34493

Русское искусство 19в.: От классицизма к романтизму в творчестве К.П. Брюллова

Доклад

Культурология и искусствоведение

Брюллова. Однако постепенно действительность начинает вторгаться и в мысли и в творчество академиста Брюллова. В подавляющем большинстве портретов Брюллова есть нечто общее герои портретов Брюллова почти всегда привлекательны. Высшими достижениями Брюллова в области интимного портрета по праву можно назвать портрет князя Г.

Русский

2013-09-08

35 KB

5 чел.

Ответ на вопрос №55 «Русское искусство 19в.: От классицизма к романтизму в творчестве К.П. Брюллова».

Первая самостоятельная работа — большой, подцвеченный пастелью рисунок «Гений искусства» — показывает, насколько страстным приверженцем возвышенного классицизма был Брюллов во время своего обучения в Академии художеств. Реальное здесь категорически вытеснено идеальным. Частное подчинено общему. Сиюминутное — вечному. Однако постепенно действительность начинает вторгаться и в мысли, и в творчество академиста Брюллова. Растущее пристрастие к натуре не могло не просочиться и в академические программы. Наиболее яркий тому пример — программная картина «Нарцисс» - он впервые попробовал соединить высокий стиль с неповторимой прелестью натурных впечатлений. В конкурсной картине «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского» Брюллов в сравнении с «Нарциссом» делает шаг назад: несмотря на то, что он трудился над картиной долго, трудно, до восьми раз переписывал холст, она получилась выполненной безукоризненно, но ничем не выходящей за рамки установленных канонов — примерная работа примерного ученика -  за нее присвоена академическим советом первая золотая медаль.

В 1821 году Брюллов становится первым пенсионером Общества поощрения художников в Италии, старается работать в духе классицизма. После 1829 года он перестанет обращаться к мифологическим сюжетам, свое истинное призвание находит в живописи портретной и жанровой, темах, почерпнутых из реальной истории. Классицистические приемы постепенно вытесняются новыми — романтическими, а позднее, в лучших портретах и реалистическими. В подавляющем большинстве портретов Брюллова есть нечто общее -  герои портретов Брюллова почти всегда привлекательны. Объясняется это и тем, что чаще всего это люди незаурядные, яркие личности, и тем, что Брюллов избегал писать портреты тех, кто не вызывал в нем душевной симпатии, упорно, под всякими предлогами уклоняясь от заказов такого рода. Своим расположением к модели он жаждет увлечь и зрителя. Его герои и впрямь покоряют: одни красотой, другие напряжением внутренней, интеллектуальной жизни. И почти все — полнотой жизненных сил.

Высшими достижениями Брюллова в области интимного портрета по праву можно назвать портрет князя Г. Г. Гагарина, портреты А.Н.Львова, брата Александра. К вершинам этой разновидности портретного жанра должно отнести и цикл автопортретов художника. В автопортретах предстают разные грани его внутренней сущности, разные состояния духа. В одном, самом завершенном (1834), он выглядит возвышенным и несколько отрешенным от суетной жизни. Никаких примет времени, профессии, социальной принадлежности. Зато с нажимом подчеркнуто сходство с античным Аполлоном. Еще одно присущее произведениям Брюллова важное завоевание романтизма— обращение к жизни детской и юношеской души. Постепенно многокрасочная реальная жизнь Италии во всем разнообразии начинает наполнять искусство Брюллова. Он пишет жанровые сценки. Все итальянские жанры Брюллова в высшей степени жизнерадостны. Он не хочет замечать бедности, лохмотьев, тяжкого труда, лежащего большей частью на плечах женщин, которых он изображает такими прекрасными и веселыми.

«Последний день Помпеи» - очень существенное значение для работы над картиной имели живые наблюдения натуры. В «Помпее» окончательно сложился тот женский тип, который позднее стали называть «брюлловским». День катастрофы представлен в картине трагически мрачным. Каждая группа в «Помпее» — это своего рода «портрет» чувств, именно поэтому почти все герои, независимо от позы, повернуты к зрителю лицом. Среди толпы есть одна спокойная фигура. Это художник, ловящий оттенки отражения трагедии в лицах окружающих. Брюллов, вводя собственный образ в картину, хочет показать творца как беспристрастного свидетеля исторического катаклизма. Сама идея картины глубоко романтична - изображена массовая народная сцена. В состоянии пейзажа тоже отразились романтические веяния. И в композиции Брюллов довольно смело отходит от канонов классицизма. Брюллов смело нарушает принцип барельефности, развивая действие в глубь полотна; этому особенно способствует фигура упавшего с колесницы мужчины, которого влекут по мостовой испуганные кони. Художник не озабочен тем, чтобы группы непременно вписывались в традиционные треугольники. А главное, он стремится выразить событие через характеры, состояние чувств людей, через многогранные оттенки переживаний, вызванных у совершенно различных по душевному складу людей одной и той же причиной — угрозой гибели. Это уже целиком романтический прием, решительно чуждый классицизму.

«Смерть Инессы де Кастро»  - картина выглядела законченной, но ничего нового не несла, образные решения в ней схематичны, содержание по сути исчерпывается сюжетом.

С 1836 года Брюллов начинает работу над огромным полотном по заказу Николая I — «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году». В 1843 году он повернет недописанный холст к стене и более к нему не прикоснется. Ничего значительного после «Помпеи» в области исторического жанра он уже не создаст. Зато многие из его портретов, прежде всего не парадных, а интимных станут своего рода историческими произведениями.

