34493

Русское искусство 19в.: От классицизма к романтизму в творчестве К.П. Брюллова

Доклад

Культурология и искусствоведение

Брюллова. Однако постепенно действительность начинает вторгаться и в мысли и в творчество академиста Брюллова. В подавляющем большинстве портретов Брюллова есть нечто общее герои портретов Брюллова почти всегда привлекательны. Высшими достижениями Брюллова в области интимного портрета по праву можно назвать портрет князя Г.

Русский

2013-09-08

35 KB

5 чел.

Ответ на вопрос №55 «Русское искусство 19в.: От классицизма к романтизму в творчестве К.П. Брюллова».

Первая самостоятельная работа — большой, подцвеченный пастелью рисунок «Гений искусства» — показывает, насколько страстным приверженцем возвышенного классицизма был Брюллов во время своего обучения в Академии художеств. Реальное здесь категорически вытеснено идеальным. Частное подчинено общему. Сиюминутное — вечному. Однако постепенно действительность начинает вторгаться и в мысли, и в творчество академиста Брюллова. Растущее пристрастие к натуре не могло не просочиться и в академические программы. Наиболее яркий тому пример — программная картина «Нарцисс» - он впервые попробовал соединить высокий стиль с неповторимой прелестью натурных впечатлений. В конкурсной картине «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского» Брюллов в сравнении с «Нарциссом» делает шаг назад: несмотря на то, что он трудился над картиной долго, трудно, до восьми раз переписывал холст, она получилась выполненной безукоризненно, но ничем не выходящей за рамки установленных канонов — примерная работа примерного ученика -  за нее присвоена академическим советом первая золотая медаль.

В 1821 году Брюллов становится первым пенсионером Общества поощрения художников в Италии, старается работать в духе классицизма. После 1829 года он перестанет обращаться к мифологическим сюжетам, свое истинное призвание находит в живописи портретной и жанровой, темах, почерпнутых из реальной истории. Классицистические приемы постепенно вытесняются новыми — романтическими, а позднее, в лучших портретах и реалистическими. В подавляющем большинстве портретов Брюллова есть нечто общее -  герои портретов Брюллова почти всегда привлекательны. Объясняется это и тем, что чаще всего это люди незаурядные, яркие личности, и тем, что Брюллов избегал писать портреты тех, кто не вызывал в нем душевной симпатии, упорно, под всякими предлогами уклоняясь от заказов такого рода. Своим расположением к модели он жаждет увлечь и зрителя. Его герои и впрямь покоряют: одни красотой, другие напряжением внутренней, интеллектуальной жизни. И почти все — полнотой жизненных сил.

Высшими достижениями Брюллова в области интимного портрета по праву можно назвать портрет князя Г. Г. Гагарина, портреты А.Н.Львова, брата Александра. К вершинам этой разновидности портретного жанра должно отнести и цикл автопортретов художника. В автопортретах предстают разные грани его внутренней сущности, разные состояния духа. В одном, самом завершенном (1834), он выглядит возвышенным и несколько отрешенным от суетной жизни. Никаких примет времени, профессии, социальной принадлежности. Зато с нажимом подчеркнуто сходство с античным Аполлоном. Еще одно присущее произведениям Брюллова важное завоевание романтизма— обращение к жизни детской и юношеской души. Постепенно многокрасочная реальная жизнь Италии во всем разнообразии начинает наполнять искусство Брюллова. Он пишет жанровые сценки. Все итальянские жанры Брюллова в высшей степени жизнерадостны. Он не хочет замечать бедности, лохмотьев, тяжкого труда, лежащего большей частью на плечах женщин, которых он изображает такими прекрасными и веселыми.

«Последний день Помпеи» - очень существенное значение для работы над картиной имели живые наблюдения натуры. В «Помпее» окончательно сложился тот женский тип, который позднее стали называть «брюлловским». День катастрофы представлен в картине трагически мрачным. Каждая группа в «Помпее» — это своего рода «портрет» чувств, именно поэтому почти все герои, независимо от позы, повернуты к зрителю лицом. Среди толпы есть одна спокойная фигура. Это художник, ловящий оттенки отражения трагедии в лицах окружающих. Брюллов, вводя собственный образ в картину, хочет показать творца как беспристрастного свидетеля исторического катаклизма. Сама идея картины глубоко романтична - изображена массовая народная сцена. В состоянии пейзажа тоже отразились романтические веяния. И в композиции Брюллов довольно смело отходит от канонов классицизма. Брюллов смело нарушает принцип барельефности, развивая действие в глубь полотна; этому особенно способствует фигура упавшего с колесницы мужчины, которого влекут по мостовой испуганные кони. Художник не озабочен тем, чтобы группы непременно вписывались в традиционные треугольники. А главное, он стремится выразить событие через характеры, состояние чувств людей, через многогранные оттенки переживаний, вызванных у совершенно различных по душевному складу людей одной и той же причиной — угрозой гибели. Это уже целиком романтический прием, решительно чуждый классицизму.

«Смерть Инессы де Кастро»  - картина выглядела законченной, но ничего нового не несла, образные решения в ней схематичны, содержание по сути исчерпывается сюжетом.

