34492

Русское искусство н.19в.: А.Г. Веницианов – основоположник русской жанровой живописи

Доклад

Культурология и искусствоведение

Чтобы верно понять значение творческого наследие Венецианова необходимо вспомнить общее состояние русской художественной культуры первой четверти XIX века. Венецианов.Ранние портретные работы Венецианова несмотря на тонкую одухотворенность казались современникам слишком скромными лишенными артистического блеска недостаточно проникновенными. В самом деле Венецианов не был прирожденным портретистом.

Русский

2013-09-08

28 KB

3 чел.

Ответ на вопрос №54 «Русское искусство н.19в.: А.Г. Веницианов – основоположник русской жанровой живописи».

Чтобы верно понять значение творческого наследие Венецианова необходимо вспомнить общее состояние русской художественной культуры первой четверти XIX века. Академия художеств постепенно утрачивала руководящую роль в художественной жизни страны, классическая традиция перестала быть единственным руслом развития русского искусства. Передовые, прогрессивные направления, связанные с романтизмом и реализмом, либо отмежевывались от академической школы, либо с самого начала формировались вне стен Академии и в стороне от ее эстетики. Во главе направления, обновившего русскую живопись 1820—1830-х годов и открывшего перед ней целый мир новых тем и художественных представлений, стоял А. Г. Венецианов.
Ранние портретные работы Венецианова, несмотря на тонкую одухотворенность, казались современникам слишком скромными, лишенными артистического блеска, недостаточно проникновенными. В самом деле, Венецианов не был прирожденным портретистом. Он — не психолог, не аналитик. Венецианов чувствовал это с полной ясностью и на середине жизненного пути сознательно отказался от деятельности портретиста. Венецианова называют основоположником русской жанровой живописи. Именно с него начинается подъем реалистических тенденций в русском искусстве, сопровождавшийся обращением к миру национальных и народных образов и повышением интереса к современной жизни. Он обратился к почти неразработанной в русском искусстве области крестьянского бытового жанра. Первой вехой на новом пути была картина «Гумно», в которой уже вполне отчетливо проявляются основные особенности жанровой живописи Венецианова.
Тема этой картины подчеркнуто проста. Сюжета, в смысле какого-либо действия, в ней нет. Художник изобразил здесь сцену, непосредственно взятую из живой действительности, и с тонкой наблюдательностью подчеркнул ряд характерных моментов. Правдиво и метко переданы типы крестьян, с безукоризненной точностью изображается вся обстановка гумна. Особенную живость и естественность придают картине мотивы освещения, внимательно изученные на натуре. Венецианов сознательно стремился к реалистической верности изображения и даже теоретизировал по этому поводу, утверждая, что «дело состоит в том, чтобы ничего не изображать иначе, как только в натуре что является, и повиноваться ей одной». Но задача искусства, в глазах Венецианова, отнюдь не исчерпывалась простым копированием натуры. Он не только воспроизводил действительность, зорко и метко улавливая ее типические черты, но и вкладывал в изображение всю силу своего глубоко лирического чувства; Венецианов поэтизировал природу, жизнь и своих героев. В русском крепостном крестьянстве Венецианов — художник-гуманист — сумел разглядеть черты не рабского, а, напротив, высшего человеческого типа.
Все эти качества воплощены в обширном цикле картин на темы крестьянской жизни, созданных Венециановым вслед за «Гумном». Один за другим возникали такие шедевры, как «Весна. На пашне» и «Лето. Жатва» — поэтическое изображение крестьянского труда, «Утро помещицы», «Дети в поле», «Жнецы». Картина «Спящий пастушок» - художник с особенной теплотой и лирической приподнятостью изображал крестьянских детей. Чистота и гармоническая ясность его художественного мышления как нельзя лучше отвечали задачам воссоздания детского мира. В картине нет никакого действия. Но в несложный сюжет вложено глубокое эмоциональное содержание. Картина Венецианова проникнута чувством умиротворенности и покоя, лирической любовью к природе и человеку. В «Пастушке» нет и следов нарочитого позирования, напротив, весь облик спящего мальчика отмечен чертами живой и непринужденной естественности. Венецианов с особенной тщательностью подчеркивает в нем национальный русский тип и придает его лицу выражение неподдельной трогательной душевной чистоты. Критика иногда упрекала Венецианова за несколько манерную позу пастушка, но этот упрек несправедлив — именно поза спящего мальчика с ее своеобразной оцепенелостью, хорошо передающей состояние сна, свидетельствует о меткой наблюдательности художника и о близости его образов к живой натуре. Особенно значительную роль в картине играет пейзаж. Он становится уже не «фоном» для изображения человека, а самостоятельным и существеннейшим средством в передаче чувств и в построении образа. Венецианов обратился к простой, «неукрашенной» природе родной страны и воссоздал ее не только с внимательной точностью, но и с глубоким лирическим чувством.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58164. Утверждение Новой Культуры 83 KB
  Появляется интерес к античной культуре происходит как бы её возрождение так и появился термин. Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов например у Джорджо Вазари. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например Каролингское Возрождение IX века. Возрождение возникло в Италии где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках в деятельности семейства Пизано Джотто Орканья и др.
58165. Збройні сили Київської Русі 138.5 KB
  Княжа дружина була зорганізована на зразок варязьких дружин. Хоча скандинавці втратили значення в Україні і мусили уступити з війська, але їх військову організацію, що визначалася дуже високими прикметами, князі зберегли та тільки її перетворили, відповідно до розвитку і потреб держави.
58166. Формы государства 51.5 KB
  Формы государства, как совокупность его внешних признаков представляет организацию государственной власти в стране, включая 3 взаимосвязанных элемента...
58167. Фізіологічна і соціальна зрілість. Взаємозв’язок фізіологічної та соціальної зрілості 42.5 KB
  Мета: сформувати в учнів поняття про фізіологічну й соціальну зрілість показати взаємозвязок фізіологічної та соціальної зрілості. Підлітковий вік характеризується переходом до фізичної й соціальної зрілості.
58168. Соединения неметаллических элементов с Водородом. Хлорид Водорода. Соляная кислота. Аммиак. Соли аммония 36 KB
  Ковалентная неполярная связь между атомами Водорода в молекуле Водорода образована перекрыванием двух 1S1 орбиталей двух атомов молекулярное вещество. В лаборатории водород добывают несколькими способами прежде всего реакцией металлов расположенных...
58169. Письмо. История письма 41 KB
  Письмо – это система начертательных знаков, используемых для фиксации речи. Оно возникло около 6000 лет тому назад, гораздо позднее, чем звуковой язык.
58170. ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 38.5 KB
  Физическое развитие процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфо-функциональных свойств организма ребенка и основанных на них психофизических качеств.
58172. Системы объектов 110.5 KB
  Состояние сложного, составного объекта определяется не только значениями его собственных признаков, но и состояниями объектов – частей. Например, автомобиль переходит в состояние торможения, когда нажата педаль тормоза.