Портрет поэта Н. В. Кукольника - самый сложно сотканный. Противоречивость, отличающая портрет Кукольника, была заложена в самой личности поэта. Романтическое представление художника о романтическом же поэте, друге художника,— вот первый пласт содержания портрета Кукольника. Но и по теории романтиков, и по самим обстоятельствам эпохи, эпохи между революциями, эпохи крушения политических идеалов, высокие представления о дружбе, долге, чести приходят в жестокое несоответствие с реальностью. Раздвоенность становится лейтмотивом творчества Лермонтова, А. Одоевского, да и самого Кукольника. Так в процессе работы в портрете Брюллова появляется нота сомнения, разочарования, рефлексии, присущей в реальной жизни и Кукольнику, и самому Брюллову. В портрете Кукольника необходимо отметить психологическую сложность характеристики, которая ранее не была свойственна портретному искусству мастера. Прежде он и не стремился к этому, брал из многих какую-то одну грань натуры, доводя ее выражение до совершенной полноты.

Отныне все лучшие его интимные портреты — И. А. Крылова, А. Н. Струговщикова, В. А. Жуковского и другие — будут отмечены и глубиной, и многогранностью воплощения неповторимо индивидуального характера человека. Главное содержание этих произведений — жизнь человеческого духа, напряженная, трепетная, противоречивая.

В зрелый период творчества намечаются перемены и в брюлловском парадном портрете. В 1839 году он создает Портрет Ю.П Самойловой с приёмной дочерью Амалией - торжествующее явление красоты и духовной силы независимой, яркой, свободной личности. Скульптурная монолитность образа усилена контрастом: на заднем плане царит бурное движение маскарада, на переднем, в тоненькой фигурке Амацилии, уже спустившейся на следующую ступень лестницы, тоже живет скрытая инерция движения.

В те последние два года жизни с его глаз словно упала завеса. Он видит, воспринимает, воссоздает жизнь в сложных и многогранных ее проявлениях. Он впервые в жизни обращается к политической теме. Еще одно проявление новых тенденций в творчестве Брюллова тех лет — обращение к драматической ситуации, взятой из повседневной жизни. Картина «Процессия слепых в Барселоне».

Из последних работ Брюллова нужно отметить еще и эскиз задуманного художником грандиозного и по теме, и по размерам полотна «Всеразрушающее время».

Брюллов пишет эскиз в предощущении смерти, он знал, что болезнь его неизлечима, что истекает отпущенное ему Хроносом время бытия. Впервые в творчестве Брюллова появляется идея, противоречащая всему его прежнему искусству, его натуре, мироощущению прежних лет: тщетность людских усилий, покорность неумолимому Времени.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3006. Двигатели трехфазные асинхронные напряжением свыше 1000 В для механизмов собственных нужд тепловых электростанций 84 KB
  Настоящий стандарт распространяется на двигатели трехфазные асинхронные (далее — двигатели) с короткозамкнутым ротором, мощностью 200 кВт и более, напряжением 1000 В и выше, частотой 50 и 60 Гц, односкоростные и двухскоростные, предназначенные...
3007. Основы объектно-ориентированного проектирования 238.5 KB
  Цель курса – освоение принципов объектно-ориентированного проектирования и методов объектно-ориентированного программирования с использованием языка С++. Если на компьютере установлена ОС Windows – в курсе рассматриваются примеры п...
3008. Суть и процесс реформ Бальцеровича в Польше 114.5 KB
  Как делаются реформы После краха коммунизма перед экономистами большинства стран бывшего Советского Союза встали устрашающе трудные задачи. Им пришлось отказаться от единой системы цен - искаженных цен - которая господствовала при коммунизме, перейдя...
3009. Коммерческая тайна банков 101 KB
  Вопросы правового регулирования общественных отношений по поводу использования и распространения информации в целом и отдельных ее видов в частности в последнее время занимают одно из значительных мест в юридической литературе. Среди них, несомнен...
3010. Моделирование электропотенциального поля в проводящей среде 42.59 KB
  Используя экспериментальные данные, полученные при моделировании электропотенциального поля в проводящей среде, найти пересечения эквипотенциальных поверхностей Ui, соответствующих значениям U1 = 1,500 B, U2 = 0,160 B и U3 = 0.104 В, с осями х, у и ...
3011. Изучение типов потребителей по психографическому признаку 181.5 KB
  Любой рынок с точки зрения маркетинга состоит из покупателей, которые отличаются друг от друга по своим вкусам, желаниям, потребностям и, главное, приобретают товары исходя из разных мотиваций. Поэтому предприниматель должен понимать, что п...
3012. Интегрированные стратегии коммуникаций предприятий различных типов на примере United Airlines 247.5 KB
  В настоящее время в распоряжении маркетолога имеется огромный арсенал различных маркетинговых коммуникационных инструментов: пресса, радио, телевидение (наземное, спутниковое, кабельное и интерактивное с видеотекстом), телефон, почта, е-мейл и Интер...
3013. BIOS и строение программной части компьютера 70.5 KB
  Составные части BIOS. BIOS - Базовая система ввода-вывода (Basic Input Output System) называется так потому, что включает в себя обширный набор программ ввода-вывода, благодаря которым операционная система и прикладные программы мо...
3014. Бридж - карточная игра 174.5 KB
  Бридж – сравнительно молодая игра. Она сформировалась в несколько этапов (бридж-вист, бридж-аукцион, бридж-плафон, контракт-бридж) в конце XIX – начале XX века на основе русской карточной игры винт и английской карточной...