С 1836 года Брюллов начинает работу над огромным полотном по заказу Николая I — «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году». В 1843 году он повернет недописанный холст к стене и более к нему не прикоснется. Ничего значительного после «Помпеи» в области исторического жанра он уже не создаст. Зато многие из его портретов, прежде всего не парадных, а интимных станут своего рода историческими произведениями.

Портрет поэта Н. В. Кукольника - самый сложно сотканный. Противоречивость, отличающая портрет Кукольника, была заложена в самой личности поэта. Романтическое представление художника о романтическом же поэте, друге художника,— вот первый пласт содержания портрета Кукольника. Но и по теории романтиков, и по самим обстоятельствам эпохи, эпохи между революциями, эпохи крушения политических идеалов, высокие представления о дружбе, долге, чести приходят в жестокое несоответствие с реальностью. Раздвоенность становится лейтмотивом творчества Лермонтова, А. Одоевского, да и самого Кукольника. Так в процессе работы в портрете Брюллова появляется нота сомнения, разочарования, рефлексии, присущей в реальной жизни и Кукольнику, и самому Брюллову. В портрете Кукольника необходимо отметить психологическую сложность характеристики, которая ранее не была свойственна портретному искусству мастера. Прежде он и не стремился к этому, брал из многих какую-то одну грань натуры, доводя ее выражение до совершенной полноты.

Отныне все лучшие его интимные портреты — И. А. Крылова, А. Н. Струговщикова, В. А. Жуковского и другие — будут отмечены и глубиной, и многогранностью воплощения неповторимо индивидуального характера человека. Главное содержание этих произведений — жизнь человеческого духа, напряженная, трепетная, противоречивая.

В зрелый период творчества намечаются перемены и в брюлловском парадном портрете. В 1839 году он создает Портрет Ю.П Самойловой с приёмной дочерью Амалией - торжествующее явление красоты и духовной силы независимой, яркой, свободной личности. Скульптурная монолитность образа усилена контрастом: на заднем плане царит бурное движение маскарада, на переднем, в тоненькой фигурке Амацилии, уже спустившейся на следующую ступень лестницы, тоже живет скрытая инерция движения.

В те последние два года жизни с его глаз словно упала завеса. Он видит, воспринимает, воссоздает жизнь в сложных и многогранных ее проявлениях. Он впервые в жизни обращается к политической теме. Еще одно проявление новых тенденций в творчестве Брюллова тех лет — обращение к драматической ситуации, взятой из повседневной жизни. Картина «Процессия слепых в Барселоне».

Из последних работ Брюллова нужно отметить еще и эскиз задуманного художником грандиозного и по теме, и по размерам полотна «Всеразрушающее время».

Брюллов пишет эскиз в предощущении смерти, он знал, что болезнь его неизлечима, что истекает отпущенное ему Хроносом время бытия. Впервые в творчестве Брюллова появляется идея, противоречащая всему его прежнему искусству, его натуре, мироощущению прежних лет: тщетность людских усилий, покорность неумолимому Времени.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15869. Роль научной философии в становлении и развитии социологии религии 156 KB
  РОЛЬ НАУЧНОЙ ФИЛОСОФИИ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИИ СОЦИОЛОГИИ РЕЛИГИИ Социологическое конкретнонаучное исследование процессов религиозности и секуляризации в современном глобальном обществе рискующем окончательно зайти в тупик этноконфессионального партикуля
15871. Марксизм VS экзистенциализм 227.33 KB
  В.С. Гриценко к. филос. н. доц. МАРКСИЗМ VS ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ2 Меня всегда настораживала мнимая непримиримость теоретических оснований экзистенциализма и марксизма старательно подчеркиваемая как той так и другой стороной. Я не ставлю себе целью помирить эти фило...
15872. Эволюция физической формы материи и единый закономерный мировой процесс 74 KB
  В.Ф. Панов д. физ.мат. н. проф. ЭВОЛЮЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ФОРМЫ МАТЕРИИ И ЕДИНЫЙ ЗАКОНОМЕРНЫЙ МИРОВОЙ ПРОЦЕСС Уровень изучения природы и общества в современном мире требует от философии перехода от абстрактновсеобщей диалектики доказавшей что развитие во всем мире осу...
15874. Логико-математическое доказательство несуществования времени как атрибута и первичного свойства материи 329.76 KB
  В.И. Астафуров ЛОГИКОМАТЕМАТИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО НЕСУЩЕСТВОВАНИЯ ВРЕМЕНИ КАК АТРИБУТАИ ПЕРВИЧНОГО СВОЙСТВА МАТЕРИИ Введение Выработка правильного научного мировоззрения отображающего реальное бытие физического мира является актуальной задачей естес
15875. Проблема субъекта истории в современном марксизме и концепция постиндустриального общества 109 KB
  ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА ИСТОРИИВ СОВРЕМЕННОМ МАРКСИЗМЕ И КОНЦЕПЦИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА Настоящая статья служит обобщением базовых положений классического и современного марксизма в отношении человека общества истории в единую схему способную послужить дале
15876. Концепция структурности бытия в философии информационного общества 70.5 KB
  Усложнение структуры как материального, так и духовного компо-нента общественного бытия в условиях формирования информационного общества становится одной из научных проблем, требующих специаль-ного философского осмысления. Разработанная философской школой Пермского классического университета концепция уровней