34493

Русское искусство 19в.: От классицизма к романтизму в творчестве К.П. Брюллова

Доклад

Культурология и искусствоведение

Брюллова. Однако постепенно действительность начинает вторгаться и в мысли и в творчество академиста Брюллова. В подавляющем большинстве портретов Брюллова есть нечто общее герои портретов Брюллова почти всегда привлекательны. Высшими достижениями Брюллова в области интимного портрета по праву можно назвать портрет князя Г.

Русский

2013-09-08

35 KB

5 чел.

Ответ на вопрос №55 «Русское искусство 19в.: От классицизма к романтизму в творчестве К.П. Брюллова».

Первая самостоятельная работа — большой, подцвеченный пастелью рисунок «Гений искусства» — показывает, насколько страстным приверженцем возвышенного классицизма был Брюллов во время своего обучения в Академии художеств. Реальное здесь категорически вытеснено идеальным. Частное подчинено общему. Сиюминутное — вечному. Однако постепенно действительность начинает вторгаться и в мысли, и в творчество академиста Брюллова. Растущее пристрастие к натуре не могло не просочиться и в академические программы. Наиболее яркий тому пример — программная картина «Нарцисс» - он впервые попробовал соединить высокий стиль с неповторимой прелестью натурных впечатлений. В конкурсной картине «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского» Брюллов в сравнении с «Нарциссом» делает шаг назад: несмотря на то, что он трудился над картиной долго, трудно, до восьми раз переписывал холст, она получилась выполненной безукоризненно, но ничем не выходящей за рамки установленных канонов — примерная работа примерного ученика -  за нее присвоена академическим советом первая золотая медаль.

В 1821 году Брюллов становится первым пенсионером Общества поощрения художников в Италии, старается работать в духе классицизма. После 1829 года он перестанет обращаться к мифологическим сюжетам, свое истинное призвание находит в живописи портретной и жанровой, темах, почерпнутых из реальной истории. Классицистические приемы постепенно вытесняются новыми — романтическими, а позднее, в лучших портретах и реалистическими. В подавляющем большинстве портретов Брюллова есть нечто общее -  герои портретов Брюллова почти всегда привлекательны. Объясняется это и тем, что чаще всего это люди незаурядные, яркие личности, и тем, что Брюллов избегал писать портреты тех, кто не вызывал в нем душевной симпатии, упорно, под всякими предлогами уклоняясь от заказов такого рода. Своим расположением к модели он жаждет увлечь и зрителя. Его герои и впрямь покоряют: одни красотой, другие напряжением внутренней, интеллектуальной жизни. И почти все — полнотой жизненных сил.

Высшими достижениями Брюллова в области интимного портрета по праву можно назвать портрет князя Г. Г. Гагарина, портреты А.Н.Львова, брата Александра. К вершинам этой разновидности портретного жанра должно отнести и цикл автопортретов художника. В автопортретах предстают разные грани его внутренней сущности, разные состояния духа. В одном, самом завершенном (1834), он выглядит возвышенным и несколько отрешенным от суетной жизни. Никаких примет времени, профессии, социальной принадлежности. Зато с нажимом подчеркнуто сходство с античным Аполлоном. Еще одно присущее произведениям Брюллова важное завоевание романтизма— обращение к жизни детской и юношеской души. Постепенно многокрасочная реальная жизнь Италии во всем разнообразии начинает наполнять искусство Брюллова. Он пишет жанровые сценки. Все итальянские жанры Брюллова в высшей степени жизнерадостны. Он не хочет замечать бедности, лохмотьев, тяжкого труда, лежащего большей частью на плечах женщин, которых он изображает такими прекрасными и веселыми.

«Последний день Помпеи» - очень существенное значение для работы над картиной имели живые наблюдения натуры. В «Помпее» окончательно сложился тот женский тип, который позднее стали называть «брюлловским». День катастрофы представлен в картине трагически мрачным. Каждая группа в «Помпее» — это своего рода «портрет» чувств, именно поэтому почти все герои, независимо от позы, повернуты к зрителю лицом. Среди толпы есть одна спокойная фигура. Это художник, ловящий оттенки отражения трагедии в лицах окружающих. Брюллов, вводя собственный образ в картину, хочет показать творца как беспристрастного свидетеля исторического катаклизма. Сама идея картины глубоко романтична - изображена массовая народная сцена. В состоянии пейзажа тоже отразились романтические веяния. И в композиции Брюллов довольно смело отходит от канонов классицизма. Брюллов смело нарушает принцип барельефности, развивая действие в глубь полотна; этому особенно способствует фигура упавшего с колесницы мужчины, которого влекут по мостовой испуганные кони. Художник не озабочен тем, чтобы группы непременно вписывались в традиционные треугольники. А главное, он стремится выразить событие через характеры, состояние чувств людей, через многогранные оттенки переживаний, вызванных у совершенно различных по душевному складу людей одной и той же причиной — угрозой гибели. Это уже целиком романтический прием, решительно чуждый классицизму.

