34492

Русское искусство н.19в.: А.Г. Веницианов – основоположник русской жанровой живописи

Доклад

Культурология и искусствоведение

Чтобы верно понять значение творческого наследие Венецианова необходимо вспомнить общее состояние русской художественной культуры первой четверти XIX века. Венецианов.Ранние портретные работы Венецианова несмотря на тонкую одухотворенность казались современникам слишком скромными лишенными артистического блеска недостаточно проникновенными. В самом деле Венецианов не был прирожденным портретистом.

Русский

2013-09-08

28 KB

3 чел.

Ответ на вопрос №54 «Русское искусство н.19в.: А.Г. Веницианов – основоположник русской жанровой живописи».

Чтобы верно понять значение творческого наследие Венецианова необходимо вспомнить общее состояние русской художественной культуры первой четверти XIX века. Академия художеств постепенно утрачивала руководящую роль в художественной жизни страны, классическая традиция перестала быть единственным руслом развития русского искусства. Передовые, прогрессивные направления, связанные с романтизмом и реализмом, либо отмежевывались от академической школы, либо с самого начала формировались вне стен Академии и в стороне от ее эстетики. Во главе направления, обновившего русскую живопись 1820—1830-х годов и открывшего перед ней целый мир новых тем и художественных представлений, стоял А. Г. Венецианов.
Ранние портретные работы Венецианова, несмотря на тонкую одухотворенность, казались современникам слишком скромными, лишенными артистического блеска, недостаточно проникновенными. В самом деле, Венецианов не был прирожденным портретистом. Он — не психолог, не аналитик. Венецианов чувствовал это с полной ясностью и на середине жизненного пути сознательно отказался от деятельности портретиста. Венецианова называют основоположником русской жанровой живописи. Именно с него начинается подъем реалистических тенденций в русском искусстве, сопровождавшийся обращением к миру национальных и народных образов и повышением интереса к современной жизни. Он обратился к почти неразработанной в русском искусстве области крестьянского бытового жанра. Первой вехой на новом пути была картина «Гумно», в которой уже вполне отчетливо проявляются основные особенности жанровой живописи Венецианова.
Тема этой картины подчеркнуто проста. Сюжета, в смысле какого-либо действия, в ней нет. Художник изобразил здесь сцену, непосредственно взятую из живой действительности, и с тонкой наблюдательностью подчеркнул ряд характерных моментов. Правдиво и метко переданы типы крестьян, с безукоризненной точностью изображается вся обстановка гумна. Особенную живость и естественность придают картине мотивы освещения, внимательно изученные на натуре. Венецианов сознательно стремился к реалистической верности изображения и даже теоретизировал по этому поводу, утверждая, что «дело состоит в том, чтобы ничего не изображать иначе, как только в натуре что является, и повиноваться ей одной». Но задача искусства, в глазах Венецианова, отнюдь не исчерпывалась простым копированием натуры. Он не только воспроизводил действительность, зорко и метко улавливая ее типические черты, но и вкладывал в изображение всю силу своего глубоко лирического чувства; Венецианов поэтизировал природу, жизнь и своих героев. В русском крепостном крестьянстве Венецианов — художник-гуманист — сумел разглядеть черты не рабского, а, напротив, высшего человеческого типа.
Все эти качества воплощены в обширном цикле картин на темы крестьянской жизни, созданных Венециановым вслед за «Гумном». Один за другим возникали такие шедевры, как «Весна. На пашне» и «Лето. Жатва» — поэтическое изображение крестьянского труда, «Утро помещицы», «Дети в поле», «Жнецы». Картина «Спящий пастушок» - художник с особенной теплотой и лирической приподнятостью изображал крестьянских детей. Чистота и гармоническая ясность его художественного мышления как нельзя лучше отвечали задачам воссоздания детского мира. В картине нет никакого действия. Но в несложный сюжет вложено глубокое эмоциональное содержание. Картина Венецианова проникнута чувством умиротворенности и покоя, лирической любовью к природе и человеку. В «Пастушке» нет и следов нарочитого позирования, напротив, весь облик спящего мальчика отмечен чертами живой и непринужденной естественности. Венецианов с особенной тщательностью подчеркивает в нем национальный русский тип и придает его лицу выражение неподдельной трогательной душевной чистоты. Критика иногда упрекала Венецианова за несколько манерную позу пастушка, но этот упрек несправедлив — именно поза спящего мальчика с ее своеобразной оцепенелостью, хорошо передающей состояние сна, свидетельствует о меткой наблюдательности художника и о близости его образов к живой натуре. Особенно значительную роль в картине играет пейзаж. Он становится уже не «фоном» для изображения человека, а самостоятельным и существеннейшим средством в передаче чувств и в построении образа. Венецианов обратился к простой, «неукрашенной» природе родной страны и воссоздал ее не только с внимательной точностью, но и с глубоким лирическим чувством.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58636. Евристика 189.5 KB
  Евристичне мислення Евристичні прийоми й методи евристічна властивість. Наука що вивчає продуктивне та творче мислення евристичну діяльність. Евристичні методи активізації творчого мислення Потреба в ефективних прийомах та методах активізації творчого мислення виникла дуже давно.
58638. В. Сухомлинський «Кінь утік» 64.5 KB
  Мета навчальна: розкрити тему ідею проблематику твору його джерела багатоплановість художнього змісту; розвиваюча: розвивати в учнів творчу уяву навички аналізу твору вміння визначати його підтекст образи символи...
58640. Невдачі (обмеження) ринку як причина державного регулювання економіки 51 KB
  Державне регулювання економіки це цілеспрямована діяльність держави зі створення правових економічних і соціальних передумов необхідних для найбільш ефективного функціонування ринкового механізму і мінімізації його негативних наслідків.
58641. Простые и составные числительные 61.5 KB
  Цели урока: Образовательная цель: познавательная цель: познакомить учащихся с обозначением числительного одним и несколькими словами их правописанием рассказать о происхождении сложных числительных практическая...
58642. Гласные и согласные звуки 822 KB
  Сегодня мы попомним что звуки на письме обозначаются с помощью букв повторим какие звуки есть в русском языке и по каким признакам они различаются. Как звуки обозначаются на письме Чем звуки отличаются от букв Звуки мы слышим и произносим.
58643. Как надо действовать, чтобы правильно написать безударную гласную 55 KB
  Цель: Развитие умения работать по алгоритму чтобы правильно писать безударную гласную в корне слова познакомить с новым значением омонимы воспитывать самостоятельность пополнять словарный запас.