний захід присвячений екологічному вихованню на тему: «Природа наш дім» Мета: виховання відповідальності за природу як національну і загальнолюдську цінність, основу життя на землі, господарські, гуманні принципи природокористування. Формува...
2911. Радиовысотомеры 860.5 KB
  Радиовысотомеры 1.Назначение, принцип действия и типы радиовысотомеров Радиовысотомеры (РВ) предназначены для измерения истинной высоты полета летательного аппарата. Они относятся к классу автономных радионавигационных установок, так как не требуют ...