«Смерть Инессы де Кастро»  - картина выглядела законченной, но ничего нового не несла, образные решения в ней схематичны, содержание по сути исчерпывается сюжетом.

С 1836 года Брюллов начинает работу над огромным полотном по заказу Николая I — «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году». В 1843 году он повернет недописанный холст к стене и более к нему не прикоснется. Ничего значительного после «Помпеи» в области исторического жанра он уже не создаст. Зато многие из его портретов, прежде всего не парадных, а интимных станут своего рода историческими произведениями.

Портрет поэта Н. В. Кукольника - самый сложно сотканный. Противоречивость, отличающая портрет Кукольника, была заложена в самой личности поэта. Романтическое представление художника о романтическом же поэте, друге художника,— вот первый пласт содержания портрета Кукольника. Но и по теории романтиков, и по самим обстоятельствам эпохи, эпохи между революциями, эпохи крушения политических идеалов, высокие представления о дружбе, долге, чести приходят в жестокое несоответствие с реальностью. Раздвоенность становится лейтмотивом творчества Лермонтова, А. Одоевского, да и самого Кукольника. Так в процессе работы в портрете Брюллова появляется нота сомнения, разочарования, рефлексии, присущей в реальной жизни и Кукольнику, и самому Брюллову. В портрете Кукольника необходимо отметить психологическую сложность характеристики, которая ранее не была свойственна портретному искусству мастера. Прежде он и не стремился к этому, брал из многих какую-то одну грань натуры, доводя ее выражение до совершенной полноты.

Отныне все лучшие его интимные портреты — И. А. Крылова, А. Н. Струговщикова, В. А. Жуковского и другие — будут отмечены и глубиной, и многогранностью воплощения неповторимо индивидуального характера человека. Главное содержание этих произведений — жизнь человеческого духа, напряженная, трепетная, противоречивая.

В зрелый период творчества намечаются перемены и в брюлловском парадном портрете. В 1839 году он создает Портрет Ю.П Самойловой с приёмной дочерью Амалией - торжествующее явление красоты и духовной силы независимой, яркой, свободной личности. Скульптурная монолитность образа усилена контрастом: на заднем плане царит бурное движение маскарада, на переднем, в тоненькой фигурке Амацилии, уже спустившейся на следующую ступень лестницы, тоже живет скрытая инерция движения.

В те последние два года жизни с его глаз словно упала завеса. Он видит, воспринимает, воссоздает жизнь в сложных и многогранных ее проявлениях. Он впервые в жизни обращается к политической теме. Еще одно проявление новых тенденций в творчестве Брюллова тех лет — обращение к драматической ситуации, взятой из повседневной жизни. Картина «Процессия слепых в Барселоне».

Из последних работ Брюллова нужно отметить еще и эскиз задуманного художником грандиозного и по теме, и по размерам полотна «Всеразрушающее время».

Брюллов пишет эскиз в предощущении смерти, он знал, что болезнь его неизлечима, что истекает отпущенное ему Хроносом время бытия. Впервые в творчестве Брюллова появляется идея, противоречащая всему его прежнему искусству, его натуре, мироощущению прежних лет: тщетность людских усилий, покорность неумолимому Времени.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52709. Героев имена помнит Донбасс 53 KB
  Цель: Воспитывать уважительное отношения к исторической памяти народа. Способствовать формированию стремлению учащихся знать историю своего народа и отстаивать историческую правду. Воспитывать ответственность, эмпатию, потребность личного участия в мероприятиях, посвященных празднованию памятных дат.
52711. Моєму рідному краю, його величності Донбасу – 80 1.58 MB
  Мета: Формувати в учнів інтерес до навчання; формувати також в учнів навички здорового способу життя, навички толерантного спілкування; засвоїти матеріал за темою; вчити розповідати про символи Української держави та їх значення; розвивати прагнення бути свідомим громадянином України, її патріотом.